Что такое грезит пруд

Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

Читайте также:  Как выбрать плавки для бассейна для мальчиков

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Читайте также:  Лечебный бассейн для детей от года

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

Видя такой пример в литературе, читатели часто переносят его в реальную жизнь. Ведь многие приписывают человеческие свойства, например, своим машинам и даже дают им имена.

Олицетворение в литературе и русском фольклоре-это естественное явление, которое придает красоту народному творчеству. А вот олицетворять предметы в рекламе я считаю кощунством.

Источник

Чем метафора отличается от олицетворения

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния слова.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или радуются.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли прямо,
Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилах
Вода закапала.

Н. Заболоцкий. Утренняя песня.

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от олицетворения?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с другим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, например:

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дрем­лют ивы ;
Запад неба бледно-красен,
И реки бле­стят извивы.

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солнце.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и прозрачно:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок смеется;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злится.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же однозначно.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сонный,
Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заостренной,
Где воз­дух, свет и думы — заодно,
И грудь дро­жит от стра­сти неминучей.
И вет­кою все про­сит­ся пахучей
Акация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Читайте также:  Пленка пвх для сборного бассейна

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гудки.

Источник

Чем метафора отличается от олицетворения? Примеры

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо.

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или раду­ют­ся.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли пря­мо,
Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилах
Вода зака­па­ла.

Н. Заболоцкий. Утренняя пес­ня.

Олицетворение — лите­ра­тур­ный при­ем, осно­ван­ный на том, что чело­ве­че­ские каче­ства, свой­ства, осо­бен­но­сти пове­де­ния при­пи­сы­ва­ют­ся неоду­шев­лен­ным пред­ме­там.

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от оли­це­тво­ре­ния?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дрем­лют ивы ;
Запад неба бледно-красен,
И реки бле­стят изви­вы.

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сон­ный,
Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заост­рен­ной,
Где воз­дух, свет и думы — заод­но,
И грудь дро­жит от стра­сти неми­ну­чей.
И вет­кою все про­сит­ся паху­чей
Акация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки.

Источник

Оцените статью