Для рек какого бассейна характерен самый короткий период навигации

Навигационный период (продолжительность навигации) — период, когда водный путь свободен ото льда и с учетом гидрологических условий может быть использован для движения транспортных средств. Продолжительность навигации определяет эксплуатационный период работы флота и портовых комплексов и соответственно, влияет на экономическую эффективность работы водного транспорта. В широком смысле слова водный транспорт включает в себя речной и морской виды транспорта. Природно-климатические условия оказывают существенное влияние на работу водного транспорта и в частности на продолжительность навигационного периода.

Сухопутную терр. РФ омывают 14 морей, характеризующихся большим разнообразием природно- климатических условий. Температура и влажность воздуха, количество солнечных дней в году, температура воды и другие факторы, оказывают существенное влияние на продолжительность ледяного покрова водных путей. На морском транспорте период физической навигации колеблется от 11 мес. в южной части Каспийского моря до 6–7 в Белом море. Моря Сев. Ледовитого океана: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Вост.-Сибирское и Чукотское большую часть года находятся подо льдом. Исключение составляет юго-западная часть Баренцева моря, которая не замерзает под влиянием теплого течения Гольфстрим. Охотское и Берингово моря замерзают на 8 месяцев за исключением южной части Берингова моря, которая свободная ото льда круглый год. Японское море замерзает только в северо-западной части.

На Черном море судоходство осуществляется в течение всего года. Однако в его северо-западной части во время зимнего периода перевозки выполняют с помощью ледоколов. На 2–3 мес. замерзают Азовское море и сев. часть Каспийского. Финский залив Балтийского моря замерзает на период до 6 мес., Рижский- до 3. Центральная и южная части Балтийского моря свободны ото льда, как правило, в течение всего года.

На речном транспорте навигационный период также находится в тесной зависимости от природно- климатических условий и гидрологического режима водных путей. В нижнем течении Волги продолжительность навигации достигает 10 мес., а на Северной Двине и на реках Крайнего Севера- менее 2- 4 мес. Часть рек в южных регионах страны может быть использована для судоходства только в течение короткого наводного периода для эксплуатационного завоза грузов. Разница между наибольшей и наименьшей продолжительностью навигационного периода на отдельных участках водного бассейна может достигать двух месяцев, поэтому прогнозирование сроков начала и окончания навигации на предстоящий год не отличается особой точностью.

Зависимость продолжительности навигации от природно-климатических и гидрологических условий водных путей привела к тому, что за начало и конец физической навигации принимают средне- многолетние даты соответственно полного очищения участка пути ото льда и появления шуги на нем. Даты открытия и закрытия навигации установленном порядке оформляют и публикуют в виде извещения. Установление гарантированных сроков начала и окончания навигации имеет важное значение, как для организаций транспорта, так и для грузовладельцев и смежных видов транспорта, так как эти сроки определяют даты предъявления грузов к перевозке речным и морским транспортом и переключения грузопотоков с водного транспорта на смежные виды. Период между первым отправлением судов на линии и расстановкой всего флота по участкам работы называется периодом разворота навигации.

В крупных пароходствах разворот навигации длится до 30 суток., а с учетом работы флота на боковых реках- до 40 суток. С целью улучшения экономических показателей работы флота и портовых комплексов в начальный период навигации выполняют передислокацию транспортных средств из мест зимовки до постоянных участков работы. Передислокацию стремятся выполнить с миним. потерями провозной способности. Напр., на речном транспорте несамоходные суда в попутном направлении загружают местными грузами, а тяговые средства используют на буксировке плотов или отдельных несамоходных судов. После разворота навигации организация работы флота по графику заключается в создании каждому транспортному судну условий для выполнения плановых норм загрузки, следования и обработки в портах, исключения аварий и аварийных происшествий.

Важное значение имеет поддержание необходимого ритма работы флота, обеспечивающего равномерное прибытие судов в порты обработки. С этой целью на грузовых линиях устанавливают календарные даты отправления судов. Ритмичная работа флота зависит не только от работников службы перевозок и движения флота. Снабжение, материально- техническое обеспечение, ремонт, грузовая обработка, шлюзование, перемещение кадров плавсостава- все влияет на ритм транспортного конвейера. Мероприятия завершающего периода навигации предусматривают постепенный вывод судов из эксплуатации и расстановку их по плановым пунктам зимовки. Важный фактор совершенствования режима и организации работы транспортников –продление навигационного периода.

Читайте также:  Пергидроль для бассейна рублевское шоссе

Замерзаемость водных путей ухудшает технико-экономические показатели работы организаций транспорта. Прекращение работы зимой приводит к неполному использованию производственных фондов и трудовых ресурсов. Продление навигации или организация круглогодичной работы флота и портов позволяет (полностью или частично) устранить потери, вызываемые фактором сезонности.

Решение проблемы увеличения навигационного периода позволяет не только повысить экономическую эффективность работы флота и портов, но и оказывает существенное влияние на развитие и расширение сферы деятельности водного транспорта в целом, поскольку одной из причин недостаточного использования и невысоких темпов развития речного и морского транспорта является сезонность его работы. Как правило, увеличение длительности навигационного периода на водных путях достигается путем применения ледоколов. Ледоколы обычно используют: для разрушения ледяного покрова с целью более раннего вскрытия водных путей, обеспечения транзитного движения судов и составов в весеннее время на путях с зарегулированным стоком, проводки судов и составов во льдах, в т.ч. к устьям боковых рек, обеспечения плановой расстановки судов по пунктам зимнего отстоя в период осеннего ледохода и начала ледостава, подачи судов под погрузку в ледовых условиях, вывода судов из затонов и т. д. В целом применение ледоколов на внутренних водных путях позволило более надежно эксплуатировать транспортный флот и увеличить его провозную способность, расстановку по пунктам зимовки и погрузки.

Значительный эффект достигается благодаря проводке судов во льдах в весенний период к устьям боковых рек, на которых паводок наступает до вскрытия магистральных водных путей. На многих боковых реках, в особенности протекающих по степным р-онам, весенний паводок очень не продолжителен, в отдельные годы составляет лишь 12–15 суток. Если перед началом паводка не сосредоточить флот у устья такой боковой реки, то завоз грузов в ее пункты может быть сорван. Значительного увеличения эксплуатационного периода у судов внутреннего плавания удалось достичь при появлении в составе речного флота судов смешанного плавания, которые имеют высокую прочностную характеристику и приспособлены для плавания в зимнее время не только по рекам, но и по морям. Однако продление навигационного периода вызывает дополнительные расходы, напр., на ледокольное обеспечение и на возмещение простоев и задержек транспортных судов во время их следования во льдах. Поэтому, целесообразность продления навигации в каждом конкретном случае должна определяться комплексно, с использованием показателей эффективности работы.

Важное направление снижения влияния сезонности на показатели работы организаций транспорта (фондоотдача в т и т км на 1 руб. осн. производственных фондов; рентабельность осн. деятельности, производительность труда и др.) — увеличение интенсивности использования флота и портов в навигационный период.

Источник

Транспортировка нефти и нефтепродуктов морскими и речными путями имеет массу преимуществ. Такой способ экономически выгоден по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками, требует меньшего количества обслуживающего персонала, а для отдаленных районов часто является единственным способом доставки топлива. Но есть у морских и речных перевозок существенный недостаток – они осуществляются только в навигационный период.

Что такое навигационный период?

Периодом навигации на водном транспорте называется промежуток времени, в течение которого внутренние водные транспортные пути открыты для передвижения судов. Обычно это время года с апреля по ноябрь, но для каждого района такой период устанавливается индивидуально с учетом климатических изменений.

Соответственно и работники речного флота, непосредственно участвующие в плавании и называемые плавсоставом, в зимний период не занимаются основной деятельностью. Но при подсчете трудового стажа отработанный полный навигационный период на водном транспорте приравнивается к году работы. Поэтому вопрос «Как считать трудовой стаж для плавсостава?» возникает у кадровиков только в случае частично отработанного навигационного периода.

Читайте также:  Корыто для бассейна интекс

Когда начинается навигация в 2018 году?

Даты открытия и закрытия речных шлюзов на территории РФ устанавливаются Федеральным агентством речного и морского транспорта. Они преимущественно не меняются каждый год, но могут корректироваться для отдельных районов с учетом изменений климата.

Навигация в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе осуществляется на следующих речных путях:

  • р. Волга,
  • р. Дон и Волго-Донской судоходный канал,
  • р. Москва и Канал имени Москвы,
  • р. Ока,
  • Волго-Балтийский водный путь,
  • Беломорско-Балтийский канал,
  • Северо-Двинский канал.

Самый длительный навигационный период наблюдается на Волге и Дону: шлюзы Волго-Донского канала и Волжской ГЭС в Волгограде открываются уже 1 апреля, а закрываются 25-27 ноября. Наименее продолжительный период функционирования у шлюзов Беломорско-Балтийского канала: с 20 мая по 15-31 октября.

Поставки топлива морским и речным транспортом

Перевозка нефти и ее производных водными путями осуществляется нефтяными танкерами – грузовыми судами, предназначенными специально для наливных грузов. Крупные танкеры для перевозки сырья доставляют сырую нефть с добывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы. Далее готовые нефтепродукты доставляют с НПЗ к местам реализации танкерами меньших размеров.

Прием и отпуск нефтепродуктов с танкеров осуществляется посредством операций налива и слива с использованием специального оборудования и вспомогательных грузовых операций. Для слива/налива предусмотрены отдельные стационарные или плавучие причалы, а на закрытых рейдах – подводные трубопроводы.

Для перевозки нефтепродуктов используются два вида судов:

  • суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки до 45⁰включительно;
  • суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки от 46⁰.

Для бункеровки (заправки) нефтяных танкеров используется топливо бункеровочное легкое (ТБЛ). Этот вид топлива по функциональным характеристикам соответствует судовому маловязкому топливу (СМТ) и кроме бункеровки судов может применяться для заправки сельскохозяйственной и строительной техники. Наиболее популярным топливом для нефтяных танкеров в РФ является топливо «Лукойл» вид 1, вид 2 и топливо «Роснефть» вид 1, вид 2. Оно отличается высокой температурой вспышки (от 93⁰) и низким порогом застываемости (от -44⁰).

Источник

— промежуток времени, в течение которого данный порт или водный путь доступен для движения судов (свободен ото льда, имеет достаточную глубину и т. д.).

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое «НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД» в других словарях:

СЕГЕРС (Seghers) Херкюлес — (1589 или 1590 1638) нидерландский живописец, гравер. В поэтичных реалистических пейзажах изображал просторы нидерландских равнин, горы и речные дали … Большой Энциклопедический словарь

Борисов, Юрий Олегович — Режиссер, сценарист; ролился в 1956 г. в г. Киеве. Окончил Ленинградскую консерваторию по специальности «режиссура музыкального театра». Работал в Московском камерном музыкальном театре, Московском театре оперетты, в «Антрепризе… … Большая биографическая энциклопедия

Poppit — Pop pit, n. a small plastic bead with opposed holes and protuberant knobs, so shaped that the beads may be fastened to each other in chains and detached easily, and can be used to form variable length chains for use as necklaces, bracelets, or… … The Collaborative International Dictionary of English

Clawback — Claw back , n. A flatterer or sycophant. [Obs.] Take heed of these clawbacks. Latimer. [1913 Webster] … The Collaborative International Dictionary of English

Источник

Реки России

Во-первых, реки европейской и азиатской частей бассейна различаются по длине и характеру течения. Водораздел, с которого стекают главные сибирские реки, находится далеко на юге Сибири — в горах Алтая, Саян, Забайкалья. Для рек же европейской части водораздел пролегает гораздо ближе к океану и отличается существенно меньшими высотами (найдите на карте). Поэтому крупные сибирские реки длинные, спокойные лишь в нижнем течении. В верхнем течении они стремительные, бурные и имеют долины горного типа.

Во-вторых, реки бассейна Северного Ледовитого океана замерзают на самый длительный срок (см. карту на рис. 56), а период навигации на них — самый короткий, и в-третьих, они самые полноводные (см. карту на рис. 54). Кроме того, верховья рек, текущих с юга на север в Северный Ледовитый океан, весной освобождаются ото льда значительно раньше, чем низовья. Поэтому возникают ледяные заторы (особенно на Лене), которые могут вызывать наводнения, порой катастрофические.

Читайте также:  Фонтан для дачного бассейна

2) Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Главная река этого бассейна — Амур (длина с Аргунью 4440 км) и его притоки — Зея, Бурея, Уссури. На карте (см. рис. 57) хорошо видно, что граница этого бассейна протянулась вдоль Тихого океана. Рельеф здесь гористый (см. физическую карту), поэтому реки не слишком длинные (кроме Амура и Анадыря). Кроме того, в условиях муссонного климата в этом бассейне зимой выпадает мало снега, сильных весенних половодий не бывает. Однако во время паводков, связанных с летними муссонными дождями, вода в Амуре и его притоках поднимается на 10—15 м, затапливая обширные пространства. Особенно катастрофические разливы бывают летом и в начале осени, когда на Дальний Восток обрушиваются внезапные и сильные ливни тропических циклонов — тайфунов. Так, с конца июля по сентябрь 2013 г. юг Дальнего Востока был охвачен катастрофическим наводнением. По утверждению специалистов, наводнение такого масштаба случилось впервые за 115 лет наблюдений.

Самая полноводная река — Енисей, самая знаменитая — Волга, самые длинные — Обь с Иртышом, Амур с Аргунью и Лена, самый большой бассейн — у Оби.

Реки Чукотки и бассейна Охотского моря (определите по картам, какое у них питание) полноводны в конце весны и начале лета.

3) Реки бассейна Каспийского моря- озера, относящиеся к области внутреннего стока, занимают всего около 10% территории страны. Это в подавляющем большинстве равнинные реки (исключение — верховья Терека, Урала) с хорошо разработанными долинами, широкими поймами, медленным течением. Самая крупная река (не только в европейской части России, по и во всей Европе) — Волга (3530 км) и её притоки — Ока и Кама.

4) Наименьшую часть территории России (около 5%) занимают реки бассейна Атлантического океана. Эти реки (нс забывайте смотреть на карту) несут воды на запад в Балтийское море (Нева, Западная Двина) и на юг (Дон, Днепр).

НАШИ РЕКИ ОБЛАДАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ВОДЫ, НО НЕРАВНОМЕРНЫМ ПО СЕЗОНАМ СТОКОМ, НЕРАВНОМЕРНО РАЗМЕЩЕНЫ ПО ТЕРРИТОРИИ, И БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ ЗАМЕРЗАЕТ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Питание и режим реки.

1. Что такое водоносность реки? Какие показатели её характеризуют?

2. Дайте определения расхода воды и годового стока.

3. Что такое падение и уклон реки? От чего они зависят?

4. Выберите верный ответ. Преимущественно дождевое питание имеет река: а) Амур; б) Енисей; в) Лена; г) Терек.

5. Выберите верный ответ. От климата зависит: а) скорость течения; б) режим реки; в) направление течения.

6. Выберите верные ответы. Реки России относятся к бассейну: а) Индийского океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Атлантического океана; д) внутреннего стока.

7. Перечислите особенности рек России.

8. Подпишите на контурной карте крупные реки России и их притоки.

9. Чтобы определить падение реки, надо вычислить разность между высотой её истока и высотой устья. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м (за исключением Каспийского моря-озера, где устья рек лежат на высоте -27 м). Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (например. Ангара из озера Байкал), то высота истока — уровень поверхности воды в озере.

Рассчитайте падение рек Печоры (высота истока 676 м), Камы (высота истока 331 м, высота устья 36 м).

10. Используя тематические карты атласа, дайте характеристику одной из российских рек (по выбору) но плану: а) географическое положение; б) длина, высота истока и устья; в) питание и режим; г) неблагоприятные явления на реке и их причины; д) хозяйственное использование.

Источник

Оцените статью