Дальневосточный бассейн
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:20, контрольная работа
Описание работы
Дальний Восток России занимает площадь 6215,9 тыс. км2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км. В состав Дальневосточного района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
Работа содержит 1 файл
Дальневосточный бассейн.doc
Тема1.5. Дальневосточный бассейн.
(Охотское, Японское, Берингово моря).
Дальний Восток России занимает площадь 6215,9 тыс. км 2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км. В состав Дальневосточного района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
Навигационно-гидрологическая характеристика бассейна.
Главная особенность Дальневосточного района в природном отношении — соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
Морские пути и особенности плавания на отдельных участках.
Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой
ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана — Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана — Берингово и Охотское — также холодные, с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.
Связь Дальневосточного бассейна с другими бассейнами и океанами.
От Тихого океана Охотское, Берингово, Японское моря отделены цепью островов: Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило — Камчатская.
Берингов пролив находится в северной части Берингово моря и позволяет выход в Северо-Ледовитый Океан. В южной части Берингово моря находятся Алеутские острова, которые отделяют его от Тихого океана.
В юго-восточной части Охотского моря находятся Курильские острова. Через проливы Курильских островов осуществляется выход в Тихий Океан.
В северной части Японского моря находятся проливы Лаперуза и Татарский. В южной части – Корейский пролив, Южно-Китайское и Жёлтое моря.
Основные порты базирования — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Комсомольске-на-Амуре и др.
Промысловые рыбы, основные черты их биологии.
Очень ценны лососевые рыбы северных вод: лососи (сёмга, кета, горбуша) и сиги. Лососи откармливаются мелкой рыбой и рачками в океане, и к концу откорма в их теле накапливается много жира (до одной четверти их веса). Для откладки икры они идут к берегам и поднимаются в верховья рек, проходя тысячи километров.
Среди морских рыб различают пелагических, т. е. живущих в верхних слоях и у поверхности моря (например, сельдь и скумбрия), придонных и донных рыб, обитающих в придонных водах или на дне (например, треска и камбала). В северных морях Тихого океана важнейшие морские промысловые рыбы — это сельдь, минтай, треска, камбала, морской окунь.
Сельдь — типичная пелагическая рыба, с сине-фиолетовой спинкой и серебристыми боками и брюшком. Питается она планктоном. Тихоокеанская сельдь не уходит далеко в океан и икру откладывает на водоросли у самого берега на глубине от 0,5 до 15 м.
Треска — придонная хищная рыба, буро-зеленая, пятнистая. У тихоокеанской трески икра донная, прилипающая к песчинкам дна; кормится она больше донными животными; не совершает дальних странствий от мест откорма к местам размножения.
Немалое значение для рыболовства в северных морях имеют камбаловые рыбы. У них плоское тело, приспособленное для жизни на дне. Оба глаза у взрослых камбал расположены рядом на «верхней» стороне тела. «Верхняя», или «глазная», сторона тела изменяет окраску под цвет окружающего грунта, а нижняя — белая или желтая.
В северной части Тихого океана, к востоку от Курильских островов, в осеннее время ловят очень много сайры. У сайры удлиненное стреловидное тело, на заднем конце которого расположены мелкие плавнички, напоминающие оперение стрелы.
Важнейшие рыбы нашего рыболовного промысла: в морях северной части Тихого океанов — морские сельди, треска, камбалы и палтусы, морские окуни, минтай (дальневосточная тресковая рыба), лососи, сиги и другие рыбы.
Главными районами рыболовства и морского промысла являются
Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В
последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана.
Основные законодательные акты, определяющие правила рыболовства в бассейне.
- Приказ Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 г. N 671 г. Москва «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна».
- Федеральный закон № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (по состоянию на 11 февраля 2010)
- Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (по состоянию на 08 августа 2011)
Перспективы рыболовства Дальневосточного бассейна.
Статистика освоения ОДУ показывает, что основной объем добычи на Дальневосточном бассейне приходится на 7-10 видов. Из них наибольшее значение имеют минтай, тихоокеанские лососи и тихоокеанская сельдь, дальневосточные камбалы и терпуги. При этом освоение ОДУ не превышает семидесятипроцентной отметки.
Основная проблема с наращиванием вылова российскими пользователями связана с производственными мощностями отечественного флота. Введение осеннего сезона промысла минтая в Охотском море отразилось на падении вылова в Беринговом море, где традиционно освоение квот приходилось на второе полугодие. Более того, как отметил Василий Соколов, дальнейший рост ОДУ минтая в Охотском море еще на 300-350 тыс. т может привести не только к снижению освоения минтая в Беринговом море, но и сельди в Охотском море в связи с отсутствием промысловых мощностей. Одним из управленческих решений в данном случае является продление сроков промысла сельди в Охотском море до 1 мая, как это рекомендовано наукой.
Источник
Вопрос 2. Дальневосточный бассейн. Основные направления международных морских путей (рисунок).
Важную роль в морских перевозках России играет Дальневосточный бассейн, где морской транспорт является одним из основных видов сообщения для обеспечения жизнедеятельности промышленных предприятий и снабжения населения продуктами питания, промышленными товарами и топливом.
Экономические районы, прилегающие к Дальневосточному бассейну, расчленены горными хребтами, затрудняющими прокладку железнодорожных путей и шоссейных дорог. Реки имеют малый навигационный период – 3-4 месяца. Поэтому морскому транспорту отводится важное место в обеспечении перевозок между экономическими районами, расположенными на побережье и на островах Дальнего Востока России.
Дальневосточный бассейн – самый большой по площади морской бассейн России (его площадь – 4859 км 2 – превышает площади Балтийского и Северного бассейна, вместе взятых).
В непосредственной близости от морского побережья расположены районы, богатые природными ресурсами, пользующимися большим спросом на мировых товарных биржах (лес, уголь, руда и т.д.). Дальневосточные моря богаты рыбой разных видов, моллюсками и крабами, а также морским зверьем, которые имеют большое промысловое значение.
Моря Дальневосточного бассейна соединяются между собой и с Мировым океаном рядом проливов.
Б ерингов пролив соединяет Чукотское море (Северный Ледовитый океан) с Беринговым морем (Тихий океан).
Ширина пролива от 19 до 42 миль, глубина – 42м. Острова Диамида делят его на три прохода. Теплые тихоокеанские воды образуют постоянное течение из Берингова в Чукотское море, а холодные воды Северного ледовитого океана в прибрежной западной зоне – из Чукотского в Берингово. С октября по август пролив покрыт труднопроходимыми дрейфующими льдами. Навигация длится со второй половины июля до первой половины сентября.
Курильские проливы (общим количеством 26) соединяют Охотское море с Тихим океаном. Характерной их чертой является малая протяженность, значительная ширина – от 1,2 мили (Второй Курильский) до 50 миль (пролив Крузенштерна) и большие глубины (большей частью свыше 100м). В проливах наблюдаются сильные приливно-отливные течения, скорость которых достигает 8 уз.
Татарский пролив соединяет Японское море через пролив Невельского и Амурский лиман с Охотским морем. Эти пролив и лиман расположены между материком и островом Сахалин.
Татарский пролив имеет ширину от 22 до 185 миль и длину 353 мили, глубины — от 1000 м в южной части до 10 м в северной. Самая узкая часть этого пролива носит название пролива Невельского. Его ширина 4 мили. Самая северная часть Татарского пролива называется Амурским лиманом, общая длина которого около 100 миль, наименьшая ширина 25,5 мили. Лиман мелководен, изобилует множеством мелей и банок, через которые проложен так называемый Сахалинский фарватер глубиной 3 м. С учетом прилива (2,4 м)фарватером могут проходить суда с осадкой более 5 м. Проливы и лиман с января по март покрываются льдом, вследствие чего навигация прерывается. Через Татарский пролив проходят морские пути из Японского в Охотское море и в р. Амур. Но они доступны только для малотоннажных судов.
Пролив Лаперуза расположен между островами Сахалин (Россия) и Хоккайдо (Япония). Он соединяет Японское и Охотское моря. Дина пролива около 50 миль, наименьшая ширина 23 мили. Глубины – от 25 до 70 м. В проливе наблюдается приливно-отливное течение со скоростью до 5 узлов. Летом – частые туманы; зимой скопление плавучих льдов делают невозможным плавание судов без ледоколов.
Пролив Цугару (Сангарский) – незамерзающий проход из Японского моря в Тихий океан. Протяженность пролива около 55 миль, ширина от 10 до 39 миль, а глубина 150-250 м.
Корейский пролив соединяет Японское море с Восточно-Китайским и Желтым морями. Остров Цусима делит его на два прохода – западный и восточный. Длина пролива 180 миль, ширина западного прохода 26 миль, минимальная глубина 50 м, а восточного – 25 миль, минимальная глубина — 70 м.
Постоянное течение со скоростью 0,5 узл. направлено в Японское море. Переменные приливно-отливные течения имеют скорость до 2 узл.
Дальневосточный бассейн соединяется с другими бассейнами России и портами Европы двумя океанскими путями: Северным морским путем и Южным морским путем.
Северный морской путь проходит в территориальных водах России; доступен для навигации под проводкой ледоколов всего 2-3 месяца в году.
Южный морской путь протяженностью 10-12 тыс. миль проходит через районы Мирового океана, находящиеся за пределами территориальных вод России – через моря Тихого и Индийского океанов, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море и пролив Гибралтар и далее на порты Континента или через Атлантику (ответвление этого пути может проходить через мыс Доброй Надежды – огибая с юга Африканский континент).
Источник
Водные пути — Дальневосточный морской бассейн
Татарский пролив, залив Советская Гавань
Хабаровский край, Советская Гавань
Мыс Милютина
Японское море, залив Петра Великого, пролив Босфор Восточный
Приморский край, Владивосток, остров Русский
Русский мост
Татарский пролив, залив Советская Гавань, бухта Курикша
Хабаровский край, Советская Гавань
Первый судоремонтный завод
Книга»Хабаровский край:районы развития».Руководитель проекта В.В.Смирнов,текст В.И.Наумов.Издательский дом «Приамурские ведомости»,Хабаровск,2010 год.
Татарский пролив, залив Невельского
Сахалинская область, Холмск
Холмский морской торговый порт,Холмский морской рыбный порт
Аэрофотосъёмка Рымкевич А.А. Фотоальбом «На холмах у моря.Городу Холмску-140 лет.» Составитель и автор текста Тарасов А.В. ООО»Издательство «Сахалин-Приамурские ведомости», Южно-Сахалинск, 2010 год.
Японское море, залив Петра Великого, залив Находка, бухта Находка
Приморский край, Находка
Находкинская База Активного Морского Рыболовства (НБАМР)
Книга «Приморский край России. Экономика. Культура. Жизнь». Автор и руководитель проекта Валерий Смирнов. Издательский дом «Приамурские ведомости», Хабаровск, 2001 год.
Река Амур
Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре морской торговый порт
Фотоальбом «Амур». Фотосъёмка Машкова Б.К., составление,макет и оформление Боброва А.Б., текст Ковтуна В.Ф. Хабаровское книжное издательство, Хабаровск, 1986 год.
Хабаровск · Проект Seefa 340 (ГДР), тип Михаил Калинин, Владивосток
Японское море, бухта Находка
Приморский край, Находка
Причал Морвокзала
Номер в Госкаталоге: 23389157
Номер по КП (ГИК): МИН КП 2767/27
Татарский пролив
Сахалинская область, Холмск
Маяк Холмск
Журнал «Судостроение» №6-71.
Охотское море, Тауйская губа
Маяк Таран
Журнал «Судостроение» № 12-71.
Японское море, бухта Находка
Приморский край, Находка
Номер в Госкаталоге: 24594725
Номер по КП (ГИК): МИН КП 540/1
Источник
Краткая характеристика морских бассейнов
Морской транспорт осуществляет свою деятельность в морях и океанах всего мира. Учитывая определённую географическую обособленность акваторий морей, омывающих Россию, их можно разделить на 5 бассейнов.
Основные морские бассейны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, а также торговые связи с зарубежными странами. В экспорте главное место занимают нефть, нефтепродукты, руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и оборудование, тропические фрукты и овощи, трубы.
Рис. 6.4. Схема бассейнов морей
Рис. 6.5. Характеристика морей России
Рис. 6.6. Карта Азово-Черноморского бассейна
Южные порты бассейна находятся на пересечении мировых торговых путей, через них проходят несколько транспортных коридоров. Кроме того, это наиболее короткий путь из крупнейших промышленных центров Россиив Европу, страны Ближнего Востока, Азии, Африки и Америки. Через порты Азово-Черноморского бассейна в настоящее время проходит более трети всех российских грузопотоков.
В Азово-Черноморском бассейне Российской Федерации расположены морские порты Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе,Кавказ, Керчь, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта.
Морской порт Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте Чёрного моря. В структуре грузооборота преобладают наливные грузы(76%). Также отправляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту (около 118 млн. тонн в год) это крупнейший морской торговый порт России.
Благодаря курортному местоположению бассейна большое развитие полу-чили пассажирские перевозки, в основном вдоль Черноморского побережья Крыма и Кавказа (до 30 млн. пассажиров в год).
В Балтийском бассейнегеографическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок грузов. Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий.
Рис. 6.7. Схема водных путей Балтийского моря
Балтийское море лежит между параллелями 65°56 и 54°46 с. ш. и меридианами 9°57 и 30°00 в. д. и глубоко врезано в северо-западную часть Евразиатского материка. Оно почти со всех сторон окружено сушей и лишь в юго-западной части через датские проливы (Зунд, Большой и Малый Бельты) и далее через проливы Каттегат и Скагеррак соединяется с Северным морем Атлантического океана. Граница Балтийского моря с проливом Большой Бельт проходит по линии м. Гульетав — Клинт — Каппель (о. Лолланн) с проливом Малый Бельт — по линии м. Фальсхерт — м. Вайснес — Накке (о. Эрё), с проливом Зунд — маяк Стевне — м. Фальстерсбуудде. В большой мере ограниченное сушей Балтийское море относится к типу внутренних.Современное Балтийское море окружают различные по происхождению и типам берега. При многообразии берегов рельеф дна Балтийского моря очень неровен. Небольшие глубины моря свидетельствуют о том, что оно целиком лежит в пределах материковой отмели.
Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось три: Санкт-Петербург, Выборг, Калининград. Новые порты в Усть-Луге, Приморске.
Санкт-Петергургскийморской торговый порт перерабатывает свыше 60 млн. тонн грузов в год, обслуживает свыше 100 тыс. пассажиров.
Рис. 6.8. Схема Санкт-Петербургского морского торгового порта
Высокомеханизированный морской порт Выборг специализируется на перевозках местных строительных грузов (более 1 млн. тонн).
Общий грузооборот Калининградского морского торгового порта – 16 млн. тонн различных грузов.
Каспийский бассейн.Каспийское море расположено во внутренних районах Евразии между 47°07 и 36°33 с. ш., 46°43 и 54°50 в. д. и лежит на 28 м ниже уровня океана.
Рис.6.9. Каспийский бассейн в системе транспортных коридоров
По своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод Каспийское море относится к типу «море-озеро». В северную часть впадают реки Волга, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых дает более 90% общего материкового стока. С запада в море несут свои воды реки Сулак, Самур, Кура и более мелкие реки, в сумме дающие около 9% стока.
Каспийское море используется для внутренних и международных перевозок грузов между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. В структуре перевозок преобладают перевозки нефти и нефтепродуктов. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда смешанного «река – море» плавания. Главные российские порты – Астрахань и Махачкала.
Перевалка грузов портами Каспийского бассейна в 2015 году достигла 6,68 млн. тонн: сухих грузов – 3,06 млн. тонн, наливных грузов – 3,62 млн. тонн. Осуществляются также пассажирские перевозки на линиях Астрахань – Махачкала – Баку.
Дальневосточный морской бассейнимеет важное народно – хозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока.
Рис.6.10. Карта Дальневосточного морского бассейна
К Дальневосточному бассейну относят Берингово, Охотское, Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).
В цепочке наших дальневосточных морей Охотское море занимает средин-ное положение, довольно глубоко вдается в Азиатский материк, а от Тихого океана отделено дугой Курильских островов. Охотское море почти повсюду имеет естественные рубежи и только на юго-западе от Японского моря его отделяют условные линии: м. Южный — м. Тык и в проливе Лаперуза м. Крильон — м. Соя. Юго-восточная граница моря идет от м. Носяппу (о. Хоккайдо) через Курильские острова до м. Лопатка (Камчатка), при этом все проходы между о. Хоккайдо и Камчаткой включаются в Охотское море.
Берингово море — самое северное из наших Дальневосточных морей. Оно имеет преимущественно естественные границы, но местами его пределы очерчиваются условными линиями.
На северо-западе его границы проходят по берегам Северной Камчатки, Корякского нагорья и Чукотки. На северо-востоке оно ограничено побережьем Западной Аляски. Южная граница моря проходит по цепи Командорских и Алеутских островов, гигантская дуга которых отделяет его от Тихого океана.
На севере Берингово море граничит с Северным Ледовитым океаном, с которым соединяется через Берингов пролив.
Рис. 6.11. Схема портов Дальневосточного бассейна
Японское море расположено между материком Евразия и Японскими островами. Общая площадь моря составляет 1062 тыс. км2, максимальная глубина 3699 м, среднемноголетний приток речных вод с российской стороны около 37 км. Территории России принадлежит крупный залив, носящий имя Петра Великого.
Рис.6 12. Схема морских портов Японского моря
Особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные внутрирайон-ные и межрайонные грузопотоки малой мощности – 85% всего объёма перевозок в бассейне. Лесные грузы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в порты Дальнего Востока.
Внешнеторговые морские перевозки предприятий бассейна включают лес, уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок приходится на Японию. Во внешних перевозках импорт уступает экспорту. Основные грузы импорта – зерно, металл, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование.
Дальневосточный бассейн занимает 2-е место в Росси по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Особое место занимают международные пассажирские линии: Находка – Япония, Находка – Гонконг.
Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью.
Важнейшие порты Дальневосточного бассейна – Владивосток, Находка. Восточный, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной перегрузочной техникой и мощным ледокольным флотом.
В бассейне имеются материковые порты – Посьет, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты – Корсаков, Углегорск, Невельск , а также портопункты на Курильских островах – Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.
Арктическийбассейнвключает Белое, Баренцево и Карское моря Северного ледовитого океана.
Рис. 6.13. Моря Российского сектора Арктики
Баренцево море относится к морям Северного Ледовитого океана и является самым западным из морей, омывающих северные берега России. Оно расположено между северным берегом Европы и островами Вайгач, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген и Медвежий. Это море свободно сообщается с теплым Норвежским морем, холодным Арктическим бассейном, а также Карским и Белым морями.
Карское море — окраинное море Северного Ледовитого океана. Название моря происходит от названия реки Кара, впадающей в него. Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга.
Белое море — внутреннее море на севере европейской части России, относится к Северному Ледовитому океану.
Среди морей, омывающих Россию, Белое море — одно из самых маленьких. Наибольшая глубина моря 330 м, а средняя — 89 м.
В Белое море впадают реки Северная Двина, Онега, Мезень и многие другие.
Основные порты: Архангельск, Северодвинск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень.
Беломорско — Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским и с Волго-Балтийским водным путём.
Шельф арктических морей – кладовая нефти и газа (рис. 6.14.).
Рис. 6.14. Газовые и нетяные месторождения арктического шельфа
Рис. 6.14.Морской Арктический бассейн
Морские порты России
Морской порт-это комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта.
Морские порты управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений.
Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.
Морские порты делятся на две большие группы:
— объявленные для захода иностранных судов;
— не объявленные для захода иностранных судов.
Решения об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается Правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям.
Порты классифицируются по следующим признакам:
— географическое положение (устьевые, речные, береговые, островные);
— конструкция причальной стенки (пирсовые, фронтального типа);
— период навигации (порты круглогодичного и некруглогодичного ис-пользования);
— отношение к уровню воды (открытые и закрытые, расположенные в бас-сейнах, отделённых от моря шлюзами);
— специализация (торговые, пасссажирские, рыбные специальные, военные порты (гавани).
К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице 6.1:
Виды портов | Определения |
Морской торговый порт | Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, для обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. |
Морской рыбный порт | Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности комплексного обслуживания рыбного флота. |
Морской специализированный порт | Комплекс сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определённых типов груза. К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов. |
Суммарныйгрузооборот морских портов России в 2011-2015 годах:
2015 год-676,7 млн. т. (+5,7% к 2014г.), в т. ч. наливных 364,5 млн. т. (+6,0% к 2014г.), сухогрузов 312,2 млн. т. (+5,3% к 2014г.);
2014 год-623,4 млн. т. (+5,7%), в т. ч. наливных 331,0 млн. т. (-0,8%), сухогрузов 292,4 млн. т. (+14,1%);
2013 год-589,0 млн. т. (+3,9%), в т. ч. наливных 333,3 млн. т. (+5,7%), сухогрузов 255,7 млн. т. (+1,6%);
2012 год-565,5 млн. т. (+5,6%), в т. ч. наливных 313,8 млн. т. (+4,3%), сухогрузов 251,7 млн. т. (+7,3%);
2011 год-535,4 млн. т. (+1,8%), в т. ч. наливных 301,0 млн. т. (-4,3%), сухогрузов 234,4 млн. т. (+10,8%);
в том числе:перевалка экспортных грузов (млн. тонн):
2011г.- 408,5, 2012г.- 442,6 (+8,9% к 2011г.), 2013г. -460,1 (+ 2,8%), 2014г. -491,6 (+6,7%), 2015г. -539,1 (+7,7%);
перевалка импортных грузов:
2011г.-44,6, 2012г.-47,4 (+6,2% к 2011г.), 2013г.-48,4 (+7,3%), 2014г.-43,4 (-5,7%), 2015г.-33,3 (-23,3%).
Пятнадцать морских портов России, имеющих наибольший грузооборот по итогам 2015 года (млн. тонн):
1. Новороссийский морской торговый порт (Рис. 6.15.):
2011г.- 116,1, 2012 г.-117,4 (+1,1%), 2013г.-112,6 (-4,1%), 2014г.-121,5 (+8,0%), 2015г.-127,1 (+4,5%);
Рис. 6. 15. Новороссийский морской торговыйпорт
Рис. 6.16. Порт Усть-Луга
Рис.6.17. Порт Восточный
Рис. 6.18. Порт Приморск (Ленинградская область)
2. Порт Усть-Луга (Рис. 6.16.):
2011г.-22,7, 2012г.-46,2, 2013г.-62,7 (+33,8%), 2014г.-75.7 (+20,3%) , 2015 – 87,9 (+16.1%);
3. Порт Восточный (Рис. 6.17.):
2011г.- 38,3, 2012г.-42,5 (+10,9%), 2013г.-48,3 (+13,5%), 2014г. – 57,8 (+19,7%), 2015г.-65.2 (+12,8%);
4. Порт Приморск (Ленинградская область), (Рис. 6.18.):
2011г.- 75,1, 2012г.-74,8 (-0,5%) , 2013г.-63,8 (-14.6%), 2014г. — 53.7 (-15.9%), 2015г. -59.6 (+11.1%);
5. Санкт-Петербургский морской торговый порт (Рис. 6.19.):
2011г.- 60,0, 2012г.- 57,8 (-3,6%), 2013г.-58,0, (+0,3%), 2014г. — 61,1 (+5,4%), 2015г.-51,1 (-15,8%);
Рис. 6.19. С.-Петербургский морской торговый порт
6. Порт Кавказ (Рис.6. 20):
2011г.-8,3, 2012г.-9,4 (+13,4), 2013г.-7,9 (-15,7%) ,2014г.10,2(+28,6%) , 2015г.-30,5 (+14,9%);
Пассажирское и автомобильное паромное сообщение: порт Кавказ – порт Крым.
На данной паромной линии работают паромы :
— паром «Крым» — вместимость по пассажирам — 685, по транспортным средствам – 160;
— паром «Николай Аксененко» — вместимость по пассажирам — 45, по транспортным средствам – 261;
— паром «Олимпиада» — вместимость по пассажирам — 582, по транспортным средствам — 120;
— паром «Протопорос-4» — вместимость по пассажирам — 300 (зима) и 1150 (лето), по транспортным средствам – 140;
— паром «Гликофилоуса III» — вместимость по пассажирам — 510, по транспортным средствам – 115;
— паром «Майор Чапичев» — вместимость по пассажирам — 510, по транспортным средствам – 115.
Рис.6. 20. Порт Кавказ
7. Порт Ванино (Рис. 6.21.):
2011г.- 19,1, 2012г. -20,3 (+6,5), 2013г.-23,8 (+16,8%) , 2014г.-26,2 (+10,4%), 2015г.-26,8 (+2,3%);
Рис.6. 21. Порт Ванино
8. ПортТуапсе (Рис. 6 22.):
2011- 19,4 / 2012 — 17,8 (-8,2%) / 2013 — 17,7 (-0,4%) / 2014 — 22,1 (+24,7%) / 2015 — 25,2 (+13,9%)
Рис.6. 22. Порт Туапсе
9. Мурманский морской торговый порт (Рис.6.23.):
2011г.-25,7,2012 — 23,7 (-7,8%) , 2013 -31,4 (+32,5%) , 2014 — 21,9 (-30,4%), 2015 — 22,0 (+1,1%);
·
Рис. 6 23. Мурманский морской торговый порт
10. Порт Находка (Рис.6. 24.):
2011- 15,0 / 2012 — 16,9 (+12,8) / 2013 — 18,4 (+8,1%) / 2014 — 20,7 (+13,0%) / 2015 — 21,3 (+2,5%);
11.порт Высоцк (Ленинградская область), Рис.6. 25.):
2011- 13.4 / 2012 — 13,6 (+1,6%) / 2013 — 16,2 (+18,5%) / 2014 — 17,4 (+7,9%) / 2015 — 17,5 (+0,3%);
12. Порт Пригородное (Сахалин), (Рис.6. 26.):
2011 — 16,3 / 2012 — 16,4 / 2013 — 16,3 (-0,8%) / 2014 — 16,1 (-1,1%) / 2015 — 16,0 (-0,4%);
Рис.6. 24. Морской порт Находка
Рис. 6.25. Порт Высоцк
Рис.6.26. Морской порт Пригородное (о. Сахалин)
13. Порт Владивосток (Рис. 6.27.): 2013г.-14,5 (+10,0%), 2014-15,3 (+5,3%), 2015-12,9 (-15,9%);
Рис. 6.27. Владивостокский морской торговый порт
14. Калининградский морской торговый порт (Рис. 6.28):
2011г. -13,3, 2012г.-12,7 (-4,8%), 2013г.-13,7 (+7,5%), 2014г.-13,9(+1,6%), 2015г.-12,7 (-8,6%);
·
Рис. 6. 28. Калининградский морской торговый порт
Открытое акционерное общество «Калининградский морской торговый порт» (ОАО «КМТП») – крупнейшее предприятие самого западного и единственного незамерзающего российского порта на Балтийским море.
ОАО «КМТП»- это порт, обладающий:
— выгодным географическим положением;
— развитой портовой инфраструктурой;
— современным перегрузочным оборудованием и техникой, применяющийпередовые технологии для обработки любых видов грузов (за исключением грузов первого и седьмого классов опасности);
— высоким уровнем обработки грузов и многолетним опытом оказания услуг;
— благоприятными природными условиями.
15. Тамань (Краснодарский край) Рис. 6.29.):
2011г. -1,2, 2012г. -2,2, 2013г.- 9,5, 2014г.-10,2 (+7,3%), 2015 г.-12,3 (+20,8%).
Рис.6. 29. Морской порт Тамань
Грузооборот и специализация крупных портов приведена в таблице 6.2.:
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник