- Какая польза и вред купания грудничков в бассейне, какие есть упражнения и обустроить домашний водоем?
- Со скольки месяцев можно плавать малышам?
- Польза и вред
- Противопоказания
- Что выбрать: ванну или специальный общественный комплекс?
- Что нужно взять с собой?
- Домашняя купель
- Какой должна быть по размерам?
- Температура воды
- Занятия с малышом
- Заключение
- Методическое пособие для родителей «Обучение детей плаванию в… домашней ванне»
Какая польза и вред купания грудничков в бассейне, какие есть упражнения и обустроить домашний водоем?
У младенцев до трехмесячного возраста сохраняется врожденный плавательный рефлекс. Он позволяет им делать правильные движения руками и задерживать дыхание под водой.
В связи с чем обучение плаванию грудничков дает отличные результаты.
Со скольки месяцев можно плавать малышам?
К занятиям в бассейне приступают после того, как отпадет пуповинный остаток, во избежание проникновения инфекции в ранку.
Кроме того, малышу нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Оптимальным возрастом для занятий на воде считается возраст два месяца.
Польза и вред
Груднички обычно положительно реагируют на занятия в бассейне, поскольку их зарождение и развитие происходит в водной среде. В связи с чем, после рождения ребенок водную среду воспринимает комфортным пространством.
Польза:
формирование правильной осанки;
- укрепление иммунитета;
- выпрямление конечностей;
- глубокий и крепкий сон;
- активизация работы головного мозга;
- нормализация сердечной-сосудистой системы;
- развитие дыхательной системы;
- укрепление мышц.
По мнению педиатров, есть и вред от занятий, он заключается в:
- перевозбуждении крохи;
- появлении вегетативных реакций, выражающихся «гусиной кожей»;
- риске развития отита при попадании воды в ухо;
- возможности кратковременной остановки дыхания.
В утробе матери малыш находится в замкнутом пространстве, и ощущение жидкости для грудничка также должно иметь четкие границы.
В видео ниже приводится мнение доктора Комаровского о грудничковом плавании:
Противопоказания
Несмотря на пользу грудничкового плавания, есть ряд противопоказаний, при которых посещение бассейна не допустимо:
- простудные и вирусные заболевания;
- кожные заболевания;
- нарушение целостности кожного покрова;
- неврологический диагноз, сопровождающийся судорогами;
- врожденный порок сердца;
- повышенная температура тела.
Что выбрать: ванну или специальный общественный комплекс?
До 3-х месяцев ребенку подойдет домашняя ванна. Именно ванна, а не детская ванночка. В дальнейшем, она будет малышу маловата.
В 2-3 месяца наступает время, чтобы отправиться в специальный грудничковый бассейн, который часто есть при детских центрах, поликлиниках, санаториях.
Что нужно взять с собой?
В бассейн для грудничков необходимо взять с собой:
- справку от врача;
- подгузник для бассейна или непромокаемые трусики;
- шапочку;
- большое полотенце;
- жидкое детское мыло;
- одноразовую пеленку;
- фен;
- воду;
- еду.
Домашняя купель
Если принято решение приобрести домашний бассейн для новорожденного, то следует сделать выбор в пользу надувного резервуара.
Он должен быть небольшим по размеру.
Подобные модели стоят недорого, ведь чаша понадобится непродолжительное время, поскольку малыш быстро растет. Они легко сдуваются, переносятся с места на место, способны прослужить 2-3 сезона.
Можно рассмотреть резервуар с надувными стенками и несколькими кольцами, которые раздуваются при заполнении воздухом. Это позволяет купальне увеличиваться в высоту.
Какой должна быть по размерам?
Оптимальным для грудничков считается резервуар объемом 1 м 2 , глубиной не более 17 см. Для детей на втором году жизни подойдет чаша объемом 2 м 2 .
При этом бортики и дно чаши должны быть надувными, чтобы ребенок не мог травмироваться.
Температура воды
Прежде, чем приступить к купанию новорожденного, необходимо очистить поверхность ванны пищевой содой, после чего ополоснуть ее горячей водой. Температура воды должна быть максимально комфортна для малыша. Детские врачи рекомендуют ее постепенно снижать для увеличения сопротивляемости организма.
Нормативы:
- На первых занятиях оптимальная температура воды 37 градусов.
- На пятом занятии допустимо снижение температуры до 36,5 градусов.
- На девятом – до 36 градусов.
- На 14 занятии температура воды может достигать 35,5 градусов.
- На 20 занятии – 35 градусов.
- На 24 занятии температура воды составляет 34 градуса.
Таким образом, постепенно, происходит снижение температуру воды до 28 градусов.
Занятия с малышом
Перед тем, как приступить к плаванию, малышу делают легкий массаж, разминают спинку, ножки, ручки, ягодицы ребенка, проводят легкую гимнастику. По времени это займет около 20 минут.
Прежде чем приступать к занятиям, необходимо провести знакомство малыша с водой: держат кроху над поверхностью ванны таким образом, чтобы он мог спокойно захватить руками воду. Далее тело ребенка столбиком осторожно опускается в ванну.
Обычно водные занятия включают в себя следующий комплекс:
Опускают ребенка ножками в воду, держа его вертикально, укладывают на спинку. Головка придерживается рукой. «Проводят» по ванной малыша.
- Делают по воде «проводку» с переворотом ребенка на живот.
- На спине выполняют «восьмерку». Это же упражнение делают на животе.
- Дают побарахтаться в воде.
- Упражнение «Качели» проводится лежа на животе с имитацией плавания назад и вперед.
Заключительная часть занятий – ныряние. Сначала ребенка учат задерживать дыхание, дуя ему при этом в лицо, и говоря: «Ныряем». После того, как он начнет задерживать дыхание, после этих слов начинают брызгать водой на лицо, а затем – поливать воду из ковшика. После того, как малыш освоил технику задержки дыхания, можно приступать к нырянию.
Заключение
Бассейн для грудничков позволяет укрепить мышечную систему новорожденного, иммунитет, повысить уровень доверия между родителями и ребенком. Занятия в воде дают положительные эмоции и малышу, и взрослым.
Источник
Методическое пособие для родителей «Обучение детей плаванию в… домашней ванне»
Елена Павленко
Методическое пособие для родителей «Обучение детей плаванию в… домашней ванне»
Вспомните, сколько радости испытывали вы в детстве и испытываете сейчас купаясь и плавая! Не случайно многие семьи проводят свой отдых у воды.
Плавание полезно всем и в любом возрасте. Плавание – один из немногих видов спорта, для которого практически нет противопоказаний. Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. Регулярные занятия плаваниемположительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Всем известно, что во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде. Навыки пребывания в жидкой среде ребенок сохраняет в течение первых месяцев жизни. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца. И если ваш малыш не занимался грудничковым плаванием, его придется учить. Учиться плавать можно и в море, и в реке, и в бассейне, и в … домашней ванне. Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей. Ребенок выполняет упражнения в небольшом объеме воды, в знакомых для него условиях, в присутствии родителей, при наличии любимых игрушек, что создает комфортные, удобные условия для обучения, является прекрасной психологической защитой его на воде.
Надо сказать, что чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и ребят.
Если ваш малыш еще не умеет плавать или боится воды, не отчаивайтесь! Помогите ребенку познакомиться и подружиться с водой.
Чтобы знакомство с водой и обучение плаванию прошло без проблем,надо соблюдать следующие правила:
1. По отношению к мнительным, тревожным детям должна быть атмосфера спокойствия и терпимости.
2. Будьте терпеливы. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Ни в коем случае не заставляйте делать что-то насильно! Берегите нервную систему своих детей.
3.Надо запомнить одну простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте одного ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее.Помните: каждый малыш – индивидуальность, а значит, не такой, как все! Не раздражайтесь и не стыдите его. Надо поддержать маленького человека, сказать ему, что многие смелые люди побаивались воды. И это нормально. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно, им пришлось хорошо потрудиться.
4. Выразите ребенку свою уверенность, что он сумеет добиться успеха.
Меры предосторожности при занятиях плаванием:
1. Не оставляйте ребенка без присмотра;
2. Нельзя купать при плохом самочувствии, повышенной температуре, простуде, при острых желудочно-кишечных заболеваниях;
3. Не рекомендуется проводить занятия раньше чем через 40-60 мин. после еды;
4. Оптимальная температура воды для проведения занятий в домашней ванне 28-32 градуса, не наливать слишком горячую воду, ребенку будет неприятно опускать в нее лицо.
5. Продолжительность занятий – от 5 до 20 мин. Если появились признаки переохлаждения или переутомление поставить ребенка под теплый душ, затем растереть полотенцем.
Играйте с ребенком, и он забудет о своем страхе!
Игра – основная форма познания мира для ребенка дошкольного возраста, поэтому дети с удовольствием занимаются, когда занятия строятся в игровой форме. Малыши охотно воображают себя «морскими звездами», «золотыми рыбками», «русалками», «морскими львами», «дельфинами» и другими морскими обитателями.
В последнее время ведущими психологами и педагогами в процессе обучения дошкольников применяется такой метод, как сказкотерапия. Дети, играя в сказку, вживаются в образ главного героя и пытаются преодолеть стоящие на их пути препятствия и трудности. Погружаясь в мир фантазий и волшебства ребенок, как бы отрывается от реальности, у него пропадает страх и скованность в движениях.
Постройте занятия в форме сказочного сюжета, с преодолением различных препятствий, поиском кладов, спасением сказочных персонажей.
Итак, запаситесь терпением, соблюдайте правила проведения занятий, упражнения выполняйте в строгой последовательности, больше хвалите своего малыша и …
1. Предложите ребенку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо
любимой кукле, затем себе. Прочитайте во время этого занятия веселое стихотворение Эммы Мошковской «Нос умойся».
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
2. Предложите ребенку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая руками лицо. Скажите, что капельки ласково гладят малыша по щечкам. Выучите «Олешкину кричалку» Владимира Левина.
Лейся, лейся дождик!
Я хочу расти, расти!
Не боюсь я сырости.
3. А теперь предложите ребенку превратиться в грозного Нептуна.У Нептуна целая флотилия: корабли, лодки, покупные и самодельные – из всего, что плавает: пенопласта, скорлупы орехов, бумаги, киндер-сюрпризов и т. д. Малышу нужно встать так, что бы его подбородок касался поверхности воды, подуть так, что бы образовались волны и корабли пришли в движение.
4. Погружение с головой в воду совершается с задержкой дыхания на вдохе. Объясните ребенку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки, крабы и т. д., человек под водой дышать не может. Если человек начнет дышать в воде, вода пoпaдeт в нос, в рот, придется ее выплевывать. Поэтому перед погружением с головой надо научить ребенка, сделав вдох, плотно закрывать рот и задерживать дыхание (на суше). Когда упражнение освоено, попросите малыша, сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо. После непродолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Придержите ручки, не давая протереть глаза. Нужно подождать, когда
вода стечет с лица. Побуждайте ребенка с каждым разом все дольше находиться под водой, считая, сколько секунд он продержался.
Предложите игру «Спрячься от жучка».
Когда жучок садится на голову, нужно спрятаться от него под воду.
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячься под воду.
Помните, что психологически очень важно, чтобы, ребенок окунулся в воду совершенно самостоятельно.
5. Бросьте на дно несколько тонущих игрушек, камешков, ракушек. Попросите малыша достать их. Можно спрятать под камушками, ракушками монету, маленький ключик. Морской царь спрятал клад, предложите малышу найти его, поднимая тонущие игрушки. Можно предложить опустить глаза в воду и рассмотреть положение вашей руки в воде (ладонью вверь, вниз, боком, с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев. Вынырнув, ребенок расскажет, что он видел, сколько пальцев насчитал.
6. Далее научите ребенка делать выдох в воду. Сначала предложите ему присесть так, чтобы его губы находились на уровне поверхности воды, и вспенить ее при выдохе. Затем, погружаясь до уровня глаз, сделать выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всего лица, а потом и головы. Следите, чтобы рот был прикрыт (губки трубочкой, т. к. дети обычно выдыхают воздух широко открытым ртом, а это ошибка. Когда ребенок научится делать выдох, попросите его сделать 5-8, а затем 10-12 выдохов подряд.
7. Теперь учим ребенка, принимать горизонтальное положение и выпрямлять ноги. Предложите ему встать на четвереньки и, вытянув ноги назад, остаться в опоре на руках. При этом ноги всплывают, пятки показываются на поверхности воды. Далее предложите ему сделать выдохи в воду в этом положении.
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
первый просто большой,
Второй с прекрасной душой,
А третий ну просто милый.
Но всех их зовут Крокодилы.
8. Далее научите выполнять движения ногами способом кроль. Ноги попеременно двигаются вверх-вниз, не касаясь дна. При правильном выполнении движений пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени остаются под водой. Совершать движения ногами надо спокойно, ритмично, не напрягаясь. Не разрешайте ребенку сильно работать ногами, делая большой размах. Держите руку у поверхности воды так, чтобы ноги ударялись об нее.
9. А вот теперь научите ребенка всплывать и лежать на поверхности воды. Покажите, как всплывают и лежат на поверхности воды надувные игрушки. Расскажите, что если хорошо сделать вдох, набрав в легкие побольше воздуха, то наше тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды вытолкнет его вверх и будет поддерживать на поверхности. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале погружается в воду, затем всплывает.
10. Чтобы лечь на спину в воде, необходимо уметь вытягиваться в одну линию, не поднимая головы. Уложите малыша, поддерживая руками снизу его голову и спину. Если ребенок сгибается, лежа на спине, попросите его погрузить уши в воду и поднять живот вверх.
11. Теперь учим малыша работать ногами кролем на спине. Предложите ребенку лечь в воде на спину, а голову, положить на вашу ладонь или держаться руками за край ванны. Пусть поработает ногами вверх-вниз, не касаясь дна. Если вы увидите, что колени поднимаются из воды, поставьте руку у коленей. Дайте ему возможность повторить упражнение так, чтобы колени не касались руки.
12. Научим ребенка лежать на поверхности воды на спине. Предложите ему, сделав глубокий вдох, спокойно лечь на спину. Если ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх-вниз.
13. А теперь веселое упражнение. Попросите ребенка сделать вдох и лечь на воду, вытянув руки вдоль тела. Поверните несколько раз «бревнышко» вокруг своей оси.
Вот теперь можно переходить на «большую» воду. Все эти упражнения просты и доступны практически каждому ребенку. При регулярном их выполнении в течение, скажем, месяца малыш совершенно иначе начинает относиться к воде и плаванию. Придя в бассейн, он уже довольно уверенно сможет держаться на воде и проплывать свои первые метры.
Навыки, приобретенные ребенком в домашней ванне — прекрасная база для дальнейшего обучения плаванию.
Плавание как средство оздоровления детей в ДОУ Уметь плавать — это прекрасно. Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья,.
План работы кружка «Фламинго». Знакомство с элементами синхронного плавания Синхронное плавание Синхронное плавание – молодой вид спорта, возникло как разновидность художественного (фигурного) плавания. Художественное.
Источник