Фонтаны древности
«…О фонтанах Рима можно было бы, написать целую книгу. Они низвергаются шумящими каскадами с искусно расположенных скал, как фонтан Треви или большой фонтан Бернини на Пьяцца Навона. Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Одни из них высоко бросают вверх водяные столбы, разбивающиеся при падении в водяную пыль, образующую на солнце радугу. Другие бьют тонкой хрустальной струей и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли». (П. Муратов).
Но прекрасны не только фонтаны Рима, а, наверное, все фонтаны, даже самый маленький и скромный, дарящий прохладу в жару и навевающий романтические грёзы в течение всего лета.
И трудно представить город, в котором бы, как наичистейшее дыхание души, не били бы фонтаны.
Слово фонтан произошло от латинского «fons» – «Источник, первопричина, начало» и от латинского «fontana», что переводится, «источник, ключ, родник» и обозначает не только природное, но и искусственно созданное биение, выплёскивание вверх или в сторону жидкости под действием оказываемого на неё давления.
Человек, которому впервые пришло в голову создать искусственный фонтан, вероятно, пытался скопировать гейзер или другой источник, выбивающий из-под земли на определённую высоту.
На заре цивилизации фонтаны были очень простыми, потом их основание стали выкладывать камнями, украшать ракушками, а затем и выстилать плиткой.
Но изначально они создавались не для украшения селений и городов, а с чисто практической целью, чтобы из них можно было черпать воду для питья, бытовых целей и полива насаждений.
Считается, что первыми сооружать фонтаны стали жители Месопотамии. Они использовали фонтаны для орошения своих роскошных садов, которые располагались в сухих высокогорных районах. Фонтаны способствовали вызреванию в них сочных вкусных плодов, которыми наслаждались местные жители и восхищались путешественники, разнося славу о них по всему миру.
Из фонтанов поливались и другие культуры, а так же декоративные растения, например, деревья, которые не давали съедобных плодов, но создавая тенистые аллеи, спасали людей от зноя.
В Древнем Египте фонтаны использовались и с практической и с декоративной целью. Сохранились древние мозаики с изображением этих фонтанов.
Чаще всего их устанавливали в саду в середине прямоугольного пруда. Вода из них использовалась для полива фруктовых деревьев и декоративных растений.
Нередко фонтаны устанавливались внутри не только садов, двориков, но и жилищ. Из них черпали воду, предназначенную для питья, приготовления еды и других домашних нужд.
Фонтаны Древней Греции так же сначала носили функцию обеспечения людей питьевой водой и для увлажнения и охлаждения воздуха.
Фонтаны и источники в священных рощах играли важную роль в ритуалах, совершаемых в честь античных богов. На вилле Мистерий в разрушенных извержением вулкана Помпеях до наших дней сохранилось среди барельефов, украшавших фонтан, изображение Фортуны с рогом изобилия.
Позднее фонтаны Древней Греции стали сооружаться в каждом городе и приобретали всё большую декоративность.
Их дно выкладывалось мрамором, мозаикой, появились фигурки, которые двигались под воздействием струй. В древних документах есть описание фонтанов с механическими птицами, которые мелодично пели и умолкали тотчас, как появлялась сова, тоже, разумеется, механическая.
Часто фонтаны составляли одно целое с водяными часами или водяным органом.
Своими прекрасными фонтанами славилась Древняя Персия.
Период расцвета приходился на IV тысячелетие до н.э.
Особенно популярны были фонтаны, располагавшиеся в роскошных персидских садах, которые персы именовали не иначе, как рай на земле.
Сад на Востоке был поделён на четыре части – олицетворяющие четыре сущности – воду, растения, цветы и музыку.
В одной части располагался сад, где люди укрывались от жаркого солнца и отдыхали, в другой их взор и обоняние услаждали самые яркие цветы, в третьей они наслаждались музыкой, а в четвёртой располагались водоёмы для орошения и прекрасные фонтаны на террасах, выложенных плиткой.
Древнеперсидские мастера умели так строить фонтаны, что они зачаровывали искусно созданной игрой света и тени. Немалую роль в этом играли и капли влаги, падающие на разноцветную плитку, которой были выложены террасы.
Персидские сады и фонтаны оказали позднее большое влияние и на европейскую архитектуру.
Известно, что многие земли Испании были в своё время завоёваны маврами. Они и создали в Гренаде, Толедо и других испанских городах сады и фонтаны, подобные тем, что были на их родине.
Фонтаны любили и умели строить в Древнем Китае и Японии.
При создании знаменитого японского сада в Киото участвовали монахи буддисты. Поэтому каждый элемент сада имеет определённое значение и настраивает посетителей на то или иное восприятие, создаёт умиротворяющее или иное состояние души,
Своими фонтанами, несомненно, славился Древний Рим. Влияние на него оказали, как фонтаны находящейся поблизости Греции, так и восточные фонтаны, которые ярко описали вернувшиеся на родину легионеры, принимавшие участие в многочисленных походах.
Но римляне не просто скопировали чужие фонтаны, они настолько усовершенствовали их, что те стали примером для остальных.
Древние римляне первыми начали применять в устройстве фонтанов насосы. Трубы, по которым подавалась вода под давлением, они изготавливали из обожжённой глины, а внутреннюю поверхность чаш выкладывали плиткой, что делается и сейчас во всём мире.
Струи римских фонтанов не только взмывали вверх и падали вниз, но уже и били из пасти различных, часто мифических животных и рыб.
Позднее появились первые дешевые трубы, изготовленные из свинца, остающегося в избытке при переработке серебряной руды.
Фонтаны в Риме приобрели такую сверх популярность, что в доме каждого состоятельного человека появился бассейн с небольшим фонтаном. Вода из него использовалась для бытовых нужд, а в жару он служил своеобразным кондиционером.
В I веке нашей эры в Риме в среднем каждый житель расходовал до 1300 литров воды в день.
В Европе фонтаны долгое время служили только для бытовых и сельскохозяйственных целей. Кроме того в Средние века фонтаны создавались в монастырских садах. Считалось, что журчание их струй и созерцание верующими воды в уединённом месте способствует размышлениям о Боге и произнесению искренних молитв.
И только в период Эпохи Возрождения фонтаны стали важной декоративной деталью архитектурных сооружений. В них, как правило, повторялся римский стиль.
Поразительных вершин ландшафтно-паркового искусства создание фонтанов и парков достигло во Франции в XVII веке. Венцом творенья дворцово-парковых ансамблей был признан Версаль. Он до сих пор потрясает всякого побывавшего там своей совершенной красотой и гармонией.
С тех пор Франция стала примером для архитекторов, создающих дворцово-парковые ансамбли во всём мире.
Источник
История фонтанов
«Смотри, как облаком живым / Фонтан сияющий клубится / Как пламенеет, как дробится / Его на солнце влажный дым». История фонтанов насчитывает не одно тысячелетие. На заре цивилизации они несли чисто практическую функцию, орошая сады в засушливых регионах. Позднее им довелось оказать влияние на европейскую архитектуру и азиатскую духовную жизнь. В наши дни фонтаны считаются обязательным атрибутом городского благоустройства и чуть ли не главным украшением, призванным радовать глаз.
Иллюстративный ряд дошедших до наших дней реликвий Древнего Египта и Месопотамии содержит изображения фонтанирующих источников. В те времена люди ещё не сформулировали принцип сообщающихся сосудов, однако уже с успехом применяли его на деле. Внимание древнего человека привлекли бьющие из-под земли источники и заставили задуматься о том, как можно применить это явление там, где необходимо. Один из образцов подобных конструкций известен как фонтан Герона. Он представляет собой три сосуда, расположенных один над другим и сообщающихся между собой. Верхний имеет форму открытой чаши, а два нижних – закрытые. В первый сосуд наливается вода, которая по трубке поступает вниз. Когда в одном из нижних увеличивается давление, жидкость перетекает в средний сосуд, откуда под напором попадает обратно в чашу. Египтяне устраивали работающие по этому принципу фонтаны в садах возле прудов, и, несмотря на засушливый климат, там всегда красовались декоративные растения.
В Древней Персии зелёные уголки отдыха напоминали небольшие Эдемы – от палящего солнца защищала сень деревьев, дивно пахли диковинные цветы, щебетали птицы, а журчание водных струй умиротворяло. Позднее именно эти сады оказали влияние на последующий облик европейских городов – вернувшиеся из военных походов римские солдаты с восторгом рассказывали о заграничных диковинках, и вскоре подобное появилось в Вечном городе. Но римляне пошли дальше – воду заключили в трубы из обожжённой глины, украсили чаши цветной плиткой и мозаикой, а струи били из пастей животных и рыб. В домах состоятельных граждан появлялись бассейны с бьющими из середины водными струями. Творчески подошли к украшению городов и древние греки – фонтаны сооружались из мрамора и совмещались с водными часами и кукольным театром.
В период эпохи Возрождения взоры Европы вновь устремились к античному наследию. Фонтаны стали ключевой деталью в оформлении парковых ансамблей. Истинной законодательницей мод в этом плане стала Франция. Образчиком последних научных достижений того времени стали фонтаны Версаля. Сооружённые в период правления Людовика XIV, они до сих пор обслуживаются дореволюционной гидросистемой. Ежегодно Версаль посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться вырывающейся из скульптур водной пылью. Однако многие признаются, что версальские фонтаны сильно проигрывают блистательному Петергофу. Император Пётр I пожелал увековечить славу Российской империи и перещеголять европейцев – и ему это удалось. Сверкающие струи из уст золотых титанов впечатляют туристов со всего мира. А в Москве фонтаны несли чисто утилитарную функцию – из них брали воду и поили лошадей. Один из старейших московских фонтанов, который находится в рабочем состоянии, расположен прямо за памятником Карлу Марксу на Театральной площади у стен Кремля.
История фонтанов связана и с духовными устремлениями человека. Как известно, лёгкий шум воды расслабляет и умиротворяет. Этим умело пользовались в монастырях – лёгкое журчание в садах настраивало на молитвенный лад и восхищение божьим творением. Многие средневековые трактаты были созданы благодаря нужному настрою. Восточные духовные практики требовали сосредоточения – этого состояния легко было достичь, бесконечно любуясь струями воды.
Наконец, считалось, что стремящиеся к небу фонтаны славят богов – а значит, небожители будут милосердны к человечеству. Современный человек тоже отмечает приятные ощущения, находясь около фонтана в жаркий день. Никакой мистики: помимо естественного освежающего эффекта, брызги привносят в воздух отрицательные ионы, которые благотворно влияют на атмосферу.
Улица Мира в парке-музее ЭТНОМИР
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира в ЭТНОМИРе – уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете. Здесь можно совершить путешествие по всей планете – от Японии до Северной Америки. Путешествовать можно самостоятельно, а также в рамках обзорной экскурсии по Улице Мира. Двери всех домов открыты для гостей!
Источник
История создания фонтанов: раскрываем суть
Фонтан (от лат. fontana в значении «источник», «родник», «ключ») — природное или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. В последнем случае, особенно, когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, такой фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом.
История
Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда.
Подобные фонтаны использовали и в Месопотамии и Персии, славившимися своими прекрасными садами. Здесь на Востоке они получали еще большую популярность.
По определенным канонам персидский восточный сад должен был отражать четыре разных сущности – воду, цветы, растения и музыку, что можно заметить на старинных изображениях и ковровых рисунках. Мусульманские сады окружались террасами из разноцветной плитки, брызги фонтана, отражаясь от них, создавали необыкновенную игру света и тени.
Позже по подобию были построены сады в Толедо, Гранаде и других городах.
В садах другого типа единство создавали вода, цветы, деревья, свет и тень. Ярким примером такой ландшафтной архитектуры считаются сады Тадж Махала в Индии и сады Шалимара. В таких садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают, создавая водоемы и водопады.
Огромные значения фонтаны имели в Китае и Японии. В создание знаменитого японского сада Киото участвовали монахи буддисты. Каждый элемент этого сада несет в себе особое значение и вызывает у посетителей определенное настроение и состояние души.
Ландшафтной и архитектурной основой фонтанов и садов в Европе послужили персидские сады. В средние века сады появлялись при монастырях и подобно персидскому саду делились на четыре части – для цветов, трав, овощных культур и фруктовых деревьев. В середине сада был расположен колодец или фонтан – место уединения, размышления и молитвы для послушников монастыря. Но в основном, как и в Древнем мире, в Средневековье фонтаны использовались как источники водоснабжения – для полива и питья.
Только с началом Эпохи Возрождения фонтаны в Европе становятся частью архитектурного ансамбля, его ярким акцентом, а порой главным элементом. Римский стиль стал главным.
На помощь к природным источникам пришли насосы и вместо подземных ключей на римских холмах забили фонтаны. Примером итальянского ренессанса служила вилла Ланте.
Постепенно новые веяния в архитектуре стали распространяться по всей Европе.
Наибольший рассвет ландшафтно-паркового искусства был достигнут во Франции в 17 веке, его венцом стал Версаль – король регулярных парков, ставший основой для создания подобных дворцово-парковых ансамблей во всем мире.
В конце 17 века с приходом «романтизма» претерпело изменение и ландшафтное искусство. В моду вошли парки в «английском стиле», когда все наиболее приближено к «дикой» природе, без шика и помпезности. Архитектура водных источников также отличалась природной естественностью и простотой.
Современные фонтаны соревнуются в высоте. Фонтан короля Фахда расположенный на Красном море, поднимается на высоту 260 м , в хорошую погоду он может достичь высоты 318 м (для сравнения высота Эйфелевой башни равна 300 метрам).
В современных фонтанах значительную роль играют передовые технологии, новые изобретения.
Теперь идеи искусства получили новое воплощение, соединив в себе задумки архитекторов, художников и специалистов высокотехнических областей. Новым веянием стала фееричная игра цвета, искусство освещения, сочетание музыки, света, динамики.
Фонтан короля Фахда (Джидда, Саудовская Аравия)
О любви человечества к фонтанам свидетельствуют многие факты. Сегодня фонтаны – это не только красота воды, красота натурального камня, но и применение высоких технологий. Поражает воображение фонтан короля Фахда в Джидде, в котором вода Красного моря способен подняться на высоту до 312 м, что даже выше Эйфелевой башни! Мощнейшая насосная станция размещена на глубине более 20 м под водой. Расход воды в каждом из двух действующих насосов – 2250 т/ч.
Источник