Десять крупнейших специализированных морских портов

Морские порты и их типы

Общее число морских портов, обеспечивающих международные перевозки, превышает 2,2 тыс. Из них около 900 находится в Европе, более 500 – в Америке, около 400 – в Азии, остальные – в других регионах мира.

По особенностям транспортно-географического положения, морфологии берегов, связям с внутренними водными путями порты подразделяют на три группы:

· расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов (Йокогама, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Стамбул);

· расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защита от открытого моря обеспечивается с помощью искусственных волноломов (Касабланка);

· расположенные в эстуариях судоходных рек вдали от устья (Гамбург, Гавр, Лондон, Монтевидео, Монреаль).

· По объему годового грузооборота в морском транспорте выделяются крупные порты с грузооборотом 10–20 и более млн т, среди которых крупнейшие порты с грузооборотом 50–100 и более млн т образуют группу лидеров – мировых портов, общее число которых составляет около 30. По характеру перерабатываемых грузов морские порты подразделяются на два основных типа – универсальные и специализированные.

Универсальные порты принимают и перерабатывают все виды грузов – генеральные, наливные, насыпные, наволочные и др. Для их обработки отдельные участки порта имеют определенную специализацию и оборудованы для погрузки и выгрузки контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов, химических и других грузов. Порты универсального типа преобладают в экономически развитых странах с многопрофильным хозяйством, да и в целом их подавляющее большинство.

География размещения крупнейших мировых универсальных портов (табл. 24) показывает, что на первые десять мировых портов приходится около 40 % мирового грузооборота морского судоходства, среди них 6 азиатских портов, 3 американских и 1 – европейский, что отражает возрастающую роль Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве, а также зависимость его экономики от экспортно-импортных связей. Среди 50 крупнейших мировых портов более 1/2 приходится на две крупнейшие мировые хозяйственные интеграционные группировки – НАФТА в Северной Америке (16 портов) и ЕС в Европе (11), а в Азиатско-Тихоокеанском регионе доминируют Япония (7) и Южная Корея (5), что позволяет им обеспечивать лидирующие позиции в мировом торговом обороте. В первую десятку мировых портов по обороту контейнеров входят 3 европейских порта (Роттердам, Гамбург, Антверпен), 2 североамериканских (Лос-Анджелес и Лонг-Бич) и 5 восточноазиатских (Гонконг, Сингапур, Пусан, Шанхай, Гаосюн), что отражает грузонапряженность на основных линиях контейнерных перевозок между крупнейшими мирохозяйственными регионами (Европа – Северная Америка – Восточная Азия).

Размещение европейских портов универсального типа отражает особенность географического разделения труда. Значительное число крупных портов расположено на побережье Северного моря и в устьях крупных рек (Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр и др.), а также Средиземноморском побережье Франции (Марсель), Италии (Генуя, Триест), Испании (Альхесирас). Развитие этих портов обусловлено мирохозяйственными связями стран Европейского Союза, задачами обеспечения их сырьевыми и топливными ресурсами.

Крупнейшим портом Европы является Роттердам (320 млн т грузооборота в 2001 г.), расположенный на побережье Северного моря. Его непосредственная связь с водной системой Рейна определяет его роль «ворот Европы», где перерабатывается около 40 % всех грузов, проходящих через участок побережья от Гамбурга до Гавра. Роттердам обслуживает регион, где проживает около 300 млн чел., поэтому более 70 % грузов составляют товары зарубежных партнеров. Портовый бассейн соединяет с морем канал длиной 57 км, общая длина причалов достигает 37 км, а площадь – 10,4 тыс. га. В порт могут заходить корабли с осадкой до 23 м. Здесь созданы специализированные терминалы для приема контейнеров, нефти, руды, зерна, химических и лесных грузов.

Читайте также:  Высота над уровнем моря магаданской области

Таблица 24 Грузооборот крупнейших мировых портов (1998 г., млн т)

Вместе с Амстердамом (55 млн т грузооборота) эти два порта образуют крупнейший портовый комплекс не только Европы, но и всего мира. Рядом, в соседней Бельгии, сложился крупный порт − Антверпен (130 млн т в 2001 г.), р асположенный в устье р. Скальды, в 70 км от побережья. Он обслуживает не только Бельгию, но и северные районы Франции, Германии (Саар), Люксембург. В связи с этим более 1/4 всех грузов составляют транзитные, а в их структуре преобладают нефть и нефтепродукты. Особую роль среди европейских портов занимает также Гамбург, расположенный в устье р. Эльбы, в 120 км от побережья Северного моря. Несмотря на свое положение, он может принимать суда с осадкой до 13,5 м (до 60 тыс. т дедвейт). При годовом грузообороте в 85 млн т (2001 г.) около 20 млн т составляет нефть, по несколько млн т − зерно, уголь, кокс, руды. Он обслуживает также значительный объем австрийских и чешских транзитных грузов. Крупнейшие французские порты обеспечивают обслуживание экспортно-импортных связей (Гавр, Марсель).

Большинство крупных портов Северной Америки расположены на Атлантическом побережье и в Мексиканском заливе. В группу крупнейших портов входит Нью-Йорк, расположенный в устье р. Гудзон на площади более 4 тыс. км 2 . Его годовой оборот превышает 125 млн т, в структуре которого преобладают сырье для промышленных центров северо-востока США, а в вывозе – готовые промышленные изделия. Здесь создан крупнейший в мире контейнерный терминал, Нью-Йорк занимает также лидирующие позиции в обслуживании круизных туристских и экскурсионных перевозок. В устье р. Делавер расположен крупнейший порт Филадельфия, южнее – Хамптон-Роудс, которые обслуживают регион с развитыми нефтехимической и металлургической отраслями, машиностроительным комплексом, легкой промышленностью, что определяет в структуре грузов доминирование нефти, железной руды, хлопка, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности. В Мексиканском заливе наибольшее развитие получил Хьюстон (грузооборот более 150 млн т), который соединен с морем 80-километровым каналом и специализируется на вывоз е нефти, хлопка, зерна и химических продуктов, а также Новый Орлеан (80 млн т), расположенный на берегах Миссисипи, в 150 км от устья. В вывозе из этого порта преобладают нефть, зерно (пшеница, кукуруза), хлопок, химические грузы и машины, а в прибытии грузов – фосфориты, сахар, кофе, фрукты. Подобную структуру грузооборота имеют и другие крупные порты этого региона (Корпус-Кристи, Батон- Руж, Тампа, Техас-Сити, Лейк-Чарльз).

Читайте также:  Можно ли приготовить морскую звезду

На Тихоокеанском побережье США крупные портовые комплексы сложились в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. В последние десятилетия ускоренное развитие получил порт Лон г -Бич (52 млн т), где функционирует крупный контейнерный терминал на линии США – Япония, а также крупный порт на Аляске – Валдиз (вывоз нефти).

В Канаде крупные универсальные порты атлантического побережья связаны с водным путем р. Св. Лаврентия: Монреаль – в 1600 км от побережья, который может принимать суда с осадкой более 10 м, Квебек – в 1300 км от побережья. Эти порты обслуживают вывоз зерна, лесоматериалов, железной руды, хрома, цемента. В прибытии грузов преобладают нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, транспортные средства, фрукты. Крупнейшим тихоокеанским портом Канады является Ванкувер (более 70 млн т грузооборота), который открыт для судоходства круглый год (в отличие от атлантических портов, расположенных на той же широте). Его бурное развитие в 1970-х гг. обусловило развитие угледобычи в провинции Британская Колумбия и вывоз угля, а также зерна, природной серы, лесоматериалов. В отличие от других универсальных портов развитых стран в Ванкувере отправление грузов преобладает над их прибытием.

Среди азиатских портов доминирует группа 7 крупных японских портов (табл. 24) с грузооборотом в 90 – 100 млн т и более. Первую позицию среди них занимает Тиба (165 млн т), расположенный в Токийском заливе, который обслуживает крупный промышленный регион с развитой черной и цветной металлургией, нефтепереработкой, химической промышленностью, судостроением. В структуре ввоза японских портов доминируют сырье, топливо, продовольствие, в вывозе – промышленные товары и изделия. В заливе Осака расположен крупный порт Кобе, который обслуживает промышленный регион южного Хонсю, более 1/3 всего грузооборота (100 млн т) составляют контейнерные перевозки. На другой стороне залива расположен порт Осака, который может принимать танкеры и суда грузоподъемностью свыше 300 тыс. т дедвейт. В отправлении этих портов преобладают промышленные генеральные грузы, а в прибытии – сырье и топливо: нефть, уголь, железная руда, фосфориты, хлопок, зерно. В группу крупных экспортных портов входят также Токио, Нагоя, Китакюсю.

Крупным портом, расположенным на азиатском континенте, является Шанхай (расположен в 100 км от побережья Восточно-Китайского моря), который обслуживает регион, где проживает около 40 % населения Китая. Шанхай обслуживает около 1/3 всего внешнеторгового оборота Китая и вместе с Гонконгом является главными внешними «воротами страны». Группа крупных морских портов в конце ХХ в. сформировалась в Республике Корея (Ульсан, Пусан, Инчхон) с грузооборотом около 100 млн т и выше, а также на Тайване, что связано с динамичным развитием хозяйства этих регионов. На южном побережье Азии бурно развивается крупнейший порт мира Сингапур (может принимать суда с осадкой до 20 м), который обслуживает не только внешнеторговый оборот страны, но и транзит Малайзии и Индонезии.

Читайте также:  Нормальность титрованного раствора соли мора

В Австралии крупнейшие порты восточного побережья обслуживают вывоз добываемого минерального сырья, местной металлургии (руды, уголь), экспортно-импортные связи по вывозу готовой продукции и поставкам сырья и топлива (Дампир, Ньюкасл, Сидней, Мельбурн, Порт-Кембла). Порты западного побережья Австралии (Порт-Хедланд, Фримантл) обеспечивают вывоз зерна, угля, бокситов и прием нефти и фосфоритов.

В Африке из-за низкого уровня развития экономики большинства стран крупных портов универсального типа немного (Александрия, Касабланка, Лагос, Дурбан). В структуре вывоза доминируют сырье и топливо (нефть, фосфориты, руды), сельскохозяйственные продукты (хлопок, пшеница, цитрусовые), рыбные полуфабрикаты, а главную группу ввозимых грузов составляют машины и промышленное оборудование.

Специализированные порты ориентированы, как правило, на обработку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта данной страны. Специализированные порты характерны для развивающихся стран, в основном они обслуживают экспорт топлива и сырья. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе: Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Харк (Иран). Группа крупных нефтяных портов расположена в Америке: Ла-Салина и Пуэрто-Мирандо (Венесуэла), Ораньестад (Аруба), Хьюстон, Бомонт, Валдиз (США), Тампико (Мексика), Африке: Бонни (Нигерия), Сехира (Тунис), Эс-Сидер (Ливия) и других регионах (Думай, Индонезия). В специализированных нефтяных портах строятся рейдовые причалы, аванпорты и другие сооружения, позволяющие принимать крупнотоннажные танкеры и загружать их сырой нефтью по трубопроводам, протянутым от береговых хранилищ. Специализированные порты сформировались и в индустриально развитых странах, экспортирующих на мировые рынки продукцию горнодобывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства. Большинство из них находится в США, Канаде, Австралии и ЮАР. Это крупнейшие порты по вывозу угля – Хемптон Роудс (США), Ньюкасл (Австралия), Ричардс-Бей (ЮАР), железной руды – Порт-Хедленд (Австралия), Сент-Иль (Канада), фосфоритов – Тампа (США), зерна – Квебек, Монреаль, Галифакс (Канада), Хьюстон, Галвестон, Новый Орлеан (США), Фримантл, Аделаида (Австралия). Вывоз леса и лесоматериалов в значительных объемах производится из портов Финляндии, Швеции и Канады. В настоящее время увеличивается значение специализированных портов – глубоководных терминалов. Различного вида специализированные порты позволяют сократить время погрузки-выгрузки, шире внедрять механизацию грузовых работ и снижать их стоимость.

Источник

Оцените статью