Дейнека Александр Александрович [1899—1969]
Дейнека. Из книги Л. Мочалова «Неповторимость таланта». 1966. Автор: Л. Мочалов
Вообще проблема «человека в полете» очень интересует Дейнеку Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. . Интерес этот рожден жаждой необычайного, желанием нарушить будничное, обыденное. К названному произведению можно прибавить работы: «Футболист» (1934), акварель «Севастополь. Динамо» (1934), мозаики для станции метро «Маяковская», где художник изображает человека в состоянии полета — будь то вратарь, бросающийся за мячом, мастер по прыжкам в воду или лыжник, летящий с трамплина. Даже в скульптуре Дейнека Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. реализует мотив полета (« Мальчик, прыгающий в воду Мальчик, прыгающий в воду. 1939 Бронза Киевский национальный музей русского искусства », 1939). Этот мотив ассоциируется у художника с романтической мечтой человека обрести крылья и преодолеть власть земного тяготения. Поэтому вполне логично кажущееся на первый взгляд неожиданным обращение художника к исторической теме, посвященной российскому Икару, — «Никитка — первый летун» (1936).
В картине « Парашютист над морем Парашютист над морем. 1934 Холст, масло » художника влечет острота необычайного впечатления, новизна чувства высоты. Однако он фиксирует лишь свое непосредственное наблюдение и не пытается, как Петров-Водкин, истолковать его в обобщенном смысле, «планетарно». Обращая внимание на новые ощущения, рожденные жизнью, решая проблему движения, а вместе с ней — пространства, Дейнека приходит к иным художественным выводам, нежели Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. . Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. интересовало не столько движение предметов в пространстве, сколько их взаимное соотношение, а также восприятие их. Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. в ряде своих работ передавал предметы как бы с точки зрения наблюдателя, плавно парящего над ними. Дейнека Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. передает предметы как бы с точки зрения наблюдателя, стремительно проносящегося мимо них. Такой наблюдатель успевает схватить самое главное. Художник ставит в прямую зависимость характер восприятия мира и скорость современного движения. «Езда на машинах, — пишет мастер, — дает привычку поглощать зрительных впечатлений в десять раз больше, чем было при наших бабушках. Видеть по-особому – шире, цельней, плакатно».
В отличие от Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. , Дейнеку Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. занимает движение самих предметов, и пространство для него существует постольку, поскольку помогает передать ощущение скорости движения. Поэтому он приходит к чисто декоративному толкованию пространства, передавая его сопоставлением локально окрашенных планов, силуэтов и т. п. Яркое воплощение динамики современности художник находит в спорте. Спорт — любимая тема Дейнеки Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. , его «конек». Эта тема позволяет развернуть целую гамму различно окрашенных эмоций: ощущение волевого усилия и напряженной борьбы, восхищение пластикой человеческого тела и видимой легкостью преодоления препятствий. В спорте — героика и лирика, молодость и красота.Образное решение темы спорта претерпевает в творчестве Дейнеки Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. заметную эволюцию.
Ранним работам художника, например, таким, как « Футбол Футбол. 1924 Холст, масло » (1924), свойственна отвлеченность композиции. Окружающая среда почти никак не охарактеризована, фигуры изображаются на гладком фоне. Их силуэты имеют преимущественно декоративно-орнаментальный характер. Позы спортсменов искусственны. Кажется, что художник разрезал кинопленку и смонтировал несколько моментальных кадров. Впечатление нарочитости усугубляется тем, что образы людей очень схематичны. Спортсмены напоминают танцующих роботов.
В картине « Бегуны Бегуны. 1934 Холст, масло, 235×260 Государственный Русский музей » (1930) художника занимает передача общего ритма, общего «ансамбля» движения. Здесь уже меньше нарочитости. При помощи ряда профессиональных «хитростей» Дейнека Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. избегает фотографической случайности в характеристике фигур. Индивидуальные движения каждого из спортсменов как бы олицетворяют различные моменты бега. Причем, если спортсмены второго плана схвачены в менее фиксируемых нашим вниманием позах, то бегун, изображенный на первом плане, так сказать, синтезирует движение в целом. Люди здесь не столь «машинизированы», как в предыдущей работе, хотя в целом «Бег» сохраняет еще черты отвлеченности.
Прием «раскладки» процесса движения на его составляющие фазы художник использует и в своих последующих произведениях. Особенно наглядно это видно в « Эстафете Эстафета по кольцу «Б». 1947 Холст, масло, 199 x 299 Государственная Третьяковская галерея » (1947). Правая пара бегущих находится друг от друга на известном расстоянии, средняя изображена как раз в момент передачи эстафеты, и, наконец, бегун в левой части полотна уже успел взять эстафету из рук подбежавшей девушки и устремился вперед. Таким образом, временная последовательность заменяется пространственной, что и создает иллюзию движения.
Другая «хитрость», часто применяемая Дейнекой Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. в своих работах,— совмещение нескольких точек зрения. Так, в картине « Кросс Кросс. 1932 Холст, масло, 180 х 135 Тульский областной художественный музей », для того чтобы четче передать три стадии бега и переход из одной в другую, художник показывает беговую дорожку «сверху», а фигуры «сбоку». Расположенные «ярусами» друг над другом, они яснее воспринимаются, четче выявляют последовательность движения. По своей величине передние фигуры меньше центральных. Это вызвано, видимо, опять-таки стремлением художника подчеркнуть движение: внимание зрителя концентрируется прежде всего на центральной группе, задняя еще «подтягивается» к ней, а передняя как бы уже «ушла» из поля зрения.
Дейнека Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. вводит в картину стайку летящих голубей. Направление полета как раз перпендикулярно основному направлению бега спортсменов. Опять-таки здесь действует принцип контраста: различно направленные движения взаимно акцентируют, обостряют друг друга.
В картинах «Физкультура» (1931) и « Игра в мяч Игра в мяч. 1932 Холст, масло, 123×123 Государственная Третьяковская галерея » (1932) художник исследует пластику человеческого тела, взаимный ритм фигур. В первой работе есть попытка при помощи скупых деталей обрисовать конкретную обстановку. Детская игрушка — деталь, намекающая на то, что действие происходит в комнате молодой семьи. Тема спорта связывается с темой нового быта. Вторая вещь более отвлеченна в передаче обстоятельств происходящего.
В более поздних работах художник конкретизирует среду, в которой совершается действие. Однако если обстоятельства происходящего делаются в его картинах реальнее, то герои становятся порой отвлеченнее. В самой пластике их фигур появляется нечто безликое, деревянное. Это тем более досадно, что художник способен достичь большой остроты и выразительности и в рамках типологических характеристик. Такого рода характеристики особенно правомерны в картинах на темы спорта.
Поэтому неправы те, кто во всех случаях требует от Дейнеки Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. создания психологически углубленных индивидуальных характеров. Это могло бы разрушить впечатление от его картин, построенных на передаче динамики действия. Когда люди находятся в состоянии движения, наш глаз улавливает лишь очертания фигур, их силуэты, лица мы воспринимаем в общих чертах, не успевая их хорошенько разглядеть. Тем более трудно в этом случае проникнуть во внутренний мир человека. Итак, логика самой жизни диктует и логику художественного образа, оправдывая условности изобразительного языка художника, склонного не к раскрытию характеров, а к передаче характерности.
Живопись Дейнеки Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. активно выражает его мировосприятие. Художник не передает подробно тонких цветовых нюансов, не использует возможностей палитры для характеристики фактуры разных материалов. Картины Дейнеки Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии. не хочется фрагментировать. Наше представление о них от этого не станет богаче. Их живопись основана на декоративном сопоставлении больших цветовых поверхностей, на их ритме. И так же как слово, вынутое из стихотворной строки, теряет энергию стихотворного ритма, так и части картин Дейнеки неразрывно связаны с целым, с общим композиционным строем полотна, и без этого общего теряют свое напряжение.
Сам художник признается: «Я понимаю живопись, тонкую живопись, но люблю больше рисунок, форму. Если иные разбираются в тончайших тоновых нюансах и абсолютно безразличны к грубым искажениям формы, то у меня наоборот — я очень чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь простыми цветовыми отношениями. Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах».
Источник