- Глава 4. Роль и место морского агента в процессе транспортировки грузов и организационно-правовое положение морского агента
- Судовой агент: что это за профессия, как им стать
- Описание профессии
- Чем занимается судовой агент конкретно
- Качества и навыки морского агента
- Где учиться на морского агента
- Зарплата судового агента в 2023 году
- Плюсы и минусы профессии морского (судового) агента
Глава 4. Роль и место морского агента в процессе транспортировки грузов и организационно-правовое положение морского агента
Выбор и назначение морского агента имеет большое значение для судовладельцев, так как от этого зависит качество защиты их интересов в порту. Правильный выбор агента способствует быстрой обработке судна и сокращению расходов судовладельцев. В линейном судоходстве агент всегда назначается судовладельцем, в трамповом -судовладельцем или фрахтователем. Поскольку агент больше заинтересован в обеспечении интересов того, кто его назначил, хотя вознаграждение агенту в любом случае выплачивает перевозчик, между фрахтователем и перевозчиком иногда возникает борьба за право назначения агента, как это получилось и в случае нашей компании, когда право выбора АГЕНТА осталось за фрахтователем. Однако, для защиты своих интересов перевозчик может дополнительно использовать и своего так называемого протектинг агента, вознаграждение которому обычно устанавливается в размере 50% от основной ставки. Интересы агента, назначенного фрахтователями или грузополучателями, в этих случаях не ущемляются, так как он действует совершенно независимо от протектинг агента и полностью получает причитающееся ему вознаграждение.
МОРСКОЙ АГЕНТ представляет и защищает во всех отношениях интересы своего принципала. Когда судно заходит в порт, ему необходимо документально оформить приход, пройти ряд формальностей, например, получить свободную практику, а также контактировать с не только с официальными лицами, но и с другими организациями, такими как шипчандлеры, стивидорными компаниями, топливными и другими компаниями.
Все эти взаимоотношения требуют колоссальных затрат времени, знания не только обычаев и правил конкретного порта, но и правовых основ страны, в которой находится судно, помимо этих знаний также необходимы немалые денежные средства для расчета со всеми резидентами за предоставленные услуги.
Как правило некоторые работы и услуги заказываются до прихода судна в порт, а некоторые операции могут быть завершены только после отхода судна.
В решении всех этих вопросов судовой администрации помогает МОРСКОЙ АГЕНТ, который может и умеет правильно составить всю необходимую документацию на языке страны, в которую заходит судно, он знает с какими компаниями лучше работать, потому что они имеют соответствующую деловую репутацию, поэтому МОРСКОЙ АГЕНТ является неотъемлемой частью современного судоходства.
Портовые агенты бывают разными, они отличаются по своей специализации, принадлежности, по организации, по сфере деятельности, но не зависимо от того, кто назначил агента (судовладелец или фрахтователь), правоотношения по договору агентирования между судовладельцем и агентом устанавливаются в любом случае, независимо от того, кем был назначен морской агент. Поэтому фрахтователи или грузополучатели отвечают только за выбор агента, но не за его действия. Если же из-за действий агента судовладелец или третьи лица потерпят какие-либо убытки, то материальную ответственность можно возложить на фрахтователей или грузополучателей, но только в том случае, если будет доказано, что они назначили агента, будучи заведомо осведомленными о его недобросовестности или непригодности. Во всех остальных случаях ответственности за действия морского агента фрахтователи и грузополучатели не несут. Все спорные вопросы между перевозчиком и агентом регулируются условиями агентского договора.
Морское агентирование — институт национального права. Каждое государство в силу своего суверенитета само решает, какими нормами права регулировать правоотношения, возникающие в области морского агентирования.
Как правило, агентские компании—это отдельные, независимые юридические лица, которые часто объединяются в ассоциации регионального и национального масштаба, это помогает противодействовать конкуренции на рынке услуг по агентированию, члены ассоциаций обмениваются информацией, разрабатывают стандартные формы документации для облегчения рутинного труда с обработкой документов, типовые условия и формы агентских соглашений.
Связующим звеном между судовладельцем и остальными сторонами, вовлеченными в транспортировку груза, выступает МОРСКОЙ АГЕНТ.
Существует множество определений МОРСКОГО АГЕНТА, ассоциация морских организаций порта Антверпен характеризует МОРСКОГО АГЕНТА следующим образом: «Морской агент- это лицо, которому от имени и по поручению судовладельцев, фрахтователей, капитанов судов поручено наблюдать за деятельностью судна и всеми делами последнего, обеспечивая в самом широком понимании все действия необходимые для осуществления транспортных операций, включая таможенное оформление и взаимодействие с другими организациями, в частности с получателями и отправителями грузов, выполнение любых дел, имеющих отношение к поручению, а также оказанию посреднических услуг в качестве предоставления переводчика при заключении фрахтовых сделок.»
Как уже упоминалось выше, агент это посредник между своим принципалом, интересы которого он представляет и защищает, в том числе когда речь идет и о заключении коммерческих сделок, и третьими лицами.
Таким образом мы видим, что в этой цепочке участвует три стороны: судовладелец, его агент и третье лицо, поэтому можно говорить о том, что характер отношений носит треугольный «характер», вершиной этого треугольника является агент, а основаниями его принципал и третье лицо. (см.рис.1)
Третьи лица, с которыми приходится контактировать агенту, это довольно большой список организаций, их в свою очередь можно условно поделить на две большие группы:
- официальные власти
- лица, которые имеют договорные отношения с принципалом.
- администрацию порта
- таможенные органы
- пограничные службы
- санитарный надзор
- судебные органы
- консульства и др.
- Компании, которые обслуживают судно (лоцманские, буксирные, швартовые, судоремонтные)
- Компании, занимающиеся снабжением (шипчандлерские, бункерные, топливные и др.)
- Компании, обслуживающие оборудование (автотранспортные, железнодорожные, лизинговые, контейнерные депо, ремонтные)
- Лица, связанные между собой правами и обязанностями по договору морской перевозки. К ним относятся фрахтователи, отправители, получатели груза.
- Компании, занимающиеся обслуживанием груза (стивидорные, экспедиторские, тальманские, терминальные)
Источник
Судовой агент: что это за профессия, как им стать
Агентирование морских судов — отдельная отрасль, связанная с различными организационными и юридическими услугами. Таких проблем в судоходстве великое множество, а потому занимаются ими не капитаны или старпомы кораблей, а уполномоченные специалисты — морские агенты.
Описание профессии
Морской (судовой) агент — это специалист с юридическим образованием, который по поручению судовладельца или фрахтователя представляет его интересы в портах нахождения или приписки судна. Также судовыми агентами называют юридические организации, осуществляющие посреднические услуги в интересах судовладельцев.
Морской агент может как находиться на борту судна, если это необходимо и оговорено в контракте, так и работать в порту приписки, организуя условия пребывания судна на берегу.
В отдельных случаях морской агент осуществляет весь процесс фрахта и доставки грузов из одного порта в другой.
В целом, работа морского агента чрезвычайно разнообразна, а услуги, которые он может оказывать своему нанимателю, ограничиваются лишь условиями контракта. Например, в отдельных случаях он и вовсе может заключать различные договоры от имени нанимателя, являясь по сути его торговым и деловым представителем.
Главная же его задача в том, чтобы максимально сократить издержки судовладельца или фрахтователя на морские перевозки, либо при непредвиденных обстоятельствах минимизировать убытки. По этой причине морской агент имеет, как правило, весьма широкие посреднические полномочия.
В своей работе он сотрудничает с массой различных контрагентов и иных посредников. Их можно разбить на несколько категорий:
- Официальные власти (таможенные службы, администрация портов, пограничники, полиция, противоэпидемиологические службы и т.д.);
- Договорные партнеры (компании-фрахтователи, отправители и получатели груза, страховщики);
- Компании по обслуживанию груза, например, экспедиторские фирмы и операторы терминалов погрузки/разгрузки;
- Обслуживающие компании (судоремонтные доки, лоцманские и буксирные службы и прочие).
Чаще всего морские агенты работают именно на линейных перевозках, то есть с грузовыми судами, работающими на четко оговоренных маршрутах, но бывают и исключения, например, пассажирское судоходство. В этом случае морской агент является ответственным лицом ещё и перед пассажирами лайнера, организуя их доставку и пребывание в порту.
Designed by pressfoto/freepik
Чем занимается судовой агент конкретно
Работа морского агента начинается непосредственно с момента заключения контракта с нанимателем. Первым делом он предоставляет дисбурсменский счет — так называют счет с полным перечнем сумм и наименованием услуг за пребывание судна в порту, включая и собственные услуги.
Далее морской агент, получив примерную дату прибытия судна, информирует об этом руководство порта и договаривается об очередности прохода по фарватеру, обработки и дате постановки судна к причалу.
Какие задачи помогает решить судовой агент:
- Решение формальных вопросов (проводка судна, услуги буксиров, лоцманской службы, предоставление причала, инфраструктуры для перевалки грузов и т.д.);
- Посредничество между капитаном судна, портовыми службами и местными властями;
- Представление интересов судовладельца перед таможней и другими службами порта пребывания;
- Помощь в снабжении судна на берегу (продовольствие, топливо, медикаменты, ремонтные работы, наем нужного персонала);
- Организует ротацию членов экипажа;
- Осуществляет инкассацию различных сумм в интересах судовладельца;
- Распоряжается средствами на оплату различных услуг в порту по распоряжению судовладельца и капитана;
- Ищет заинтересованных в перевозке грузов контрагентов на берегу;
- Занимается экспедированием груза.
Помимо прочего морской агент по долгу службы занимается нестандартными задачами, например, маркетинговыми исследованиями грузоперевозок в регионе или рекламой фрахтовой линии своего нанимателя.
Качества и навыки морского агента
Поскольку специалисту приходится иметь дело с массой бюрократических и юридических проблем, он должен быть чрезвычайно подкован в области юриспруденции. Разумеется, наиболее предпочтительная область — морское и таможенное право.
Кроме того, морской агент должен хорошо разбираться в особенностях местного законодательства порта пребывания, особенностях работы местных служб и в целом обычаев. Наиболее ценные агенты имеют постоянные контакты во всех нужных ведомствах и умеют быстро договариваться.
Помимо прочего морскому агенту необходимо вникать в особенности фрахтования и морских грузоперевозок, знать конъюнктуру местного рынка. Это важно для понимания особенностей работы в порту и выстраивания четких графиков работы по контракту.
Ну и, разумеется, обязательный навык морского агента — знание иностранных языков. Базовый — это, естественно, язык международного общения английский, включая специальные морские и юридические термины. И неплохо также владеть местным языком в порту пребывания хотя бы на базовом уровне.
Личностные качества морского агента:
- Коммуникабельность;
- Работоспособность;
- Исполнительность;
- Внимательность;
- Умение убеждать и договариваться;
- Стрессоустойчивость;
- Умение работать в нестандартных и форс-мажорных условиях.
Где учиться на морского агента
Образование у морского агента должно быть юридическое со специализацией по морскому праву. Подходящим также будет образование в области морской логистики и грузоперевозок, однако, его предоставляет не так уж много вузов.
Кроме того, чтобы выучиться на судового агента, можно окончить специализированные курсы, которые так и называются — «Транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание в морских портах».
Зарплата судового агента в 2023 году
Заработок специалистов по агентскому обслуживанию морских судов бывает разным, поскольку он сильно зависит от престижности и количества линейных маршрутов в порту. Кроме того, в России не так уж много крупных морских гаваней, занимающихся международными морскими перевозками. По понятным причинам такие специалисты востребованы только в приморских регионах страны.
Так, например, среднее предложение по зарплате для судового агента во Владивостоке составляет 100000 рублей в месяц, а в Архангельске — всего 60000 руб./мес. Впрочем, зарплата специалиста сильно зависит не только от местоположения, но и от его опыта, круга обязанностей и уровня ответственности.
Плюсы и минусы профессии морского (судового) агента
- Высокая зарплата при наличии опыта;
- Возможность путешествовать;
- Полезные связи и знакомства;
- Престижность.
- Востребованность только в приморских регионах;
- Высокая ответственность;
- Большой круг обязанностей;
- Требуется множество специальных знаний и опыт.
Источник