Что такое бассейн реки по окружающему миру 2 класс

Конспект урока окружающего мира по теме «Реки»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру «Реки», программа «Школа 2100»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_reki.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными . Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными .

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание, и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

– Посмотрите на карту нашего города. Есть ли в нашем городе реки?

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.
  1. Учебник: Окружающий мир. Учебник для 2 класса: Наша планета Земля. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2009.
  2. Медникова Н.А . Интернет http:// wikiraf.ru/im/539/tovnoad
  3. Рудченко Л.И. Окружающий мир 2 класс Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева и др. “Наша планета Земля”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир».

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука.

Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении.

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у.

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями — самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и .

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн.

Источник

Окружающий мир 2 класс 2 часть Водные богатства стр. 82 – 85

1) Вспомни, что ты знаешь о реке и море.

Из учебника «Окружающий мир» мы узнали много про водные богатства страны. В том числе:

Река — это водный объект, которые имеет исток и устье. Протекает река по руслу и впадает в озеро или море.

Море — это крупный водный бассейн, который является частью мирового океана, и ограничен от других морей цепочками островов или участками суши.

2) Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

Естественный — значит, присущий самой природе, созданный без участия человека.

Искусственный — значит, созданный при участии человека.

3) Догадайся, что пропущено в описании.

В описании пропущены следующие слова:

Пруд — искусственный водный бассейн, созданный руками человека.

Водохранилище — крупный искусственный объект на реке.

Канал — водный искусственный объект, соединяющий между собой другие водоёмы.

4) Рассмотри схему. Расскажите по ней о частях реки

Любая река начинается с истока, откуда она течёт к устью.

Устье — это место, где река впадает в море или озеро.

У любой реки есть берега, правый и левый.

Чтобы определить, где берег правый, а какой левый, нужно встать лицом вниз по течению.

И тогда справа окажется правый берег, а слева от вас — левый.

У реки есть притоки, речки меньшего размера. Притоки всегда впадают в более крупную реку.

У реки есть русло, то углубление, по которому она течёт.

5) По своим наблюдениям расскажите о водных богатствах вашего края.

В нашем крае есть одна крупная река — Обь, и множество мелких, большая часть которых впадает в Обь.

А также в нашем крае есть много озёр, но крупных очень мало.

Есть в нашем крае и болота.

Под нашим городом есть подземное озеро.

Оно очень большое.

Весной, когда тает много снега, воды в подземном озере становится больше и тогда она выходит на поверхность.

В это время подвалы всех жилых домов, расположенных над подземным озером, наполняются водой.

6) Если тебе представится возможность побывать на море, подготовь фоторассказ на тему «Красота моря».

Пример фоторассказа:

Чтобы посмотреть образец оформления фоторассказа, кликните на иллюстрацию и листайте.

Рассказ «Красота Чёрного моря» для 2 класса

Мы с родителями как-то ездили в Краснодарский край, в город Сочи, и там я была поражена красотой настоящего моря.

Оно открылось внезапно, когда мы ещё ехали на поезде.

И я сначала не могла увидеть, на что мне показывают родители — какая-то дымка.

Но оказалось, что это и есть море. Я никогда не думала, что она такое!

Море кажется бескрайним, оно огромное.

На нём постоянно ходят волны, небольшие или очень крупные.

Разбиваясь о берег, они рождают много пены и выбрасывают на песок ракушки.

В лучах солнца морская вода всегда разная.

По утрам она тёмная, почти чёрная, как название моря. Потом становится голубой, а на закате вода золотистая.

Мне нравится море в любую погоду. Даже когда на нём бушует шторм и оно с грохотом разбивается о берег.

В такие минуты оно пугает, но остаётся восхитительным.

Домашнее задание

1) Что составляет водные богатства нашей планеты?

Это все существующие на планете водные объекты — океаны, моря, озёра, реки, водохранилища, пруды, каналы. К ним относятся и подземные воды, артезианские скважины, озёра.

2) Из каких частей состоит река?

Она состоит из устья, русла, берегов, притоков и истока.

Источник

Природа Мира

Для ответа на этот вопрос сначала нужно разобраться, откуда берется вода, наполняющая реки.

Каждая река начинается с маленького потока, к которому присоединяются другие потоки, именуемые притоками. В свою очередь у притоков главной реки могут быть свои, более мелкие притоки. В итоге все вместе они образуют обширную речную систему. Но откуда вода поступает в самые маленькие из притоков? Оказывается, они питаются дождевыми и грунтовыми водами, и в меньшей степени ледниками. Таким образом, река собирает с некоторой территории все дождевые и грунтовые воды в один поток. Та площадь, с которой она собирает дождевую воду, называется дождевым водосбором, а та площадь, с которой собираются грунтовые воды, именуется грунтовым водосбором. Синоним слова водосбор – бассейн. Обычно за бассейн реки принимают ее дождевой водосбор, так как оценить границы грунтового водосбора слишком сложно.

Бассейн реки — это любой участок суши, где осадки накапливаются и стекают в общий водоток. Водосборный бассейн включает все поверхностные воды из дождевого стока, таяния снега, и близлежащих потоков, которые стекают вниз по склону к общему водотоку, а также грунтовые воды под поверхностью земли.

Бассейн есть у каждой, даже самой маленькой реки. При этом бассейн большой реки является просто суммой бассейнов всех ее притоков. Выделяют сточные и бессточные бассейны. Реки со сточными бассейнами впадают в воды Мирового океана, а обладатели бессточных бассейнов либо впадают в изолированные озера, либо просто высыхают в пустынях.

Амазонка является рекордсменом по площади водосборного бассейна. Он у неё занимает 7,18 млн кв. км. Бассейн африканской реки Конго оценивается в 4 млн кв. км, а у Миссисипи он равен 2,98 млн кв. км. Все эти бассейны являются сточными. А вот бассейн Волги – бессточный, ведь она впадает в Каспийское море, которое на самом деле представляет собой большое озеро. Площадь бассейна Волги составляет 1,36 млн кв. км.

Естественно, что чем больше площадь бассейна, тем более полноводной является река, так как она собирает воду с большей территорией. Однако правило выполняется не строго, так как осадки на Земле выпадают неравномерно. Например, бассейн Енисея равен 2,58 млн кв. км, однако его суммарный расход воды больше, чем у Миссисипи (19800 против 12743 куб. м/с).

Список использованных источников

Источник

Читайте также:  Чертежи как построить бассейн
Оцените статью