Береговая линия морской фасад

Набережная, которой больше нет

От Морской набережной, которой раньше заканчивался Васильевский остров, осталось одно название. Там, где прежде плескался Финский залив, теперь незыблемо стоит синий забор, за которым ведется активное строительство — ЗСД и ЖК «Морской фасад» на намывных территориях. Появится ли новая набережная и какой она будет — большой вопрос для градозащитников и жителей города.

Остров из-под воды

Васильевский остров — полная противоположность Атлантиды. Если там легендарный город исчез под водой, то здесь территории возникали из воды и застраивались зданиями.

Первые намывные территории появились на Васильевском острове в начале 1960-х годов — на острове Декабристов. Остров был соединен с находившимся севернее Вольным островом, русло Смоленки было спрямлено. На острове началась массовая жилищная застройка, а в 1979 году открыта станция метро «Приморская».

Одно время остров заканчивался Наличной улицей (ее название соответствует этому — крайняя, лицевая), однако под руководством архитектора Сергея Евдокимова был реализован ансамбль площадь Морской Славы (с Морским вокзалом) — Морская набережная — улица Кораблестроителей.

Петропавловский собор

Теперь судьбу Наличной улицы придется разделить и Морской набережной: с начала 2005 года здесь реализуется новый проект, благодаря которому остров прирастет новыми территориями площадью приблизительно 476 гектаров. Новой границей станет ЖК «Морской фасад» — проект ЗАО «Терра Нова».

«Петербург не первый раз расширяется в сторону моря. Намыта еще одна территория, и не факт, что последняя. Как бы не вышло так, что Васильевский остров когда-нибудь присоединится к Кронштадту», — комментирует ситуацию урбанист Александр Минаков.

«Морской каскад» остался на суше

На Морской набережной в 2003—2004 годах велось строительство жилого комплекса «Морской каскад» — пять корпусов, состоящих из 10–17-этажных зданий. Одним из несомненных достоинств жилья, относящегося к классу комфорт, был прямой выход на набережную и Финский залив. Естественно, это позиционировалось застройщиком как изюминка всего жилкомплекса. Достаточно дорогостоящая изюминка.

«Здания высотой 10–17 этажей выполнены в форме стилизованной лестницы, каскадом поднимающейся над водой. Благодаря такому оригинальному архитектурному решению из большинства квартир открывается великолепный вид на Финский залив», — до сих пор указано на сайте застройщика «ЛенСпецСМУ».

Морской каскад

В итоге жители элитных новостроек вместо изюминки приобрели кость в горле в виде строящегося Западного скоростного диаметра (а значит, шума трассы прямо под окнами) и синего забора, огораживающего территорию строительства. А в будущем, возможно, добавится и транспортный коллапс.

Читайте также:  Витязево обстановка на море

«Есть разговоры, что съезд с ЗСД будет сделан на Морскую набережную. А у нас на Морской набережной вечером справа и слева машины припаркованы буквально стеной. Я председатель ТСЖ „Сталкер-3“. У нас за четыре месяца 12 продаж квартир. Люди просто бегут», — рассказала одна из жительниц жилого комплекса на общественных слушаниях, посвященных реализации проекта «Морской фасад» на намывных территориях.

Проект «Морской фасад» подразумевает намыв на территории Невской губы Финского залива более 450 гектаров новых земель. На них планировалось построить морской терминал, участок Западного скоростного диаметра, новый деловой центр, выставочный и конгресс-центр, а также жилые микрорайоны.

Строительство ЗСД планировалось на данном участке еще с 1996 года, поэтому жители, ответственно подошедшие к выбору квартиры, могли проанализировать планы по застройке района и задуматься над покупкой квартиры. Совсем другое дело — намыв территорий и строительство на них нового ЖК «Морской фасад» — проекты, появившиеся с принятием нового генплана лишь в 2005 году.

Морской каскад

«Изначально предполагалась, что Васильевский остров будет ограничиваться Западным скоростным диаметром. В одном месте даже предполагалось заключить его в подземный тоннель и провести под площадью с Морским вокзалом. Конечно, такой проект стоил в разы дороже, в итоге от него отказались», — сообщил «Карповке» глава института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

В итоге для жителей «Морского каскада» реализация проекта «Морской фасад» обернулась не только потерей обещанного вида на залив, но и снижением престижа и, как следствие, стоимости квартир.

«Появление трассы под окнами домов комфорткласса уже отразилось и на стоимости их квартир, и, что еще важнее, на их ликвидности. Многие варианты экспонируются по полгода и даже дольше», — подтверждает Тамара Попова, руководитель отдела исследований аналитической компании Knight Frank St. Petersburg.

Читайте также:  Морской прибой аудио длинное

Благоустроенная набережная — в общих интересах

Какой планируется сделать новую набережную? Согласно утвержденному проекту расстояние от границы кварталов до воды составляет на юге проектируемой территории от 43,5 до 83 метров, на севере проектируемой территории — от 35 до 58 метров, включая проезжую часть шириной 15 метров.

Таким образом, учитывая ширину автомагистрали и сопутствующую инфраструктуру, для набережной остается полоска шириной 30–40 метров.

Морской фасад на намыве

«Раньше у нас было подобие прогулочной зоны с видом на побережье залива вдоль Морской набережной. Да, там не было должного благоустройства, были и шашлычники, и собачники. Тем не менее общественная зона для желающих погулять и полюбоваться заливом была в свободном доступе. Хотелось бы, чтобы быстрее реализовали проект и вернули общественную набережную — „с процентами“: в красивом, благоустроенном виде, с местами для отдыха и, конечно, общедоступную, современную, запоминающуюся», — сетовали на общественных слушаниях осенью 2014 года местные жители.

Морской фасад на намыве

Учитывая, что первоначальный амбициозный проект «Морской фасад» как «лицо Петербурга XXI века» в итоге превратился в типичный спальный район, красивое решение прибрежного вопроса в интересах горожан могло бы спасти престиж Василеостровского района как сердца города, а также поднять стоимость жилья, что, несомненно, на руку застройщикам и инвестору.

намыв проект Морской фасад

«Если концепция будет включать набережную с буферной зеленой зоной, спасти представление о престиже района реально. Если девелопер пожадничает и будет стремиться застроить каждый клочок территории, продажи будут успешны лишь при ценах массового сегмента», — заключает аналитик Тамара Попова.

Большая набережная осталась под водой

На слушаниях по скорректированному проекту «Морской фасад» все предложения по увеличению ширины набережной были отклонены. «Мне известно о восьми таких поправках, они были поданы в 2014 году», — уточнил Илья Фунтов, активист общественного движения «Красивый Петербург».

В свою очередь «Красивый Петербург» разработал и внес свое предложение: сделать набережную шириной не менее ста метров и общей протяженностью не менее пяти километров вдоль береговой линии и придать предлагаемой зоне статус Р2 — это означает, что данная территория должна быть отдана под зеленые насаждения общего пользования.

Читайте также:  Девушка море луна ночь

«Предполагаемая набережная должна включать запроектированную узкую полосу суши шириной 20–30 метров и территорию, которою предстоит намыть, шириной около 70 метров. Границы кадастровых кварталов намыва позволяют это сделать, — рассказал автор проекта Илья Фунтов. — Стоимость работ я не оценивал. Так как часть суши уже существует, остается намыть около 70% — 35 гектаров территории, чтобы получить желаемую ширину набережной».

проект Красивый петербург Морская набережная

Активисты «Красивого Петербурга» подготовили обращение и разослали его 42 депутатам, также планируется направить обращение губернатору. Однако на данный момент непонятно даже, кто будет отвечать за обустройство мини-варианта набережной в 30 метров. «В администрации Василеостровского района считают эту территорию водным объектом. За территории самого Морского порта отвечает УК Морского порта», — пояснил Илья Фунтов.

В администрации Василеостровского района «Карповке» сообщили, что за благоустройство новой набережной отвечает застройщик, но никак не муниципалитет. Впрочем, в компании «Терра Нова», которая занимается строительством «Морского фасада», информацию не подтвердили, заявив, что у них другая точка зрения на этот вопрос. «В настоящий момент набережная не образована. Вопрос будет решаться после образования территории. Согласно планам застройщика это произойдет к 2019 году», — сообщили в компании.

На данный момент единственным зеленым массивом на острове является Смоленское кладбище. Учитывая, что ситуация с новой набережной «утонула в тумане», жителям Васильевского острова остается только надеяться на появление нового рекреационного пространства через несколько лет.

«В архитектуре есть такое понятие, как эспланада. В данном случае это означает широкое пространство, заполненное интересными объектами, со спусками к воде. Питер — морской город, но ему не хватает выходов к морю. Парадоксально, но город повернулся к морю спиной», — резюмирует урбанист Александр Минаков.

Морской фасад на намыве

Вероятно, сложно найти компромисс между интересами горожан, строительных компаний и неизменным ростом города, который требует новых жилых районов, новых рабочих мест и, самое главное, быстрых решений. Хочется верить, что пространство, на котором учитываются интересы всех вышеперечисленных, существует. Пусть даже и более узкое, чем полоска будущей набережной на новой границе острова.

Фото: Антона Ваганова, mfspb.ru, «ЛенСпецСМУ», «Красивый Петербург»

Источник

Оцените статью