Капитан судна. Полномочия капитана судна
Капитан является высшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне. Он несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового экипажа, сохранность самого судна и перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей среды.
Капитан управляет судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно руководителю компании-судовладельца. Капитан издает приказы и распоряжения по судну, подлежащие неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасной эксплуатации судна и обращения за помощью. Он не ограничен в праве принятия под свою ответственность любых, по его мнению, адекватных сложившейся ситуации решений по обеспечению безопасности судна, судового экипажа, предотвращению загрязнения окружающей, особенно морской среды, сохранению груза и имущества.
Ответственность капитана судна
Капитан должен быть уверен, что весь комсостав, несущий вахту, впервые назначенный на судно, а также вернувшийся после отпуска или переведённый на другую должность, изучил Руководство по системе управления безопасностью (СУБ) настолько быстро, насколько это практически возможно.
Капитан несёт ответственность, в числе прочего, за:
- проведение на судне, в соответствии с положениями МКУБ, политики безопасности Компании, понимание и осознание важности этой политики судовым экипажем;
- эффективное функционирование судовой системы управления безопасностью как составной части единой системы управления безопасностью Компании;
- наличие и своевременное подтверждение судовых конвенционных, классификационных и предусмотренных национальным законодательством документов, удостоверяющих годность судна к плаванию, и свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от потенциально возможных аварийных происшествий и аварий;
- организацию службы на судне, в том числе в аварийных ситуациях, распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
- организацию линий связи судна с судовладельцем, внутрисудовой связи и передачи сообщений об аварийных происшествиях, авариях и в других случаях, касающихся безопасности;
- контроль соблюдения судовым экипажем международных, национальных и издаваемых судовладельцем правил и норм, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения;
- подготовку судовых планов действий в аварийных ситуациях, чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и судового руководства по обучению и тренировкам;
- проведение занятий, обучения и тренировок по отработке судовым экипажем действий по выполнению инструкций в нормальных и экстремальных условиях;
- ведение судовой документации — судового, машинного, радиожурнала, судового журнала нефтяных операций и т. д.;
- организацию обеспечения судна международными и национальными нормативно -правовыми документами, необходимыми для обеспечения безопасной эксплуатации судна, ведения и обновления этих документов, ознакомление с ними соответствующих членов командного состава и судовой команды.
Обязанности капитана судна
Каждый капитан должен вести журнал распоряжений капитана по вахте по форме, утверждённой судоходной компанией. Записи должны вноситься ежедневно с ясным указанием периодов времени, относящихся к отданным распоряжениям. Они должны включать безопасные маршруты следования судна, ожидаемые изменения курса, скорость, основные маяки или видимые появления береговой линии и любую другую информацию, рассматриваемую в качестве необходимой вахтенному помощнику для обеспечения безопасного плавания судна.
Перед заступлением на вахту каждый вахтенный помощник должен прочитать, подписать и хорошо понимать распоряжения, записанные в журнале распоряжений капитана по вахте.
При подготовке к рейсу капитан должен:
- рассмотреть и утвердить грузовой план, убедившись, что принятый вариант загрузки обеспечивает безопасное плавание в предстоящем рейсе; капитан должен отказаться от опасного груза, для перевозки которого судно не приспособлено, а также вправе не принимать отдельные грузы, если их перевозка опасна по каким-либо конкретным обстоятельствам;
- обеспечить контроль в ходе грузовых операций за правильностью размещения, укладки и крепления груза; капитан вправе прекратить грузовые операции, если нарушается их технология или допускаются отклонения от грузового плана;
- проконтролировать обеспечение судна топливом, маслом, водой, продуктами питания и материально-техническим снабжением;
- в соответствии с Руководством ИМО по планированию перехода проработать со своими помощниками навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать путь следования на предстоящем переходе (в рейсе).
- контролировать навигационную и гидрометеорологическую обстановку, состояние и местоположение судна, несение ходовой вахты;
- находиться на мостике и лично управлять судном:
- – в условиях ограниченной видимости;
- – если, по мнению капитана, судно находится в районе с повышенной интенсивностью судоходства;
- – при плавании в стеснённых водах и на мелководье;
- – при плавании во льдах;
- – в штормовых условиях;
- – при входе в порт или выходе из порта, постановке к причалу, отходе от причала или перешвартовке судна в порту;
- – при посадке и высадке лоцмана или швартовного капитана;
- – при постановке на якорь и снятии с якоря;
- – в любое другое время, когда капитан считает, что условия могут представлять потенциальную угрозу безопасности судна;
При подходе к порту капитан должен:
- если требуется корректура заранее намеченного плана, ещё раз проработать совместно со штурманским составом план подхода к порту, определив точки изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя, навигационные опасности, глубину под килем с учётом высоты прилива и возможной просадки судна при движении на мелководье и другие меры, направленные на безопасность подхода;
- обеспечить проверку готовности к работе якорного и швартовного устройств, перейти с авторулевого на ручное управление рулем, проверить возможность отработки задним ходом (последняя операция обычно производится при приеме лоцмана);
- обеспечивать постоянный контроль местоположения судна с нанесением на карту времени прохода отдельных ориентиров (также и в случае, если судно идет по командам лоцмана).
При стоянке судна капитан должен:
- обеспечивать соблюдение местных портовых, таможенных, санитарных и иных правил, подготовить и предоставить судно и судовые документы портовым властям в той мере, как это предусмотрено Международными (конвенционными) и национальными нормами;
- уходя на берег, дать указания старшему или вахтенному помощнику капитана о производстве необходимых работ, мерах обеспечения безопасности судна и сообщить место своего пребывания на берегу.
Литература
Справочник штурмана — Бурханов М.В [2010]
Источник