Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков
Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
1 Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.
Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.
У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания
2. Проверка домашнего задания.
Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)
- Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)
Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.
— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.
3. Сообщение темы и целей урока.
А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).
Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.
Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.
В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?
Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.
4. Усвоение новых знаний.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.
1 группа «Виды водоемов»
- Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
- Естественные водоемы – это __________________________________.
- Искусственные водоемы – это _________________________________.
- Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.
Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.
Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Канал – искусственное русло, наполненное водой.
2 группа «Части реки»
- Начало реки – это __________________.
- Устье реки – это ____________________.
- Русло — это ______________________.
- Притоки – это ____________________.
- Какие берега бывают у реки и как это определить?
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
3 группа «Водоёмы нашего края».
- Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
- Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
- Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
- Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?
Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.
Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)
Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»
- Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
- Что можно сделать для охраны реки?
5. Физкультминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
6. Закрепление изученного материала.
- Практическая работа (работа в парах)
Вспомним правила работы в парах.
Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег
Оцените свою работу.
- Тест «Да или нет»
- естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
- Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
- Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
- Приток – это углубление, по которому течёт река. –
- Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
- В Засвияжском районе протекает река Сура. –
- Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Ответим на контрольный вопрос?
Какую цель ставили для себя на уроке?
Достигли ли мы этих целей?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
8. Задание на дом.
- Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
- Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
- Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»
А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.
Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.
Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.
Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.
Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Источник
Окружающий мир по теме «Водоемы», 2-й класс
Класс: 2
Цель урока: познакомить учеников с “естественными” и “искусственными” водоёмами, с частями реки и их понятиями.
Задачи:
- Формирование знаний о водоёмах нашего края.
- Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, обобщать.
- Воспитывать бережное отношение к природе, своему селу.
Оборудование: учебник, карта Красноярского края, схема и карточки с названиями признаков реки, рисунок и на нём рыбка, тесты ИКТ, экран, проектор.
1. Орг. момент.
(Все ученики стоят в кругу, держась за руки. Учитель говорит тихо по одной строчке, а ребята повторяют хором вслух)
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
2. Проверка домашнего задания.
— Что было задано дома? (нарисовать на выбор гору, овраг, холм или равнину)
Выставка рисунков. Учитель показывает на рисунок, а ученики отгадывают.
— Что такое гора? (холм)
— Из каких частей состоит гора?
— Какая гора есть в нашем селе? (г. Каменка) Кто на ней бывал?
— Что такое овраг? (равнина) и т.д.
3. Введение в тему. На экране изображение ручья. (Приложение1)
Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова. “Ручей – ручеёк”.
Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря …
1. Куда бежал ручеёк? (Ручеёк потёк в речку, и они вместе добежали до моря)
2. Как одним словом назвать речку, море, ручей? (Водоёмы)
— Тема нашего урока “Водоёмы”. Мы познакомимся с частями реки и их понятиями. Прошу быть внимательными и активно помогать мне.
4. Объяснение нового материала идёт с помощью презентации ВОДОЁМЫ
Естественные | Искусственные |
озеро река море океан | пруд канал водохранилище |
1. Как вы понимаете, естественные водоёмы? (создала природа)
2. Какие вы знаете естественные (природные) водоёмы?
3. Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение? (река)
4. Знаете ли вы, как образуется река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.
Учитель: Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родника, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливают в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.
Далее идёт беседа об искусственных водоёмах.
Как вы понимаете, искусственные водоёмы? (создали люди)
Какие вы знаете искусственные водоёмы?
5. Работа по учебнику стр. 80. О каких водоёмах идёт речь?
Под руководством учителя учащиеся читают текст по обзацам, отмечают особенности водоёмов.
— Чтение 1 обзаца.
— О каком водоёме идёт речь? Как вы догадались? Какие в нашей местности пруды? (Яснопольские, Нойский, Павловский)
— Что вы знаете о них знаете?
— Чтение 2, 3 обзаца.
— Почему эти водоёмы называются искусственные?
— Для чего люди создают искусственные водоёмы? Какие вы знаете искусственные водоёмы.
6. Физминутка. Мы сейчас пойдём к реке, а это какой водоём?
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
7. Работа по карте:
Каким цветом на карте обозначена вода? (синим)
Как называется главная река Красноярского края? (Енисей)
Покажет по карте и расскажет о ней … Енисей – многоводная река России. Берёт начало с гор Саян, впадает в Карское море. Её протяжённость от истоков составляет свыше четырёх тысяч км.
— Что называют истоком?
Чтение хором с экрана.
Начало реки называется истоком.
Стих. Михаила Дёмина читает подготовленный ученик. На экране картина Т. В. Ряннеля. “Рождения Енисея” Рассмотрите её.
Выбегал весной на простор
Енисей из-за синих гор.
Цвёл в горах каждый кустик.
И была волна зелена,
И катилась – чем ближе к устью,
Тем все медленнее она.
— Что изображено на картине Ряннеля?
— Почему художник назвал картину “Рождения Енисея”? (Изображены синие горы, в этом месте рождается Енисей, берёт своё начало)
— Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?
— Что такое устье?
— Чтение хором с экрана.
То место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют устьем.
На доске заранее нарисована схема реки из учебника с.81.
Найдите на столе карточки “исток”, “устье” и прикрепите на схеме.
— Что такое приток реки?
— Чтение с экрана самостоятельно. Повторите друг другу.
Приток – это река, впадающая в другую реку.
— Прикрепите карточку на схему (приток).
— Как определить, где левый, а где правый берег реки? (встать по течению, т.е в сторону устья). Прикрепите карточки на схему.
— Рассмотрите, что получилось.
— Чем озеро отличается от реки? (у озера нет истока и устья)
Чтение хором с экрана. Слайд озера.
Озеро- это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.
8. Работа по учебнику с.81. Закрепление.
Чтение самостоятельно. — Какие вы знаете части реки? Какие реки есть в нашей местности? (Рыбная, Ноёк). А сейчас вести из музея о реке Рыбной расскажет ….
Главная водная артериальная района – река Рыбная. Она берёт начало в предгорьях Саян, протекает по Партизанскому и Рыбинскому районам, впадает в реку Кан.
В своё время на реке Рыбной устраивались плотины, образованные водохранилища. Обеспечивали работу мельниц. Когда надобность в мельницах отпала, за плотинами не стали смотреть и они постепенно разрушались. Но хозяйственное значение реки до сих пор не утрачено для районного центра села Партизанского и деревень: Астафьевки, Стойбы, с. Вершино-Рыбного, Крымово и Крестьянска.
— Что запомнили об этой реке?
Тест. Сейчас вы ответите на вопросы теста по компьютеру (Приложение 2), и я узнаю, с какими знаниями вы уйдете с урока. (Читайте вопрос и все к нему ответы, а затем стрелку наведите на правильный ответ и нажмите мышку.)
1. Как называют начало реки? (приток, исток, устье)
2. Как называют то место, где река впадает в море (озеро, реку)?
(исток, устье, приток)
3. Исток, устье, русло, берега – что это? (части озера, части тела, части реки)
4. Как определить где у реки правый берег, а где левый? (встать лицом по течению, встать лицом против течения, спросить у знакомого)
5. Пруд – это какой водоём? (естественный, искусственный)
9. Итог: Мне понравилось, как вы работали на уроке.
— Кто за тест получил 5? 4? 3?
— Что особенно запомнилось из этого урока? Интересно ли было на уроке? Что вызвало интерес?
Дополнительно фрагмент рис… “Охрана природы водоёмов” (на рис… промышленное предприятие спускает отходы в воду и кругом банки, бутылки…)
Однажды обходил Лесовичок свои владения, из воды выскочила рыбка и молвит: “Забери меня, Лесовичок, из воды, моченьки нет, там жить”.
1. Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом?
2. Когда вы видите засорённый родник (речку), какие у вас возникают чувства?
3. Как происходит загрязнение воды?
4. Какие правила надо соблюдать, бывая на водоёмах?
Источник