- Фонтан
- Содержание
- Ислам [ править ]
- Эмблематика [ править ]
- Христианство [ править ]
- Что собой символизирует фонтан
- Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
- Nav view search
- Навигация
- Искать
- Разделы сайта
- Это интересно
- Вход на сайт
- Реклама на сайте
- Интересный журнал
- Интересное
- Фонтан — это лекарство от стрессов и городской суеты, оазис покоя и радости, место для отдыха и самосозерцания
- Фонтаны других стран и городов
- Новые тенденции фонтанов
Фонтан
девственность (запечатанный); источник материнский, воды жизни, «источник жизни» или бессмертия, жизнь вечная; источник духовной жизни и спасения;
Обычно он изображается богато орнаментированным.
Фонтан Жизни — источник, из которого, согласно Откровению (22:1), вытекают реки Рая. Фонтан в Саду Любви увенчан фигурой Купидона (Любовь). Старик входит, молодой выходит из Фонтана Юности (Любовь). Девушка лежит спящая у фонтана, на нее с восторгом взирает юноша — Чимоне и Ифигения. Юноша, смотрящийся в бассейн фонтана, — Нарцисс.
В раю воды жизни проистекают из основания Древа Жизни, которое, как родник, дает начало четырем рекам рая. Фонтаны в центрах площадей, внутренних дворах замков, монастырей, огороженных садов и т. д. Представляют Космический Центр, подобно центральному роднику в раю и являются, кроме того, источником живой воды, а также юности и бессмертия.
Фонтаны (струи) воды, извергаемые изо рта — сила красноречия и слова, наставление и отдохновение.
«Световые фонтаны» объединяют символику света и воды, проистекающих из одного источника.
Содержание
Ислам [ править ]
Небом посланные воды реальности, испить которых – значит получить высшее знание. Внезапный доступ к знанию или открытие «глаза сердца». Источник благодати. Воды жизни – это знание Бога.
Эмблематика [ править ]
Христианство [ править ]
Искупление и очищение водами живыми, поток Логоса, родник жизни, имеет отношение к бессмертию: он есть Дух Святой.
Один из атрибутов Девы Марии (запечатанный) в ее Непорочном Зачатии, которую называют «фонтаном живой воды». Это толкование основано на отрывке из Песни Песней Соломона 4:12 и на Псалме 35:11: «Ибо у тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет».
Атрибут Св. Климента, который чудесным образом нашел для своих последователей воду в пустыне.
Источник
Что собой символизирует фонтан
Фонтан
Фонтан — лат. fons 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина.
В Помпех, на Вилле Мистерий, среди барельефов, украшавших фонтан, можно увидеть изображение Фортуны с Рогом изобилия. В римской мифологии Фортуна — богиня счастья, случая и удачи. Первоначально богиня урожая (об этом свидетельствует происхождение ее имени — от глагола ferre , «носить», «быть беременной»), материнства, женщин.
Рог изобилия и его носительница Фортуна связаны с Началом и, собственно, само Начало и представляют. Можно сравнить Фортуну с Рогом изобилия и Пандору с сосудом. В древнейших мифах Пандора предстает не злой губительницей человеческого рода (как у Гесиода), но прародительницей всех людей, а ее «ящик»=сосуд — есть источник всех благ.
«Родословная» фонтанов начинается в древних священных рощах с источниками, которые осмыслялись как исток=начало всего и играли важнейшую роль в ритуалах. Роскошь сверкающих золотом и никоим образом не связанных с культом фонтанов Нового времени, конечно, затмевает относительную простоту источников в языческих святилищах или же тех источников, которые остаются почитаемыми представителями всех современных религий, однако тот факт, что дворцовый королевский комплекс немыслим без сада и занимающего в нем центральное место фонтана, свидетельствует об удивительном механизме исторической памяти, в которой многие тысячелетия сохраняется первообраз и фонтана и сада (см.: Сад ). С точки зрения памяти интересны как шедевры собственно фонтанного искусства, так и вербальные тексты. В «Песни Песней» невеста сравнивается с садом: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник. Садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана.(4,12-16).
В 5-й главе «Евгения Онегина» рассказывается об обряде подблюдного гадания: «Из блюда, полного водою, / Выходят кольца чередою; / И вынулось колечко ей / Под песенку старинных дней. «. В этом обряде каждая участница гадания кладет в сосуд с водой, набранной из источника, свой, принадлежащий ей предмет (кольцо, пуговицу, бусы и т.д.).. Затем, в соответствии с достаточно сложным ритуалом, эти предметы вынимаются из сосуда по одному, под пение или произнесение определенных текстов (загадки, речения); по ним толкуют судьбу владелицы — обычно речь идет о замужестве.
У греков этот обряд называется клидон, название, кодирующее его смысл: носители традиции (и языка) выводят его от κλειδώνω «закрывать, запирать на ключ, на замок», κλειδί «ключ» — обряд гадания, при котором происходит переход границы между своим и иным миром, раскрывается то тайное, что раньше было закрыто (при этом др.-греч. κλειδών»предсказание, прорицание, весть, молва, слава, призыв, имя»). Клидон стремится к точному и буквальному воплощению идеи закрывания / открывания. Сосуд должна нести к источнику молчащая (немая) девушка. Для надежности ее самое «запирают» — завязывают ей рот красным платком. Когда вода набрана, сосуд закрывают (иногда завязывают и запирают) и оставляют вне дома на всю ночь. Сама вода при этом становитсянемой, молчащей, как указатель на ее принадлежность к миру мертвых и на канал связи, по которому из иного, нижнего мира к человеку приходит информация о судьбе. Утром клидон вносят внутрь дома и отпирают; при этом произносится следующий текст: Ανοίγουμε τον κλήδο, να βγή το καλλορίζικο «Открываем клидон, чтобы вышло счастье!» 1 .
В текстах мифов и сказок источник предстает как вход в иной мир. «Шабан очутился у источника. он увидел там старушку. Она ему сказала: «Я Хозяйка судьбы». Проход через воду полностью совпадает с проходом через дверь — юноша падает в источник: «когда он упал внутрь, навстречу ему вышла мать источника»; «он вошел в колодец и нашел трех Красавиц земли»; «когда он упал в воду, там на дне воды он вышел на площадь, то есть в другой мир»; «Меджит спустился вниз в колодец. Там он увидел кульчедру [ дракона ] 2 .
Источник-начало-всего по определению содержит в себе всё — и «добро» и «зло». Как сосуд Пандоры, так и две великие урны, находящиеся в Земле передпорогом Зевса, — полны даров: «счастливых одна, несчастливых другая» ( Илиада, XXIV, 527) .
В ведийской мифологии сражение Индры с драконом Вритрой представляет индоиранский миф творения. Своей ваджрой Индра побеждает силу сопротивления (vrtra- ) косного хаоса — Индра раскалывает изначальный холм, пробивает вход в подземный мир и высвобождает жизненные блага, символизируемые Агни (Огонь) и Сомой (Вода). Подвиг Индры включает в себя также завоевание солнца. Поэтому в гимнах он восхваляется как завоевавший солнце, видящий солнце, владыка солнца.
Сходный мотив можно обнаружить и в христианской иконографии (см.: Иконные горки). В этом же контексте и фонтан Дж. Бернини «Четыре реки«).
На полотнах Ван Эйка и Альбрехта Альтдорфера мы видим евангельские сцены — Мадонну с Младенцем и отдых Святого семейства на пути в Египет. Фонтан в обеих картинах не является ни иллюстрацией евангельского текста, ни тем более пейзажно-бытовой деталью (хотя отдых на пути в Египет рядом с фонтаном совершенно естественен).
Знаменитый фонтан «Самсон» (Б.-К Растрелли) был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русской армии над шведами под Полтавой. Через месяц после битвы, 22 июля 1709 г. Феофан Прокопович в своей речи впервые сравнил Петра с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что Полтавская битва произошла 27 июня, в день святого Сампсона Странноприимца. В том же 1709 году граверы И.Ф. Зубов и М.Д. Карновский на одной из гравюр «конклизии» — печатной программы диспута, посвященного Полтавской битве, — изобразили поединок Самсона со львом, над которым поместили посвятительную надпись: «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему» (лев — часть шведского герба).
Указанные смыслы полностью объясняют символику фонтана «Самсон», однако для нашей темы (фонтан как ось, соединяющая верх и низ, жизнь и смерть, и одновременно — как «ось кристалла», кристалла памяти) небезынтересно и то, что в библейском тексте Самсон, разодравший льва «как козленка», позже находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда медом. Это дает ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам неразрешимую загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14, 6-14).
Среди легенд, объясняющих появление фонтана «Писающий мальчик» на центральной площади Брюсселя, наибольшей популярностью пользуются две. Одна говорит, что этот мальчик таким естественным путем спас город от напасти средних веков — пожара. По другой, более прозаической, этот мальчик — сын богатого горожанина, у которого было достаточно денег, чтобы увековечить своего любимца. На самом деле мальчик — типично мифологический персонаж, что-то вроде раблезианского Гаргантюа, который еще в младенчестве съел на завтрак целую корову, в зрелом возрасте проглотил (не заметив) паломников вместе с салатом, а когда ему надоело назойливое любопытство парижской толпы, «отстегнул свой несравненный гульфик, извлек оттуда нечто и столь обильно оросил собравшихся, что двести шестьдесят тысяч четыреста восемнадцать человек утонули, не считая женщин и детей».
В гардеробе Писающего мальчика около 2000 костюмов, в которые его почти каждый день наряжают . Это чрезвычайно любопытно, поскольку статуи языческих богов когда-то регулярно омывали, одевали и украшали.
1. Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., 1999,
Источник
Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Nav view search
Навигация
Искать
Разделы сайта
Это интересно
Вход на сайт
Реклама на сайте
Интересный журнал
Интересное
Фонтан — это лекарство от стрессов и городской суеты, оазис покоя и радости, место для отдыха и самосозерцания
Испокон веков у многих народностей существовали различные культы, связанные с водой. Вода сопровождала многочисленные обряды и религиозные ритуалы. И это было неспроста. Человеческий организм на 3/4 состоит из воды, вот почему на нас так сильно влияет, так замечательно воздействует пребывание около водоема. Вода манит к себе, завораживает, приводит в баланс все системы нашего организма, успокаивает и одновременно бодрит — в зависимости от того, что кому нужно.
У нас захватывает дух при виде безграничных просторов морей и океанов, нам нравится ощущать на своем лице капли дождя, ходить по берегам рек и озер, погрузив ноги в воду, слушать журчание ручья и шум водопада. Наверное, именно в этом причина того, что мы всегда стремимся попасть туда, где есть живительная влага, которая часть нас самих.
Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно, — огонь, вода и звезды. Созерцание воды, будь то таинственная глубина ровной глади или прозрачные струи, играющие под солнечным светом, как живые, приятно для души и благотворно для нашего здоровья. Есть в этих ощущениях что-то настоящее, естественное для всех нас. Не зря детишки могут часами играть даже у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж и прохладен. Вода очищает, омывает не только тело, но и душу.
Но находиться возле естественного водного пространства было не всегда возможно по объективным причинам, и поэтому уже в далекой древности люди начали задумываться о том, как создавать искусственные водоемы вблизи своих жилищ. С развитием городов возник закономерный вопрос, связанный с их водоснабжением, в процессе развития которого и появились фонтаны. Образы их были подсмотрены человеком у матушки-природы. Извергающаяся лава вулканов, бьющие из-под земли ключи или гейзеры — вот только некоторые примеры естественных фонтанов.
Издревле они наполняли человека противоречивыми чувствами, иногда смешанными со страхом, даже ужасом, но всегда вызывали восторг, изумление. А почему бы не сотворить что-нибудь подобное? Такой же символ силы, мощи, всепобеждающей жизненной энергии природы, который постоянно стремится ввысь, преодолевает сопротивление, вырывается из оков подземелья.
Сказано — сделано! И с той поры фонтаны стали одним из любимейших гидротехнических сооружений человечества. Фонтан происходит от латинского слова «фонтис», что в переводе означает «источник». По значению это водная струя, которая бьет вверх под напором или просто вытекает из трубы. И вполне понятно, что творческие люди не остались в стороне, и еще на заре веков зодчие стали пробовать обрамить поток воды из фонтана декоративным камнем, создать неповторимый узор из водных струй.
Особенно широкое распространение получили небольшие фонтаны тогда, когда люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона. Уже во времена Древней Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова.
Дальнейшее развитие фонтаны получили в Древнем Риме. Здесь появились первые дешевые в производстве трубы — их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало открытие древними механиками закона сообщающихся сосудов, используя который патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов.
Фонтаны других стран и городов
Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных композиций. И если в средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом эпохи Возрождения фонтаны стали частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.
Историю развития фонтанов от античности до ХVIII — XIX веков можно проследить на примере Феодосии — одного из древнейших городов мира, история которого насчитывает свыше 2,5 тысячелетия. Это был генуэзский период расцвета Кафы (Феодосии). Генуэзцы украшали город великолепными храмами, дворцами, частными домами. Чтобы защитить его от вторжения неприятелей, возводили крепкие стены и башни. Заботились они в то же время и о снабжении жителей предметом первой жизненной необходимости — чистой питьевой водой.
С этой целью они устраивали в самом городе «цистерны», а на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах. Из них вода подавалась по сети гончарных труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по колодцам во дворах домовладельцев. Для сохранения более 200 фонтанов, а также для поддержания чистоты и благоустройства города был учрежден особый попечительский комитет со специальным для него приставом.
Кроме пристава попечительский комитет содержал специального мастера, который отыскивал воду. В комитете также состоял один смотритель, в обязанности которого входили охрана и устройство водопроводов и фонтанов. Нет смысла говорить о том, насколько разительно видоизменялся внешний вид фонтанов с течением времени. Ярким примером фонтанного искусства может служить комплекс Версальского дворца. Его великолепие создавалось под руководством лично Людовика XIV, а воплощал его в жизнь Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году.
Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его. Таков Петергоф, великолепие которого поражало не одно поколение жителей Российской империи, площадь перед собором святого Петра в Риме, комплексы фонтанов в Мадриде, Барселоне. Самый знаменитый фонтан Мадрида — «Сибелес» — сооружен в том месте, где сходятся проспекты Алькала и Кастельяна.
Дочь Неба и Земли, жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна и Плутона изображена на колеснице, запряженной львами. «Сибелес» давно стал символом Мадрида, он представляет собою большую ценность в художественном и культурном плане. План создания этого фонтана архитектор Вентура Родригес начал разрабатывать еще в 1777 году. Закончен он был через пять лет, хотя потом фонтан неоднократно переделывали.
Считается, что современные фонтаны в центре Мадрида (например, «Играющие дельфины») — это по-прежнему отголоски художественных идей Родригеса. Трудно сказать точно, кто, где и когда соорудил первый фонтан. Ясно одно: это было очень давно. Известно библейское сказание о Самсоне, попросившем у Бога воды напиться после победы над 1000 филистимлянами. Господь вознаградил героя фонтаном, который забил тут же у его ног.
С тех пор фонтан часто называют «источником взывающего». Он поражает и заряжает своей активностью, своим упорством. Фонтан настолько значимый символ для человечества, что ему посвящено огромное количество произведений и даже целый лунный день, который так и именуется — день фонтана. Его число 10, он определяется как день кармической памяти, день самоуглубления и работы с генеалогическим древом.
В течение десятых лунных суток показано искать тайные источники знаний, подводить итоги и намечать планы на будущее. А также отдыхать, ходить в баню, проводить различные водные процедуры, что не чуждо нашим землякам. Каждый месяц наступает день фонтана, и у нас появляется возможность вновь и вновь заряжаться положительной энергией природы, дарящей свежесть и прохладу…
Новые тенденции фонтанов
Современные фонтаны, в отличие от созданных в прошлые века, стали намного разнообразнее. С развитием техники и появлением новых материалов их строительство стало проще, быстрее, а у архитекторов появилось больше простора для творческого самовыражения. Сегодняшний фонтан — это сочетание высококачественных материалов и передовых технологий. Конструкция такого сооружения — это не просто изливающаяся под напором струя воды, а сложно программируемая феерия замысловатых водных струй. Подчеркнуть красоту фонтана можно с помощью специального освещения.
Подсветка позволяет чрезвычайно выигрышно выделить фонтан из окружающей обстановки, чудесным образом изменить и придать необычайную красоту в темное время суток на фоне ночного города. А подводная подсветка фонтанов с использованием различных световых фильтров придаст неповторимое очарование фонтану, доведет его вид практически до совершенства. Таким образом, на смену традиционным статическим фонтанам приходит новое поколение динамических, светодинамических и светомузыкальных фонтанов, а также водных шоу.
Кроме привычных уличных фонтанов, которые так любят возводить в скверах и на площадях, существуют также и интерьерные фонтаны, которые располагаются внутри помещений, а многие современные проекты домов предусматривают строительство фонтана на участке рядом с домом. В последнее время стало очень популярным делать фонтан центром интерьера бара, ресторана или административного здания.
Владельцы больших домов и квартир с удовольствием устанавливают интерьерные фонтаны внутри своих жилищ. Фонтан в своем доме становится центром интерьера жилого помещения и превращается в любимое место для отдыха всей семьи. Ведь нет ничего более умиротворяющего, чем спокойное созерцание льющейся воды. Украсив фонтаном интерьер дома или квартиры, люди привносят покой в свое жилище.
А миниатюрные фонтаны, работающие от сети или на батареях, могут стать хорошим подарком, особенно лежачему больному, лишенному возможности видеть мир даже из окна. Они добавят краски в небогатую палитру ощущений, окружающих такого человека, ведь по декоративному исполнению мини-фонтаны включают в себя огромное количество композиций. Например, имитирующие в миниатюре природные пейзажи, архитектурные сооружения.
Благодаря своему многовековому существованию фонтаны стали неотъемлемой частью и украшением нашей жизни. Красивый фонтан — это прекрасное лекарство от стрессов, от суеты повседневной жизни горожан, оазис покоя и радости, место для отдыха и самосозерцания.
Источник