Тема 5. Морской транспорт и география перевозок
Морской транспорт за истекшее столетие претерпел коренные изменения, а его роль в мировом хозяйстве чрезвычайно усилилась. Он обеспечивает не только развитие экономических связей, но и пространственную экспансию хозяйственной деятельности во многих районах Мирового океана. Доля морского транспорта в транспортной системе мира по объему грузооборота возросла с 52 % в 1950 г. до более 62 % в конце 1990-х гг. Высоким темпам его развития способствовало углубление международного географического разделения труда, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок сырья и топлива, а также сбыта своей продукции на мировых рынках. В середине ХХ в. объем мировых морских перевозок достиг 525 млн т и к 2000 г. вырос почти в 10 раз (табл. 15). С учетом того, что одновременно с увеличением количества перевозимых грузов возрастали в целом и расстояние, более полно динамику работы морского транспорта характеризует грузооборот в тонно-милях (млрд): 1937 г. – 1,8, 1950 г. – 2, 1960 г. – 4, 1970 г. – 10,6, 1980 г. – 13,1, 2000 г. – 21. В целом быстрое наращивание объема морских перевозок происходило до середины 1970-х гг., т. е. до начала энергетического и сырьевого кризиса, который привел к сокращению морской торговли, демонтажу значительной части морского флота. Затем после кратковременного оживления морского судоходства к середине 1980-х гг. оно снова резко снизилось под влиянием экономического кризиса. В 1990-х гг. наблюдался медленный рост морских перевозок, ослабление спроса прогнозируется и на ближайшие годы. Восстановление экономического потенциала в странах СНГ, дальнейший экономический подъем Китая и других развивающихся стран позволяют прогнозировать умеренный рост мирового тоннажа морского флота и объема перевозок в первой половине ХХIв.
5.1. Развитие мирового морского флота
Для характеристики тоннажа морского флота применяются два показателя − грузовместимости и грузоподъемности судна. Грузовместимость − объемная единица вместимости судна. Валовая вместимость измеряется в брутто-регистровых тонах (1 бр.-рег. т равна 100 футам 3 или 2,83 м 3 ). Грузоподъемность − вес полезного груза и грузовых запасов, которые может поднять судно при погружении на установленную величину (измеряется в тоннах дедвейт). Динамика тоннажа морского флота до начала 1980-х гг. отличалась высокими темпами роста. В первой половине ХХ в. тоннаж флота вырос в 2,8 раза (с 28,6 млн рег. т в 1900 г. до 81,6 млн в 1950 г.). В период активного роста всего за 20 лет (1960−1980 гг.) он увеличился в 3,3 раза, т. е. в среднем годовые темпы прироста составляют 6,2 % (таб. 16). Снижение перевозок нефти в результате энергетического кризиса привело к замедлению роста мирового судоходства, в 1979−1983 гг. из эксплуатации были выведены суда общей грузоподъемностью в 50 млн т дедвейт. В 1987−1988 гг. тоннаж флота несколько уменьшился. Затем ежегодный прирост колебался от 0,8 до 3,2 % (в 1991 г.), в 1999 г. он составил 1 %, а в 2000 г. − 1,5 %.
Динамика объема морских перевозок
Индекс, в % к предшествующему периоду
Источник
Динамика объемов морской перевозки грузов
Ассоциация
морских торговых
портов
Вы здесь
Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2022 г.
Грузооборот морских портов России за январь-декабрь 2022 года увеличился на 0,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 841,5 млн тонн.
Объём перевалки сухогрузов составил 404,7 млн тонн (-2,0%), в том числе: угля – 206,5 млн т (+1,8%), грузов в контейнерах – 45,3 млн т (-26,0%), зерна – 45,1 млн т (+6,4%), черные металлы –24,5 млн т (-15,7 %), минеральных удобрений – 24,2 млн т (+25,1%), руда – 12,6 млн т (+6,0%), грузы на паромах — 6,6 млн т (рост в 1,6 раза).
Объем перевалки наливных грузов составил 436,8 млн тонн (+3,4%), в том числе сырой нефти – 256,0 млн т (+7,5%), нефтепродуктов – 138,8 млн т (-5,3%), сжиженного газа – 35,2 млн т (+8,8%), пищевые грузы – 4,5 млн тонн (+8,6%).
Экспортных грузов перегружено 667,5 млн т (+1,0%), импортных грузов – 36,3 млн т (-10,2%), транзитных – 60,7 млн т (-5,9%), каботажных – 77,0 млн т (+10,7%).
Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 98,5 млн тонн (+4,4%), из них объём перевалки сухих грузов составил 29,4 млн тонн (+1,5%), наливных грузов — 69,1 млн тонн (+5,7 %). Грузооборот портов Мурманск составил 56,3 млн т (+3,2%), Сабетта – 28,4 млн т (+1,6%), Варандей – 5,9 млн т (+26,9%) и Архангельск – 2,3 млн т (-28,7%).
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 245,5 млн тонн (-2,9%), из них объём перевалки сухих грузов составил 96,9 млн тонн (-18,1%), наливных грузов – 148,6 млн тонн (+10,4%). Грузооборот портов Усть-Луга составил 124,1 млн т (+13,5%), Приморск – 57,1 млн т (+7,8%), Большой порт Санкт-Петербург – 38,8 млн т (-37,5%), Высоцк – 16,0 млн т (-5,2%).
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 263,6 млн тонн (+2,7%), из них объём перевалки сухих грузов составил 121,1 млн тонн (+6,0%), наливных грузов – 142,5 млн тонн ( 0,0%). Грузооборот портов Новороссийск составил 147,4 млн т (+3,3%), Тамань – 42,8 млн т (+19,5%), Туапсе – 21,7 млн т (-12,0%), Кавказ – 16,6 млн т (-3,2%), Ростов-на-Дону – 15,0 млн т (-3,5%).
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 6,0 млн тонн (-13,9%), из них объём перевалки сухих грузов составил 3,2 млн тонн (+21,3%), наливных грузов – 2,8 млн тонн (-35,1%). Объём перевалки грузов порта Махачкала снизился до 3,0 млн т (-30,6 %), порт Астрахань увеличил грузооборот до 2,5 млн т. (+11,8%).
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 227,8 млн тонн (+1,5%), из них объём перевалки сухих грузов составил 154,0 млн тонн (+3,5%), наливных грузов – 73,8 млн тонн (-2,3%). Грузооборот портов Восточный составил 82,3 млн т (+5,9%), Ванино – 37,6 млн т (+6,4%), Владивосток – 32,2 млн т (+8,9%), Находка – 25,8 млн т (-4,1%), Пригородное – 15,4 млн т (+6,3%).
За январь-декабрь 2022 года в морских портах было обслужено 62525 пассажирских судов (рост в 3,0 раза) и морскими пассажирскими терминалами было обслужено 3880,2 тыс. человек (рост в 1,9 раза), в том числе количество отправленных пассажиров из портов составило 3515,7 тыс. человек (рост в 2,0 раза), прибывших – 364,5 тыс. человек (+20,0%). Обслуживание транзитных пассажиров отсутствовало.
Основное количество пассажиров было обслужено на специализированных пассажирских терминалах в портах Севастополь – 3152,7 тыс. человек (рост в 2,1 раза), Ялта – 456,0 тыс. человек (+24,5%), Сочи – 209,9 тыс. человек (+13,6%).
Источник
Стратегический отчет
Основная цель планов развития инфраструктуры морских портов, в реализации которых Росморпорт принимает самое непосредственное и активное участие, — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.
ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
Уважаемые партнеры и коллеги!
Прошедший год стал для нас хорошим испытанием на прочность, проверкой способности быть гибче, жить и работать в новых реалиях. Пройдя сквозь трудности 2020 года, нам удалось сохранить главное — коллектив, не допустив существенных рисков для сотрудников Предприятия.
Мы выработали новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации, обеспечили коллектив дефицитными поначалу средствами защиты, внедрили мониторинг здоровья, перевели значительную часть персонала на режим дистанционной работы без ущерба для бизнес-процессов Предприятия. Активно внедряли цифровые инструменты и современные механизмы коммуникаций, заменившие ранее привычные форматы работы и общения. За счет этого нам удалось обеспечить бесперебойный и безопасный режим работы.
На фоне связанных с COVID-19 масштабных ограничений, сужения рынка углеводородов и провала биржевых цен на нефть грузооборот морских портов России снизился на 2,3%. Это, а также полная «заморозка» круизного судоходства, привело к снижению судозаходов: совокупные объемные показатели судов, заходивших в отечественные порты, упали на 9%. Пропорционально снизились и поступления от портовых сборов. Это привело к необходимости оптимизации и принятия ряда управленческих решений, оптимизации затрат и пересмотру программы деятельности Предприятия.
Суммарная выручка Предприятия по итогам года составила 28,5 млрд руб., что ниже показателя предыдущего периода более чем на 350 млн руб. Выровнять ситуацию во многом помогло заключение дополнительных договоров на коммерческие услуги флота. Выручка от коммерческой работы флота за прошлый год составила 4,8 млрд руб. — это рекордный для ФГУП «Росморпорт» показатель. Чистая прибыль по итогам 2020 года составила 584 млн руб.
Проведенная оптимизация затрат не привела к сокращению объемов инвестирования. На строительство новых капитальных объектов, а также реконструкцию, модернизацию и приобретение основных средств в прошлом году направлено 9,4 млрд руб. собственных и заемных средств. Это тоже рекорд за всю историю Росморпорт, который, как ожидается, будет «перекрыт» уже в текущем году.
Несмотря на все сложности, в 2020 году нам удалось добиться немалых побед. Так, мы приняли в состав флота ледокол «Виктор Черномырдин» — самый большой и мощный в мире среди неатомных ледоколов. Участие в церемонии подъема флага РФ на ледоколе принял Президент России. Всего флот Росморпорт пополнился 19 судами. Началось строительство ледокола для Дальневосточного бассейна мощностью 18 МВт. Организовано приобретение, дооснащение и дооборудование парусного судна в рамках реализации проекта «Школа под парусами». Был спущен на воду первый в России экологичный паром «Маршал Рокоссовский», который мы планируем принять в состав флота в этом году. Ледоколы Предприятия участвовали в ряде важнейших программ, в т. ч. в значимых международных проектах.
В рамках крупных задач по строительству портовой инфраструктуры мы завершили строительство первого этапа транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в акватории бухты Мучке и строительство акватории терминала в порту Усть-Луга. Начаты строительство чрезвычайно важного для Чукотского округа паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи (КПМИ) и формирование акватории для угольного терминала в бухте Суходол.
В октябре прошлого года Росморпорт разместил пилотный транш биржевых облигаций в объеме 4 млрд руб. Размещение показало высокий спрос на бумаги Предприятия, что позволило обеспечить низкую ставку заимствований. Полученные средства направлены на реализацию важнейших инвестпроектов.
Наша задача на 2021 год — не сбавлять обороты, успешно реализовать и не допустить срыва сроков по важнейшим проектам в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также завершить подготовку ФГУП «Росморпорт» к предстоящему акционированию. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» в 2021 году запланирован прирост производственной мощности морских портов в объеме более 45 млн тонн.
В планах Предприятия на среднесрочную перспективу — реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры. Мы планируем сохранить собственную инвестпрограмму по развитию имущественного комплекса, сделав особую ставку на обновление и пополнение флота, строительство и реконструкцию объектов систем обеспечения безопасности мореплавания.
Предприятие продолжит вести работу по обоснованной индексации тарифов портовых сборов, внедрению мониторинга экологической обстановки в портах, увеличению доли электронного документооборота, стандартизации договорной и нормативной базы Предприятия, повышению производительности труда.
Коллектив нашего Предприятия молодой, современный и ориентирован на развитие — уверен, что команде ФГУП «Росморпорт» под силу решать задачи любой сложности и оперативно реагировать на поступающие вызовы.
Источник