- Диктанты по русскому языку — 3 класс 4 четверть
- Диктант «Соловьиная песня»
- Диктант «Весенняя вода»
- Диктант «Цветочные часы»
- Контрольный диктант «Луковица с радостью»
- Контрольный диктант «Весеннее утро»
- Итоговый диктант «В походе»
- Итоговый диктант «Певчие птицы»
- Итоговый диктант «Береги птиц»
- Итоговый диктант «Утро в степи»
- Словарные диктанты 3 класс за год
- Диктанты по русскому языку — 3 класс 4 четверть
- Словарные диктанты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Предложение
- Правописание безударных гласных в корне слова
- Имя прилагательное
- Местоимение. Глагол
- Итоговые диктанты
Диктанты по русскому языку — 3 класс 4 четверть
Диктант «Соловьиная песня»
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла голову, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной тишине соловьиная песня.
Объём слов: 69
Грамматическое задание:
- Выпишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, с парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным. Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.
- Сделайте звуко-буквенный разбор слова: «поёт».
- Сделайте разбор как части речи: «в тишине», «подняла»
- Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе – глаголом.
От горшка два вершка — …, зарубить на носу — …
Диктант «Весенняя вода»
Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»
Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.
Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.
Объём слов: 63
Грамматическое задание:
- Выпишите три глагола, поставьте их в неопределенную форму, выделите суффикс.
- Разберите глагол прыгнула как часть речи.
Диктант «Цветочные часы»
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Объём слов: 62
Грамматическое задание:
- Разобрать по частям речи четвертое предложение
- Найти в тексте 3 глагола и определить время.
- Изменить глаголы по временам: узнать, посадить.
Контрольный диктант «Луковица с радостью»
Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.
Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.
И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.
И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.
Объём слов: 102
Грамматическое задание:
- Найти в тексте личные местоимения, подчеркнуть, подписать часть речи.
- В восьмом предложении подчеркнуть грамматическую основу, подписать части речи.
- Выполнять морфемный разбор слов:
Вариант 1 Привёз, подполье, желтый;
Вариант 2 Посадила, цветок, живой. - Выполнять морфологический разбор слова: луковицу.
Контрольный диктант «Весеннее утро»
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Объём слов: 76
Грамматическое задание:
- Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
- Разобрать по составу слова:
1 вариант: засветило, утренний, березки;
2 вариант: развесили, веселый, местечко). - Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Итоговый диктант «В походе»
Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом.
Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.
Объём слов: 62
Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.
Грамматическое задание:
- Укажите все изученные орфограммы.
- Разберите по составу слова: тропинка, поспешили, радостные.
- Выпишите три словосочетания существительных (мужского, женского, среднего рода) с прилагательными. Выделите окончания.
Итоговый диктант «Певчие птицы»
Цель: проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных; не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
Объём слов: 75
Слова для справок: звенят
Грамматическое задание:
- Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
- Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
I вариант — Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
II вариант — В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели. - Выполни морфологический разбор имени существительного.
I вариант — На опушке —
II вариант — Над кустом —
Итоговый диктант «Береги птиц»
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Объём слов: 62
Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.
Грамматическое задание:
- Подберите однокоренные слова:
1 вариант: утро, кукушка.
2 вариант: роса, работа. - Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
- Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
- В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.
Итоговый диктант «Утро в степи»
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Объём слов: 48
Грамматическое задание:
- Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
- Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
- 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Словарные диктанты 3 класс за год
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
Объём слов: 12
Сверкающий, внимательно, здание, здоровье, здесь, сначала, вверх, вниз, вперёд, объективный, гимнастёрка, аквариум, батарея.
Объём слов: 13
Фонарь, до свидания, здравствуй, завтра, неделя, календарь, жёлтый, сиреневый, фамилия, совесть, мечтать, платок, дельфин, стрекоза, кровать, шампунь, шёл.
Источник
Диктанты по русскому языку — 3 класс 4 четверть
Словарные диктанты
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Предложение
Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)
- Дайте характеристику первому предложению. Во втором предложении выделите грамматическую основу
- Дайте характеристику первому предложению. В третьем предложении выделите грамматическую основу.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (40 слов)
Слова для справок: сбросили, рябчик.
Задание:
- Выпишите название частей речи в предложении. Отметье основу предложения в пятом и восьмом предложении.
- Выделите словосочетания (прил. + сущ.) из 2 и 5 предложения.
- Найдите омонимы (3 слова).
Липа
Славное дерево липа! Листочки мягкие. Цветы душистые. Ветви широко раскинулись. А сколько пользы от липы! Рои пчел гудят в густой листве.
Пчелки берут с цветов душистый сладкий сок. Хорош липовый мёд!
Слова для справок: раскинулись.
Правописание безударных гласных в корне слова
Витя и Илья шли из школы домой. Они спустились к реке. Ночью мороз сковал речку льдом точно зеркальным стеклом. Мальчики решили поиграть на льду. Вдруг под ногами Ильи хрупкий лед треснул. Илья очутился в холодной воде. Бежать за помощью было далеко. Витя нашел длинную палку и протянул ее другу. Илья схватился за палку. Так Витя вытащил товарища на берег. (61 слово)
Слова для справок: решили, очутился.
Снежные фигурки
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)
Задание:
- Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне и напишите проверочное слово для них, выделить орфограмму.
- Выпишите из текста родственные слова, выделить корень.
Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (51 слово)
Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.
Задание:
- Найдите 3 слова с безударной гласной в корне. Выпишите их, подберите проверочные слова.
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Дополните ряд родственных слов: Моряки, …, ….,…
Имя прилагательное
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)
Задание:
- Выпишите три имени прилагательных в единственном числе, определите их род, выделите окончание.
- Выделите грамматическую основу в восьмом предложении, напишите название частей речи.
- Выделите грамматическую основу в девятом предложении, напишите название частей речи.
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.
Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса. (65 слов)
Задание:
- Подчеркните имена прилагательные, выделите их окончание в первом и во втором абзаце.
- Определите падеж и род у имён прилагательных в 5 и 9 предложениях.
Волшебный лес
Пробушевала метель. Лес как в сказке. Ель стоит как молчаливый витязь. На плечах хвойная кольчуга. На колючую хвою села птичка. На снежной поляне маленькие елочки. Их совсем занесло снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга сделала деревьям модные прически. Нарядная снежная шапка украсила макушку сосны. Ясная березка распустила серебряные от инея косы. Блестит на солнце нежно-розовая тонкая береста берез. (61 слово)
Слова для справок: пробушевала, украсила.
Местоимение. Глагол
Луковица с радостью
Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.
Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно (8).
И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.
И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.
- Найдите и подчеркните в тексте личные местоимения.
- В восьмом предложении выделите грамматическую основу, подпишите части речи.
Весна-красна
Радостно светит в весенний день солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие, клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворечни. Спешат из школы посмотреть, нет ли весенних гостей — скворцов.
Лакомство для зверей
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.
Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку. (64 слова)
- Выпишите 3 словосочетания глаголов с именами существительными, для глаголов укажите число и время.
- Разберите по составу следующие слова: набеги, приходится, полевых.
- Разберите по членам и частям речи первое и последнее предложения.
Итоговые диктанты
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
- Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными в корне и подберите к ним проверочные слова.
- Выпишите 2 слова с приставками и выделите их.
- Во 2 и 4 предложениях выделите грамматическую основу.
В горах
Чудесно весной в горах! На зеленых склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Встали жесткие пучки трав. Вдруг из серых скал выползла туча. Потемнела местность. Посыпал колючий снег и град. Прошла туча. Солнце съело снежок. Радостно запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали жуки и пчелы. (57 слов)
Слова для справок: пестреют, местность.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы. (62 слова)
- Подберите однокоренные слова: утро, кукушка, роса, работа.
- Разберите по составу: засвистел, жаркая, листьями.
- В первом предложении выделите грамматическую основу.
- В последнем предложении найдите имена существительные и укажите род, число и падеж.
Источник