Детально о кинофильме «Давай разведёмся!»
Анна ПАРМАС, режиссер-постановщик: «Я давно хотела снять комедию про развод, чтобы показать все не так страшно. Как-то я общалась с женщиной, которая рассталась с мужем 6 лет назад, но говорила о нем так страстно и с такой ненавистью, как будто это произошло с ней вчера. Она все ещё не развелась с ним, так бы я сказала. Она все ещё жила 6 лет назад. Именно тогда у меня первый раз появилась мысль написать историю о расставании двух людей, которые собирались жить вместе всю жизнь и умереть в один день, но что-то пошло не так. Красивая мечта разрушилась и каждый винил в этом другого. Обычное дело. Никто не виноват и все виноваты. Только мне почему-то сразу стало понятно, что эта история не должна быть рассказана как трагедия, драма, или даже мелодрама. Конечно, это должна быть комедия. Для меня этот жанр единственный, который помогает преодолеть невыносимую тоску о несостоявшемся счастье. Сожаление о потерянном времени для меня – это верная дорога в ад. Спускалась по этой лестнице и я. И не раз. Могу вам точно сказать – в конце дороги тупик. И тут уже вам решать, стоять ли перед закрытой дверью 6 лет или всю жизнь. Или просто выдохнуть и «пошкандыбать» дальше – в другую сторону. И посмотреть, что же будет дальше. Потому «дальше» обязательно будет. По-моему, в этом и есть смысл. И счастье».
Анна Михалкова (Маша): «Когда Аня Пармас предложила сниматься, я, конечно, сразу согласилась. Такая роль – подарок. Хотя, по-моему, она в начале хотела делать фильм о ребятах помладше, потому что эта история типичная для кризиса 30-летних, но все-таки решила сделать так, как есть. «Давай разведемся» — драмеди, мне импонирует, что о такой серьезной теме мы говорим в таком жанре, с юмором и иронией. Это хорошо. Это терапия. Насмешить людей очень сложно, природа юмора у всех разная, а у русских людей она особенная. Анна Пармас создает юмор и ситуативный, и текстовой. Держать их вместе очень сложно, потому что получается несколько наотмашь. И для меня задача состояла в том, чтобы независимо от комизма ситуации, играть живого человека. Надеюсь, получилось».
Антон ФИЛИПЕНКО (муж Миша): «Аня моя крестная мама в кино, хотя дебютировал я у нее в клипе, но можно сказать, что только благодаря ей и барахтаюсь — снимаюсь. Тогда я за свой счет поехал Питер, где шел кастинг клипа «Экстаз», хорошо подготовился, но волновался, дошел до второго тура. В итоге Аня выбрала меня. Так мы и познакомились, а позже она пригласила в свой фильм «Давай разведемся». Здесь тоже были пробы, я их прошел, при условии, что надо набрать вес — минимум 10 килограммов — и отрастить усы. Я немножко моложе своего героя, и меня «старили» — рисовали морщинки, в общем – выкрутились. Какой он мой герой? Конечно, положительный. Ты должен оправдывать своего героя в любой ситуации. А там уже зритель решает — принимать его или нет. Я когда читал сценарий, хохотал, всегда держал в голове чувство юмора Анны Пармас, она умеет тонко и очень смешно про жизненные ситуации рассказывать.
Самой сложной для меня оказалась сцена, когда мой герой, приходит домой и копается в холодильнике в поисках еды. Причем, на пробах эта сцена легко получалась, а на площадке мы очень много дублей сделали. Тишина, мы с Аней Михалковой вдвоем в кадре, вокруг, естественно, много людей, но меня сбивал звук холодильника. Никак не получалось сказать: «А дальше посмотрим, с кем дети останутся», потом продолжение фразы: «с тобой или с нами». По сюжету герой говорит это жене и сам пугается того, что сказал, а я пугался раньше времени. И Ане Пармас не очень это нравилось. Я в штопор вошел и никак не мог сделать, как надо. Но в итоге справились. Мне кажется, что у нас получилось веселое кино про жизнь. Про людей. Про нас».
Фёдор ЛАВРОВ (Фёдор): «Когда я узнал, что моей партнершей по фильму снова будет Анна Михалкова, то очень обрадовался, потому что Аня прекрасный партнер, замечательный человек и моя подруга. Мы снимались с ней в альманахе «Про любовь», где играли семейную пару и в сериале «Годунов» мы играли царя и царицу, она — Ирина Годунова, а я Федор Иоанович. Так что эта роль, как подарок для меня была. Как и еще одна встреча с Анной Пармас. Мы тоже работал дважды. И, конечно, я снова ждал встречи. Считаю Анну очень талантливым сценаристом и режиссером. Пармас очень четко работает с актерами, мы в постоянном диалоге. У нее нет авторитарного режиссерского поведения на площадке и все разумные предложения она принимает. Признаюсь, что у меня кастинга не было, я так понимаю, когда Аня писала сценарий, то думала про мою кандидатуру. Поэтому разговор у нас был короткий. Она спросила: «Пойдешь?» Я ответил: «Кончено».
Здесь я играю майора полиции, который встречается на пути главной героини и помогает ей. Он в ней почуял родственную душу. Знаете, так бывает — симпатия возникает. Как в жизни, с кем-то мы больше открываемся и хотим общаться и проводить вместе время, дружить, а с кем-то — нет. Самая сложная сцена была, когда мы плавали в бассейне. Было холодно и я простудился. Не знаю, вошла ли эта сцена в монтаж, или может зря я мерз, так ведь бывает. Но атмосфера была хорошая, партнеры замечательные, и надеюсь, что все это будет видно на экране. Сценарий был хороший, и снимали мы это кино с любовью»
Максим ЛАГАШКИН (друг Миши — Вадим): «У меня кастинга не было, Анна предложила мне сыграть Вадима и сказала, что сразу меня представляла в этой роли, когда писала сценарий. Ох, как мне были приятны эти слова, ведь мы познакомились лично только, когда я приехал на примерку и читку. Здесь у меня роль обычного парня, друга главного героя – Миши, которого играет Антон Филипенко. Вадим — деловой предприниматель. Такие сплошь и рядом. Знаете, есть такие бизнесмены, которые семечки продают, а пафоса, как будто нефтью торгуют. А с другой стороны, может человек себя так подбадривает. Вот есть у него мечта — расти, бурильные установки купить, а сам с виноградной лозой ходит и на дачных участках колодцы роет. Но он шоумен, который знает, как привлечь внимание, чтобы получить работу.
Честно скажу, я очень хотел сниматься, потому что это режиссер Аня Пармас. С ней удовольствие было работать. Она знает, что хочет, все четко объясняет, хотя много не говорит, но порой было достаточно одного точного слова.
Про что наша история? Про нас. Сейчас такое время, когда женщины стали сильнее, наверное. Начали сами принимать решения, двигаться вперед, не надеяться только на мужчину и не ждать, когда мужчины соизволят помочь. Почему так происходит, мне сложно говорить. Но наше кино и для мужчин, и для женщин. И про мужчин, и про женщин. И для замужних, и для женатых, и для тех, кто только собирается вступить в брак. Мне кажется, что наше кино — трагикомедия. Веселье без грусти же не бывает. Такая ироничная история. Знаете, есть такие режиссеры, которые сами уже как жанр. Как Борис Хлебников, например. И мне кажется, что и Анна Пармас тоже, уже как жанр»
Светлана КАМЫНИНА (подруга Маши): «Это не первый мой фильм с Анной Пармас, до этого была новела «Девочки» в альманахе «Петербург. Только по любви», где я играла не врача, а пациентку. Просто после «Интернов» я решила не продолжать врачебную практику – не играть больше медиков. Здесь не могла не согласиться, пусть роль небольшая – лучшая подруга главной героини, пошла, не раздумывая, потому что с Аней Пармас исключительно приятно и интересно работать. Да и роль интересная, не про диагнозы, а про жизнь. Это комедия про развод. Тут никто не страдает, все люди, как могут, так и устраивают свою жизнь. Простые человеческие отношения – это то, что интересно зрителю. Люди, конечно, все разные, но в тоже время одинаковые, всех волнуют похожие проблемы – любовь, семья, отношения с близкими людьми. Аня рассказывает про это с иронией, с юмором, а это не так часто у кого-то получается. У нее нет такого тяжелого серьезного взгляда, который иногда способен убить все живое. Людям нужны комедии. Во все времена».
Анна РЫЦАРЕВА (Оксана): «Мы познакомились с Анной Пармас на съемках «Истории одного назначения», где я играла роль Дуняши, а Анна, как вы знаете, была соавтором сценария этого замечательного фильма. И тогда она рассказала мне про т сценарий «Давай разведемся», она только начинали работу над ним. Прошло время, и вдруг Аня переслала мне сценарий, и предложила роль Оксаны. Я прочитала сценарий, конечно, мне все понравилось, и мне сразу захотела сыграть эту роль, так как Оксана на меня абсолютно не похожа, а это всегда интересно. И мне понравилось, как написана эта Оксана. Она не какая-то фифа с красивой фигурой, как чаще всего в кино изображают любовниц, а человек. Очень непосредственный, энергичный, добрый, а главное любящий. Она принимает Мишу в любых ситуациях: здоров/болен, богат/беден, женат/разведен, и детей его детей. Она хочет быть любящей и любимой. Другой вопрос, что она очень уж прямолинейна, но в ее поступках нет никакой корысти. Хотя она совершенно не думает и даже не замечает, что вмешивается в чужую семью.
Мне очень хотелось сниматься в этом фильме. Аня Пармас для меня человек особенный. Она не просто сценарист моего первого большого фильма, она еще и играла в «Истории одного назначения» мою маму, так что можно сказать, у нас родственные связи, шучу, конечно, но, все же рискну сказать, что духовная связь у нас существует. И, Аня, как режиссер, да простит она мне этот панегирик, создает на съемках очень легкую атмосферу, дает возможность расслабиться, дает точные задачи, и что не менее важно умеет прислушаться к тебе. С огромным удовольствием, я получала этот опыт и безумно ей благодарна за возможность сыграть в этом кино
Мы старались рассказать про жизнь и про людей, думаю, многие узнают себя в каких-то ситуациях – как спешат на работу, как говорят с детьми, как смотрят на мужа, как ругаются с родителями или спорят друг с другом. Да, у нас комедия, но тема серьезная затронута. Так что смотреть нужно всем. Тут есть и над чем посмеяться и о чем подумать. Я не могу сказать, кому из героев я сочувствую – Оксане, Мише, Маше… Мне все симпатичны, выделить не могу никого. Кино это очень люблю.
Женщина – это энергия. И мне кажется, что женщина сейчас настолько самодостаточны — красавицы, умницы, карьеру делают, детей растят, вопросы решают. Женщины могу все. Это трагедия нашего времени. Мужчина даже не знают, наверное, как с такими сильными женщинами себя вести. С другой стороны, я понимаю женщин, которые просто вынуждены уметь все в жизни. Но самое банальное, что и мужчинам, и женщинам нужна просто любовь».
Надежда Константиновна МАРКИНА (мама Маши): «С Анной Пармас мы познакомились на съемках новеллы «Девочки» (альманах «Петербург. Только по любви») это был ее режиссерский дебют. Я была рада, когда Анна пригласила меня в свой второй фильм «Давай разведемся». В этот проект она пригласила меня без проб, я была очень рада такому доверию. Сценарий мне очень понравился: хороший текст, интересные диалоги, много юмора. И моя роль мне очень понравиться. Я играю маму главной героини. Не думаю, что она типичная мама. Но характер узнаваемый. Сейчас модно, что родители не должны участвовать в жизни взрослых детей. Но мне кажется, что родители даже обязаны помогать и подсказывать в критических и сложных моментах. Если такое вмешательство разумное и ненавязчивое — это допустимо. Тогда дети будут скучать. Хорошо, когда родители присутствуют всегда в твоей жизни. И когда тебе 40 лет, и когда 50.
В главной роли здесь Анна Михалкова, которая играет Машу — мою дочь. Мы встретились с ней на площадке впервые, она прекрасная актриса и человек чудесный. Было такое ощущение, что мы с ней давно знакомы, от этого работать было очень легко. Ведь как бывает — актёры собираются вместе на короткое время. Приезжаешь на несколько смен, и перед тобой киногруппа, большая компания и ты должен сразу со всеми познакомиться, найти подход, наладить общение, а здесь все сразу сложилось само собой.
У Анны Пармас всегда сплоченная группа, которая четко выполняет свою работу, каждый человек на своем месте. И вся группа принимает участие в создании фильма. Анна в процессе съемок открыта для предложений со стороны актеров. Если предложения интересны, то Анна их принимает и для фильма этот будет в плюс. Творческий процесс на площадке не прекращался. Мне кажется, что Аня как бы чувствует жизнь. У нее «вкус» на время. Она четко выписывает персонажа, и поэтому они получается яркими. Анна замечательный талантливый режиссер, сценарист, киноактриса — свободная, умная, с чувством умора, озорная и красивая».
Источник
«Давай разведемся». Как режиссер клипов «Ленинграда» сняла самый смешной фильм Кинотавра
Юбилейный, 30-й по счету, «Кинотавр» —главный фестиваль национального кино в стране — на этот раз вышел с сильнейшей программой за годы, стартовав с мощного стейтмента главы жюри Константина Хабенского, который на церемонии открытия заявил о категорической солидарности с задержанным еще на тот момент Иваном Голуновым (правда, не упомянув его имени) и продолжается в режиме средней скандальности: сперва критики разгромили фильм «Троица» артистки «Гоголь-центра» Ян Гэ, а теперь разделились по отношению к большой потенциально народной комедии «Давай разведемся». Почему фильм вызвал такие споры, разбирается кинокритик, редактор «Искусства кино» Егор Беликов.
«Давай разведемся»
Это одна из самых ожидаемых премьер «Кинотавра», режиссерский полнометражный дебют Анны Пармас, автора «Экспоната», который, судя по счетчику просмотров, видела вся страна (или полстраны минимум по паре раз). Этот фильм — не жесткий псевдодокументальный хоррор а-ля рюс, каким был «Горько!» Крыжовникова, или какая-нибудь советская комедия, за которой закреплено обычно право объединять нацию в едином порыве к киноискусству. Картина Пармас кажется первым кандидатом на звание нового смешного фильма, который будут смотреть, понимать и обдумывать многие.
Режиссер
Анна Пармас — постановщица многих очень популярных и действительно остроумных клипов «Ленинграда». После «Экспоната» многие саркастично отмечали: «Вот он, фильм получше всех российских полнометражных кинокомедий». Примем это как излишнее преувеличение (любят у нас делать выводы обо всем нашем кино сразу и ставить ему диагноз), но зафиксируем, что от Пармас ждали и большого высказывания в том же жанре, но с размахом большого кино.
Хотя на самом деле, Пармас писала сценарии не только для комедий, а например, для картины о неизвестном эпизоде из жизни Льва Толстого «История одного назначения», где удалось совместись легкую тональность, как в клипах «Ленинграда», и серьезную историческую фактуру, и глубоко трагический финал. И, наконец, начинала Пармас как автор самой амбивалентной передачи российского телевидения «Осторожно, модерн!», умевшей в соседних сценах из клинически абсурдной буффонады обращаться в мистическую драму, и для этого Сергею Росту даже не надо было менять парик (кстати, Рост сыграл в «Давай разведемся» микроскопическую, но критически важную роль постаревшего бандита из 90-х).
В любом случае, Пармас как режиссеру требовалось преодолеть куда большую дистанцию: от клипов, которые получались у нее традиционно сюжетными и фактически представляли из себя короткометражки (иногда мало связанные по содержанию с песней Шнурова), до полуторачасового фильма под надзором продюсеров (а среди них, например, сам Константин Львович Эрнст). Что же у нее получилось?
Развод — чистилище, из какого даже работник ЗАГСа, как архангел со штампом, может не вывести.
Фильм
«Давай разведемся» по стилю, конечно, похож на нашумевший «Экспонат»: это комедия положений (сейчас на ТВ это называют ситкомом), где пресловутое плачевное положение обозревается наблюдателем с той оптикой, которую многие с предельно упрощенным восприятием именуют «женской». Главная героиня — врач-гинеколог Маша (Анна Михалкова) — обнаруживает измену усатого безработного качка-мужа (Антон Филипенко, вы его могли видеть в другом клипе «Ленинграда», в «Экстазе») и оказывается посередине развода не как результата, а как процесса, который болезненно не завершается, все длится и длится: чистилище, из которого даже работник ЗАГСа, как архангел со штампом, может не вывести.
Анна Михалкова, необъяснимо смелая, страдает в этом фильме где-то на уровне с самоотверженным ДиКаприо в «Выжившем», разумеется, с поправкой на «постсовковую» ментальность: так, ей приходится нырять в бассейн на глазах у кучи статистов в кружевном нижнем белье (не в купальнике) и с бахилой для обуви на голове вместо шапочки, все это — в гомерически смешном скетче, где зритель смеется, впрочем, не над героиней, а вместе с ней над отчаянным несовершенством мира.
Наверное, «Давай разведемся» и не сможет претендовать на звание неожиданной российской комедии, фильм остается в пределах тех реалий, которыми жанр оперирует постоянно и которыми крутила Пармас еще в клипах (да что там, еще в «Осторожно, модерн!»): врачи и менты; пьянки-гулянки; бандитские сумки, набитые долларами — фантазийный мир, превратно отражающий наш до боли знакомый. Но все в этом фильме не то, чем кажется, стоит только приглядеться. Полицейские (одного из них играет Федор Лавров), оказывается, вовсе не такие уж добрые и душевные — они импотенты, которых способна возбудить только перспектива насилия или демонстрация силы (как зло шутит судьба, показывая этот фильм на «Кинотавре» ровно в день задержания сотен неповинных людей в центре столицы). После пьянки, в которую Машу вовлекают, кстати, опять же служители закона, страдают в первую очередь ее дети. Наконец, даже сумка с долларами, подаренная по сюжету бездельному мужу героини неким «богом из машины», не поможет склеить разбившийся брак.
С другой стороны, простодушная и даже в чем-то мизогинистическая мизансцена с девушкой, вынужденной из-за самца мучиться на самодельных бьюти-процедурах с заворачиванием ног в целлофан, показанная в «Экстазе», имеет мало общего с той легкой и доброй комедией, которую Пармас демонстрирует в «Давай разведемся». Это настоящий гимн сестринству, без ненависти к ближней, без унижения женского достоинства мамы-одиночки, которая остается наедине с одними кредитом, двумя детьми и тремя работами. И вот это уже точно в новинку для российского кино, хотя фильм, конечно, оказывается в тренде западном, долгожданном, доползшем наконец и до нас.
Но «Давай разведемся» — не о зарубежных коллизиях, он совершенно «наш», без локализованного юмора, а только с шутками, основанными на российских реалиях. Здесь на невиданных дорожках забытых детей из детсада забирают менты, там коттеджный поселок с неблагозвучным названием «Концы» в маркетинговых целях переименуют обязательно в «Новую Англию», но он от этого «Концами» быть не перестанет. Пармас, в отличие от того же Жоры Крыжовникова, использующего клишированный образ страны в каждом своем фильме и сериале, демонстрирует какую-то настоящую страну Россию: может быть, еще не ту, какой она сейчас является, но уже ту, которую нам хочется видеть. Во многом это удалось, благодаря блестящей сценарной работе — здесь нет ни одной фразы «в молоко», все написано с тончайшим знанием именно что разговорного, а не литературного русского языка, когда каждую смешную реплику хочется со смехом пересказывать друг другу за столом.
Последствия
На самом деле, загадать на то, что «Давай разведемся» станет кассовой картиной было бы слишком скоропалительно. Есть такой известный и описанный эффект «Кинотавра», пока не имеющий своего названия, когда местная публика, утомленная тяжелой социальщиной и серьезностью местных фильмов (что называется, изнуренная Нарзаном), видит комедию и вдруг решает, что это прокатная бомба: новое «Горько» и вообще долгожданный суперклей, что соединит ту Россию микроскопического размера, что смотрит «Аритмию», и ту побольше, что без ума от «Полицейского с Рублевки».
Есть шанс, что это и вправду соблазнительный эффект «Кинотавра», но все же именно женская аудитория — драйвер зрительского интереса к кино что в России, что в мире (girl power!), а вопрос развода с мужем, иногда невозможного, иногда, наоборот, разрушительно тяжелого, стоит, судя по статистике, в умах этой аудитории очень остро. И хочется верить, что именно поэтому фильм прогремит.
Но изменит ли он парадигму восприятия населения — большой вопрос. Не будем здесь проводить очевидные параллели между разводом с мужем-абьюзером и разводом с навязчивым президентом целой огромной страны. Лучше скажем, что фигуру сильной женщины, которая не стесняется своего тела и не боится делать свое дело, воплощенную в кино, мы ждали долго. Михалкова в прошлом году снялась в не менее примечательном сериале о добытчице в семье «Обычная женщина». Так вот, ее Маша, женщина совсем не такая обычная, в решительно символичном и совсем не смешном, а радостном финале остается одна, как в известном меме, сильная и независимая, которая сама выберет себе мужа и путь, а когда захочет, сама дойдет туда, куда ей нужно. И если захочет, то даже на лабутенах.
Фильм появится в российском прокате в ноябре 2019 года.
Источник