- Большой Фонтан (Одесса)
- Содержание
- Происхождение названия
- История Большого Фонтана
- Где начинается и заканчивается Большой Фонтан?
- Большой Фонтан в литературных произведениях
- Кино и театр на Большом Фонтане
- Курорт Большой Фонтан
- Список станций Большого Фонтана
- Об Одессе. Что такое СТАНЦИИ БОЛЬШОГО ФОНТАНА, откуда такое название?
- Одесса. Часть 7: Большая Фонтанская дорога
Большой Фонтан (Одесса)
Большой Фонтан — один из самых крупных и популярных приморских курортных районов Одессы.
Содержание
Происхождение названия
Названия Малый, Средний и Большой Фонтаны являются архаизмом. На Одесском побережье из-под понтичных известняков выходят сильно минерализованные подпочвенные воды, кое-где прямо на пляжи. Эти источники в Одессе получили название Фонтанов, по имени их и названы курортные местности. До революции на территории их были дачи. Таким образом, Большой Фонтан получил своё название в те годы, когда ещё не был построен водопровод и молодой город пользовался водой из подпочвенных источников — «фонтанов».
История Большого Фонтана
Где начинается и заканчивается Большой Фонтан?
«Большой Фонтан» это собирательное понятие. Собственно, это прилегающая к морю местность от 10 станции Большого Фонтана до Дачи Ковалевского. Точные границы определить трудно и если мы говорим о пляжах, то он начинается от пляжа «Чайка» и заканчивается пляжем «Золотой Берег», если о курортах — то его площадь значительно увеличивается.
Большой Фонтан в литературных произведениях
О Большом Фонтане писали многие. Этот уголок Одессы вдохновлял и писателей, и поэтов, и живописцев, и людей других творческих профессий.
За Малим та Середнім Фонтаном понад Чорним морем на південь тягнеться передмістя Одеси, Великий Фонтан. В цьому місці берег моря йде крутими, високими кручами. Скелі, розкидані купами понад берегом під кручами, далеко розсипаються в морі. Над високою стрімкою кручею стоїть висока башта морської ліхтарні. Недалеко од неї біліє монастир; коло монастиря зеленіє вигін, суспіль засаджений обрідно акаціями, неначе здоровий парк. Проти монастиря стоїть монастирська гостиниця, а од неї в вузьку долинку йде вуличка, обставлена невеличкими домками, невеличкими крамницями, котрі неначе виглядають з зелених абрикосових садків. На Великий Фонтан ходять од Одеса поїзди вузенької залізної дороги, що в’ється поміж віллами, хуторами та садками до самого монастиря
Кино и театр на Большом Фонтане
Этот живописный район Одессы богат также кинематографической и театральной историей.
В 1937—1938 годах на Больших Фонтанах под Одессой снимали фильм «Пётр Первый» по одноимённому роману Алексея Толстого, посвящённый жизни и деятельности российского императора с Николаем Симоновым в главной роли [2] .
Были на Большом Фонтане и свои театры.
Дачи на Фонтанах стоили много дешевле, чем на Французском бульваре, потому и снимали их на лето люди среднего достатка, коих в нормальном обществе всегда больше, нежели других. А потому зал у Сергеева не пустовал. Зрелищный бизнес в местах массового отдыха уже тогда был настолько прибыльным делом, что деревянный театрик Сергеева потом уступил место специально выстроенному каменному зданию.
Багрицкий, Катаев, Кепельман, Фиолетов и другие знаменитости. После революции можно было насладиться пьесой «Два мира», «члена реввоенсовета Н-ской дивизии (так в афише) тов. Рухимовича».
Слава Большого Фонтана как театрального уголка Одессы подтвердилась, когда летом 1928 г. сюда приехали актёры театра «Березиль» во главе со знаменитым Лесем Курбасом, где они «отдых совмещали с репетициями новых спектаклей». [1]
Курорт Большой Фонтан
Одесский курортный регион является одним из старейших и популярнейших в стране. Фактически в Одессе и её окрестностях расположено пять курортов: Куяльник, Лермонтовский, Аркадия, Большой Фонтан и Каролино-Бугаз. Каждый из них предлагает набор уникальных природно-климатических факторов, оказывающих благоприятное воздействие на людей.
Курорт Большой Фонтан расположен в южной части города Одессы, в состав которого он входит, охватывая территорию от 8-й до 16-й станции Большого Фонтана, то есть часть так называемого Среднего и Большой Фонтан, а также близлежащие селения.
Оформлен курорт Большой Фонтан только в послевоенные годы, когда по решению Правительства УССР Украинским институтом проектирования городов («Гипроград») и Украинским институтом курортологии составлен округ санитарной охраны этого курорта. Естественные лечебные ресурсы этого курорта аналогичны другим приморским курортам. Это—климатические факторы, море и пляжи, зеленые насаждения. Климат Большого Фонтана аналогичен климату всей Одессы, однако этот район лучше вентилируется, чем некоторые другие курорты, например, Куяльницкий. Средняя скорость ветров в районе Большого Фонтана ниже, чем во всей Одессе. И ветровой режим на Большом Фонтане более благоприятен для климатолечения. Для курортного использования Большого Фонтана важное значение имеют такие его благоприятные особенности, как интенсивная солнечная радиация, бризы, а также хорошая вентиляция района, в степной части которого наблюдается сухость воздуха, умеряемая бризами.
Список станций Большого Фонтана
В ХІХ веке в дачные районы Большого Фонтана горожане добирались при помощи конок, повозок или парового трамвая, который мало чем отличался от поезда, поэтому и остановки назывались «станциями». Проект электрического трамвая был утвержден Одесской городской думой в 1908 г., в том же году началось строительство и в 1910 году были пущены первые линии. Основная масса линий проходила по существующим линиям конки, принадлежащим тому же Бельгийскому Обществу.
Представленный ниже перечень станций Большого Фонтана относится к трамвайному маршруту и формально 1-я станция Большого Фонтана и последующие — вплоть до 10-й станции, не расположены, собственно, в пределах Большого Фонтана, а лишь представляет собой исторически сложившуюся топонимику транспортных маршрутов, ведущих на Большой Фонтан.
- 1 станция БФ — конец ул. Канатной, пер. Матросова, расположены здания областной администрации, Пищевой академии, Аграрного университета.
- 2 станция БФ — площадь, выход к пр. Гагарина, роддому № 1.
- 3 станция БФ — телебашня ОГТРК, ул. Среднефонтанская, ул Артиллерийская, рядом парк Космотнавтов
- 4 станция БФ — расположены Ипподром, Юридическая академия, парк Победы, ул. Пионерская.
- 5 станция БФ — начало Адмиральского проспекта, ул. Черняховского, расположен памятник летчикам-истребителям и сквер Героям-лётчикам.
- 6 станция БФ — расположено кольцо 16 трамвая, мини-рынок, сквер Великой Отечественной войны, бювет.
- 7 станция БФ — выход на улицу Посмитного, ведущую в Аркадию.
- 8 станция БФ — рядом располагается ул. Курчатова
- 9 станция БФ — архитектурно-скульптурная композиция «Похищение Европы», выход на ул. Авдеева-Черноморского
- 10 станция БФ — пляж «Чайка», дорога выходит к побережью моря.
- 11 станция БФ — выходит улица Ляпидевского, кольцо 17 трамвая.
- 12 станция БФ — пляж, выходит на ул. Гаршина
- 13 станция БФ — пляж, единственная станция через которую ныне не проходит трамвай.
- 14 станция БФ — выходит на пер. Дачный
- 15 станция БФ — Майский пер., больница № 8
- 16 станция БФ — пляж «Золотой берег», санаторий Горького, кольцо 18 и 19 трамваев.
Источник
Об Одессе. Что такое СТАНЦИИ БОЛЬШОГО ФОНТАНА, откуда такое название?
«ПОТРЕБНЫ ТЯЖКИЕ ТРУДЫ. »
Однако в сей Одессе влажной
Еще есть недостаток важный,
Чего б вы думали? Воды,
Потребны тяжкие труды.. .
в Одессе с самого основания не хватало пресной воды.
Сначала рыли, как водится, колодцы. Но вода была неважная и обходилась нереально дорого: в 1796 году ведро воды стоило 15 копеек, а фунт мяса – 20 копеек.
Пробовали собирать дождевую воду в цистерны. Но в Одессе ж 290 солнечных дней в году.. . Дождевой воды тоже не хватало.
А надобность в воде была огромная: в порт приходили суда, в город – обозы с провизией. И тогда стали отыскивать источники, которые тогда называли фонтанами: горожане заметили, что в некоторых местах в море стекает пресная вода. Народ стало селиться возле этих источников.
Так образовались автономно существующие хуторки – Малый, Средний и Большой Фонтан. Никаких фонтанов в виде красивых бьющих в воздухе струй там, конечно, не существовало, но вода оказалась вполне приличного качества. Особенно славилась пресная водичка с Большого Фонтана. Ее наливали в большие бочки, привозили в центр города и продавали поведерно. Стоило это удовольствие тоже совсем недешево – целых 12 копеек, тогда как ведро сухого вина – полкопейки.
Как видно из помещенной в газете «Одесский вестникъ» за 1831 год таблицы, источник Большой Фонтан давал 840 бочек воды в сутки (каждая бочка вмещала в себя 30 ведер воды) , Рашковский – 602, а два ключа Среднего Фонтана – 659 бочек. Впоследствии районы, где были обнаружены эти источники, стали называться Большой, Средний и Малый Фонтаны.
В 30-х годах 19 века Одессу снабжала водой также артезианская скважина, пробуренная в Водяной балке на глубину около 100 метров – такие источники действуют и сейчас, они называются бюветами. Народное предание гласит, что воду из бювета можно не кипятить и не очищать. Местоположение бювета легко определить по прохожим, которые идут оттуда, таща бутыли с водой.
Уже вскоре после основания города стало ясно, что только сооружение водопровода может разрешить проблему водоснабжения. Перед нами волнующий документ 1808 года – обращение одесской бедноты к магистрату с просьбой о проведении воды из источника «Большого Фонтана» : «От Фонтана почерпнут люди прохладную воду, усталый старец оживит засохшие уста свои, жители изобильно воспользуются к своему насыщению, способствуя на потушение и пламени огненному» . (Феликс Каменецкий, Газета PORTO-FRANCO)
В 1853 году был проведен трубопровод, тоже названный «Большим фонтаном» . От источника на даче Ковалевского подавалась, как ее разрекламировали, «прозрачная ключевая вода» , которую водовозы развозили по всему городу.
Но в то время, пока жители мечтали о будущем водопроводе, к Большому фонтану ездил маленький паровозик с парой вагончиков, который развозил одесситам пресную воду. До тех пор, пока не появилось электричество, это была конная дорога. Остановки назывались станциями, а сам маршрут – линией. Когда в городе появились электрические трамваи, все названия остановок остались прежними
Фонтанская топонимика неразрывно связана с первым одесским трамваем, остановки которого назывались станциями. Средним Фонтаном считали побережье и прилегающую к нему местность, примерно от 7-й до 11-й станции тогда еще парового трамвая. Среднефонтанская дорога начиналась за вокзалом и выходила к морскому обрыву на 9 станции.
Источник
Одесса. Часть 7: Большая Фонтанская дорога
Все, кто бывал в украинском Причерноморье, знают — тут отвратительная на вкус вода. Единственная нормальная вода была в артезианских скважинах — «фонтанах». Ещё в 19 веке около Одессы было как минимум два таких фонтана — Малый и Большой. Вдоль них формировались дачные районы, Малый Фонтан постепенно превратился в Аркадию, а к Большому ещё в 1882 году провели линию парового трамвая специально для обслуживания дач. Воду с Фонтанов возили в Одессу на продажу. Многие пытались её подделать, но одесситов не обманешь, и вкусив поддельной воды, они отвечали: «Не Фонтан!» — отсюда, говорят, и произошло это выражение.
Две последние части одесской серии будут посвящены соответственно Большому Фонтану и Аркадии. Большой Фонтан — дальше от центра, но начнём с него. Под катом — виды Фонтанской дороги, фото-Айвазовский и мемориал Одесской обороны.
Фонтанаская дорога начинается у Куликова поля — это место с Домом Советов у самого вокзала я уже показывал в одной из прошлых частей. По краю Куликова поля и проходит Большая Фонтанская дорога, пути 18-го трамвая. Вот так выглядит её начало:
Эту линию построили аж в 1882 году, и ходил там изначально (до 1910 года) паровой трамвай, по сути бывший разновидностью поезда, и всё же это была едва ли не первая линия механического городского транспорта в стране. Вероятно, это именно он («маленький одесский паровоз») отправляется в 7:40. Вот так выглядел локомотив парового трамвая:
По той же причине и остановки его, а также районы вокруг них, было принято называть станциями. Всего было 16 станций, и напоминают о них вот такие вот модерновые остановочные павильоны. Их сохранилось вдоль линии штук 5, но увы, мне кадр лучше сделать не удалось.
Собственно, мы и поехали не на трамвае, а на машине, параллельно трамвайным путям. Первая остановка — на Третьей станции:
От Третьей станции до Четвёртой тянутся военные училища — артиллерийское, сухопутных войск, танковое. Именно в этих училищах в своё время проходили подготовку арабы, отсюда вышла половина военной элиты Ближнего Востока, которую ныне активно свергают. В Одессе же многие несостоявшиеся военные с 1990-х годов ведут бизнес, о чём напоминает Арабская мечеть, показанная в той же части, где и Куликово поле. Конкретно близ третьей станции — Артиллерийское училище, причём в его ограду встроены настоящие пушки времён русско-турецкой войны 1877 года.
Другие училища заснять не успел. Пока едем параллельно трамвайной линии:
Впереди возникает необычная «пасхальная» церковь Святой Татьяны (2006) — один из самых ярких образцов современного православного зодчества:
С другой стороны встречает Птичий Бог в окружении своих подопечных. На самом деле памятник героям Великой Отечественной:
Районы в стороне от Большой Фонтанской дороги, но близ этих станций — местный «немецкий городок» послевоенного времени:
Где-то в районе 7-й станции — спуск к Аркадии, а в районе 12-й станции — дом, где родилась Аня Горенко, более известная как Анна Ахматова («И если когда-нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне, // Согласье на это даю торжество, но только с условием: // Не ставить его ни около моря, где я родилась // Последняя с морем разорвана связь. «)
И в общем, извините и за качество фотографий — по совести надо бы эту дорогу пройти пешком, по крайней мере от 3-й до 7-й станций. Может быть, когда-нибудь я это сделаю, ну а пока — что есть. В районе 11-14 станций находится так называемая Новая Швейцария — некогда крупнейший в Одессе дачный район. Трамвайные пути здесь дико петляют среди дач, зачастую по не автомобильным улицам. Мы же выехали к берегу моря:
Спускаемся вниз по металлической лестнице. Ранее вдоль моря тянулась полоса старинных дач, но большая их часть была в 1957 году уничтожена оползнем. И тем не менее наверху очень приятная набережная-бульвар, а внизу полноценный пляж, какие-то забегаловки, нечто похожее на спасательную станцию:
Сейчас тут тихо и пусто. Много ли людей в России знает, что Чёрное море бывает таким?
Где-то я, впрочем, это уже видел. Ах, да, ну конечно же!
Конечно же, на картинах Айвазовского. Здесь особенно хорошо понимаешь, что мы живём на Краю Земли. Помню, как в Одессе с хозяйкой квартиры заговорили о погоде, и она сказала примерно так: «На севере градусов на 5 похолоднее, а уж у вас в России. «. Вот так: относительно других стран мы живём ЗА севером, а для нас север — это Арктика. И в общем для большей части Земли, в особенности для Средиземноморья, наше тёплое Чёрное море — почти то же, что для нас моря Ледовитого океана.
Ветер, холодная солёная вода, брызги и перехлёсты — черноморский пейзаж в апреле выглядит очень сурово, совсем не курортно. Каков же Понт в декабре?
Вдалеке — мыс. Так выглядит берег почти всей Новороссии, включая Степной Крым — ровная поверхность, внезапно обрывающаяся к морю. Примерно на таком же берегу стоит и центр Одессы:
Волна набегает на берег. Очень люблю этот неповторимо черноморский зелёный цвет. Но кто бы что ни говорил, а я никогда ещё не видел Чёрное море настолько красивым:
Морем мы ещё полюбуемся в Аркадии, то есть в следующей части. Пока же едем дальше вглубь Большого Фонтана. Издалека я видел огромную колокольню Успенского Патриаршьего монастыря — у этой обители весьма интересная история: её в 1814 году основал молдавский дворянин Александр Теутул, случайно угробивший два корабля — просто зачем-то он развёл ночью на высоком берегу костёр, который их экипажи приняли за маяк, а он ничего и не знал, пока на утром ему не сказали. Ныне обитель, ставшая резиденцией одесского епископа, отстроилась, по площади не уступает целому микрорайону, и интересна в первую очередь расположением над берегом моря. Но мы туда заехать опять же не успели.
Вот так ныне выглядит район вокруг конечной 16-й станции, где сто лет назад многие одесситы стремились обзавестись дачей с видом на море. Даже и Беня Крик, вымогая у Эйхбаума не что-нибудь, а руку и сердце дочери, среди прочего обещает построить ему дачу на 16-й станции. Ныне мне бы иметь здесь дачу не хотелось:
То ли центр курортной ривьеры, то ли резерват нуворишей — высокие заборы вдоль извилистых улиц, глухие стены, избыток машин. Мне эти пейзажи напомнили что-то ближневосточное или в лучшем случае балканское:
Спуск к морю и подъём к отелю. А арка-то дореволюционная.
В сезон здесь наверное хорошо, ну а пока во всю идут приготовления, и площадь у берега выглядит очень неприглядно.
За Большим Фонтаном находится Люсдорф — одна из многих немецких колоний, окружавших Одессу. Немецкие фермеры были основными поставщиками продуктов в город, да и наверное на экспорт. Но о «тех» немцах в Люсдорфе уже не напоминает ничего.
Зато кое-что напоминает о совсем других немцах:
Батарея 411 — это был один из ключевых пунктов Одесской обороны августа-октября 1941 года. Этот эпизод сейчас вспоминают как-то не часто — очень уж он не укладывается в картину тотальной катастрофы 1941 года. Немцы за полтора месяца берут под контроль почти целиком Украину и Беларусь, вплотную подходят к Ленинграду, под Киевом и Вязьмой окружают и берут в плен сотни тысяч красноармейццев, и уже уверены, что войны выиграна. Одесса же в то же самое время держалась не просто долго и отчаянно — оборона была построена очень грамотно, а закончилась отнюдь не гибелью измождённой армии — а организованной эвакуацией морем. Вовсе не случайно Одесса была городом-героем «первого призыва» (1 мая 1945 года) — вместе с Ленинградом, Сталинградом и Севастополем.
В глубине мемориального парка есть стенд с картой Одесской обороны. Обратите внимание на соотношение сил в разные периоды — Одесса держала без преувеличения десятикратно превосходящие силы противника (впрочем, противником были румыны, а не вермахт):
Идём вглубь парка по главной аллее, мимо ежей и колючки:
Параллельно тянется старый оплывший блиндаж:
Впереди — самолет И-16 (в обиходе «ишак», «ястребок»), к началу войны уже глубоко устаревшая машина, и тем не менее именно эти самолётики принимали бой летом-1941 года, когда значительная часть более современной авиации была уничтожена на аэродромах. Снять его в профиль я как-то забыл.
А за деревьями вырисовывается подводная лодка в степях Украины:
Подробно рассказывать о технике на музейной площадке не буду — я не специалист, да и много её здесь, разной. От трамвая с зениткой:
И танка НИ («На испуг!») — самодельной танкетки, просто обшитого бронёй трактора с пулемётом или огнемётом, которые делались прямо в Одессе во время обороны:
И подводной лодки М-34. «М» — значит, «Малютка». Люди для масштаба:
В углу музейной площадки — храм:
Довольно много здесь и оружия, построенного явно после войны, например БТР и ракеты ПВО, но они в кадр как-то не попали:
К соседней площадке ведёт аллея с военно-морской техникой:
И орудия непосредственно 411 батареи. Одно — отреставрированное:
Второе — осталось как есть:
И собственно музей, который как раз в этот день (пятницу) оказался закрыт:
Хотя в парке для буднего дня и унылой погоды было довольно людно — кто-то делал моцион, кто-то гулял с девушкой, а кто-то и с детьми всей семьёй. А ещё — много-много собак, что, впрочем, в Одессе дело привычное.
А это вот уже не музей — действующая воинская часть по соседству:
За мемориалом — огромный конгломерат коттеджей, поразивший нас ещё и катастрофическим состоянием дорог. Да, это может быть только в бывшем СССР — чтобы крутые джипы и мерседесы стояли у ворот трёхэтажного коттеджа, увязнув в грязи. Вырулив из этого района, мы поехали мимо каких-то базаров обратно к центру. Вот так через полосу пригородных пустырей выглядит одесская окраина:
В следующей части съездим в Аркадию, ещё полюбуемся морем.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк «Софиевка».
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Аркадия.
Одесса. Большой Фонтан.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.
Источник