Чем отличается морской компас от компаса

Укажите принципиальное различие в конструкции морского компаса и компасов сухопутных

Познакомьтесь с устройством морского компаса по книге В.А. Дыгало «Откуда и что на флоте пошло». Укажите принципиальное различие в конструкции морского компаса и компасов сухопутных. Как (по какой линии) устанавливали компас на кораблях?

Ответ

В обычном компасе на игле вращается магнитная стрелка над круглой шкалой. В морском компасе на игле вращается сама шкала (картушка).

Картушка — подвижный диск (или кольцо) из немагнитного материала в магнитном компасе или из материала в репитерах гирокомпаса с равномерно нанесёнными по окружности делениями градусной или румбовой системы.

Главное различие между этими двумя компасами состоит в том, что в морском компасе есть несколько магнитов, прикрепленных к картушке снизу, картушка вращается вместе с ними, при этом отметка «север» совпадает с северным магнитным полюсом. Это делается для удобства снятия показаний, в море картушка вращается медленнее, чем стрелка. Для того чтобы еще в большей степени замедлить вращение, корпус компаса заполняется жидкостью, обычно незамерзающей смесью спиртов.

На корпусе компаса есть метка, указывающая диаметральную (продольную) линию судна; направление на картушке компаса, совпадающее с этой меткой, указывает направление по компасу, в котором движется судно. Чтобы управлять по компасу, нужно поворачивать судно до тех пор, пока нужное направление на картушке компаса не совпадет с курсом относительно диаметральной линии.

Источник

Морской компас

Морской компас работает по тому же принципу, что и обычный туристический, где стрелка всегда становится по линии север-юг.

Главное различие между этими двумя компасами состоит в том, что в морском компасе есть несколько стрелок, прикрепленных к картушке снизу так, чтобы, когда стрелки отклоняются, картушка отклонялась вместе с ними, при этом отметка «север» совпадает с северным магнитным полюсом. Это делается для удобства снятия показаний, так как в море картушка вращается медленнее, чем стрелка. Для того чтобы еще в большей степени замедлить вращение, корпус компаса заполняется жидкостью, обычно незамерзающей смесью спиртов.

Земной шар окружен магнитным полем. Поскольку магнитный север и географический север не совпадают, магнитный компас указывает не на географический север. Разница между географическим и магнитным севером называется склонением

Внутреннее устройство морского компаса с картушкой

Магнитное поле Земли лучше всего иллюстрируется старым школьным опытом, в котором магнит помещается под листом с металлическими опилками. Опилки выстраиваются по магнитным линиям, выходящим из полюсов магнита.

Читайте также:  Стихи про сирену морскую

Если стрелку поместить в магнитное поле Земли, она точно так же займет положение вдоль магнитных линий, выходящих из полюсов. Так, в любой точке земного шара незакрепленная стрелка займет положение вдоль линии север-юг. Судно может повернуть в любую сторону, но картушка всегда будет указывать одно и то же направление.

На корпусе компаса есть метка, указывающая диаметральную (продольную) линию судна; направление на картушке компаса, совпадающее с этой меткой, указывает направление по компасу, в котором движется лодка. Чтобы управлять по компасу, нужно поворачивать яхту до тех пор, пока нужное направление на картушке компаса не совпадет с диаметральной линией.

Склонение магнитной стрелки

Географические северный и южный полюса не совпадают с магнитными полюсами, поэтому, поскольку на картах все объекты соотносятся с географическими полюсами, во всех показаниях магнитных компасов имеется ошибка. Ее называют склонением. Эта величина изменяется при движении по земному шару. Склонение является табличной величиной, его значение для конкретного района указывается в центре изображения компаса на карте этого места. Склонение определяется как разница между показанием компаса и географическим севером, вызванная земным магнетизмом; оно бывает восточным и западным.

Существует еще один фактор, влияющий на показания компаса на борту судна и вызывающий ошибки. Речь идет о влиянии магнитных свойств оборудования самой лодки на стрелки компаса, например стальных частей мотора и некоторых электрических приборов. На яхтах из дерева и стеклопластика эта ошибка бывает относительно небольшой, но на металлическом судне она может быть значительной.

Пример карты девиации небольшой лодки

Девиация определяется как отклонение компаса от географического севера под воздействием магнитного поля самого судна; она также бывает восточной и западной.

Девиация изменяется в зависимости от направления движения лодки, поэтому ее следует учитывать всякий раз при смене курса. Для определения девиации яхту нужно вывести на открытое место, потом пройти по кругу через все точки компаса. Показания компаса, снятые на каждом направлении, сравнивают с истинными пеленгами, указанными на морской карте, разница между ними записывается в таблицу, которая называется картой девиации (пример такой карты см. на рис. слева). Данные этой карты указывают девиацию любого курса, по которому может следовать судно, они учитываются при снятии всех показаний компаса.

Для уменьшения колебаний картушки и облегчения управления судном большинство главных компасов закрывают выпуклым стеклом, наполненным жидкостью, которая смягчает любые колебания. Это также сохраняет уровень картушки неизменным при крене яхты

Иногда настройщик-профессионал может уменьшить девиацию или свести ее на нет, для этого вокруг компаса в кокпите помещаются корректирующие магниты. Главный компас на судне регулярно проверяют, чтобы убедиться в том, что девиация остается постоянной. Обычно яхтой управляют на основе его показаний. Этот компас помещают в кокпите возле рулевого колеса или румпеля.

Читайте также:  Директор одесского морского порта

Компас для взятия пеленга

Это небольшой компас, используемый для взятия пеленгов береговых объектов при определении местонахождения лодки. Существует много разновидностей таких приборов, но у всех есть одна общая черта – портативность, что позволяет определять пеленги из любого места на борту, откуда хорошо виден береговой объект. В показаниях компаса для пеленгов девиация не учитывается, поэтому результаты нужно сравнивать с показаниями главного компаса в точке, где определяется пеленг, ведь значения девиации могут различаться в разных местах на борту. Обычно компас держат на уровне глаз, одновременно используя визир для выстраивания береговых объектов по одной линии перед снятием показаний.

Поскольку каждое показание компаса содержит ошибку (магнитное склонение и девиацию), перед использованием для навигации его следует корректировать. Две ошибки объединяются и после сложения или вычитания образуют погрешность компаса:

Склонение восточное 5° + девиация восточная 2° = погрешность компаса восточная 7°

Склонение восточное 5° – девиация западная 2° = погрешность компаса восточная 3°

Это означает, что, когда навигационным понятиям соответствуют названия разных сторон света (север и юг, запад и восток), значения с одинаковыми названиями нужно складывать, а с разными – вычитать.

Если погрешность восточная, показание компаса будет меньше истинного. Если погрешность западная, показание компаса будет больше истинного.

Каждое показание компаса содержит погрешность, поэтому его нужно обязательно корректировать для работы с картой, где используются только истинные значения.

Курс судна, прокладываемый на карте, является истинным (не содержит погрешностей), поэтому перед использованием для управления судном от него нужно переходить к компасному.

Аналогично, пеленг берегового объекта, взятый с помощью ручного компаса, передт нанесением отметки на карту нужно перевести в истинный. В процессе перехода можно запутаться, поэтому выполнять его нужно аккуратно.

Два приведенных ниже примера облегчат понимание.

1. На карте проложен курс из пункта А в пункт Б, его значение (истинное) равно 266° по картушке компаса. Погрешность компаса восточная и составляет 5°. (Так как погрешность восточная, то показание компаса будет меньше истинного.) Рулевое колесо нужно повернуть по курсу 26 Г (показание компаса), чтобы следовать курсом 266° (истинным) по карте.

2. Пеленг берегового объекта, взятый с помощью ручного компаса, равен 266°. Погрешность компаса восточная 5°. Погрешность восточная, значит, истинный пеленг для прокладывания на карте должен быть меньше, чем компасный. Пеленг, прокладываемый на карте, будет равен 261°.

Большинство владельцев яхт и сейчас пользуются традиционными магнитными компасами, а на больших океанских судах предпочитают электронные компасы.

Выпускают их разные модификации. Существуют гирокомпасы, компасы цифровые, лазерные. Лазерные и гирокомпасы очень дороги, они редко встречаются на круизерах. Их отличает одно достоинство: у них нет погрешности, то есть показание компаса является истинным, как на карте.

Читайте также:  Запечь морскую рыбу целиком

Более доступный компас цифровой, популярен среди многих яхтсменов, особенно во время переходов через океан. Он устраняет или, по крайней мере, уменьшает девиацию, показания в цифрах на его экране читаются гораздо легче, чем на колеблющейся картушке магнитного компаса. Удобно,- что его можно объединить с устройством автопилота и приборами для измерения силы и направления ветра.

Читайте также

Кто придумал компас?

Кто придумал компас? Самая простая форма компаса — это магнитная стрелка, укрепленная на стержне так, чтобы она могла свободно вращаться во все стороны. Стрелка такого так называемого компаса указывает на «север», под которым имеется в виду Северный магнитный полюс

21. КОМПАС

21. КОМПАС Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели китайцы. В III веке до Р.Х. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно

31. Золотой компас указывает на юг (цзинжэнь жинан)

31. Золотой компас указывает на юг (цзинжэнь жинан) Компас — это прибор, указывающий правильное направление. Данная позиция указывает способ правильного завершения формы; в то же время это важная часть практики.31.1. Сомкнутые рукиПоследовательность движенийСогните локти,

Кто придумал компас?

Кто придумал компас? Самая простая форма компаса – это магнитная стрелка, укрепленная на стержне так, чтобы она могла свободно вращаться во все стороны. Стрелка такого примитивного компаса указывает на «север», под которым имеется в виду Северный магнитный полюс Земли.

Какому кораблю принадлежали корма, киль, паруса и компас, ставшие одноименными созвездиями?

Какому кораблю принадлежали корма, киль, паруса и компас, ставшие одноименными созвездиями? Созвездия Корма, Киль, Паруса и Компас образовались в XVIII столетии в результате «расчленения» аббатом Лакайлем созвездия Корабля Арго. Описанное еще Клавдием Птолемеем в 150 году

Профессиональное чтение как источник и компас вашего творчества

Профессиональное чтение как источник и компас вашего творчества Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Каждая взятая вами в руки книга дает свой урок или уроки, и очень часто плохая книга может научить большему,

Какому кораблю принадлежали корма, киль, паруса и компас, ставшие одноименными созвездиями?

Какому кораблю принадлежали корма, киль, паруса и компас, ставшие одноименными созвездиями? Созвездия Корма, Киль, Паруса и Компас образовались в XVIII столетии в результате «расчленения» аббатом Лакайлем созвездия Корабля Арго. Описанное еще Клавдием Птолемеем в 150 году

Как сделать компас своими руками

Как сделать компас своими руками Если вы потерялись, ждите беды. Любой здравомыслящий джентльмен дважды проверит и перепроверит свой походный инвентарь, чтобы убедиться, что он взял все карты, которые только могут ему понадобиться, а также компас для ориентации на

Источник

Оцените статью