Чем измеряется морской узел

Что такое морской узел и почему в низ измеряется скорость?

Узел – это международная единица измерения скорости, которая применяется в мореходной и авиационной практике, являясь основной единицей скорости в навигации. Но почему она так называется? Сейчас расскажем.

Что такое морской узел и почему в низ измеряется скорость?

Стоит отметить, что узел является единственной широко распространённой единицей скорости, имеющей собственное название. Десятичные приставки, служащие для образования кратных и дольных единиц, с узлом не используются. Узел — это самостоятельная единица измерения, которая применяется без добавок вроде «в час» или «в секунду». Один узел равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю.

По международному определению, один узел таким образом равен 1852 м/ч или 0,51444 м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами Международной системы единиц. В России узел допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока действия с областью применения «морская навигация». Узел входит в Общероссийский классификатор единиц измерения.

Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Происхождение названия этой единицы связано с использованием ручного лага – прибора для измерения скорости судна, в простейшем варианте представлявшем собой доску, привязанную к длинному тросу (линю) таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она тормозилась о воду.

На лине были завязаны узелки на одинаковом друг от друга расстоянии – оно заранее подбиралось таким образом, чтобы количество узлов на выброшенном за борт лаге, прошедших через руку измеряющего за определённое время, численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час. Измерения скорости всегда выполняли с подветренной стороны, чтобы вывести лаг в кильватер, поскольку при плавании под парусами он всегда отклонялся к наветренной стороне.

Источник

Секреты навигации: почему скорость движения судна измеряют в узлах

Узел – это международная единица измерения скорости, которая применяется в мореходной и авиационной практике. Но почему она так называется? Сейчас расскажем.

Секреты навигации: почему скорость движения судна измеряют в узлах

Чему равен один узел?

Стоит отметить, что узел является единственной широко распространённой единицей скорости, имеющей собственное название. Десятичные приставки, служащие для образования кратных и дольных единиц, с узлом не используются. Узел — это самостоятельная единица измерения, которая применяется без добавок вроде «в час» или «в секунду». Один узел равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю.

По международному определению, один узел таким образом равен 1852 м/ч или 0,51444 м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами Международной системы единиц. В России узел допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока действия с областью применения «морская навигация». Узел входит в Общероссийский классификатор единиц измерения.

Читайте также:  Галоген морской капусты 3 буквы

История распространения

Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Происхождение названия этой единицы связано с использованием ручного лага – прибора для измерения скорости судна, в простейшем варианте представлявшем собой доску, привязанную к длинному тросу (линю) таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она тормозилась о воду. На лине были завязаны узелки на одинаковом друг от друга расстоянии – оно заранее подбиралось таким образом, чтобы количество узлов на выброшенном за борт лаге, прошедших через руку измеряющего за определённое время, численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час. Измерения скорости всегда выполняли с подветренной стороны, чтобы вывести лаг в кильватер, поскольку при плавании под парусами он всегда отклонялся к наветренной стороне.

Источник

Почему моряки измеряют скорость в узлах? Причины, фото и видео

Научно-популярный журнал: «Как и Почему»

Почему моряки измеряют скорость в узлах?

Интересно

Морской узел – это принятая единица определения скорости, при которой объект преодолевает за один час расстояние, соответствующее морской миле. В РФ и многих других странах активно применяется в сфере морской и речной навигации. Относится к внесистемным величинам, но может применяться вместе с единицами СИ. Согласно общепринятым международным стандартам равняется 1852 м/ч (морская миля в час) либо 0,514 м/с.

Распространенность узлов объясняется большим удобством их использования при навигационных расчетах – корабль, движущийся со скоростью 1 узел по направлению любого меридиана за 60 минут, преодолевает 1 угловую минуту широты.

История появления морского узла

На заре кораблестроения и мореплавания еще не были изобретены приборы, помогающие ориентироваться в бескрайнем пространстве открытого моря. Определять местоположение судна тогда не умели, поэтому чтобы «не заблудиться» предпочитали ходить вдоль берега – так часто поступали финикийцы и древние греки.

Со временем местоположения корабля научились вычислять с помощью географических координат. Если широту (положение относительно экватора) определяли по полярной звезде, то с долготой (положение относительно Гринвичского меридиана) возникало гораздо больше проблем. Морякам приходилось вычислять расстояние, которое они преодолели от точки с известной им долготой за определенный временной интервал. С этой целью было создано приспособление, названное секторным лагом. Слово лаг произошло от голландского log – расстояние.

Интересный факт: Чтобы перевести значение скорости из узлов в привычные нам километры в час нужно количество узлов умножить на 1,852 (величина мили). Например, 12*1,852=22,2 км/ч.

Принцип работы первых лагов

Секторный лаг

Самый ранний образец лага – обычное бревно или доска с прикрепленным тросом – линем (лаглинем). Во время движения судна приспособление кидали за борт с кормы. Оно удерживалось на водной поверхности с помощью отростков лаглиня в нескольких точках, что позволяло занимать перпендикулярное положение относительно направления хода корабля.

Читайте также:  Круизный лайнер красного моря

Измерение скорости корабля

По причине торможения сектора водой, линь подавался примерно со скоростью движения корабля. Моряк определял длину линя, уходящего за борт в течение фиксированного времени, чаще всего, 30 или 60 секунд. Для этого на тросике с одинаковым интервалом вязали узлы, которые затем и подсчитывали. Расстояние между узелками устанавливали заранее таким образом, чтобы количество узлов отражало скорость плавсредства. В результате новая единица получила наименование узел.

Приведем пример

Если лаг разбит на сектора, интервалы между которыми составляют 50,7 фута (тождественно 1/120 морской мили) при скорости передвижения объекта в один узел прибор за 60 секунд сможет вытравиться на два узелка (1/60 мили), а за 30 секунд на 1 узелок. Получается, что в случае вытравливания за 30 секунд десяти узелков скорость судна составляет 10 узлов.

Доплеровский лаг

Лагом называется прибор, определяющий скорость передвижения судна. Существует несколько разновидностей лагов, которые выполняют измерение с помощью определения напора воды. Сегодня на судах используют приборы, основу которых составляют плоские лопасти, вращающиеся во время движения. Когда они передвигаются лопасти вращаются, приводя в движение механизм, определяющий действительную скорость плавсредства. Также применяются следующие виды лагов:

  1. Индукционные;
  2. Гидродинамические;
  3. Гидроакустические – корреляционные и доплеровские.

Интересный факт: до 1965 года узлы считались наиболее распространенной единицей измерения в Великобритании, однако затем они получили новое наименование – мили.

Морские узлы служат главной единицей определения скорости плавательных средств. Это понятие появилось во времена расцвета парусного мореплавания, когда впервые стали использовать специальное приспособление для измерения скорости – лаг, который оснащался тросиком с повязанными на нем узелками.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Морские единицы длины и скорости

Морская миля на навигационной карте

Морская миля на навигационной карте

Для измерения на море расстояний между различными пунктами и пути, проходимого кораблем, принята величина, называемая морской милей.

Морская миля — средняя длина дуги одной минуты земного меридиана.

Длина дуги одной минуты земного меридиана 1′ = 1852,23 — 9,34 cos 2φ, где φ — широта места судна в градусах.

Длина морской мили, принятая в России, — 1852,00 метра. Приблизительно 6080 футов.

Почему именно 1852? Если принять форму Земли за шар, то длина окружности по меридиану равна будет 40 000 000 метров.

Отсюда 40 000 000 м : 360° = 40 000 000 : 360*60′ = 40 000 000 : 21 600′ = 1851, 85 метров в 1′.

Пример: расстояние до порта 48 миль.

Или: 43 мили 8 кабельтов. Или: 43,8 мили.

Кабельтов — одна десятая часть морской мили, округленно равен 185 метрам. 1 миля = 10 кбт.

Пример: расстояние до судна 14 кабельтов.

Узел — одна морская миля в час (1,852 км/час) или 0,514 м/с (метров в секунду).

Пример: скорость корабля 23 узла.

Узел — это линейная скорость, составляющая 1 морскую милю в 1 час. Термин «узел» появился в эпоху парусного мореплавания, когда скорость хода судна измеряли с помощью так называемого секторного лага — деревянного щитка секторообразной формы, выпускаемого с кормы судна в воду на лаглине (плетеном тросике).
Такой сектор удерживался отростками лаглиня в трех точках, благодаря чему сохранял в воде перпендикулярное положение к направлению хода судна.
Так как сектор тормозится водой, то лаглинь вытравливался приблизительно со скоростью хода судна. Если лаглинь был с помощью узелков разбит на участки по 50,7 фута, то есть равные 1\120 мили (6080\50,7=120), тогда при скорости хода в 1 узел лаглинь за 1 минуту или за 1\60 часа вытравится на 1\60 мили (2 узелка), а за 0,5 минуты — на 1 узелок. Если же за 0,5 минуты вытравливалось, например, 9 узелков, то считалось, что судно идет со скоростью 9 узлов.

Читайте также:  Станция жиг море карта

На английских картах употребляются также футы (0,3048 м) и сажени — 1,83 м.

Расстояния, пройденные кораблем, и его скорость определяют по лагу.

Пример: лаг отсчитывает мили; скорость по лагу 18 узлов; пройдено 120 миль по лагу.

Англо-американская система мер:

1 миля сухопутная=1,6093 км

1 миля английская=1,5240 км

1 фатом (морская сажень)=182,88 см

1 (США) кварта жидкая=0,944 л

1 (США) кварта сухая=1,1012 л

1 (США) пинта жидкая=0,4731 л

1 (США) баррель нефтепродуктов=158,75-158,98 л

1 бушель винчестерский=35,236 л

1 (США) драхма жидкая=3,6966 л

1 (США) пруф-галлон для спиртов=1,890 л

1 хогсхед или бочонок=286,39548 л

1 (США) хогсхед или бочонок=238,47579 л

1 пайп, батт или бочка=572,79096 л

1 (США) пайп, батт или бочка=476,95158 л

1 (США) «длинная» тонна=1016,47 кг

1 (США) «короткая» тонна=907,185 кг

1 (США) «длинный» центнер=50,802 кг

1 (США) «короткий» центнер=45,359 кг

1 фунт коммерческий=453,592 г

1 унция коммерческая=28,3495 г

1 драхма коммерческая=1,77184 г

1 (США) мильер (или метр.тонна)=1000 кг

1 (США) квинтал метрический=100 кг

Источник

Почему на море скорость измеряется в узлах? Узел это сколько?

Раньше для измерения скорости кораблей применяли секторный лаг — доску треугольной формы с привязанным к ней линем (верёвкой) и грузом. На лине через одинаковое расстояние были завязаны узелки. Лаг выбрасывали за корму и считали, сколько узелков скроется за бортом за определённое время. Расстояние между узлами соответствовало скорости 1 морская миля в час. Отсюда и пошло название единицы скорости — 1 узел.

Применение понятия «узел» в мореходстве оправдывается тем, что судно, которое двигается со скоростью 1 узел по меридиану за час проходит одну минуту географической широты. Узел — это единица измерения скорости на воде и равна 1 миле в час, другой вопрос, какому расстоянию равна миля, поскольку они бывают разные. Но принято считать что один узел это 1,85 км/ч.

Узел это традиционная морская единица измерения скорости. Происходит от старого способа измерения скорости корабля. Для того, чтобы определить скорость, за борт сбрасывалась треугольной формы доска, с привязанным к ней линем, на котором через равные промежутки вязались узлы. Сколько узлов уходит за борт за определенное время (1 минута, иногда 15 секунд), такая и скорость. Просто, и не требует никакого оборудования. При переводе в более привычные величины 1 узел это 1,852 км/ч.

Живучесть же этой внесистемной единицы измерения в современном мире обусловлена не только традицией, но и удобством расчетов — при скорости корабля один узел, двигаясь вдоль меридиана он будет проходить одну угловую минуту географической широты в час.

Источник

Оцените статью