Что такое пальчиковый бассейн

Пальчиковый бассейн для развития мелкой моторики

Любовь Дешина
Пальчиковый бассейн для развития мелкой моторики

Развивающие игры с крупами — необыкновенно полезны для развития мелкой моторики детей. Также крупы хороши тем, что они абсолютно доступны и разнообразны, на любой кухне всегда можно найти материал для интересной развивающей игры с ребенком.

Пока мы болели ветрянкой и сидели дома, необходимо было чем-то занять ребенка с пользой. И мы соорудили такой вот «пальчиковый бассейн» — взяли большую пластиковую коробку и наполнили её пшеном и манной крупой. Затем собрали дома маленькие игрушки и поселили их в нашей крупяной песочнице.

Как можно играть с пользой?

Первое и очевидное — это развитие мелкой моторики. На фотографии ниже ребенок насыпает пальчиками в миниатюрный сундучок манную крупу, воображая себя пиратом, зарывающим сокровище на пустынном. Макаронные изделия успешно заменили ракушки.

Дальше мы «оживили» наш пиратский остров крокодилами и другими животными, которых ребенок выбирал самостоятельно. На этом этапе игры мы поговорили о том, какие зверушки могут жить на островах,а какие — нет.

Лопаточками и грабельками мы копали пещеры и насыпали горы.

И даже развернули целое сражение между крокодилами и пиратами, во время которого обсудили, какие животные могут быть опасны для человека.

Затем мы пересыпали крупы в круглую ёмкость и покрасили пищевым красителем в голубой цвет, создав иллюзию воды.

В крупу я закопала мелкие игрушки и ребенок «вылавливал» их ручками, копаясь в получившемся «бассейне«.

А вокруг бассейна он уже сам рассадил свои игрушки и оживленно рассказывал им о том, какое очередное сокровище нашлось в «пальчиковом бассейне«.

Это прекрасная, доступная, полезная для детей игра, может быть использована как в одиночных логопедических занятиях, так и в коллективных играх с группой детей.

Как мы развиваем мелкую моторику Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Это очень важная и значимая работа, требующая много времени.

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности Существует прямая взаимосвязь сенсорного развития с уровнем развития общей и мелкой моторики. В целях сенсорного развития необходимо создание.

Источник

Сухой пальчиковый бассейн

Данная методическая разработка представляет опыт использования «Сухих пальчиковых бассейнов» для развития мелкой моторики при работе с детьми с ОНР в возрасте от 3-х до 7-и лет.

Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровое действие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».

  • создать эффективный дидактический комплекс для развития сенсорных способностей;
  • пополнить образовательную среду группы вариациями «Сухого пальчикового бассейна»;
  • оборудовать в ДОУ сенсорно-игровое пространство для развития мелкой моторики как средства речевого развития детей;
  • реализовывать игровой подход при организации процесса формирования речевых навыков и умений;
  • обеспечивать интеграцию содержания психологопедагогической работы, видов детской деятельности, форм работы с детьми в процессе развития речи.

В последнее время всё больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребёнка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи и на их интеллектуальном развитии.

Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:

Читайте также:  Крупнейшие страны бассейна тихого океана

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:

  • в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;
  • в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
  • в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
  • в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
  • в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;
  • в организации массажа рук;
  • в развитии самооценки;
  • в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

Возможности применения пособия «Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах детской деятельности.

Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.

Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

Рисование пальчиками «Солнышко»

Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развить воображения, мышления, мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения.

Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой.

Детям загадывается загадка про солнце:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар-
Раскалённый, как пожар.
Дети рисуют солнышко с определённым количеством лучиков.

«Отгадай, что спрятано»

Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы.

Вариант 1. Воспитатель даёт словесное указание ребёнку, что спрятано. Ребёнку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и так далее).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребёнку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: предмет прячет сам ребёнок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.

«Кто быстрее передаст игрушки»

Цель: развитие общей подвижности, укрепление мышц ног, ловкости и координации верхних конечностей.

Ход игры: Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные игрушками из сухого бассейна. В конце шеренг — пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одной игрушки, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.
Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.

Светлана Авраменко, учитель-дефектолог, МБДОУ Д/с № 303
комбинированного вида, г.Красноярск

Источник

Сухой пальчиковый бассейн
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцированными и слабыми. Такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка. Это и объясняет актуальность данного пособия. Пособие выполнено из капсул от «Киндер-сюрприза», наполненных различными крупами. На дне бассейна находятся различные мелкие игрушки.

Читайте также:  Самый красивый фонтан топ 10

Скачать:

Вложение Размер
suhoy_palchikovyy_basseyn.docx 3.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сухой пальчиковый бассейн

Специалистам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Многие педагоги и психологи констатирую тот факт, что у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Отмечается достаточно высокий процент детей, которые на первичном этапе работы имели недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцированными и слабыми. Такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. Это и объясняет актуальность игры, поскольку систематические игровые сеансы с элементами пальчиковой гимнастики, с использованием природных материалов и пальчикового бассейна решает ряд важнейших задач.

Цель игры : развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.

· развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

· формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;

· развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук,

. укрепление мышц пальцев и кистей рук,

· развитие познавательной функции речи, расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения.

Источник

Тактильный бассейн

Бучина Ольга
Тактильный бассейн

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями,заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их, для этого в своей практике использую тактильные бассейны. Перед внедрением «тактильного бассейна» в свою работу изучила актуальность данного вопроса, методическую составляющую, посетила мастер-класс по изготовлению и применению «тактильных бассейнов», изучила информацию, представленную в интернете.

Данное пособие предоставляет возможность использовать его в любом виде деятельности (трудовой, познавательной, исследовательской, игровой, коммуникативной, творческой и т. д., что позволяет эффективно реализовывать новые современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.

Новизна данного дидактического пособия заключается в том, что «тактильный бассейн» — это комплексное воздействие на развитие ребенка, позволяет систематизировать и обобщить нетрадиционные игры и материал.

Дидактическое пособие «тактильный бассейн«позволяет реализовать деятельностный характер образовательного процесса в соответствии с главными критериями нового федерального государственного стандарта дошкольного образования: социализация и индивидуальное развитие ребенка.

Тактильные бассейны представляют собой открытые резервуары,заполненные различными наполнителями:

горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная)

Используя тактильный бассейн, следует помнить,что:

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук воспитанников, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем — более мелкими.

2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.

5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:

• в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма и т. д., развивается тактильная чувствительность;

• в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

• в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

• в проигрывании проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

• в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребенок-взрослый, ребенок – сверстник;

• в организации массажа рук;

• в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, даем ребенку возможность быть самим собой;

• в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние (позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых);

• в работе с тревожными,застенчивыми детьми: снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ;

• в повышении мотивации ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

«Тактильный бассейн», как дидактическое пособие для развития мелкой моторики является мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Оно способствуют формированию у детей усидчивости,развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.

Работу в данном направлении веду не только с детьми, но также и с их родителями. Провожу индивидуальные консультации, беседы, в ходе которых рассказываю родителям, как в домашних условиях они могут изготовить «тактильный бассейн» для своего ребенка.Оформила подборку картотек для игры с пособием: «Стихи для самомассажа», «Игры с песком», «Игры с тактильным бассейном», «Путешествие по сказкам».

Фототчет об экскурсии в бассейн «Лазурный» Я с ребятами подготовительной группы вместе с воспитателем Андреевой Н. А. совершили ознакомительную экскурсию в бассейн «Лазурный» с целью.

Сенсорная игра «Волшебный бассейн» (подготовительная группа) Показатели эффективности методической разработки: главный критерий эффективности методической разработки – это развитая мелкая моторика.

Праздник на воде «Осень, осень в бассейн просим» Сценарий праздника на воде «Осень, осень в бассейн просим» Воспитатель. Ребята! Посмотрите как красиво у нас, бассейн украшен под осеннюю.

Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн» МБДОУ Широкинский детский сад Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый.

Тактильный календарь природы для второй младшей группы Одно из требований ФГОС ДО — правильно организованная развивающая пре метно-пространственная среда. Цель: Создание в группе условий для.

Тактильный ковер для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Изготовлено воспитателем 1 младшей группы Пинигиной Ю. А Задачи: -Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений; -Развивать.

Фотоотчет «Экскурсия дошкольников в плавательный бассейн ФОК» Здоровье самых маленьких граждан России — это чрезвычайно актуальная тема, которую по праву можно назвать общечеловеческой. От состояния.

Источник

Оцените статью