Оператор морского терминала (легальная дефиниция)
Опера́тор морско́го термина́ла, транспортная организация , осуществляющая эксплуатацию морского терминала , операции с грузами, в том числе их перевалку , обслуживание судов , иных транспортных средств и/или обслуживание пассажиров [п. 8 ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон № 261-ФЗ)].
Операторы морских терминалов, которые осуществляют деятельность и/или находятся в морском порту , обязаны:
- незамедлительно информировать капитана морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и/или осуществлению деятельности в морском порту;
- выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов;
- обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и/или нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и/или вредными для здоровья человека и/или окружающей среды веществами;
- способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту (ч. 2 ст. 15 Закона № 261-ФЗ).
Отношения, возникающие при оказании услуг пассажирам операторами морских терминалов в морских портах, регулируются правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 676. Согласно п. 8 правил оператор морского терминала обязан обеспечить:
- качественное обслуживание потребителей при предоставлении услуг;
- своевременное информирование потребителей об изменениях в сроках выполнения, стоимости и качестве оказываемых услуг.
Порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков различных видов транспорта (морского, железнодорожного, автомобильного и др.) при организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту определяются заключаемыми ими в соответствии с законодательством РФ договорами (части 1, 2 ст. 27 Закона № 261-ФЗ). Типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 26 августа 2020 г. № 327.
Источник
Деятельность оператора морского терминала
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) объекты инфраструктуры морского порта — здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области транспорта);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
2) внутренний рейд — водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
3) внешний рейд — водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;
4) портовые гидротехнические сооружения — инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
5) причал — портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта — юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
7) морской терминал — совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
8) оператор морского терминала — транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
9) перевалка грузов — комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
10) технологическое накопление грузов — формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;
11) пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту (далее — пользователи), — грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;
12) услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее — услуги в морском порту), — услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
13) утратил силу с 1 ноября 2017 года. — Федеральный закон от 18.07.2017 N 177-ФЗ;
14) утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ;
15) утратил силу с 1 ноября 2017 года. — Федеральный закон от 18.07.2017 N 177-ФЗ;
С 01.03.2024 в п. 16 ст. 4 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 294-ФЗ).
16) подходы к морскому порту — внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта.
(п. 16 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
Источник
Деятельность оператора морского терминала
Статья 27. Регулирование правоотношений между оператором морского терминала и перевозчиками
1. В морских портах может осуществляться перевалка грузов, перевозимых в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, посредством взаимодействия операторов морских терминалов и перевозчиков морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта.
2. Порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков различных видов транспорта при организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту определяются заключаемыми ими в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
3. Порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом, определяются договором об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
4. Договор об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту заключается сроком не менее чем на пять лет. В указанном договоре устанавливаются следующие существенные условия:
1) порядок подачи и уборки вагонов, эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, определения платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования;
2) места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом перевозчика), места сдачи и приема вагонов, максимальное количество одновременно подаваемых и возвращаемых вагонов (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом, принадлежащим данному оператору морского терминала на праве собственности или ином праве), технологический срок оборота вагона на железнодорожном пути необщего пользования;
а) на расформирование составов по грузоотправителям, грузополучателям (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом, принадлежащим данному оператору морского терминала на праве собственности или ином праве);
б) на подачу и уборку вагонов;
в) на осуществление операций по приему и сдаче грузов;
г) на оформление и выдачу документов;
д) на подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов;
е) на оборудование вагонов под погрузку грузов;
ж) на погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов;
з) на очистку вагонов от приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, от остатков ранее перевезенных грузов;
и) на осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов;
4) порядок расчетов между сторонами договора;
5) особые условия, которые влияют на осуществление погрузки грузов в вагоны, выгрузки грузов из вагонов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие особые условия) и о наступлении которых оператор морского терминала письменно уведомляет перевозчика;
6) порядок совместного планирования погрузки и выгрузки грузов и определения среднесуточной плановой либо согласованной нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;
7) ответственность оператора морского терминала и перевозчика, осуществляющего перевозки грузов железнодорожным транспортом.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
4.1. Типовая форма договора, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
5. При отсутствии возможности эксплуатации оператором морского терминала собственного локомотива по причинам технического характера подача вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов, уборка вагонов из мест погрузки, выгрузки грузов, маневровая работа на железнодорожных путях необщего пользования, расположенных в границах территории морского порта, осуществляются локомотивом перевозчика, осуществляющего перевозки грузов железнодорожным транспортом, в соответствии с условиями отдельного договора, заключенного между оператором морского терминала и перевозчиком, осуществляющим перевозки грузов железнодорожным транспортом.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
6. Перевозчики морского, железнодорожного и иных видов транспорта могут заключать соглашения с владельцами объектов инфраструктуры морского порта, не являющимися операторами морских терминалов.
Источник