- КАЛИФОРНИЙСКИЕ БАССЕЙНЫ, IHOCKNEY И АУКЦИОННЫЕ РЕКОРДЫ: КАК ХУДОЖНИК ДЭВИД ХОКНИ СТАВИЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ
- Рекорд Christie’s: картина Дэвида Хокни продана за $90,3 млн
- Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)
- Описание картины «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)»
- История одного шедевра: «Портрет художника» Хокни
КАЛИФОРНИЙСКИЕ БАССЕЙНЫ, IHOCKNEY И АУКЦИОННЫЕ РЕКОРДЫ: КАК ХУДОЖНИК ДЭВИД ХОКНИ СТАВИЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ
Художник Дэвид Хокни не только стал родоначальником британского поп-арта, но и прославился своим эксцентричным поведением. Он с легкостью менял калифорнийские бассейны на туманные английские пейзажи; его признавали самым влиятельным художником Британии, но он отказывался писать портрет Елизаветы II; а клянясь в верности живописи, Хокни с легкостью менял ее на полароид и iPad. Подробнее — в нашем лонгриде.
Эксцентричное поведение художнику Дэвиду Хокни, похоже, передалось от родителей. Его мать придерживалась вегетарианства, что в сороковые было редкостью, а отец, работая бухгалтером, по вечерам посещал курсы в художественной школе. Поддерживая идеи коммунистов, он одевался в стиле Фиделя Кастро. Вслед за ним и Дэвид покупал вещи “под русского крестьянина”, за что получил прозвище “Борис”.
Нестандартные поступки Хокни продолжались и в Королевском художественном колледже. Коллекционеры уже начали приобретать его работы, но он по-прежнему заявлялся на уроки в костюме немецкого танкиста. А в конце обучения и вовсе отказался писать дипломную работу, заявив, что художника должны оценивать только по его картинам. Руководство колледжа пригрозило Дэвиду Хокни тем, что не выдаст ему диплом, а он в ответ нарисовал карикатуру . Впрочем, учитывая растущую тогда известность художника, диплом он все-таки получил.
Калифорнийские бассейны и полароидные снимки
В 1964 году Дэвид Хокни переехал из консервативной Британии в свободную Америку. Его визитной карточкой стали бассейны с яркой аквамариновой водой, написанные акриловыми красками. В них он видит олицетворение райской американской жизни, разительно отличающейся от чопорной английской: бассейны были тогда роскошью, недоступной большинству.
Открыто заявив о своей ориентации, Хокни часто изображает плавающих обнаженных юношей. В Британии однополые отношения были уголовно наказуемы, поэтому он не мог чувствовать себя свободным. В Америке же Хокни смог воплотить в жизнь написанную еще в 1961 году на обороте картины “Два сцепившихся мальчишки” цитату из стихотворения Уолта Уитмена : “Наслаждаемся силой, растягиваем локти, стискиваем пальцы. Вооруженные и бесстрашные, едим, пьем, спим, любим”.
Тогда же художник начал экспериментировать с фотографией: делал снимки на полароид и использовал их как наброски для будущих картин. Например, фигура юноши на картине “Питер выбирается из бассейна Ника” была перерисована со снимка, на котором Питер Шлезингер, муза и возлюбленный Дэвида Хокни, опирался на капот автомобиля. Позже Шлезингер в одном из интервью прокомментировал это так: “Вот почему подводная часть прописана не очень хорошо — она была выдумана”.
И хотя квадратный формат картины и нетронутый холст вокруг изображения тоже напоминают полароидный снимок, от фотореалистов Дэвида Хокни отличают новаторские методы в изображении движения воды и брызг. Он не стремится к фотографической реалистичности, и это сразу же бросается в глаза: волны запечатлены только схематически.
В начале 1980-х Дэвид Хокни создавал авторские фотоколлажи joiners (от англ. to join — присоединять). Сначала художник делал множество снимков одного объекта на Polaroid, а потом резал их на куски и составлял изображение заново в технике коллажа. Из-за того, что фотографии делались с разных ракурсов, в разных фазах движения или в разное время, у зрителя создавалось ощущение динамики.
Хокни пришел к этой идее случайно: он сделал несколько снимков своей гостиной, а затем составил их вместе, не пытаясь при этом создать целостную композицию. Увидев результат, он осознал, что такой коллаж позволяет зрителю самому очутиться в комнате и осматривать ее с разных сторон. Его работы часто сопоставляют с кубизмом из-за взгляда на объект с разных перспектив. На некоторое время художник даже оставил живопись, исследуя возможности фотографии.
Гигантские йоркширские пейзажи
В 1990-е Дэвид Хокни часто приезжал к матери в родной Йоркшир, хотя редко задерживался дольше, чем на две недели. Мать художника умерла в 1999 году, но решающим событием для возвращения домой, как рассказывал сам Хокни, стала смерть его любимой таксы. В 2005 году он переехал в Англию и остался там на следующие восемь лет. Хокни отмечал, что “простая смена времен года становится чем-то особенным для того, кто долго жил в Калифорнии”, и именно это привело его к мысли запечатлеть на холсте йоркширские поля и леса.
Родные места представляются художнику в новом свете, так что тусклые английские пейзажи он расцвечивает яркими, контрастными красками. При взгляде на работы этого периода в памяти всплывают живопись примитивистов и стиль Ван Гога, которыми и вдохновлялся Дэвид Хокни.
Хокни по-прежнему хочет позволить зрителю войти в пространство картины, но теперь достигает этого не с помощью техники коллажа, а буквально увеличивая полотна до гигантских размеров. Так, самая большая завершенная картина “Высокие деревья близ Уортера” достигает 4,6 метров в высоту и 12,2 метров в длину. Художник и здесь обратился к современным технологиям. Ка ртина состояла из 50 холстов, а маленькая студия вмещала только 10. Хокни создавал мозаику из уже написанных на компьютере полотен, чтобы увидеть промежуточный результат целиком. Картину он подарил галерее Tate Britain , где она заняла целую стену. На двух соседних были помещены ее цифровые фотокопии того же размера, чтобы создать эффект полного погружения в пейзаж.
iHockney и iSpring
В 72 года Дэвид Хокни освоил iPhone и iPad и создал около 90 цифровых работ: “Я люблю рисовать букеты на iPhone, а потом рассылать их друзьям, чтобы у них были свежие цветы, которые никогда не вянут”. В 2012 году он отрисовал цикл “Приход весны” на iPad, показав переход от тающего снега к цветущей поре. 50 работ были затем представлены в 2012 году на выставке “Дэвид Хокни: крупным планом” в Королевской академии в Лондоне. Художник заявил: “Пикассо сошел бы с ума от современных технологий. Так же, как и Ван Гог. На самом деле, я не знаю художника, который бы не сошел”.
Дэвид Хокни, несмотря на любовь к техническим новинкам, видит в себе консерватора, который “никогда не изменял живописи”. Однако ещё в 2001 году он вместе с физиком Чарльзом Фалько заявил, что реалистичность западноевропейской живописи эпохи Ренессанса не связана с мастерством художников. По мнению Хокни, невозможно написать такие точные работы, рисуя “на глаз”. Секрет кроется в использовании оптических приспособлений (камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала), которые позволяли художникам просто проецировать изображение на холст. Хокни даже написал книгу “Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров”, но искусствоведы его гипотезу не поддержали.
Самый влиятельный, самый дорогой
Согласно опросу Дэвид Хокни был объявлен “самым влиятельным художником Великобритании всех времен”. Это подтверждают и данные по выставкам: 20 000 билетов на выставку Хокни в Tate Britain в 2017 году были распроданы еще до открытия (рекорд для галереи). В сего на выставке побывали 478 000 человек. Так она стала самой посещаемой выставкой ныне живущего художника. А на эту же выставку в парижском Центре Помпиду пришло 620 000 человек.
“Самый влиятельный британский художник” сначала не принял рыцарский титул, потому что ему не хотелось быть сэром Дэвидом, а потом отказался писать портрет Елизаветы II, заявив, что работает только с теми, кого знает лично.
2018 год принес художнику новые достижения. В ма е 2018 года его работа “Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника” была куплена на аукционе “Sotheby’s” за 28 500 000 долларов — рекордная сумма для его работ. А осенью того же года картина “Портрет художника” (“Бассейн с двумя фигурами”) на аукционе “Christie’s” принесла ему в три раза больше — 90 300 000 долларов. Титул самого дорогого из ныне живущих художников перешел от Джеффа Кунса Дэвиду Хокни.
7 декабря 2020 года Дэвид Хокни, вероятно, сможет стать обладателем еще одного рекорда. Аукционный дом “Phillips” анонсировал продажу пейзажа “Каньон Николс”, который заместитель председателя правления аукционного дома охарактеризовал как “самый ценный пейзаж Хокни, когда-либо выставлявшийся на аукционе”. Предварительно картину оценили в 35 000 000 долларов. Ожидается, что она станет топ-лотом аукциона.
Источник
Рекорд Christie’s: картина Дэвида Хокни продана за $90,3 млн
15 ноября состоялись торги аукционного Дома Christie’s по современному искусству. Главный лот, «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) Дэвида Хокни, был продан за рекордную сумму в 90,3 млн долларов
Аукционный Дом Christie’s объявил результаты ноябрьских торгов, посвященных послевоенному и современному искусству, которые прошли накануне в Нью-Йорке. Главный лот — картина британца Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами») 1972 года из собрания анонимного частного коллекционера, — ушла с молотка за $90,3 млн. Это самая большая сумма для работ современных авторов, когда-либо выставлявшихся на аукционе. Предыдущий рекорд принадлежит скульптуре Джеффа Кунса Balloon Dog (Orange), проданной в 2013 году за $58,4 млн. Имя покупателя «Портрета художника» не разглашается.
У «Портрета художника» весьма необычная история. На самом деле картин было две. Первая была начата в 1971 году, ее идея родилась в результате случайного совпадения: на полу в студии художника оказались рядом две фотографии. На первый был заснят плывущий под водой человек, на другой — мальчик, рассматривающий что-то на земле. Как вспоминал позднее Хокни, идея нарисовать две фигуры в разных стилях настолько сильно захватила его, что он тут же бросился к холсту.
Однако работа не пошла. Хокни постоянно дорисовывал и переделывал картину и в конечном счете уничтожил ее (этот момент запечатлен в документальном фильме «Большой всплеск» режиссера Джека Хазана).
Источник
Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)
Описание картины «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)»
Несмотря на многообразие работ Дэвида Хокни, самыми узнаваемыми его картинами стали изображения бассейнов. Яркое солнце, глубокие тени, прозрачная голубая вода и густая зелень… Эти полотна пронизаны ощущением блаженной безмятежности. Однако картина «Портрет художника» была написана в тот период, когда Хокни находился в депрессии после разрыва со своим возлюбленным Питером Шлезингером.
Эта работа стала ключевым элементом фильма «Большой всплеск» Джека Хазана, выпущенной на экраны в 1974 году. Полотно, давшее название полудокументальной киноленте, было написано Хокни на пике влюбленности. Хазан же, сделавший в своем фильме главный упор на гомосексуальную любовную драму, построил повествование именно вокруг «Портрета художника». Картина стала символом отчужденности, бездны, пролегающей между некогда близкими людьми.
Хазан снимал фильм на протяжении трех лет, при каждом удобном случае урывая возможность заснять Хокни в естественной обстановке, с его реальными друзьями, за работой, на светских мероприятиях. Часто художник даже не подозревал, что находится под прицелом камеры. Изобилующая обнаженными мужскими телами и довольно откровенными сценами, лишенная наигранности и театральности, лента оказалась максимально документальной и, как следствие – глубоко интимной.
Когда Хазан впервые показал фильм Хокни, тот был шокирован. Художник впал в глубочайшую депрессию, он на две недели закрылся в своем доме и проклинал тот день, когда познакомился с режиссером. Он даже пытался выкупить у Хазана отснятый материал и смонтированный фильм, чтобы его не увидела публика, однако режиссер был непреклонен. И лента стала своего рода сенсацией. Один из друзей Хокни после просмотра заявил, что она «правдивее, чем сама правда». Во-первых, фильм позволил заглянуть за завесу эксклюзивной таинственности, окружающей жизнь богемной публики, а во-вторых, что гораздо важнее, он откровенно рассказал о гомосексуальных отношениях. Хазан вспоминает, что после выхода фильма, молодые геи стали заходить к художнику и благодарить его за то, что помог другим людям увидеть в гомосексуалистах обычных людей.
15 ноября 2018 года «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 90,3 млн долларов США, сделав Дэвида Хокни самым дорогим из живущих художников на планете.
Источник
История одного шедевра: «Портрет художника» Хокни
Еще несколько дней назад Дэвида Хокни называли «величайшим из ныне живущих художников, с тех пор как этот мир покинул Френсис Бэкон несколько лет тому». По итогам одного из последних аукционов Christie’s Хокни он стал еще и самым дорогим из ныне живущих живописцев. Его «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» продан за более чем 90 млн долл. Почему так получилось?
Будучи как-то в своей студии в Лондоне, Хокни рассматривал фотографии, сделанные в разное время в разных местах. Внезапно на глаза ему попались два снимка. «На одной был человек, плывущий под водой, и, следовательно, довольно искаженный, а на второй — мальчик, который смотрел на что-то на земле. Идея нарисовать две фигуры в разных стилях мне так понравилась, что я незамедлительно принялся за работу», — вспоминал Хокни.
То, как эти два сюжета сошлись, впечатлило художника, и он решил написать двойной портрет: вместо рассматривающего юноши изобразить своего бывшего любовника Питера Шлезингера, а вместо пловца — новую пассию Питера. Тем самым Хокни выражал свою тоску по утраченной любви и желание восстановить отношения.
Работу над картиной художник начал вскоре после разрыва со Шлезингером. У полотна был первый вариант, на который Хокни потратил несколько месяцев, но будучи неудовлетворенным результатом, уничтожил его. Второй вариант, который известен нам сегодня, был создан как раз к открытию выставки в галерее Андре Эммериха в Нью-Йорке. Он писал по 18 часов в день в течение двух недель. «Должен признаться, мне нравилось работать над этой картиной, — вспоминал Хокни. — Писать с такой интенсивностью было чудесно, очень волнующе».
Полотно является одной из самых узнаваемых работ Хокни. В нем соединились и его страсть к акрилу, и интерес к изображению водных поверхностей, и характерный для него двойной портрет.
Хокни рассказывал о своем отношении к воде и поставленной творческой задаче: «Это проблема — как показать воду, как ее описать, потому что она может быть какой угодно. Она может быть любого цвета, и у нее нет какого-то общепринятого визуального описания».
Изображая на портретах людей парами, художник таким образом показывал их взаимные отношения и свои переживания, связанные с героями. При этом он выбирал тех, кто ему был важен и интересен, тех, кто восхищал его. Видимо, поэтому художник отказался писать портрет Елизаветы II.
Провокатор и сибарит, Дэвид Хокни и в свои 81 продолжает шокировать публику. Что говорить о его молодости — пламенеющих 1960−1970-х, когда он открыто заявлял о своих сексуальных похождениях и изображал гомосексуальные отношения еще до того, как они были декриминализованы в Великобритании; пробовал разные стимуляторы и отчаянно предавался пороку. Сегодня он единогласно признается арт-критиками одним из самых влиятельных современных британских художников.
Родившийся в Британии Дэвид Хокни большую часть жизни провел в США. Приехав в Штаты впервые в начале 1960-х, художник был поражен. О своих впечатлениях он рассказывал впоследствии: «Я предчувствовал, что мне понравится в Лос-Анджелесе, и когда я летел над Сан-Бернардино и увидел бассейны и дома, залитые солнцем, я был взволнован более, чем когда-либо ранее во время первого приезда в город». Именно в Лос-Анджелесе он начал писать сделавшие его знаменитыми водные поверхности и связанные с водой сюжеты — от бассейнов до душевых.
Последний успех картин Хокни поразителен для всего арт-сообщества. Ранее, по признанию представителей Christie’s, художник никогда не пользовался такой популярностью на торгах. Отношение к нему изменилось после 2017 года, когда в Париже, Лондоне и Нью-Йорке прошли его ретроспективные выставки.
Источник