Что такое пруд 2класс

Окружающий мир по теме «Водоемы», 2-й класс

Класс: 2

Цель урока: познакомить учеников с “естественными” и “искусственными” водоёмами, с частями реки и их понятиями.

Задачи:

  1. Формирование знаний о водоёмах нашего края.
  2. Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, обобщать.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, своему селу.

Оборудование: учебник, карта Красноярского края, схема и карточки с названиями признаков реки, рисунок и на нём рыбка, тесты ИКТ, экран, проектор.

1. Орг. момент.

(Все ученики стоят в кругу, держась за руки. Учитель говорит тихо по одной строчке, а ребята повторяют хором вслух)

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2. Проверка домашнего задания.

— Что было задано дома? (нарисовать на выбор гору, овраг, холм или равнину)

Выставка рисунков. Учитель показывает на рисунок, а ученики отгадывают.

— Что такое гора? (холм)

— Из каких частей состоит гора?

— Какая гора есть в нашем селе? (г. Каменка) Кто на ней бывал?

— Что такое овраг? (равнина) и т.д.

3. Введение в тему. На экране изображение ручья. (Приложение1)

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова. “Ручей – ручеёк”.

Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря …

1. Куда бежал ручеёк? (Ручеёк потёк в речку, и они вместе добежали до моря)

2. Как одним словом назвать речку, море, ручей? (Водоёмы)

— Тема нашего урока “Водоёмы”. Мы познакомимся с частями реки и их понятиями. Прошу быть внимательными и активно помогать мне.

4. Объяснение нового материала идёт с помощью презентации ВОДОЁМЫ

Естественные Искусственные
озеро река море океан пруд канал водохранилище

1. Как вы понимаете, естественные водоёмы? (создала природа)

2. Какие вы знаете естественные (природные) водоёмы?

3. Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение? (река)

4. Знаете ли вы, как образуется река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Учитель: Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родника, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливают в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Далее идёт беседа об искусственных водоёмах.

Как вы понимаете, искусственные водоёмы? (создали люди)

Какие вы знаете искусственные водоёмы?

5. Работа по учебнику стр. 80. О каких водоёмах идёт речь?

Под руководством учителя учащиеся читают текст по обзацам, отмечают особенности водоёмов.

— Чтение 1 обзаца.

— О каком водоёме идёт речь? Как вы догадались? Какие в нашей местности пруды? (Яснопольские, Нойский, Павловский)

— Что вы знаете о них знаете?

— Чтение 2, 3 обзаца.

— Почему эти водоёмы называются искусственные?

— Для чего люди создают искусственные водоёмы? Какие вы знаете искусственные водоёмы.

6. Физминутка. Мы сейчас пойдём к реке, а это какой водоём?

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

7. Работа по карте:

Каким цветом на карте обозначена вода? (синим)

Как называется главная река Красноярского края? (Енисей)

Покажет по карте и расскажет о ней … Енисей – многоводная река России. Берёт начало с гор Саян, впадает в Карское море. Её протяжённость от истоков составляет свыше четырёх тысяч км.

— Что называют истоком?

Чтение хором с экрана.

Начало реки называется истоком.

Стих. Михаила Дёмина читает подготовленный ученик. На экране картина Т. В. Ряннеля. “Рождения Енисея” Рассмотрите её.

Выбегал весной на простор
Енисей из-за синих гор.
Цвёл в горах каждый кустик.
И была волна зелена,
И катилась – чем ближе к устью,
Тем все медленнее она.

— Что изображено на картине Ряннеля?

— Почему художник назвал картину “Рождения Енисея”? (Изображены синие горы, в этом месте рождается Енисей, берёт своё начало)

— Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?

— Что такое устье?

— Чтение хором с экрана.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют устьем.

На доске заранее нарисована схема реки из учебника с.81.

Найдите на столе карточки “исток”, “устье” и прикрепите на схеме.

— Что такое приток реки?

— Чтение с экрана самостоятельно. Повторите друг другу.

Приток – это река, впадающая в другую реку.

— Прикрепите карточку на схему (приток).

— Как определить, где левый, а где правый берег реки? (встать по течению, т.е в сторону устья). Прикрепите карточки на схему.

Читайте также:  Как заклеить бассейн наклейки

— Рассмотрите, что получилось.

— Чем озеро отличается от реки? (у озера нет истока и устья)

Чтение хором с экрана. Слайд озера.

Озеро- это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

8. Работа по учебнику с.81. Закрепление.

Чтение самостоятельно. — Какие вы знаете части реки? Какие реки есть в нашей местности? (Рыбная, Ноёк). А сейчас вести из музея о реке Рыбной расскажет ….

Главная водная артериальная района – река Рыбная. Она берёт начало в предгорьях Саян, протекает по Партизанскому и Рыбинскому районам, впадает в реку Кан.

В своё время на реке Рыбной устраивались плотины, образованные водохранилища. Обеспечивали работу мельниц. Когда надобность в мельницах отпала, за плотинами не стали смотреть и они постепенно разрушались. Но хозяйственное значение реки до сих пор не утрачено для районного центра села Партизанского и деревень: Астафьевки, Стойбы, с. Вершино-Рыбного, Крымово и Крестьянска.

— Что запомнили об этой реке?

Тест. Сейчас вы ответите на вопросы теста по компьютеру (Приложение 2), и я узнаю, с какими знаниями вы уйдете с урока. (Читайте вопрос и все к нему ответы, а затем стрелку наведите на правильный ответ и нажмите мышку.)

1. Как называют начало реки? (приток, исток, устье)

2. Как называют то место, где река впадает в море (озеро, реку)?

(исток, устье, приток)

3. Исток, устье, русло, берега – что это? (части озера, части тела, части реки)

4. Как определить где у реки правый берег, а где левый? (встать лицом по течению, встать лицом против течения, спросить у знакомого)

5. Пруд – это какой водоём? (естественный, искусственный)

9. Итог: Мне понравилось, как вы работали на уроке.

— Кто за тест получил 5? 4? 3?

— Что особенно запомнилось из этого урока? Интересно ли было на уроке? Что вызвало интерес?

Дополнительно фрагмент рис… “Охрана природы водоёмов” (на рис… промышленное предприятие спускает отходы в воду и кругом банки, бутылки…)

Однажды обходил Лесовичок свои владения, из воды выскочила рыбка и молвит: “Забери меня, Лесовичок, из воды, моченьки нет, там жить”.

1. Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом?

2. Когда вы видите засорённый родник (речку), какие у вас возникают чувства?

3. Как происходит загрязнение воды?

4. Какие правила надо соблюдать, бывая на водоёмах?

Источник

Урок во 2 классе «Водоёмы и их обитатели»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока 2 класс тема: «Водоёмы и их обитатели»

Скачать:

Вложение Размер
urok_vodoyomy_i_ih_obitateli.docx 27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Водоёмы и их обитатели.

Цели: 1. Образовательные

-знакомство с понятием «водоём», формирование у школьников представление о видах водоёмов, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;

-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,

-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание

-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять в работе полученные знания;

-развивать умение работать в малой группе, вести диалог, развивая таким образом

коммуникативные способности детей;

-учить детей видеть красоту родной природы,

-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,

-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.

-Здравствуйте, уважаемые гости. Добрый день ребята. Садитесь. Прверьте все ли у вас готово к уроку.

— Ребята сегодня у нас урок не совсем обычный, мы сегодня на уроке пойдем на рыбалку.

— А на что обычно ловят рыбу?

-На наживку. У вас наживка- это ваши знания. За свои правильные ответы на уроке, вы будете получать баллы – в виде рыбок.

-Ребята, а куда ходят рыбу ловить?

-Совершенно верно, рыбу можно ловить в реке, в озере, в пруду, в море. (Слайд №1)

— А каким общим словом можно назвать реку, озеро, пруд, море, океан?

III. Сообщение темы урока.

— Итак тема нашего урока «Водоемы и их обитатели».( на доске)

Наша задача сегодня на уроке изучить разнообразие водоемов и познакомиться с обитателями этих водоемов.

IV. Открытие новых знаний

  • Ребята как вы думаете, как произошло название водоём
  • — Верно слово водоем образовано при помощи 2 слов Вода и ёмкость. Ёмкость это вместилище или сосуд для жидких или сыпучих тел.

— Итак, водоём это место, где скапливается и хранится вода

  • — Ребята, скажите, вода в реке, и вода в озере, в океане или в колодце, чем-то отличается?
  • — Верно, водоёмы делятся на пресные и солёные.( Слайд №2). Пресные воды, пригодны для питья. Также к пресным водоёмам относятся ледники и подземные воды.

— Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим Пресные водоемы и обитателей пресных водоемов. (слайд №3) Ребята, внимательно посмотрите слайд и скажите кем созданы эти водоёмы, например, колодец, а река. Есть водоёмы, которые создал человек ( пруд, колодец, водохранилище) – называются они искусственные, и естественные водоёмы .(слайд №4)

-Работать мы будем по группам. Поэтому, вспомним Правила работы в группе.

  • Правила работы в группе (слайд №5)

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Умей слушать других.

3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. ( Выключить проектр)

-У вас на столах есть лист с дополнительной информацией, лист с заданиями. Покажите, что вы их нашли. Вы готовите ответ на свой вопрос, но рассматриваете и другие вопросы, чтобы могли оценить правильно ли ответила другая группа. Если же какая-то группа не смогла ответить на свой вопрос или же ответила не правильно, то любая группа может ответить за него и получить дополнительный балл. Напомню за каждый правильный ответ команда зарабатывает баллы в виде рыбок.

1) Первый водоём , который мы с вами изучим- это болото. Пользуясь учебником (с.86-87), ответьте на вопросы:

1-я группа. Почему в болоте вода стоячая?

2-я группа. Как образуется ил на дне болота? И почему ходить по болотам опасно?

3-я группа. Какие растения растут в болоте?

4-я группа. Почему нельзя осушать болота?

-Вывод. Болото-это водоём, который застаивается, поэтому зарастает растениями и эти растения отмирая образуют ил. Ходить по болотам очень опасно. Болото нельзя осушать, иначе погибнут все растения и животные обитающие в нем.

— Слово учителя . Болота образовываются из озер. Сначала на дно озера оседают мел, глина, песок. Таким образом они наполняют озерное углубление. Площадь водоема уменьшается. Мелководье зарастает камышом, осокой, рогозом. Со временем растения распространяются на всю площадь озера. Когда они отмирают, их останки падают на дно, накапливаются, уплотняются и становятся торфом. Так озеро превращается в болото . Болота используются как источник торфа – ценного удобрения, низкокалорийного топлива, и как источник археологических находок. В безвоздушном пространстве болота отлично консервируются попавшие туда артефакты, бывшие когда-то живыми людьми и животными. Сегодня доказана полезность болот – они являются регуляторами уровня грунтовых вод в своей местности. Во влажный период года они собирают влагу, в сухой – отдают окрестным рекам, озерам и обеспечивают водой колодцы.

2) Второй водоём , с которым мы с Вами познакомимся — это Река

-Ребята, как вы думаете, чем отличается река от болота?

-Правильно в реках вода не застаивается, а постоянно течет.

Работа по группам

  1. Что такое река? Почему вода в реке не застаивается?
  2. Как называется начало реки? Как называется место где река впадает в море?
  3. Как называется место, где река впадает в море, озеро или другую реку?
  4. Как называется углубление между берегами, по которому течёт вода?

— Какое значение имеет река? . ( место для отдыха, судоходство, рыболовство

— Вывод. Река – это природный водный поток. Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

— Ребята кто может назвать самую большую реку на нашей планете. С места не кричим, поднимаем руку и за правильный ответ зарабатываем рыбку.

— Самая быстрая река? (Хуанхэ)

— Какие реки есть в нашей республике? Стране?

Слово учителя. (Слайд №8) Река относится к водам суши наравне с озерами, болотами, подземными водами, ледниками и искусственными водоемами. Река – это постоянный поток воды, который течет в разработанном им самим русле. Это углубление в теле Земли именуется речной долиной. Тянется оно от истока до устья реки. Из-за особенностей рельефа в русле реки могут присутствовать пороги и водопады.

Кроме русла, долины, места начала и места завершения, речка имеет притоки.

(левый приток, правый приток)

— Посмотрим наиболее крупные реки мира и России ( слайд №9 )

Река Амазонка длина 6992 км, Река Лена протекает по Восточной Сибири, и находится в десятке самых длинных рек мира). Длина Лены составляет примерно 4 399 километра, впадает она в Море Лаптевых. Река Обь вторая по величине в России река, более 50 видов ценных и вкусных рыб плавает в ней. Река Янцзы, третья река в мире по длине. Очень бурная. Часто выходит из берегов

3) -Ребята вы уже познакомились с несколькими водоёмами, попробуйте дать определение, что такое озеро.

— Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем. Озера могут пресными и солеными. В Росси 3млн озер. Наибольшим озером на Земле признано Каспийское море( раньше соединялось с океаном) с площадью 376 тыс. км², самым глубоким – Байкал, глубина которого достигла 1620 метра. Встречаются и уникальные озёра, например, оз.Балхаш, вода в западной его части практически пресная, зато в восточной солёная На берегах морей образуются лиманные озера. Вулканические озера находятся в кратерах вулканов. . У озера есть постоянный приток и спуск воды, несмотря на то, что выглядит оно как замкнутое водное пространство. Пополняется оно не только за счёт осадков, но и при участии подземных вод. При этом озеро, несмотря на расхожее мнение, имеет течение, хоть и медленное. Некоторые реки дают начало рекам. Например: озеро Виктория даёт начало реке Нил.

Несоленые озера рассматриваются как источник пресной воды. Все озера являются местом вылова рыбы, отдыха людей. Многие из них используются как транспортный путь – Ладожское, Женевское. Термальные озера пригодны для лечения ряда заболеваний. Озера питают реки.

-Ребята, а какие озера есть в нашей республике и в городе? В республике Татарстан более 8 тыс озер. К наиболее крупным относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер.

Физминутка Игра на внимание «Рыбка»

— В некотором царстве, в некотором государстве было волшебное озеро. И жители этого озера жили в мире и согласии. А жители этого озера, хоть и волшебного были обычные животные и растения, как и в любом другом озере.

-Наша с вами следующая задача познакомиться с обитателями этого волшебного озера.

— Ребята, кто был на озере, поднимите руки. Значит вы знаете, видели и уже знакомы с теми, кто живет в озере? (рыбы, улитки, комары, раки, личинки комаров, стрекозы, водоплавающие птицы, лягушки и.т.).

-Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. На поверхности бегают клопы-водомерки, в толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь. На дне обитают моллюски. Живут у воды млекопитающие – бобр, ондатра, выдра, птицы-утки, цапли и др.

— Каждая группа на урок приготовила обитателей для нашего сказочного озера. Сейчас ребята мы с вами заселим их в наше озеро.

За эту работу каждая команда получает рыбку-балл. И подсчитаем сколько рыбок у команд?

-Распределение мест по группам. Индивидуальное оценивание.

— Ребята сказочным получилось наше озеро?

— Ведь наши озера также могут быть сказочно красивыми? Что нужно для этого?

— Бережно относиться, не загрязнять, очищать

“Правила бережного отношения к водоёмам”.

Предполагаемые ответы учащихся:

1) Водоёмы – это хранилища воды.
2) Дом для растений и животных.
3) Место отдыха людей.
4) Служат для перевозки грузов.
5) Люди используют в быту и на производстве.
6) Оберегать животных и растения.
7) Нельзя мыть в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
8) Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу.
9) Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

IV. Первичное осмысление и закрепление.

— Ребята, сейчас мы проверим на сколько хорошо, вы сегодня освоили знания.

-У вас на руках тестовые задания. Вам нужно будет решить их, поменяться с партнером по парте. Проверить работу партнера и поставить оценку. Это будет ваша оценка за урок.

Правила безопасного поведения на воде

Первое правило : не стоять и не играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду. Это могут быть – край пристани, мост, крутой берег.
Второе правило : ни в коем случае нельзя нырять в незнакомых местах. На дне могут оказаться камни, коряги.
Третье правило : не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли и тина, так как можно запутаться в воде и утонуть.
Четвертое правило : ни в коем случае не плавать на надувных матрасах, автомобильных камерах, надувных игрушках. Они могут быть неисправными, порваться, и вы внезапно окажетесь в воде, а это очень опасно даже для умеющих плавать.
Пятое правило: нельзя цепляться за лодки, подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки

V. Итоги урока. Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке? С какими видами водоёмов познакомились?

Домашнее задание. Придумать концовку сказки. Выполнить задание в рабочих тетрадях на странице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ», УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ», РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели.

урок-путешествие был проведён с учащимися 2 класса.

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает изучение раздела «Живые обитатели планеты». Урок относится к типу усвоения новых знаний. Технология урока реализует деятельностны.

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века».

Конспект АМО-урока (занятия) по окружающему миру 4 класс по теме «Лес и его обитатели».

Урок технологии на тему «Оригами. Обитатели моря&quot.

Источник

Оцените статью