Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?
Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.
Маршрут Северного морского пути
Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.
Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!
Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.
В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.
История освоения Северного морского пути
Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.
Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.
Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.
Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.
Экспедиции по Северному морскому пути
До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стала длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.
Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в августе 2021 года в экспедицию по Северному морскому пути от RussiaDiscovery отправилось только 100 человек (по 50 на каждый проход).
За время в пути туристы увидели:
- главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
- гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
- заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
- удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
- старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
- самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.
Вся поездка заняла 27 дней. Сопровождали группу профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включала научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы отдыхали в лаунж-зоне, баре или библиотеке.
Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:
Ловите еще больше идей самых необычных путешествий — смотрите нашу коллекцию круизов. Если нужна помощь с выбором, звоните по тел. +7 (495) 104-64-36 или пишите на [email protected]
Источник
Как Семён Дежнев открыл Северный морской путь
Когда говорят об эпохе Великих географических открытий, то чаще всего вспоминают западноевропейских мореплавателей – Колумба, Магелана, Веспучи. Но Россия тоже приняла активное участие в этом процессе, только ее путь лежал не к пальмам и голубым лагунам, а суровым снегам и льдам Севера. 375 лет назад началась знаменитая экспедиция Семёна Дежнева, в результате которой был открыт Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки.
Тем самым было положено начало освоения Северного морского пути, который стал таким важным сейчас. Побудительными мотивами у всех великих путешественников были совершенно практические цели. Испанцы и португальцы искали возможность добывать и привозить дорогие пряности, русские первопроходцы осваивали земли с не менее дорогой пушниной. Романтики было не так много, как может показаться.
В результате испанцы в Америке обнаружили не столько перец, сколько золото и серебро, а Дежнев с товарищами огромные запасы «рыбьего зуба» — моржовых бивней, которые ценились наравне со слоновьими и заметно выше соболя.
Считается, что экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова началась 28 июня 1648 года. По другим данным – 20 июня. В любом случае это случилось 375 лет назад, а неделей раньше или позже в походе, который затянется на многие годы, особой роли не играет.
Дежнев был помором – так назывались свободные крестьяне Архангельской земли, которые занимались промысловым рыболовством. Именно они в своей массе осваивали русский Север, поэтому в Сибири можно встретить множество топонимов и фамилий, связанных с родным для этих людей краем. Семен был уроженцем Великого Устюга, а по другим данным Пенеги, что, в общем-то, рядом, и родился в 1605 году.
Был охотником, но не просто одиночкой, а организовывал целые промысловые «ватаги». А это было делом непростым – нужно было всех собрать, продумать хранение шкурок, их доставку покупателю, заключать сделки и платить налоги. То есть без организаторских способностей не обойтись.
Дежнев всеми этими качествами обладал в совершенстве. К тому же мог уболтать кого угодно, это качество ему еще не раз пригодится – в Якутии помирит враждующие племена, а по возвращению из знаменитой экспедиции вытрясет из московских бюрократов положенное жалование.
Долгое время Семен Дежнев работал на купцов, но в 1630 году переходит на государственную службу – в тот год в Великом Устюге набирали вольных людей для «работы» в Тобольске. Семен становится сборщиком ясака – дани, которую платили местные сибирские племена. Зона его ответственности – Якутия. А это дело нелегкое – могли и пришибить, но талант дипломата выручал всякий раз, он даже женился на дочери якутского вождя. Правда, потом уехал и больше к супруге не вернулся.
Дежнев участвовал в экспедиции Михаила Стадухина, которая в 1643 году открыла Колыму. Так что он и тут руку приложил. Там казаки построили острог, Стадухин поехал в Якутск отчитываться, а Дежнев остался охотиться и воевать с местными племенами.
Там он встречает Федота Попова (Алексеева, Холмогорца), приказчика купцов Усовых, который намерен был идти к Северному Ледовитому океану вдоль берегов Чукотки. Дежнев, по его собственной просьбе, также был включен в состав экспедиции и в 1647 году была предпринята первая попытка. Но она оказалась неудачной – мешали льды, а еще более воинственные местные племена вдоль берега и на островах.
На следующий год попытку повторили. Участники экспедиции «приказным», то есть главным, избрали Семёна Дежнева. Попов тоже участвовал и его роль была вполне начальствующей – фактически они были напарниками. И 28 июня 1648 года вышли на семи кочах – небольших парусных судах. В составе экспедиции находилось 90 человек.
Но неспокойное море очень быстро сократило их число – четыре корабля погибли, коч Попова тоже выбросило на берег Камчатки, продолжить поход он не смог, а через несколько лет умер от цинги.
Но три коча во главе с Дежневым достигли устья реки Анадырь. И увидели мыс, который назвали Большим Каменным носом. Затем его будут называть Восточный нос, Чукотский нос. А теперь весь мир знает как мыс Дежнева – самую крайнюю точку Азии.
Первопроходец постоянно составлял отчеты и в подробностях описывал все увиденное. Сам он был безграмотным, по всей видимости кому-то диктовал. Но при этом оказался замечательным картографом и зафиксировал свое открытие. Впоследствии, в 1667 году, тобольский воевода Петр Годунов именно на основе его «сказок» и карты создаст подробную карту всей Сибири, включая и Чукотку.
Экспедиция в устье Анадыря основывает острог, в котором застрянет на несколько лет. Помехой станут воинственные племена чукчей – если небольшие партии людей сквозь них просачивались, то большой караван точно был бы разгромлен. А задача была закрепиться, не просто разведать.
К тому же на берегах залива обнаружили богатство, которого и не чаяли – огромные лежбища моржей, чьи бивни ценились выше соболя. За несколько лет было заготовлено почти три тонны этого ценного сырья. Связь с Большой Землей установить удалось, и Дежнев постоянно просил прислать в острог приказчика вместо себя.
Наконец, по прошествии десяти лет с момента начала похода, он такое разрешение получает и в 1662 году привозит в Якутск 300 пудов моржовой кости на 17 340 рублей – колоссальные деньги! А затем доставляет все это в Москву.
За такой прибыток казне Дежневу полагалось 500 рублей, из которых 126 – это жалование за последние 10 лет. Но эти деньги нужно было еще выбить из московских приказных «сидельцев». Тут еще раз пригодились дипломатические способности – треть ему удается получить деньгами, а остальное дали сукном, которое он продал.
Дежнев еще некоторое время остается на службе, даже съездит в Якутск. Но по возвращении окончательно осядет в Москве и уйдет на покой и мирно скончается в начале 1673 года. Удивительно, но про открытие Дежнева позабудут и когда Витус Беринг через век совершит свое путешествие к берегам Чукотки, то будет уверен, что впервые открыл пролив между Азией и Америкой, который теперь носит его имя. Но тут вспомнят и про экспедицию Семена Дежнева и обнаруженный им мыс назовут в его честь. Так имя отважного путешественника навсегда нанесут на карту мира.
Источник