- Порядок совершения малого омовения
- Вода для омовения
- Фонтаны Стамбула
- Городские фонтаны (Çeşme)
- Дувар чешмелери
- Кёше чешмелери
- Мейдан Чешмелери
- Сютун Чешмелер (Sütun Çeşmeler)
- Фонтаны, объединенные с себилем (Sebillerle Birlikte Tasarlanan Çeşmeler)
- Фонтаны омовений (Şadırvan)
- Фонтаны дворцовых залов (Oda Çeşmeleri) и декоративные фонтаны (Selsebiller)
Порядок совершения малого омовения
1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
6. Трижды вымыть лицо.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем. В конце желательно[8] произнести следующие слова:
Транскрипция дуа: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ
Перевод дуа:
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»[9]. По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави[10] и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)»[11].
По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14]. Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.
Вода для омовения
Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской.
О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].
Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18]. Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].
В Священном Коране сказано:
«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.
[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны. Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.
[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).
[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.
[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых. Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.
[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».
[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.
[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.
[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».
[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.
[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.
[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».
[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.
[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.
[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.
Источник
Фонтаны Стамбула
Неужели неверующие настолько ослепли,
что не видят, что небеса и земля
были соединены, а Мы Своей мощью
разделили их и сотворили всё живое
из неживой воды?
Сура XXI Аль-Анбийа (Пророки), аят 30
Человеку, попавшему первый раз в исторический центр Стамбула, сразу же бросается в глаза множество красивых фонтанов украшающих древний город. Это и большой фонтан на площади перед Айя-Софией, сфотографировать который дело чести каждого уважающего себя туриста. Это, конечно, и каскад фонтанов на площади Султанахмед. Это и помпезный, но, тем не менее, исправно снабжающий водой народные массы, Немецкий фонтан — подарок султану Абдул-Гамиду II от германского кайзера Вильгельма II. А также многочисленные фонтаны и фонтанчики в городских парках, на площадях перед мечетями и даже посредине Халича. Но в городе также есть много и других фонтанов, вода из которых служила не просто для украшения окружающего пейзажа, а использовалась для насущной жизни не одним поколением стамбульцев. Эти источники живительной влаги в течение почти пяти веков были неотъемлемой частью городской быта. А изумительные архитектурные решения некоторых их этих фонтанов воплощенные в камне и мраморе талантливыми (и очень часто неизвестными) строителями османского Стамбула по праву считаются шедеврами турецкого зодчества.
«Поилка» для пернатых
В Турции вода всегда считалась бесценным даром Аллаха, — не только потому, что без неё невозможно прожить, но еще и потому, что ритуальные омовения составляют неотъемлемую часть религиозных ритуалов Ислама. При этом благочестивые турки никогда не забывали и о нуждах «братьев наших меньших» – в могильных плитах делали выемки для сбора дождевой влаги для птиц, а бродячим собакам и кошкам до сих пор ставят на улицах плошки с водой. Да и в современных фонтанах частенько предусмотрены специальные «поилки» для пернатых.
Сразу после завоевания Константинополя в 1453 г.султан Мехмед II распорядился отремонтировать и расширить доставшуюся по наследству от византийцев систему водоснабжения города. Однако самой масштабной модернизации она подверглась позже, в эпоху султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), который поручил решение этой сложной задачи своему мимарбаши (mimarbaşi – главный архитектор) Синану. Талантливый архитектор совместно с Хасан Агой, назначенным султаном инспектором по вопросам водоснабжения «су назыры» (su nâzırı) Стамбула, используя частично уцелевшие византийские дамбы и акведуки [в том числе и знаменитый акведук Валента IV века, получивший у турок более романтическое название Боздоган Кемери — Акведук Серого Сокола], начал в 1554 году глобальную реконструкцию системы водоснабжения европейской части города – «Кыркчешме Сулары» (Kırkçeşme Suları – водопровод сорока фонтанов). Эти работы, законченные в 1564 г. стали самыми крупными мероприятиями по решению задачи водоснабжения города, выполненными в Османскую эпоху. «Кыркчешме Сулары» в течении нескольких сотен лет удовлетворял потребности центра Стамбула в питьевой воде.
Вода из загородного Белградского леса через систему акведуков и подземных каменных туннелей поступала в накопительные водные резервуары (maslak), расположенные за городом, из которых она передавалась на городские водораспределительные станции (maksem). Здесь водные потоки из нескольких резервуаров сливались воедино для того, чтобы в дальнейшем распределиться по городским кварталам. До сих пор на южной стороне площади Таксим, между улицей Истиклаль и бульваром Тарлабаши (Tarlabaşı Bulvarı), стоит построенное из песчаника длинное здание – бывший резервуар водораспределительной станции Taksim Maksemi (сейчас Республиканская художественная галерея Таксим). Станция, открытая в 1732 году при султане Махмуде I, предназначалась для снабжения нескольких городских районов водой, поступающей из Белградского леса. Строительство Таксим Максеми, начатое еще при сутане Ахмете III, помогло решить проблему острой нехватки пресной воды в Пера – исторических европейских кварталах округа Бейоглу. Со стороны улицы Истиклаль водный резервуар заканчивается двухэтажной восьмигранной башней с конусообразной крышей и недействующим мраморным пристенным фонтаном Таксим Чешмеси (Taksim Çeşmesi).
Одна из водонапорных башен «Су Теразилери»
Для того чтобы поддерживать постоянное давление воды в различных квартала города возводили специальные водонапорные башни «Су Теразилери» (Su Terazileri – водный балансир) высотой от 3 до 10 метров. В достаточно хорошем состоянии одна из таких башен сохранилась до нашего времени на Divan Yolu Cad., почти напротив входа в Айя-Софию. Из водонапорных башен вода расходилась по конечным потребителям. В XVI – XIX веках такими конечными потребителями в Стамбуле в основном были не индивидуальные жилые дома, а общественные городские фонтаны – чешме (çeşme – источник, фонтан), установленные перед мечетями, в многочисленных хамамах, на улицах и площадях города. Причем слово фонтан (лат. fons — источник) здесь нужно понимать в его исконном смысле, просто как источник чистой воды, а точнее своеобразную водопроводную колонку. С конца XV века в каждом квартале города строятся свои фонтаны, которые становятся центрами повседневного бытового общения живущих поблизости горожан.
Потомок легендарных стамбульских «сака»
В эпоху Мурада IV (1623-1640) в Стамбуле насчитывалось уже несколько тысяч фонтанов и их число постоянно продолжало расти до начала XVIII века. Кроме того, воду по улицам города и зажиточным домам ежедневно разносят в заплечных сосудах или развозят в кожаных бурдюках на лошадях сотни городских водоносов, называемых «сака» (saka), словом, заимствованным из арабского языка. Помимо городских водоносов в Стамбуле были также дворцовые водоносы и специальные водоносы, обслуживающие корпус янычар. Импозантных потомков гильдии легендарных стамбульских «сака», правда, торгующих не холодной водой, а разноцветной сладковатой жидкостью, в многолюдных туристических кварталах можно повстречать и сегодня. Выделение денег на строительство новых городских фонтанов и на оплату воды в них превратилось в Османской империи в акт благочестия и богоугодное дело для истинного правоверного. Каждый новый султан, члены его семьи, великие визири и другие состоятельные особы Стамбула, считали своим долгом пожертвовать средства на строительство ещё одного нового фонтана. Строящиеся фонтаны полностью отражали архитектурные тенденции, и стиль своего времени и стали частью архитектурной традиции Османской империи.
Несмотря на то, что городские фонтаны Стамбула могли значительно различаться по своей форме, стилю художественного оформления и строительному материалу почти в каждом из них присутствуют четыре основные элемента.
Фонтан с резервуаром для воды
• Резервуар для хранения воды (Suyun depo), который может быть скрыт, но может и явно присутствовать. В некоторых фонтанах резервуары были таким большими, что их плоская крыша могла даже использоваться правоверными для молитвы — намазгях (namazgâh). Примеры таких сооружений сохранились в семте Кадырга (Kadırga) – фонтан Esma Sultan (Kadırga Meydan, основан в 1779 г. Эсма Султан, дочерью султана Ахмеда III и сестрой султанов Мустафы III и Абдул-Гамида I) и в семте Йешилькёй — фонтан Abdülmecid Han (пересечение Bademlik Sok. и Çekmece Cad., основан в 1842 г., султаном Абдул-Меджидом I).
• Мраморная плита, называемая «муслук таши» (musluk taşı – камень крана), или «айна таши» (ayna taşı – зеркальный камень), в которую монтировался кран. Эта плита обычно устанавливалась в арочной нише. В фонтанах использовались краны двух типов, – такие из которых вода текла непрерывной струей, называемые «салма» (salma), и такие, которые можно было открывать и закрывать – «бурма» (burma).
• Надпись, вырезанная на «муслук таши», обычно содержащая имя основателя фонтана, а иногда и указание на источник воды и дату строительства.
• «Курна» ( kurna), или бассейн для вытекающей из фонтана воды, по обе стороны которого иногда размещались мраморные или каменные скамьи.
В XV-XVII веках «муслук ташы» с краном был обычно прост и устанавливался в классической глубокой арочной нише. Надпись размещалась выше крана, расположенного над «курна». В фонтанах этих столетий обязательно присутствовали резервуары для хранения воды. Но в XVIII веке такой тип фасада начинает постепенно изменяется. «Муслук ташы» стал украшаться резным орнаментом в стиле барокко, а ниши для него делаются мельче. Сами фонтаны становятся более высокими, а секция с надписью превращается в отдельную часть фасада, которая иногда закрывается вычурным карнизом. Все многообразие существовавших в Стамбуле фонтанов можно по их основному назначению (достаточно условно) разделить на несколько групп.
Городские фонтаны (Çeşme)
Фонтаны этого типа строились по всему городу — на перекрестках улиц, на площадях и вблизи квартальных мечетей. Они служили основным источником воды для всех жителей ближайших кварталов. Среди таких фонтанов обычно выделяют «Дувар чешмелери», «Кёше чешмелери», «Мейдан чешмелери» и «Сютун чешмелер».
Дувар чешмелери
«Дувар чешмелери» ( Duvar Çeşmeleri – стенной фонтан), встраивались в стены зданий, садов или внутренних дворов. Их резервуары для воды находились обычно позади стены. Такие сооружения часто называют – «Тек юзлю чешмелери» (турецк.Tek yüzlü çeşmeleri — фонтан с одним фасадом, букв. лицом). Фонтаны строили в различных архитектурных стилях с XV в. по начало XX в.
Пример мраморного «Кёше чешмелери»
Кёше чешмелери
Фонтаны, построенные на пересечении улиц, сначала имели только один фасад (XV-XVI вв.), но позже (XVI в. – нач. XX в.) стали появляться «Кёше чешмелери» (Köşe Çeşmeleri – угловой фонтан) в стиле барокко с двумя или даже с тремя фасадами. Их отличительные черты — стрельчатые арки, широкий карниз и окна, забранные железными или бронзовыми решетками. Например, фонтан рядом с мечетью Зейнеп Султан, прямо напротив ворот в парк Гюльхане (пересечение Alemdar Cad. и Soğukçeşme Sok., основан в 1778 г. султаном Абдул-Гамидом I). Прекрасный пример мраморного «Кёше чешмелери», в стиле классической турецкой архитектуры XVI века, построен в углу усыпальницы архитектора Синана (Mimar Sinan Türbesi) на пересечении Mimar Sinan Cad. и Sifahane Sok., неподалеку от мечети Сулеймание. Из окон этого благотворительного фонтана, построенного по проекту великого зодчего, воду прохожим выдавали бесплатно. А благодарные горожане, конечно, не забывали в своих молитвах упомянуть о благодетеле.
Мейдан Чешмелери
Стоящие на открытых пространствах «Мейдан чешмелери» (Meydan Çeşmeleri – фонтан на площади) представляют собой массивные каменные здания кубической формы, увенчанные крышей с широким карнизом.
Фонтан у пристани Кабаташ
Эти фонтаны стали в Стамбуле новшеством XVIII века и считаются одним из первых примеров западного влияния на архитектуру Османской империи. Обычно они строились с четырьмя фасадами, но некоторые, как например фонтан около пристани Кабаташ (İskele Meydan, Kabataş, основан в 1732 г. великим визирем Hekimoğlu Ali Paşa), имели всего два фасада. Другой, прекрасный «Мейдан чешмелери», выполненный в стиле барокко, находится рядом с пристанью в Юскюдаре (Paşalimanı Cad., Üsküdar; основан в 1728 г. султаном Ахмедом III), недалеко от мечети Искеле (İskele Camii) (см. Фонтан султана Ахмеда III в Юскюдаре). Фонтан действует до сих пор.
Фонтан в парке Гюльхане
Сютун Чешмелер (Sütun Çeşmeler)
Фонтаны в форме небольшой колонны (Sütun Çeşmeler – фонтан колонна) вошли в моду, начиная с конца XVIII в., но наиболее широко распространились в XIX в. Сейчас их можно увидеть и во внутренних дворах мечетей, и на улицах, и на площадях, и на пристанях города. Несколько экземпляров сохранилось в парке Гюльхане. Появление фонтанов такого типа отражает тот исторический факт, что к этому времени большие водные резервуары для хранения воды, использующиеся раньше, уже стали не нужны из-за появления новых, более надежных водных магистралей.
Фонтаны, объединенные с себилем (Sebillerle Birlikte Tasarlanan Çeşmeler)
Себиль (Sebil) — киоск, построенный в благотворительных целях, для бесплатной раздачи всем желающим холодного шербета (сладкий фруктовый напиток) и фруктового сока. Своим появлением такие заведения обязаны щедрости богобоязненных султанов и других важных персон Османской империи. Начиная с XVII в. себили начинают объединять с благотворительными (бесплатными) фонтанами, расположенными возле больших мечетей, крупных медресе, тюрбе (мавзолеев) знатных особ или в многолюдных городских кварталах. Наиболее известным примером фонтана с четырьмя себилями по углам служит вычурный «Мейдан чешмелери» в стиле барокко основанный (1728) султаном Ахмедом III и построенный около центрального входа в первый двор дворца Топкапы — ворот Баб-ы Хюмайун (Bab-ı Hümayun – Вход Султана). Фонтан султана Ахмеда III стоит на пересечении Babıhümayun Cad. и Soğukçeşme Sok., с тыльной стороны Айя Софии.
Фонтаны омовений (Şadırvan)
Правоверный мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи), совершать молитву — намаз.
Фонтан для омовений в Эйюпе
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть её) водой и вымойте ноги до щиколоток. Если вы осквернены (т.е. имели половые сношения), мойтесь с головы до ног и очищайтесь» [Сура V Аль — Ма’ида (Трапеза), аят 6]. Омовение имеет для мусульманина два основных значения. Во-первых, возможность обратиться к Аллаху всем своим сердцем с намерением предстать перед ним с открытой душой и чистыми помыслами. Во-вторых, это просто очищение тела, повышение жизненного тонуса, и снятие нервного напряжения. Не зря Пророк Мухаммед — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Когда ты раздражаешься, совершай омовение!». Поэтому во дворе каждой мечети обязательно стоит шатровое сооружение – шадырван — большой фонтан для омовений круглой (или многоугольной формы) с многочисленными кранами.
Фонтаны дворцовых залов (Oda Çeşmeleri) и декоративные фонтаны (Selsebiller)
Фонтаны внутри султанских дворцов или особняков богатых сановников, конечно, служили не источниками воды для питья или ритуальных омовений, а были местом релаксации после праведных государственных трудов. Ведь идеальное проведение досуга уважающего себя подданного Османской империи, подразумевало спокойный отдых рядом с текущей водой или журчащим фонтаном в полном соответствии с поговоркой: «поспешность — дело рук дьявола, а отдых — дело рук Аллаха». Прекрасный образец роскошного внутреннего фонтана с бассейном сохранился на широкой мраморной террасе, известной под названием Софа-и Хюмайун (Sofa-i Hümayun — Султанская Софа) в четвертом дворе дворца Топкапы. Сельсебиль (selsebil) — декоративный каскадный фонтан, состоящий из мраморных чаш различного размера закрепленных на вертикальной каменной плите «занк таши» (zank taşı). Такие фонтаны обычно устанавливались в роскошных дворцовых садах османских вельмож для услаждения их слуха и глаз. Вода из фонтана обычно стекала в садовый водоем.
К сожалению, большое количество этих уникальных архитектурных памятников воде, возведенных в Стамбуле в течение нескольких веков, было или уничтожено или снесено под предлогом реконструкции и расширения транспортных магистралей и городских кварталов. Тем более, что сейчас уже нет никакой необходимости в той воде, которая когда-то текла из этих фонтанов и большинство из них давно уже стоят сухие. Правда, некоторые из них довольно варварским способом, превратили в «современные» уличные колонки для воды. В последние годы муниципалитет Стамбула прилагает определенные усилия для того, чтобы сохранить и частично восстановить уцелевшие старые фонтаны, бывшие немыми свидетелями и очевидцами длинной и запутанной истории удивительного города Стамбула.
Источник