Картины русских художников о природе: поэзия родной земли
Картины русских художников о природе — драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Россия дала планете плеяду великих пейзажистов. Всемирно известны имена Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи, Виктора Михайловича Васнецова и многих других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Эти картины великих русских художников отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроение.
Картины знаменитых русских художников о природе раскрывают многоликую красоту огромной России. Мы видим на них прозрачные берёзовые рощи и суровую тайгу, сдержанную поэзию северных земель и сочные краски южных краёв, разливы рек и буйство морей, таинственную глубину омутов и затерянные лесные тропинки. Зимние снега, весенняя оттепель, солнечный летний жар, осенняя печаль — всё это есть в работах мастеров-пейзажистов.
Картин известных русских художников о природе так много, что ими можно наполнить огромный музей. Можно назвать десятки работ мирового значения, ставших хрестоматийными, и часами рассматривать сотни других шедевров, не чувствуя пресыщения.
У каждого великого живописца — свой почерк, поэтому пейзажи у них так разнообразны и оригинальны:
- кто-то выхватывал из реальности очаровательные природные уголки и наполнял пейзажи лиризмом;
- кто-то создавал эпические панорамы;
- кто-то передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах;
- а кого-то привлекали штормы и бури.
Давайте же взглянем, как поэтическая красота русской земли отражена в пейзажах великих живописцев. Какой видели русскую природу люди, осенённые божьей искрой чудесного таланта?
… Величественной
Пожалуй, лучше всех могучую мощь и торжественное величие русской природы передавал в своих картинах Иван Шишкин.
Но что удивительно: в его работах нет тяжёлого пафоса, они светлы и легки. Глядя на пейзажи Шишкина, ощущаешь чувство трепетного преклонения перед удивительной красотой.
Рисуя могучие деревья и колосящиеся нивы, Шишкин не забывал прописать листок, былинку, колосок. Для его творчества характерны монументальность и способность передать грандиозное, сочетающиеся с вниманием к каждой травинке.
… Бескрайней
Россия — это огромные просторы, бесконечное раздолье лугов, уходящие за горизонт поля, длинные ленты великих рек.
У многих мастеров-пейзажистов отражён этот размах, подобный размаху русской души. Например, именно такие акценты доминируют в творчестве Архипа Куинджи.
В похожей лаконичной манере, с выразительнейшими световыми акцентами, выполнена картина «Притихло» Николая Никаноровича Дубовского. Огромный облачный фронт движется над гладью Балтийского моря.
А это «Санный путь», который торит крестьянин по снежным просторам Руси.
Эпичны и необозримы просторы России у Михаила Константиновича Клодта.
Даже когда другие художники-пейзажисты писали нежные берёзки, у него рождалась монументальная «Берёзовая аллея». Это ощущение пейзажисту удавалось передавать и в изображении сельской жизни.
Далёкие дали часто становились фоном для картин Михаила Васильевича Нестерова.
Даже свой автопортрет, созданный в постимпрессионистской и даже несколько фовической манере, Нестеров написал на фоне безбрежной родной земли.
… Радостной
Ноты радостного восторга звучат во множестве пейзажей, на которых русская природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени.
Источник
Буря на Волге. На плоту. 1870. Шторм на Волге. 1873.
Заинтересовала тема бурлаков и Волги-матушки и других художников-пейзажистов.
2. Алексей Саврасов
Алексей Саврасов — русский художник-пейзажист. До 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» (Горьковский художественный музей) — первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей. Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега. Окончив это произведение (которое, очевидно, тогда же приобрел Третьяков), Саврасов взял отпуск и выехал в Ярославль. Саврасов писал Третьякову: «. Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством. ».
В письме от 13 февраля 1871 года Саврасов пишет Третьякову о том, что он почти закончил картину «Волга», но не решается отправить ее в Петербург на конкурс, не имея возможности лично выехать из Ярославля, вследствие болезни жены. И только в марте картина была привезена самим художником в Москву.
О картине «Волга» до сего времени известно только, что она еще в 90-х годах находилась у одного московского собирателя. Из литературных источников удалось точно установить, что в ней изображен был волжский пейзаж с бурлаками, тянущими бичевой баржи. Зарождение этой картины относится, надо полагать, к лету 1870 года. Точное название картины, упоминаемой в отчете Московского Общества Любителей Художеств, где она появилась на конкурсе в марте 1871 года, было «Волга под Юрьевцем». Можно лишь предполагать, какие волжские этюды Саврасова послужили подготовительным материалом для картины, но зато неоконченный эскиз (Государственная Третьяковская галерея) с изображением бурлаков, тянущих лямку, позволяет более определенно представить себе саму картину. В эскизе, конечно, содержание картины еще далеко не вполне раскрыто: это относится, в первую очередь, к характеристике бурлаков. Во всю ширину холста в эскизе изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи. Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. За исключением трех бурлаков в голове колонны, лица остальных даны в эскизе только в подмалевке, но прекрасно найдены положение фигур, тянущих непосильную тяжесть, и ритм медленного движения. Среди бурлаков — юноши, мужики с окладистыми бородами, старик. Поют они или только голосом вторят шагу, но рот у многих полуоткрыт. Трое молодых, идущих впереди, даны крупным планом. Особенно обращает внимание передний. Он в длинной белой рубахе, синих штанах и красном жилете. Из-под шапки видны золотистые волосы. Рот полуоткрыт. В лице, полном жизненной силы, много экспрессии. В фигурах двух бурлаков, шагающих вслед за ним, уже нет столь ярко выраженной силы жизни. На их лицах — печать изнуряющей работы и тупая покорность.
«. Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» возбудила общий интерес публики новизною сюжета и его во многих отношениях прекрасною передачею». Полагаясь на эти показания современников, можно придти к заключению, что Саврасов, несмотря на столь необычайный для пейзажной живописи замысел картины создал произведение, достойно завершившее те идейно-художественные устремления, которыми отмечено его творчество в 60-е годы. И так же, как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов, так и в этой картине, сквозь скорбь народных страданий, чувствуешь могучее дыхание жизни. И если художнику удалось действительно выразить в неизвестной нам картине идейный замысел, намеченный в эскизе, то можно быть уверенным, что он правдиво отразил характерные для пореформенной эпохи народные настроения.
Картина Саврасова по своей идее созвучна с содержанием картины «Бурлаки на Волге», задуманной в том же году молодым, только что вступавшим в художественную жизнь Репиным. Знаменательно, что эта тема родилась одновременно на рубеже 60-х и 70-х годов у двух русских художников, никогда до этого времени не общавшихся друг с другом. В марте 1871 года, когда Саврасов выступил на конкурсе в Москве с оконченной большой картиной, Репин дебютировал на конкурсе Общества Поощрения Художников в Петербурге только с эскизом, который впоследствии был им решительно переработан в картине, оконченной в 1873 году.
Саврасов нарисовал много картин, связанных с Волгой. Среди них:
Источник