Пролог — лето
Случилось это до съёмок нашего прискорбного фильма, на летних каникулах в старшей школе.
Каникулами я смог начать наслаждаться лишь через несколько дней спустя после возвращения с одинокого острова, где развернулась эта детективная комедия ошибок (так называемый «Летний выезд на природу Бригады SOS»).
Это якобы «совместное мероприятие» на самом деле оказалось практически принудительным. Вообще-то я думал, что раз каникулы только начались, ничто не должно было помешать мне первые несколько дней спать до полудня. Однако наша бессердечная и непоседливая командирша решила отправиться путешествовать в первый же день каникул, так что мои безупречные планы накрылись медным тазом. Из-за этой девчонки к тому времени, как моё тело перешло на летний режим, как обычно, июль уже подходил к концу.
Не стоит и говорить, что у меня не было никаких сил возиться с горой домашних заданий, доставшихся мне на лето со школы. Августа месяца было вполне достаточно, чтобы разобраться с ними, так что весь июль я попросту растратил ни на что. Кто же знал, что когда наступит август, я отправлюсь вместе со своей прыгающей от неописуемой радости сестрёнкой в деревню ко всяким двоюродным-троюродным братьям, племянникам и племянницам, которых я не видел уже давным-давно, и мы почти две недели проведём в развлечениях на реках и на море, в горах и в поле? Кто-то скажет, что я получил по заслугам.
Неудивительно, что с ненавистной домашней работой я поступал точно так же, как птицы, старающиеся избегать ядовитых жуков – я даже не прикасался к ней. В результате я так и не сделал ни одного задания, а календарь всё заполнялся пометками о моих хлопотах. Я и не заметил, как половина августа уже была позади…
И кое-что, похоже, начинало затеваться за кулисами.
Источник
Бесконечное лето харухи судзумия
Даты выхода: с 16 июня по 6 августа 2009 г.
В оригинале: пятый том, точнее рассказ «Endless Eight«.
Идут последние две недели летних каникул. Харухи созывает команду СОС и объявляет свои планы на лето. Однако, как оказалось, с ее планами не все так просто.
Эпизоды:
Все эпизоды в арке, за исключением первого и последнего, одинаковы. Меняются лишь одежда героев и некоторые фразы в диалогах. При их анализе выделялись не только знакомые по другим эпизодам «детали», но и уникальные для эпизода элементы, а так же художественные приемы, использованные в нем.
События:
Указаны даты событий, для которых они известны из ранобэ или аниме.
• 17-е августа — поход в бассейн и собрание в кафе, где Харухи объявляет планы на конец каникул.
• 18-е августа — покупка юкат, фестиваль о-Бон и запуск фейерверков.
• 19-е августа — ловля цикад.
• 20-е августа — подработка.
• ночь с 20-го на 21-е — собрание в парке (герои узнают о зацикленном времени).
• 21-е августа — наблюдение за звездами.
• 22-е августа — бейсбольная практика.
• — поход на городской фестиваль фейерверков.
• — тест на храбрость.
• — поход в кинотеатр.
• — поездка на море.
• 30-е августа — финальное собрание в кафе с подведением итогов.
• 31-е августа — домашняя работа на лето.
• 0:00 с 31-го на 1-е — сброс даты на 17-е августа.
Детали:
• Серии арки «Бесконечная восьмерка» не помечены цифрами. То есть любая серия, включая первую и последнюю, называется просто «Бесконечная восьмерка», как если бы это была единственная серия в арке.
• Если цифру 8, обозначающую август, повернуть на бок, она будет выглядеть, как знак бесконечности.
• В каждой из серий арки, начиная со второй, Кён довольно забавно реагирует на ночной звонок Асахины-сан.
Анализ:
Арка «Бесконечная восьмерка» стала своеобразной отличительной чертой второго сезона. Неизвестно, входило ли это в замыслы режиссера, однако арка получила много негативных отзывов как в японском фэндоме, так и за его пределами. Показ одного и того же эпизода, пусть с незначительными изменениями, многим показался бессмысленным. Дошло до того, что фанаты бросали смотреть сериал и даже обращались за разъяснениями в Kyoto Animation. Однако, действительно ли в этой арке нет смысла? Правда ли она не более чем пустая трата экранного времени и бюджета?
∞ О чем эта арка?
О чем-то важном. О чем-то, что должно было быть сделано. Но, как часто бывает в жизни, в какой-то момент в сознании героя поселяется мысль «а ну и ладно, сделаю когда-нибудь потом». И в результате важное дело начинает откладываться на завтра, на послезавтра, на следующую неделю, ведь время еще есть. В конечном итоге приходит срок, а забытое дело даже не сдвинулось с мертвой точки, а это, в свою очередь, неминуемо приводит к самым печальным последствиям. Конечно, навряд ли создатели второго сезона желали намекнуть нам, что не стоит забывать делать домашние задания, но ведь подобное развитие событий характерно и для куда более важных дел.
∞ О ком эта арка?
В первую очередь, конечно же, хочется упомянуть Кёна, что так безответственно забрасывал домашнюю работу. Однако, в этой арке есть персонаж, заслуживающий, возможно, большего внимания — Нагато Юки. В сериях «Бесконечной восьмерки» зритель впервые явно сталкивается с ее чувствами. Впервые за все время авторы дают понять, что несмотря на ее спокойную натуру и почти магические способности, где-то внутри ей может быть тяжело и больно, и, может быть, даже обидно. Более того, все зрители этой арки получили возможность пережить некоторое слабое подобие того, что пережила она: как и единой мыслящей сущности, каждому зрителю был заранее известен сюжет очередного эпизода арки. У каждого появилась возможность задуматься о том, что чувствовала сама Нагато, раз за разом переживая повторяющиеся события.
Если принять во внимание то, что сразу за вторым сезоном последовал полнометражный фильм «Исчезновение Судзумии Харухи», можно предположить, что этой аркой авторы сериала хотели подготовить зрителя к пониманию того, что и за непроницаемым «покер-фейсом» Нагато скрываются вполне понятные эмоции.
∞ Для кого эта арка?
Разумеется, речь не идет о том, что эта арка понравится всем и каждому, однако во всемирном фэндоме нашлись и те, кто оценил ее по достоинству. И дело далеко не в том, что у кого-то есть масса свободного времени, которую не жаль потратить на просмотр, казалось бы, одного и того же сюжета.
Хитрость этой арки заключается в том, что она не заставляет сопереживать героям. Практически во всех книгах, манге, сериалах, массово производимых кино- и аниме-индустрией применяется прием сопереживания персонажам. В «Бесконечной восьмерке» это невозможно, так как весь сюжет эпизода известен заранее.
Но как бы то ни было любой зритель ждет от произведения каких-то переживаний. Фактически, это аксиома, все виды развлекательной индустрии, шоу бизнеса и искусства в целом направлены на то, чтобы вызвать в публике какие-то эмоции. Зритель настолько привык к этому, что отхождение от шаблона кажется ему абсурдным и неправильным. Чувствуя свою потребность, он начинает переживать, но уже не за персонажей. Он начинает переживать за здравость рассудка режиссеров и сценаристов или финансового директора Kyoto Animation, или за самого себя, которого заставляют тратить собственное время на просмотр какого-там-уже-по-счету одинакового эпизода. Или, в некоторых случаях, он погружается в какие-то личные переживания, связанные или не связанные с тем, что происходит на экране. Не ограниченная необходимостью следить за сюжетом мысль начинаяся с героев аниме, развивается, преображается, и наконец, человек неожиданно сам для себя понимает, что думает о чем-то совсем ином, но всё же связанным с происходящим на экране, выстроенной им же самим логической цепочкой. Вот так, незаметно, переживания выходят за рамки экрана и переходят в реальность.
Может показаться, что все это зря, что нет никакого смысла вызывать в людях такие чувства, тем более отрицательные. Однако, в финале мы наблюдаем очень интересный феномен. К 8-ой серии сила эмоций, направленных на эту арку и пережитых во время ее просмотра, достигает своего пика и в конце концов находит выход в виде совершенно логичного завершения сюжета. Все эти мысли и чувства, что зритель переживал в ходе просмотра: про героев, запертых во времени, и про Нагато, обреченную раз за разом переживать эти две недели, про режиссера, снявшего 8 одинаковых эпизодов, и про себя, посмотревшего их все, наконец-то находят выход в тот самый момент, когда Кён решается остановить Харухи. Выход такого большого количества накопленных переживаний вызывает у человека состояние, в психологии называемое «катарсисом». Это состояние возникает, когда человек освобождается от какого-то душевного груза, мучившего его не один день. Как показывает практика, находясь в таком состоянии, человек соображает куда лучше обычного и может прийти к пониманию каких-то личных жизненных вопросов, на которые долго не мог найти ответа. Это в психологии называется «инсайтом». Достижение любого из двух этих состояний считается признаком успешной психологической работы.
А теперь вспомним, что мы все еще говорим об арке «Бесконечная восьмерка».
Именно та часть аудитории, что пережила данный феномен и является людьми, что смогли оценить арку по достоинству. Разумеется, это относится далеко не к каждому зрителю. Невозможно провести сеанс психотерапии на расстоянии и полагать, что она подействует на всех. Однако, стоит отметить, что сама возможность побывать в данных состояниях появляется по двум причинам. Во-первых, потому, что переживания стали не просто сопереживанием персонажу, а вышли за рамки экрана и стали личными эмоциями зрителя. Во-вторых, потому, что в спектре эмоций нашлось место и отрицательным. Только благодаря этим особенностям переживания смогли стать по-настоящему глубокими.
∞ Для чего эта арка?
Какой конкретно цели добивались авторы сериала до сих пор остается загадкой. Сколько бы мы не ломали голову над тем ради чего арка была снята именно так а не иначе, это всего лишь теории. Однако, едва ли конечной целью могло быть простое развлечение зрителя. И, как бы парадоксально это не звучало, но и прибыль могла быть не на первом месте, хотя, стоит отметить, что диски второго сезона продались вполне неплохо.
Но если не развлечение и не прибыль, то что? Какой-то странный эксперимент?
Да, это именно эксперимент. Эксперимент, направленный на вызов необычного спектра эмоций у зрителя.
Нельзя сказать, что он был захватывающим, однако, безуспешным его никак не назовешь. Сам факт того, что многие не выдержали и бросили просмотр свидетельствует о буйстве чувств в сердцах фанатов. Но в то время как одних арка злит и раздражает, других она приводит к глубоким переживаниям, и, таким образом, получается, что среди посмотревших второй сезон «Меланхолии Харухи Судзумии» нашлось очень немного людей, которых «Восьмерка» оставила равнодушными. А это о чем-то да говорит. Безусловно к ней можно относиться по-разному, но одно можно сказать определенно: подобного вы не найдете ни в одном аниме из ныне существующих.
После всего вышесказанного вполне можно было бы заключить, что авторы сделали это ради искусства. Ведь если задуматься: мейнстрим-сериал, решивший выйти за рамки собственной выгоды, потратить колоссальное количество экранного времени ради так и не разглашенных целей. Это ли не пример современного искусства? Но такое заявление было бы слишком смелым.
Считать ли «Бесконечную восьмерку» простой тратой бюджета и экранного времени или смелым экспериментом, который позволяет называть ее предметом искусства, или чем-то между этими крайностями — личный выбор каждого.
Источник
Меланхолия Харухи Судзумии / Suzumiya Haruhi no Yuuutsu
Кён — обыкновенный японский школьник, уже давно не верящий ни во что, выходящее за рамки привычного. Однако, познакомившись с одноклассницей Судзумией Харухи, тот вскоре узнаёт, что существуют и пришельцы из будущего, и инопланетяне, и даже экстрасенсы — все они среди нас, да к тому же маскируются под рядовых школьников!
А началось всё с недовольства Харухи отсутствием в школе интересных клубов. Но ведь нет ничего проще, считает Кён, если нет нужного — сделай сам, о чём и заявляет Харухи. Как оказалось, зря. Отныне в школе появляется Бригада SOS — клуб по поиску и изучению паранормального!
Первым членом, помимо Харухи, становится, конечно же, Кён, на тот момент мечтающий уже только об одном — чтобы взбалмошная девчонка оставила его в покое. Размещаться SOS будут в комнате литературного кружка, там всё равно сидит лишь Юки Нагато, по совместительству инопланетянка. Но трое — слишком мало, надо найти ещё кого-нибудь, например. вот эту милую второклассницу с потрясающей. гм. не важно. Четвёртым членом, пусть и не по своей воле, становится Микуру Асахина, путешественница во времени. Для полного комплекта не хватает лишь таинственного незнакомца, возникшего из ниоткуда и преследующего свои тайные цели. Лёгок на помине! Вскоре в школу переводится Ицки Коидзуми, он же — экстрасенс.
Теперь все в сборе, пора начинать поиски неведомого!
Источник