Дэвид хокни картины бассейн

КАЛИФОРНИЙСКИЕ БАССЕЙНЫ, IHOCKNEY И АУКЦИОННЫЕ РЕКОРДЫ: КАК ХУДОЖНИК ДЭВИД ХОКНИ СТАВИЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ

Художник Дэвид Хокни не только стал родоначальником британского поп-арта, но и прославился своим эксцентричным поведением. Он с легкостью менял калифорнийские бассейны на туманные английские пейзажи; его признавали самым влиятельным художником Британии, но он отказывался писать портрет Елизаветы II; а клянясь в верности живописи, Хокни с легкостью менял ее на полароид и iPad. Подробнее — в нашем лонгриде.

Эксцентричное поведение художнику Дэвиду Хокни, похоже, передалось от родителей. Его мать придерживалась вегетарианства, что в сороковые было редкостью, а отец, работая бухгалтером, по вечерам посещал курсы в художественной школе. Поддерживая идеи коммунистов, он одевался в стиле Фиделя Кастро. Вслед за ним и Дэвид покупал вещи “под русского крестьянина”, за что получил прозвище “Борис”.

Нестандартные поступки Хокни продолжались и в Королевском художественном колледже. Коллекционеры уже начали приобретать его работы, но он по-прежнему заявлялся на уроки в костюме немецкого танкиста. А в конце обучения и вовсе отказался писать дипломную работу, заявив, что художника должны оценивать только по его картинам. Руководство колледжа пригрозило Дэвиду Хокни тем, что не выдаст ему диплом, а он в ответ нарисовал карикатуру . Впрочем, учитывая растущую тогда известность художника, диплом он все-таки получил.

Калифорнийские бассейны и полароидные снимки

В 1964 году Дэвид Хокни переехал из консервативной Британии в свободную Америку. Его визитной карточкой стали бассейны с яркой аквамариновой водой, написанные акриловыми красками. В них он видит олицетворение райской американской жизни, разительно отличающейся от чопорной английской: бассейны были тогда роскошью, недоступной большинству.

Открыто заявив о своей ориентации, Хокни часто изображает плавающих обнаженных юношей. В Британии однополые отношения были уголовно наказуемы, поэтому он не мог чувствовать себя свободным. В Америке же Хокни смог воплотить в жизнь написанную еще в 1961 году на обороте картины “Два сцепившихся мальчишки” цитату из стихотворения Уолта Уитмена : “Наслаждаемся силой, растягиваем локти, стискиваем пальцы. Вооруженные и бесстрашные, едим, пьем, спим, любим”.

Тогда же художник начал экспериментировать с фотографией: делал снимки на полароид и использовал их как наброски для будущих картин. Например, фигура юноши на картине “Питер выбирается из бассейна Ника” была перерисована со снимка, на котором Питер Шлезингер, муза и возлюбленный Дэвида Хокни, опирался на капот автомобиля. Позже Шлезингер в одном из интервью прокомментировал это так: “Вот почему подводная часть прописана не очень хорошо — она была выдумана”.

И хотя квадратный формат картины и нетронутый холст вокруг изображения тоже напоминают полароидный снимок, от фотореалистов Дэвида Хокни отличают новаторские методы в изображении движения воды и брызг. Он не стремится к фотографической реалистичности, и это сразу же бросается в глаза: волны запечатлены только схематически.

В начале 1980-х Дэвид Хокни создавал авторские фотоколлажи joiners (от англ. to join — присоединять). Сначала художник делал множество снимков одного объекта на Polaroid, а потом резал их на куски и составлял изображение заново в технике коллажа. Из-за того, что фотографии делались с разных ракурсов, в разных фазах движения или в разное время, у зрителя создавалось ощущение динамики.

Хокни пришел к этой идее случайно: он сделал несколько снимков своей гостиной, а затем составил их вместе, не пытаясь при этом создать целостную композицию. Увидев результат, он осознал, что такой коллаж позволяет зрителю самому очутиться в комнате и осматривать ее с разных сторон. Его работы часто сопоставляют с кубизмом из-за взгляда на объект с разных перспектив. На некоторое время художник даже оставил живопись, исследуя возможности фотографии.

Гигантские йоркширские пейзажи

В 1990-е Дэвид Хокни часто приезжал к матери в родной Йоркшир, хотя редко задерживался дольше, чем на две недели. Мать художника умерла в 1999 году, но решающим событием для возвращения домой, как рассказывал сам Хокни, стала смерть его любимой таксы. В 2005 году он переехал в Англию и остался там на следующие восемь лет. Хокни отмечал, что “простая смена времен года становится чем-то особенным для того, кто долго жил в Калифорнии”, и именно это привело его к мысли запечатлеть на холсте йоркширские поля и леса.

Родные места представляются художнику в новом свете, так что тусклые английские пейзажи он расцвечивает яркими, контрастными красками. При взгляде на работы этого периода в памяти всплывают живопись примитивистов и стиль Ван Гога, которыми и вдохновлялся Дэвид Хокни.

Хокни по-прежнему хочет позволить зрителю войти в пространство картины, но теперь достигает этого не с помощью техники коллажа, а буквально увеличивая полотна до гигантских размеров. Так, самая большая завершенная картина “Высокие деревья близ Уортера” достигает 4,6 метров в высоту и 12,2 метров в длину. Художник и здесь обратился к современным технологиям. Ка ртина состояла из 50 холстов, а маленькая студия вмещала только 10. Хокни создавал мозаику из уже написанных на компьютере полотен, чтобы увидеть промежуточный результат целиком. Картину он подарил галерее Tate Britain , где она заняла целую стену. На двух соседних были помещены ее цифровые фотокопии того же размера, чтобы создать эффект полного погружения в пейзаж.

iHockney и iSpring

Читайте также:  Добыча нефти какие бассейны

В 72 года Дэвид Хокни освоил iPhone и iPad и создал около 90 цифровых работ: “Я люблю рисовать букеты на iPhone, а потом рассылать их друзьям, чтобы у них были свежие цветы, которые никогда не вянут”. В 2012 году он отрисовал цикл “Приход весны” на iPad, показав переход от тающего снега к цветущей поре. 50 работ были затем представлены в 2012 году на выставке “Дэвид Хокни: крупным планом” в Королевской академии в Лондоне. Художник заявил: “Пикассо сошел бы с ума от современных технологий. Так же, как и Ван Гог. На самом деле, я не знаю художника, который бы не сошел”.

Дэвид Хокни, несмотря на любовь к техническим новинкам, видит в себе консерватора, который “никогда не изменял живописи”. Однако ещё в 2001 году он вместе с физиком Чарльзом Фалько заявил, что реалистичность западноевропейской живописи эпохи Ренессанса не связана с мастерством художников. По мнению Хокни, невозможно написать такие точные работы, рисуя “на глаз”. Секрет кроется в использовании оптических приспособлений (камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала), которые позволяли художникам просто проецировать изображение на холст. Хокни даже написал книгу “Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров”, но искусствоведы его гипотезу не поддержали.

Самый влиятельный, самый дорогой

Согласно опросу Дэвид Хокни был объявлен “самым влиятельным художником Великобритании всех времен”. Это подтверждают и данные по выставкам: 20 000 билетов на выставку Хокни в Tate Britain в 2017 году были распроданы еще до открытия (рекорд для галереи). В сего на выставке побывали 478 000 человек. Так она стала самой посещаемой выставкой ныне живущего художника. А на эту же выставку в парижском Центре Помпиду пришло 620 000 человек.

“Самый влиятельный британский художник” сначала не принял рыцарский титул, потому что ему не хотелось быть сэром Дэвидом, а потом отказался писать портрет Елизаветы II, заявив, что работает только с теми, кого знает лично.

2018 год принес художнику новые достижения. В ма е 2018 года его работа “Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника” была куплена на аукционе “Sotheby’s” за 28 500 000 долларов — рекордная сумма для его работ. А осенью того же года картина “Портрет художника” (“Бассейн с двумя фигурами”) на аукционе “Christie’s” принесла ему в три раза больше — 90 300 000 долларов. Титул самого дорогого из ныне живущих художников перешел от Джеффа Кунса Дэвиду Хокни.

7 декабря 2020 года Дэвид Хокни, вероятно, сможет стать обладателем еще одного рекорда. Аукционный дом “Phillips” анонсировал продажу пейзажа “Каньон Николс”, который заместитель председателя правления аукционного дома охарактеризовал как “самый ценный пейзаж Хокни, когда-либо выставлявшийся на аукционе”. Предварительно картину оценили в 35 000 000 долларов. Ожидается, что она станет топ-лотом аукциона.

Источник

История одного шедевра: «Портрет художника» Хокни

Еще несколько дней назад Дэвида Хокни называли «величайшим из ныне живущих художников, с тех пор как этот мир покинул Френсис Бэкон несколько лет тому». По итогам одного из последних аукционов Christie’s Хокни он стал еще и самым дорогим из ныне живущих живописцев. Его «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» продан за более чем 90 млн долл. Почему так получилось?

Будучи как-то в своей студии в Лондоне, Хокни рассматривал фотографии, сделанные в разное время в разных местах. Внезапно на глаза ему попались два снимка. «На одной был человек, плывущий под водой, и, следовательно, довольно искаженный, а на второй — мальчик, который смотрел на что-то на земле. Идея нарисовать две фигуры в разных стилях мне так понравилась, что я незамедлительно принялся за работу», — вспоминал Хокни.

То, как эти два сюжета сошлись, впечатлило художника, и он решил написать двойной портрет: вместо рассматривающего юноши изобразить своего бывшего любовника Питера Шлезингера, а вместо пловца — новую пассию Питера. Тем самым Хокни выражал свою тоску по утраченной любви и желание восстановить отношения.

Работу над картиной художник начал вскоре после разрыва со Шлезингером. У полотна был первый вариант, на который Хокни потратил несколько месяцев, но будучи неудовлетворенным результатом, уничтожил его. Второй вариант, который известен нам сегодня, был создан как раз к открытию выставки в галерее Андре Эммериха в Нью-Йорке. Он писал по 18 часов в день в течение двух недель. «Должен признаться, мне нравилось работать над этой картиной, — вспоминал Хокни. — Писать с такой интенсивностью было чудесно, очень волнующе».

Полотно является одной из самых узнаваемых работ Хокни. В нем соединились и его страсть к акрилу, и интерес к изображению водных поверхностей, и характерный для него двойной портрет.

Хокни рассказывал о своем отношении к воде и поставленной творческой задаче: «Это проблема — как показать воду, как ее описать, потому что она может быть какой угодно. Она может быть любого цвета, и у нее нет какого-то общепринятого визуального описания».

Изображая на портретах людей парами, художник таким образом показывал их взаимные отношения и свои переживания, связанные с героями. При этом он выбирал тех, кто ему был важен и интересен, тех, кто восхищал его. Видимо, поэтому художник отказался писать портрет Елизаветы II.

Провокатор и сибарит, Дэвид Хокни и в свои 81 продолжает шокировать публику. Что говорить о его молодости — пламенеющих 1960−1970-х, когда он открыто заявлял о своих сексуальных похождениях и изображал гомосексуальные отношения еще до того, как они были декриминализованы в Великобритании; пробовал разные стимуляторы и отчаянно предавался пороку. Сегодня он единогласно признается арт-критиками одним из самых влиятельных современных британских художников.

Читайте также:  Фонтан срок полезного использования

Родившийся в Британии Дэвид Хокни большую часть жизни провел в США. Приехав в Штаты впервые в начале 1960-х, художник был поражен. О своих впечатлениях он рассказывал впоследствии: «Я предчувствовал, что мне понравится в Лос-Анджелесе, и когда я летел над Сан-Бернардино и увидел бассейны и дома, залитые солнцем, я был взволнован более, чем когда-либо ранее во время первого приезда в город». Именно в Лос-Анджелесе он начал писать сделавшие его знаменитыми водные поверхности и связанные с водой сюжеты — от бассейнов до душевых.

Последний успех картин Хокни поразителен для всего арт-сообщества. Ранее, по признанию представителей Christie’s, художник никогда не пользовался такой популярностью на торгах. Отношение к нему изменилось после 2017 года, когда в Париже, Лондоне и Нью-Йорке прошли его ретроспективные выставки.

Источник

Бассейн с двумя фигурами за $90 млн: Дэвид Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих

Картину 81-летнего британского художника Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» продали на аукционе послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $90,3 млн. Таким образом, Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих.

Аукционный дом оценивал картину в $80 млн. Это почти в три раза больше прошлого рекорда Хокни — в мае этого года его работа «Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника» (1990) была продана за $28,5 млн на аукционе Sotheby’s.

«Бассейн с двумя фигурами» стал самым дорогим из произведений живущих авторов, проданном на аукционе, а Хокни — самым дорогим живущим художником.

Ранее этот титул был у 63-летнего американского художника Джеффа Кунса, чья «Собака из воздушных шаров (оранжевая)» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s в 2013 году за $58 млн.

Сопредседатель департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Алекс Роттер назвал «Бассейн с двумя фигурами» одним из величайших шедевров современной эпохи. «Это одна из тех уникальных ситуаций, когда все — критики, историки и представители рынка — соглашаются, что это картина, которую выбрали бы 9 человек из 10», — сказал он.

Покупатель картины не раскрывается, кто выставил ее на аукцион — также неизвестно. Последним зарегистрированным владельцем этой работы Хокни был 81-летний британский миллиардер Джо Льюис, проживающий на Багамских островах.

Льюис — страстный коллекционер искусства. В его коллекции есть в том числе работы Пабло Пикассо, Марка Шагала и Анри Матисса. По данным на 2018 год, он занимает 388-е место в списке миллиардеров Forbes.

Что это за картина?

«Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» Хокни написал в 1972 году. Картина стала самой знаковой и узнаваемой работой художника.

В ней соединены два самых распространенных мотива картин Хокни — бассейн и двойной потрет. Сюжет картины появился в 1971 году после того, как Хокни на полу своей лондонской студии сопоставил две фотографии.

«На одной был человек, плывущий под водой, и, следовательно, довольно искаженный, а на второй — мальчик, который смотрел на что-то на земле. Идея нарисовать две фигуры в разных стилях мне так понравилась, что я незамедлительно принялся за работу», — приводятся воспоминания Хокни на сайте Christie’s.

Фотографию пловца Хокни сделал на вилле недалеко от французского Сен-Тропе. Там он сделал сотню снимков своего друга и ассистента, плавающих в бассейне. Мужчина, стоящий на картине на земле рядом с бассейном, — это бывший любовник Хокни Питер Шлезингер.

Его фотографию, которую Хокни позже совместил со снимком человека в бассейне, художник сделал в Кенсингтонских садах в Лондоне. Хокни изобразил Шлезингера в том же розовом пиджаке, в котором он ему позировал.

Хокни познакомился с 18-летним Шлезингером в середине 1960-х годов. Он стал его любовником и музой. Помимо «Бассейна с двумя фигурами», Хокни изобразил Шлезингера на картине «На террасе» (1971). В 1977 году художник закончил портрет бывшего любовника «Питер Шлезингер с камерой Полароид».

В начале 1970-х годов Хокни и Шлезингер расстались. Их разрыв и то, как переживал его Хокни, показан в фильме «Большой всплеск» режиссера Джека Хазана. «Мало художников, которые могут работать в таком состоянии, которые могут рождать идеи», — жаловался Хокни в фильме.

Хазан показал в своем фильме и Хокни, и Шлезингера. «Однажды, когда я был там [у Хокни], вошел этот мальчик. Он оказался Питером Шлезингером, его любовником, которого он потерял. Он пригласил его, чтобы нарисовать, потому что хотел быть рядом с ним, хотел снова заманить его в свою паутину. Питер вошел, и во время съемок я чувствовал напряжение между ними. Дэвид хотел, чтобы Питер остался, но было видно, что Питер хотел скорее уйти. Он казался очень раздраженным», — рассказывал режиссер в интервью Vice.

По словам Хазана, после того как Хокни посмотрел фильм о себе, он погрузился в глубочайшую депрессию и две недели ни с кем не общался.

В «Большом всплеске» показывается процесс создания «Бассейна с двумя фигурами». Первую версию картины Хокни начал в 1971 году и работал над ней шесть месяцев, но потом уничтожил ее. Вновь он вернулся к картине перед своей запланированной выставкой в Нью-Йорке. Вторая версия картины заняла у Хокни две недели: он работал над ней по 18 часов в сутки и успел закончить ее в ночь перед отправкой в Нью-Йорк.

Вторая версия картины немного отличается от первой. Изначально на заднем фоне картины вместо гор была стена, а фигура в бассейне находилась чуть дальше от бортика, рядом с которым стоит Шлезингер.

Читайте также:  Что делать если течет бетонный бассейн

«Бассейн с двумя фигурами» стал «несомненной звездой выставки» в Нью-Йорке, писал биограф Хокни Кристофер Сайкс. По его данным, картину купил американский коллекционер за $18 тысяч, а затем быстро перепродал ее в три раза дороже британскому коллекционеру. Через несколько десятилетий картина оказалась в коллекции американского миллиардера Дэвида Геффена, который потам продал ее Джо Льюису.

Поп-арт, бассейны и гомоэротизм

Дэвид Хокни — один из наиболее значимых художников XX века, один из величайших художников Великобритании и один из ключевых представителей британского поп-арта 1960-х годов. Хокни родился в Йоркшире, живет в Лондоне, а также владеет несколькими домами в Калифорнии.

«Я все время возвращаюсь туда, где уже был. Хочу поехать в Калифорнию, во Францию. Я все время езжу в одни и те же места, я привязан к ним», — рассказывал Хокни в фильме Хазана.

Находясь в Лондоне, Хокни рисовал в основном британские пейзажи и красочную природу родного Йоркшира. В солнечной Калифорнии художник впечатлился бассейнами Лос-Анджелеса, которые стали основным мотивом его творчества 1960-1970-х годов.

«Я посмотрел вниз, и увидел, что синие плавательные бассейны были буквально повсюду. И я понял, что такой бассейн в Англии был бы роскошью, в то время как здесь они ей не являются», — говорил Хокни о Лос-Анджелесе.

Название «Большой всплеск» Хазан позаимствовал у еще одной картины Хокни 1967 года, одной из самых известных его работ из калифорнийской серии.

Рисование бассейнов сильно волновало Хокни: «Это проблема — как показать воду, как ее описать, потому что она может быть какой угодно. Она может быть любого цвета, и у нее нет какого-то общепринятого визуального описания».

Другой известный мотив творчества Хокни — это так называемые двойные портреты, на которых Хокни изображал людей парами. Один из самых известных его двойных портретов — «Мои родители» (1977).

Хокни изображал людей, которые были важны для него и восхищали его, и в своих работах старался запечатлеть их отношения. Так, например, в картине «Джордж Лоусон и Уэйн Слип» (1975) художник изобразил танцора Уэйна в дверном проходе, с нежностью смотрящего на своего возлюбленного Лоусона, сидящего в комнате. Хокни было важно зафиксировать это чувство.

«Они [двойные портреты Хокни] огромные по размеру, но интимные в том, как они втягивают нас в личные драмы между двумя людьми», — говорил в интервью Garage Magazine Йен Алтевер, куратор отдела современного искусства нью-йоркского музея Метрополитен, где в 2017 года прошла масштабная ретроспектива Хокни.

Хокни изображал в своих картинах гомосексуальные отношения еще до того, как они были декриминализованы в Великобритании. В 1961 году он нарисовал картину «Мы два сцепившихся мальчишки», на которой обнимаются две фигуры. Спустя год появилась его картина «Чистка зубов, ранний вечер (10 вечера)», на которой два антропоморфных существа занимаются оральным сексом, а вместо половых органов у них — тюбики зубной пасты Colgate.

«Это было смело. Это было сделано за несколько лет до декриминализации гомосексуальных отношений в Британии в 1967 году. Поэтому однополый секс, как на картине, был незаконным в то время, когда он ее рисовал. Хокни интересовался нормализацией такой сексуальности, признавая ее эротическую природу», — говорит Алтевер.

Он приводит это картину Хокни как пример свойственного поп-арту изображения продуктов массового потребления в искусстве. «Хокни заменяет половые органы тюбиками зубной пасты Colgate, а тюбик вазелина помещает под кровать. Так что да, это коммерческие продукты в пространстве живописи, но изображенные не совсем так, как суп [Campbell’s Энди] Уорхола. Когда Хокни склоняется к определенному стилю, будь это поп-арт или абстракция, он всегда сочетает его с чем-то еще и поднимает те вопросы, которые действительно хочет обсудить», — считает куратор.

Почему Хокни так подорожал?

«Хокни — один из последних живых художников своего поколения, который имеет историческую значимость. Хокни всегда нравилось, что он есть на аукционах, но его работы никогда не продавались по ценам, которые отражали бы его значимость в истории искусства. Еще три-четыре года назад цены на его картины были средними — $8 млн за очень большой холст. Его цены никогда не поднимались до уровня Бэкона, Уорхола или Лихтенштейна», — говорит представитель Christie’s Алекс Роттер.

Но все изменилось после невероятно успешной ретроспективы Хокни, которая прошла в 2017 году в парижском Центре Помпиду, лондонской галерее Тейт и нью-йоркском музее Метрополитен. На ней были собраны около 200 работ художника разных времен, в том числе двойные портреты, картины из калифорнийской серии и современные рисунки, которые Хокни писал на айпаде.

Ретроспектива Хокни в Тейт стала самой популярной выставкой в истории галереи и самой посещаемой выставкой живого художника — ее посетили 478 тысяч человек. Таким образом, Хокни побил рекорд британского художника и коллекционера Дэмьена Херста (на его выставку в галерее Тейт в 2012 году пришли 463 тысячи человек).

После ретроспективы продажи Хокни взлетели. Весной 2018 года его пейзаж «Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника» (1990) продали на аукционе Sotheby’s за рекордные для Хокни $28,5 млн.

Сейчас искусствоведы и арт-дилеры сходятся во мнении, что интерес к Хокни подстегнул увеличение количества его работ на рынке, а также рост спроса на его работы среди богатейших коллекционеров.

«Я не рассчитываю на тех, кто коллекционирует работы Хокни, я надеюсь на коллекционеров культовых произведений и знаковых художников», — цитировал представителя Christie’s в начале ноября портал Artsy.

Источник

Оцените статью