5 морских бассейнов
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.
Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.
Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.
Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.
Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство , пассажирское) , либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания) . Графики составляются плановый и диспетчерский , на основании контроля за исполнением — исполнительный .
Управление морским транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации , Департамент морского транспорта .Это первое звено управления морским флотом . Второе — пароходство (объединение) . Порты имеют общий статус структурных единиц .
Сейчас решается вопрос о строительстве в Финском заливе крупнейшего порта в Луге , на Азовском море — Таганроге . Систематически расширяется линейная форма судоходства как в каботажном , так и международном сообщении . Ведётся интенсивная работа по внедрению АСУ в управление движением , особенно в крупных транспортных узлах .
Морской транспорт занимает особое место в экономике страны . Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок . Особенно велико его значение в районах Севера , Северо — Востока . Морской транспорт в перевозках тесно взаимодействует с железнодорожным . Это особенно важно в современных условиях распада СССР. Прямые смешанные перевозки , особенно по прямому варианту «судно — вагон» , вызвали реконструкцию железнодорожных станций и путей в ряде портов . В морских портах , расположенных в устьях рек , более тесно взаимодействуют морской и речной транспорт . Морской транспорт всё теснее взаимодействует с автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов .
Спасибо большое за то, что вы помогаете нам😍😍😍😍😍😍😍😍😍😍
Источник
БАССЕЙН морской
БАССЕЙН морской 1. Часть океана, моря или группа морей, отделенная от соседних районов островами и подводными возвышенностями, например Арктический Бассейн Северного Ледовитого океана. Отличается природными условиями, ресурсами, уровнем промыслового и транспортного освоения, перспективами использования всех ресурсов. Бассейнам присущи специфические океанологические, климатические и биологические характеристики.
2. Часть акватории порта, прилегающая к береговой линии и ограниченная причальными или другими сооружениями.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .
Смотреть что такое «БАССЕЙН морской» в других словарях:
Бассейн — получить на Академике актуальный промокод на скидку Беру или выгодно бассейн купить с дисконтом на распродаже в Беру
ДОГОВОР ДАРЕНИЯ — договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить… … Юридический словарь
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ — операции банков по управлению имуществом клиентов и выполнению других услуг в их интересах и по их поручению на правах доверенного лица … Юридический словарь
ДОГОВОР ЛИЗИНГА — договор, по которому одна сторона (арендодатель, лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной (арендатором, лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за… … Юридический словарь
ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ — договор, по которому исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно конструкторских и технологических работ разработать образец нового изделия, конструкторскую… … Юридический словарь
ВИДОК — по древнерусскому праву свидетель … Юридический словарь
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ — см. Договор доверительного управления имуществом … Юридический словарь
ДОГОВОР БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ — (договор ссуды) договор, по которому одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее… … Юридический словарь
ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ — одна из особых разновидностей договора купли продажи, предусмотренная ст. 535 538 ГК РФ. По Д.к. производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю лицу,… … Юридический словарь
РАМБУРСИРОВАТЬ — возвращать, уплачивать долги, издержки; уплачивать за векселедателя; покрывать долг через третье лицо … Юридический словарь
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ПАЕВЫЕ ФОНДЫ — в ряде стран кредитно финансовые учреждения, аккумулирующие мелкие сбережения граждан и вкладывающие их в акции и облигации. Д.п.ф. не являются акционерными обществами и мобилизуют свой капитал путем продажи паев, дающих право на пропорциональную … Юридический словарь
Источник
Морские бассейны
Моря – это одна из главных геологических сил, преобразующих верхнюю часть земной коры. Площадь морских бассейнов в 2,4 раза больше площади суши, в них сосредоточено огромное количество воды |
около 1,4 млрд. км 3 . Эта огромная масса воды находится в непрерывном движении, совершая определённую геологическую работу. На моря существенное влияние оказывает тектоническая деятельность земной коры. В течение миллионов лет моря как бы перемещаются с одного места на другое. Это приводит к тому, что в одних местах берега поднимаются, как бы выходят из моря, а море при этом отступает от берега. Такое движение моря называется регрессией. В других местах прибрежная часть опускается, погружается в море. Этот процесс называется трансгрессия. Это имеет принципиальное значение для строительства на берегах морей. При регрессии моря сооружения сохраняют устойчивость, и море им не угрожает.
При трансгрессиях, вследствие погружения берегов под уровень моря, берега подвергаются более активному размыву.
Тектонические движения земной коры и абразия берегов формируют их геологическое строение. На рис. 61 видно, что берег и прибрежная подводная часть моря содержат террасы. У самой воды располагается пляжная зона. Эта часть перекрывается максимальной волной (или приливом в океане). Выше пляжа имеют место уступы – это морские надводные террасы, каждая из которых в своё время была пляжем, и поднялись они вверх в период регрессии моря. При трансгрессии террасы располагаются на дне моря. Прибрежную мелководную часть моря до глубины 200 м называют шельфом.
Рис. 61. Террасы на берегу и прибрежной подводной части моря:
1 – пляж; 2, 3 – надводные террасы; 4, 5, 6 – подводные террасы; 7 – направление волны
При трансгрессии моря пляжи всегда узкие или даже совсем отсутствуют. Это хорошо наблюдается на берегах Чёрного моря в районе Туапсе – Сочи. Такие берега подвергаются воздействию активной абразии (рис. 62).
Рис. 62. Абразионный морской берег
Абразия – это разрушение берегов (рис. 62 и 63) морей, озёр и крупных водохранилищ, совершаемое волнами, прибоем, а также сильными вдольбереговыми течениями. |
Рис. 63. Результат размыва берега водохранилища
Прибойные волны бьют в берег непрерывно и с большой разрушительной силой. Волны, особенно при штормах, перекатываются через весь пляж. При трансгрессиях берега всегда обрывистые или с очень крутыми откосами и постепенно за счёт размыва отступающие в глубину суши, т.е. волны как бы съедают сушу. Скорость такого процесса составляет от сантиметров до нескольких метров в год. Так, например, на Черноморском побережье, где берега сложены скальными породами скорость размыва до 4 м/год, на Азовском море суглинистые берега разрушаются со скоростью до 10-12 м/год. На скорость размыва влияет два фактора: 1) тип горных пород и 2) сила удара волн. Наиболее медленно разрушаются скальные породы. Удары волн достигают силы 5-6 т/м 2 , а на берегах океанов даже до 10 т/м 2 и более.
При ширине пляжей более 20 м волны свою энергию гасят в их пределах. Следует отметить, что кроме механической силы морская вода оказывает на горные породы и строительные материалы химическое воздействие (растворение). Процесс разрушения усиливают многие морские растения и организмы, например планктон, создавая слои обрастания, может разрушать не только горные породы, но и бетон. Разрушительная сила волн усиливается также ударами обломков горных пород (галечник, гравий, песок). |
Морские отливы – приливы не обладают такой разрушительной силой, как волны, но их воздействие на горные породы вполне ощутимо, хотя этот процесс проявляется в основном в виде трения обломков (частиц) друг о друга. Приливы и отливы в России проявляются в морях Тихоокеанского бассейна. |
Вдольбереговые течения имеют незначительные скорости – от сантиметров до десятков сантиметров в секунду, разрушительная работа этих течений невелика. Наибольшее значение течения имеют в переносе обломков. Во взвешенном состоянии они транспортируют растворённые вещества и песчано-глинистые частицы. Более крупные обломки течения передвигают волочением по дну. Скорость при этом зависит от скорости течений и характера дна моря. На Черноморском побережье отмечены случаи перемещения отдельных обломков на 700 м/сут. Перенос обломков течениями отражается на размере пляжей в сторону их увеличения или уменьшения. Уменьшение размера пляжа приводит к усилению абразии берега. В связи с этим на пляжах не разрешается устраивать карьеры по разработке строительных материалов (гравия, песка). |
Защита морских берегов от разрушения. Для укрепления берегов от абразии используют ряд способов. По принципу работы берегоукрепительные сооружения разделяются на пассивные и активные.
Пассивные сооружения – это волноотбойные вертикальные стены, расположенные вдоль берега, в конце пляжей и принимающие на себя удары морских волн. |
Для отбрасывания волн в сторону моря наружной части этих стен придается криволинейная форма. Стены делают из монолитного железобетона, а во избежание истирания бетона песчано-гравийным материалом иногда наружную их часть облицовывают камнем из скальных пород.
Активные сооружения предназначены для сохранения пляжей. К сооружениям активного типа относят буны, тетраподы и волноломные стены. |
Буны – это сооружения, которые имеют длину несколько десятков метров, ширину до нескольких метров и высоту над водой после возведения в 0,5-0,7 м. |
Один конец буны погружается в пляж. Конструкция буны представляет собой железобетонные или металлические сваи, установленные в виде короба, который заполняется каменной наброской с покрытием бетонной плитой. На Черноморском побережье буны делают в виде железобетонных ящиков-понтонов с заполнением бетоном или бутобетоном. Буны устанавливаются нормально или под углом к линии берега. Волны, ударяясь о буны, теряют скорость, в берег бьют с ослабленной силой и переносимый ими обломочный материал откладывается между бунами, что в конечном итоге увеличивает зону пляжа
Тетраподы – железобетонные фигуры с четырьмя ответвлениями в форме усечённых конусов, симметрично размещённых в пространстве. |
Благодаря такой форме они заклиниваются при наброске друг с другом, создают преграду воде, хотя частично её пропускают. Промежутки между ними можно заполнять обломочным материалом. Тетраподы хорошо держатся на крутых откосах
Волноломы– это железобетонные стены, которые ставят в воду в 30-40 м от берега. Верх стены размещается под водой на глубине 0,3-0,5 м. |
Эти стены подсекают проходящую волну, завихряют её, и в силу этого она теряет ударную силу.
Следует отметить, что все защитные сооружения в конечном итоге могут быть разрушены абразией. Поэтому за ними требуется постоянное наблюдение, ремонт и даже капитальное восстановление.
Источник