Давление на дне моря

Презентация «Давление на дне морей и океанов»

«Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин».

Океаны и моря могли бы поглотить самые высокие горы, настолько чудовищны их глубины. Мы можем представить себе гору высотой 8–9 километров, но представить себе глубину океана 8–10 километров трудно даже людям с богатым воображением. На дне океана огромное давление. Так, например, на глубине 10 км (а есть и большие глубины) давление составляет около 100 млн. Па.

Несмотря на это, вследствие малой сжимаемости воды, плотность её на дне океанов лишь немного больше, чем вблизи поверхности. Сравнительно недавно, лет 100 назад, о жизни в океанских глубинах было известно совсем мало, и любознательность человека могла питаться лишь фантазией поэтов, изображавших морские глубины, населенными ужасными чудовищами. Но современная наука раскрыла многие тайны моря. Рыбы извлечены из глубин 7000 метров, но и это не предел распространения глубоководных рыб.

Как же рыбы выдерживают тяжесть слоя воды толщиной в несколько километров? Им это не причиняет никаких болезненных ощущений. Дело в том, что тело, мышцы и кости рыб пропитаны водой, и рыба ощущает одинаковое давление изнутри и снаружи. Но если вытащить глубоководную рыбу на поверхность воды, внутреннее давление перестает уравновешиваться наружным. Рыбу раздувает, глаза выпучиваются, внутренности выворачиваются через рот. В таком раздутом виде рыба уже не может погрузиться на глубину.

Ловцы жемчуга могут нырять на глубину 20 – 30 метров, задерживая дыхание на 1 – 2 минуты. Человек при специальной тренировке может без особых предохранительных средств погружаться на глубины до 80 м, где давление достигает около 800 000 Па. На больших глубинах, если не принять специальных мер защиты, грудная клетка человека может не выдержать давления воды.

При очистке дна рек, ремонте подводных частей кораблей, плотин, при подъеме затонувших судов людям приходится работать на разной глубине. Для этого применяют специальные водолазные костюмы (скафандры).

Водолазный костюм изготавливают из прорезиненной ткани и надевают его поверх теплой одежды. На верхнюю часть костюма навинчивают металлический шлем с окошками из толстого стекла. Ботинки водолаза имеют свинцовые подошвы, а на его грудь и спину надевают свинцовые грузы, иначе водолаз не погрузится в воду. В шлем по шлангу непрерывно подают воздух для дыхания. Однако шланг стесняет движения водолаза под водой и уменьшает расстояние, на которое он может удаляться от места погружения.

Лейтенант ВМФ Франции Жак Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян сконструировали автоматический акваланг — устройство, позволяющее свободно дышать под водой газом из баллона. В 1943 году получили патент на своё изобретение. Запас воздуха, сжатый под высоким давлением, содержится в баллонах, которые крепятся на спине пловца. Регулятор, укрепленный на баллоне, подает воздух под тем же давлением, что и на той глубине, на которой находится аквалангист. Для этого служит клапан. С этим оборудованием ныряльщик мог долго оставаться под водой. Дыхание у подводного пловца такое же естественное, как на поверхности. Единственное, что должен сделать ныряльщик, чтобы получить кислород, — это сделать вдох, и акваланг подаст ему порцию воздуха под необходимым давлением. После изобретения акваланга подводное плавание широко распространилось по миру.

Читайте также:  Дома поглощены волнами моря читать

С этим оборудованием ныряльщик мог долго оставаться под водой. Дыхание у подводного пловца такое же естественное, как на поверхности. Единственное, что должен сделать ныряльщик, чтобы получить кислород, — это сделать вдох, и акваланг подаст ему порцию воздуха под необходимым давлением. После изобретения акваланга подводное плавание широко распространилось по миру. Аквалангом пользуются и спортсмены- пловцы.

Для исследования моря на больших глубинах используют батисферы и батискафы.

Батисфера используется для погружения на глубину 165м – 1км. Её опускают с подводного судна с помощью троса.

Батискаф не связан тросом с кораблём, он имеет собственный двигатель и может передвигаться на большой глубине в любом направлении.

Первое погружение человека на дно Марианского жёлоба было совершено 23 января 1960 года лейтенантом ВМС США Доном Уолшем и исследователем Жаком Пикаром на батискафе «Триест». Приборы зафиксировали рекордную глубину — 11 521 метр (скорректированная величина — 10 918 м).

Источник

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин

Из формулы гидростатического давления следует, что во всех местах жидкости, находящихся на одной и той же глубине, давление жидкости одно и то же. С увеличением глубины оно возрастает. Особенно больших значений оно достигает на дне морей и океанов. Например, на глубине 10 км давление воды составляет около 100 миллионов паскалей!

Несмотря на огромное давление, существующее на таких глубинах, и здесь обитают некоторые животные: различные иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, а также глубоководные рыбы. Организм этих животных приспособлен к существованию в условиях большого давления, и точно такое же давление имеется внутри их.

Сюда не доходит солнечный свет (он угасает уже на глубине 180 м), и потому здесь царствует мрак. Обитатели глубин либо слепые, либо, наоборот, имеют очень развитые глаза. Некоторые из глубоководных животных светятся собственным светом.

Человек начал осваивать подводный мир еще в глубокой древности. Опытные, хорошо тренированные ныряльщики (ловцы жемчуга, собиратели губок), задерживая дыхание на 1—2 мин, погружались без всяких приспособлений на глубину 20—30 (а иногда и более) метров.

Читайте также:  Отдых черное море тихие места

Опускаться на очень большие глубины человек без специального снаряжения не может. Этому мешает как отсутствие воздуха, так и огромное гидростатическое давление, прогибающее ребра грудной клетки настолько, что они могут не выдержать и сломаться.

Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника, кожаные мешки с запасом воздуха, а также «водолазный колокол» (в верхней части которого при погружении в воду образовывалась «воздушная подушка», из которой человек и получал воздух).

Следует иметь в виду, однако, что дышать через трубку, выступающую над поверхностью воды, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м.

На больших глубинах разность между давлением воды, сжимающим грудную клетку, и давлением воздуха внутри ее возрастает настолько, что у человека уже не хватает сил увеличивать объем грудной клетки при вдохе и наполнять свежим воздухом легкие.

На глубине, превышающей 1,5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.

Акваланг

В 1943 г. французами Ж. Кусто и Э. Ганьяном был изобретен акваланг — специальный аппарат со сжатым воздухом, предназначенный для дыхания человека под водой (рис. 101). Благодаря этому изобретению плавание под водой стало увлекательным и распространенным видом спорта.Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются, так как вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание.

При подводных работах на разных глубинах используют специальные водолазные скафандры. Если скафандр мягкий (резиновый), то глубина погружения обычно не превосходит нескольких десятков метров.

На больших глубинах человек может работать только в жестком («панцирном») скафандре (рис. 102). В последнем случае глубина погружения может доходить до 300 м.

Скафандр, батисфера и батискаф

Для исследования морей и океанов на больших глубинах используют батисферы и батискафы (рис. 103).Батисферу опускают с надводного судна с помощью троса. Впервые она была использована итальянцем Бальзамелло в 1892 г.

Глубина погружения тогда составляла 165 м; впоследствии она превысила 1 км.

Батискаф

Батискаф не связан тросом с кораблем и представляет собой автономный (самоходный) аппарат (рис. 104). Первый батискаф был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в 1948 г. В январе 1960 г. сын ученого Ж. Пиккар вместе с Д. Уолшем достигли на батискафе дна Марианского желоба в Тихом океане, глубина (измеренная в 1957 г. советским судном «Витязь») составляет 11022 м.

1. Каким образом человек может дышать, находясь под водой? 2. Что препятствует погружению людей без специальных приспособлений иа большие глубины? 3. Что такое акваланг? Почему в нем используется не обычный, а сжатый воздух? 4. Чем отличается батискаф от батисферы?

Читайте также:  Иорданской косметики мертвого моря

Источник

Как посчитать давление на дне моря? Надо ли к Ро*g*H прибавлять атмосферное давление? И почему?

где P — давление, ρ — плотность воды, g — ускорение силы тяжести и H — глубина морского дна.

Атмосферное давление обычно игнорируется при расчете давления на морском дне, поскольку оно относительно мало для морского дна. Если вы хотите точно рассчитать давление на морском дне, вы можете добавить атмосферное давление к приведенному выше уравнению, которое имеет вид

где P_atm — атмосферное давление.

Обычно, однако, нет необходимости учитывать атмосферное давление при расчете давления на морском дне, поскольку вклад атмосферного давления в результат пренебрежимо мал, когда глубина морского дна намного больше высоты на уровне моря.

Важно отметить, что H в приведенном выше уравнении должно быть расстоянием от морского дна до уровня моря, а не расстоянием от поверхности до морского дна.

Илья Высший разум (366158) с такими учителями, как нейросетки, вы не только превращаетесь в неандертальцев, но ещё и благодарите.

На глубине Титаника атмосферным можно и пренебречь. Но при измерении высоты волн методом измерения гидростатического давления опорным датчиком служит датчик атмосферного давления.

Говоря о давлении, всегда нужно иметь в виду, идет речь об абсолютном давлении, или об избыточном.
Подавляющее большинство манометров, с которыми люди имеют дело, показывают избыточное давление по отношению к окружающему. Если Вы накачиваете шины автомобиля и на манометре 2 атм, то нужно понимать, что абсолютное давление в шине равно 3 атм. Что и покажет манометр, если Вы, не отсоединяя его, поднимете шину на высоту более 100 км.
В формуле давления на глубине
P = p*g*H
имеется в виду давление избыточное. Легко понять, что при Н = 0 будем иметь Р = 0, но на поверхности водоема атмосферное давление никуда не девалось. Поэтому абсолютное будет 1 атм, которое и нужно прибавлять к вычисленному по указанной формуле, если требуется знать абсолютное давление.
Действительно, как Вам уже написали, на дне Марианской впадины (Н = 11 000 м, прирост давления с глубиной составляет 1 атмосферу на каждые 10 м глубины) или места гибели «Титаника» (Н = 3 700 м) абсолютное давление мало отличается от избыточного, в расчетах разницей можно пренебречь.
А вот на малых глубинах — нельзя. Если мы считаем изменение объема какой-то мягкой емкости, заполненной газом, в процессе ее погружения, в расчет нужно брать абсолютные давления и их отношения. Поэтому при погружении на 10 метров объем такой емкости уменьшится вдвое (абсолютное давление изменилось от 1 атм, до 1 + 1 = 2 атм), на 20 метров — втрое, на 30 — вчетверо и так далее.

Источник

Оцените статью