LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
- Афоризмы (188)
- История вещей (61)
- (0)
- Весна и лето (40)
- Гороскопы и гадание (89)
- Достопримечательности (282)
- Необычные памятники, дома (120)
- Еда, фрукты (127)
- Здоровье и красота (217)
- Диеты (27)
- Лекарства и витамины (21)
- Зима (82)
- Знаменитые люди (378)
- Игры и головоломки (99)
- Интересное (528)
- Интересные сайты (133)
- Камни (38)
- Интернет и компьютер (203)
- Искусство (678)
- Современное искусство (94)
- Архитектура (76)
- Екатерина Рождественская (8)
- Живопись (188)
- Прикладное искусство (54)
- История (380)
- История России и СССР (84)
- Календарь (44)
- Картинки (158)
- Кино (210)
- Коллекция ссылок (114)
- Кошки (123)
- Красота и мода (115)
- Креатив (57)
- Кулинария (300)
- Выпечка и сладкое (56)
- Мясо и рыба (45)
- Салаты, закуски (55)
- Украшение блюд (20)
- Легенды о цветах (33)
- ЛиРу (187)
- Оформление дневника (55)
- Литература (337)
- Библиотеки и списки (46)
- Литературные герои (40)
- Слова (94)
- Мифы и легенды (167)
- Символы года (71)
- Музыка, песни (148)
- Наука, техника, космос (182)
- Научные опыты и знания (13)
- Необычное (60)
- Новый год (228)
- НГ рецепты (18)
- Новый год в мире (5)
- Новогодние традиции (22)
- Осень (56)
- Петербург (336)
- Мой Петербург (116)
- Полезное (203)
- Флайледи и дом (27)
- Праздники (152)
- Природа (256)
- Сады и парки (83)
- Притчи (43)
- Психология (152)
- Разное (83)
- Рамки и фоны (49)
- Справочники (77)
- Стихи (381)
- Классика (43)
- Советская поэзия (22)
- Стихи детям (14)
- Стихи женщинам (41)
- Страны и города (329)
- Замки и дворцы (36)
- Тесты (214)
- Рейтинги и Топы (169)
- Чудеса света (24)
- Удивительное (30)
- Факты (79)
- Фотоподборки (169)
- Фотопрогулки (100)
- Цвет (42)
- Цветы (194)
- Юмор (299)
- Явления природы (30)
—Статистика
Фонтаны Версаля
Версальские фонтаны.
Когда с 1661 года молодой Людовик XIV стал регулярно приезжать в Версаль, он прежде всего занялся устройством садов. Для этого король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору. В 1664 году сады были закончены и король дает в них свой первый праздник под названием «Наслаждение волшебного острова».
Для обеспечения садов водой король предусмотрел водопроводные установки, стоившие казне безумных денег. Всего этого, однако, было недостаточно, чтобы включать все фонтаны и водометы одновременно, и король никак не мог с этим смириться. В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.
Внизу Латоны сын с божественной сестрой
и мать их гневная волшебною струей
дождят на злых людей, чтоб сделать их зверями.
Вот пальцы одного уж стали плавниками,
и на него глядит другой, но сам не рад,
затем, что он уже наполовину гад.
Свершаются в большом бассейне превращенья,
и вот с его краев вся нечисть в жажде мщенья
старается струю швырнуть в лицо богов.
Основная тема декора навеяна античным мифом о богине Латоне, матери Аполлона и Дианы. Соблазненная Юпитером, Латона родила близнецов. Однако ей приходится испытать на себе проклятие Юноны, супруги Юпитера (Латону преследует коварный змей Пифон, посланный Юноной). Из-за этого Латона вынуждена скитаться по свету. В скульптурном ансамбле фонтана Латона, окруженная своими детьми, молит Юпитера защитить ее от ликийских крестьян, осыпающих ее оскорблениями. Чтобы утешить возлюбленную и наказать виновных, Юпитер превращает крестьян в ящериц и лягушек.
Во времена Людовика XIII на этом месте стоял круглый водоем, а затем «Лебединый фонтан». При Людовике XIV фонтан был расширен, и Лебрен предложил посвятить его богу Аполлону.По замыслу Лебрена, Аполлон предстает сидящим в колеснице, запряженной четверкой горячих коней. Колесница рассекает воды океана, окружающего грот Фетиды, в котором Аполлон провел ночь. Бог света обращен лицом к замку, то есть к королю, и к восходу солнца. Скульптурная группа из свинца, покрытого позолотой, была создана скульптором Тюби и установлена в 1671 году.Струи этого фонтана в воздухе вырисовывают эмблему французских королей – лилию.
Фонтан Гигантов (Энкелад)
Сюжетом для этого фонтана послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться. В центре бассейна помещен гигант, наполовину погребенный под горными обломками, но отчаянно борющийся со смертью. Из под обломков и изо рта умирающего бьют струи воды.
Фонтан Дракона
Фонтан символизирует миф о схватке Аполлона со змеем Питоном. Змей окружен дельфинами и вооруженными луками и стрелами амурами, храбро восседающими на спинах лебедей. Главная струя фонтана может вырываться из пасти змея на высоту 27 метров.
Фонтаны «Ящерицы»
Два одинаковых фонтана расположены в партере за фонтаном Латоны. Две ящерицы плавают в середине бассейна вокруг низкой чаши, из которой вырывается сноп воды.
Фонтан боскета Триумфальной арки
Вокруг позолоченной статуи «Триумф Франции» бьют водяные струи.
Фонтан «Детский остров»
В середине бассейна возвышается каменная отмель, из центра которой бьет высокая струя. На камнях играют с цветами шестеро маленьких детей, поодаль — двое других забавляются в воде фонтана.
Фонтан «Грот Аполлона»
В нише искуственной скалы установлены скульптурные группы «Служащие Аполлону нимфы» и «Солнечные кони».
Фонтан «Лето»
Один из четырех фонтанов, олицетворяющих времена года. Богиня Церера отдыхает на сжатом поле, устланном спелыми колосьями. Вокруг нее расположились обнаженные амуры. Струи воды широким столпом-веером вылетают из середины острова и мелкими брызгами падают вниз.
Фонтан «Весна»
Один из четырех фонтанов, олицетворяющих времена года. В центре бассейна на небольшом острове среди цветов отдыхает полуобнаженная богиня Флора. Вокруг нее играют амуры. Струи воды широким столпом-веером вылетают из середины острова и мелкими брызгами падают вниз.
Фонтан «Осень»
Один из четырех фонтанов, олицетворяющих времена года. На возвышении помещен Бахус в окружении детей-сатиров, удобно расположившихся на ложе из щедро уродившегося винограда. Его гроздья обильно орошаются фонтанными струями, вылетающими веером из середины острова.
Фонтаны «Водных партеров»
Оба водоема партеров находятся у центральной части дворца. По периметру каждый бассейн украшен четырьмя полулежащими фигурами, символизирующими реки Франции, а между ними расположены нимфы и группы детей. Посреди бассейнов помещен вывод фонтанной трубы, из которого «букетом» вылетает столб воды. Вокруг центрального водомета поднимаются наклонные струи.
Фонтан «Пирамида»
Фонтан состоит из четырех мраморных чаш, поставленных друг на друга и поддерживаемых снизу свинцовыми тритонами, дельфинами и раками. Вода выливается из вазы, помещенной на самом верху, и стекает в нижние чаши.
Фонтаны Водной аллеи
С обеих сторон Водной аллеи расположены двадцать две бронзовые композиции из детских фигур. Каждая из них поддерживает мраморную вазу, из которой бьет струя воды.
Источник
Фонтаны
В архивах королевского дома хранится связанный с историей Версаля любопытнейший документ: записка мастера Дени, специалиста по фонтанам. В этой инструкции мастер разъясняет троим своим помощникам, отливавшим свинцовые детали, и их шестерым мальчишкам-подмастерьям, как надлежит действовать в ситуации, когда в садах прогуливается король.
Собственно, речь идет о таком способе подачи воды (а ее всегда не хватало), чтобы у царственного хозяина создавалось впечатление бесперебойной работы фонтанов. «Если Его Величество появится со стороны пруда (теперь это Ворота Дракона), воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона. Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на „водяное полотнище“. Когда король из нижнего парка, поднимаясь по аллее вдоль „Зеленого ковра“, идет ко дворцу, должны бить все струи от фонтана Аполлона до фонтана Латоны». Причем настоятельно рекомендуется «начать пускать воду раньше, чем он может это увидеть, и не останавливать ее, даже если он уже прошел; закрыть все краны следует лишь тогда, когда он вернулся в замок».
В каждый из летних месяцев великолепное зрелище фонтанов один или два раза устраивается и в наше время для нынешней владычицы Версаля — публики. В такие дни нам приходится не обращать внимания на плотную, как стадо баранов, толпу, на то, что блеск и игра фонтанов над двумя десятками тысяч голов еле видны (или совсем не видны) из-за зонтиков, которыми люди в зависимости от капризов погоды спасаются от солнца или дождя.
Лишь тот, кому во время утренней прогулки в еще закрытом парке случайно посчастливится накануне Праздника фонтанов попасть на пробный пуск воды — лишь он сможет оценить их элегантную прелесть. В окружении великолепных пустынных террас и темных аллей густолиственных столетних каштанов зрелище этих мощных, взлетающих на фоне цветов, мраморов и подстриженных тисовых кустов струй производит волнующее впечатление величия и удивительной изысканности…
Интересно, найдется ли в несметной, ежегодно собирающейся на этот праздник толпе хоть один человек, который воздал бы должное творцу этого чуда? Имена Ленотра, Мансара и Лебрена, чьи разные по характеру дарования соединились в создании сказочного сада, достаточно известны, но имя Франсина, украсившего парк водяными струями, простому посетителю не знакомо. Эрудиты, конечно, его знают — недавно оно было весьма удачно присвоено одной из версальских улиц, улице Труб; однако несведущему человеку оно не скажет ничего. Говорят, один почтенный обыватель, прочтя его на табличке, пояснил своему чаду: «Это уменьшительно-ласкательное имя, которым Людовик XIV звал мадам Дюбарри».[51] Отпрыск был восхищен такой образованностью.
Прежде всего заметим, что Франсин (лучше произносить на манер семнадцатого века: Франшин) — это не один человек, а целый семейный клан, перебравшийся около 1590 года во Францию из Флоренции. Члены этого достойного семейства специализировались в «искусстве применять воду для украшения садов и парков». Приглашенному Генрихом IV и получившему чин инженера королевских фонтанов Тома Франсину помогал его брат Александр, которому было поручено следить за водяными сооружениями Фонтенбло.
Честно говоря, в наши дни их творения показались бы скорее забавными, чем красивыми, — то были гроты с различными сюрпризами. Например, в Сен-Жермене находился грот Орфея, где автоматы разыгрывали целый спектакль. Кроме самого легендарного певца, в нем участвовали еще четыре добродетели; чуть только Орфей касался струн своей лиры, фигуры оживали, грот раскрывался, и оттуда выходили львы, тигры, волки, лисы; деревья, осенявшие эту мифологическую сцену и сделанные из раковин, начинали колыхаться, словно под порывами ветра; на ветвях появлялись птицы (тоже из ракушек), и журчанье бежавшей по специальным трубам воды имитировало их пенье… Феерия обыкновенно завершалась игрой скрытых водометов, нарочно направленных на зрителей, которые разбегались, орошенные их брызгами с головы до ног.
В Версале семья Франсинов жила на площади Дофина по соседству с Ленотром. Легко вообразить, как художники во время постоянных бесед делились своими планами, как обсуждали совместные замыслы, в которых их понимание воды, деревьев и цветов сливалось воедино… Думается, гораздо более классичный в своих вкусах Ленотр старался угомонить несколько эксцентричное воображение своих итальянских собратьев по искусству, разъясняя наивность их водяных затей; ему хотелось привить им вкус к более простым и величавым эффектам, способным захватывать с первого взгляда.
Это сотрудничество произвело на свет прекраснейший в мире сад, и доля славы, которая по праву принадлежит Франсинам, по меньшей мере равна заслугам садовника. Подумать только: ведь им удалось подвести сюда, так сказать, каплю за каплей целое море воды, способное напоить фонтаны, потребляющие 62 тысячи гектолитров в час!
Похоже, эта оргия фонтанов побуждала Людовика XIV иногда подумать и о своих парижанах, которые постоянно испытывали недостаток в воде. Именно Франсину обязаны парижане постройкой Аркейского акведука, что доставлял городу около 6000 гектолитров в час. Однако 3600 гектолитров шло на надобности королевских дворцов и лишь 2400 — населению. Цифра эта, конечно, ничего не говорит читателю, но постараемся расшифровать: парижанину доставалось в день ведро воды.
По поводу этого водопровода король писал: «Понимая, что для населения нет ничего важнее источников воды и что общины и большие дома терпели бы крайнее неудобство без такого устройства, Его Величество, не имея более горячего стремления, как снабдить город всем, что необходимо для его жизни и здоровья, с удовольствием принимает способствующие этой цели предложения…» В соответствии с королевским приказом «трубы, поставляющие аркейскую воду, надлежало подвести до улицы Сен-Оноре, чтобы здесь ее по надобности использовать». Разумеется, водопроводные трубы достигали не всех этажей; исключение составляли только особняки принцев и очень важных персон. Должно было пройти еще двести пятьдесят лет, прежде чем Париж дождался более или менее удовлетворительного снабжения водой. И все-таки уже в XVII веке некоторые привилегированные парижане могли у себя дома принять ванну.
Однако — черт побери! — это было весьма непросто, если судить по документам, которые герцог де Ла Форс нашел в бумагах своего предка Лозена. Тот возымел желание устроить в своем красивом доме в Пасси отдельное помещение с ванной. Член Академии наук и известный изобретатель, священник отец Себастьян сам соорудил и установил насос, приводимый в действие двигавшейся по кругу лошадью. В тот день, когда Лозен задумал выкупаться, бедное животное пришлось гонять с шести до десяти утра, и хотя поршень насоса скрипел с такой силой, что перепугал весь район Шайо, вода так и не полилась. С двух до четырех пополудни лошадь снова шагала, и в результате на дне ванны воды набралось достаточно, чтобы помыть руки. Эту процедуру собирались продолжить на следующий день при условии, что преподобный отец, член Академии, согласится приехать в Пасси для проверки аппарата…
Естественно, что при этих сложностях мысль о десятках тысяч гектолитров воды, разбрызгиваемой в Версале за один час, наводила даже самых раболепных парижан на нелестные для монарха размышления.
Итак, именно Тома Франсину обязан Париж Аркейским акведуком — первым со времен римлян сооружением, помогшим утолить жажду, терзавшую парижан много столетий. Правда, нынче это благородное и так украсившее долину Бьевра строение уже не играет существенной роли: количества воды, изумлявшего наших предков в 1634 году, теперь хватает лишь на один красивый пруд в парке Монсури.[52] Но это не умаляет славы Франсина, потому что его уцелевший акведук послужил основанием для нового, сооруженного уже в наше время для доставки воды из реки Ванн;[53] и нельзя не признать, что современная конструкция уступает в благородстве и элегантности своей предшественнице.
Что касается версальских фонтанов — созданий Франсуа Франсина, — они в основном сохранились такими, какими были во времена Великого короля: фонтан Латоны, бассейн Аполлона, Водяная аллея, Обелиск, Колоннада не изменились. Но в целом ансамбль обеднел: когда-то в нем насчитывалось 1400 водометов, теперь их всего 607. И все-таки невероятно, что такая хрупкая изысканная затея вообще дошла до наших дней, дошла сквозь годы революций, забвения, запустения.
Династия Франсинов проявила меньше сопротивляемости… Занимавшая когда-то почетное место при дворе — на свадьбах и крестинах этого семейства видывали и принцев крови, и дофина, и короля, и даже Боссюэ, — она со временем как-то растворилась. Судя по генеалогии, составленной историком Муссе, биографом династии, ее последний представитель не дожил до Революции.
Словно бы специально для украшения королевских боскетов вызвали тогда Франсинов феи; а затем, когда смысл их существования утратился, когда ураган нового времени развеял радости очарованного острова, они растаяли в небытии…
Читайте также
Прогулка по дворцу. Фонтаны
Прогулка по дворцу. Фонтаны Наиболее древняя часть дворца — это Железная дверь и портал Алевиза, созданный выдающимся итальянским зодчим, будущим строителем Архангельского собора в Москве. Хан Менгли-Гирей задержал русское посольство вместе с Алевизом на год и отпустил
Источник