Бенуа версаль у фонтана

Художник Александр Бенуа: Версальские истории

Однажды, за четыре года до начала XX века, Александр Николаевич Бенуа вместе с друзьями (среди которых были Леон Бакст и Константин Сомов) решили покорить Европу. Мир посмотреть, да и себя показать. Путешествие, надо сказать, вышло весьма плодотворным, но об этом расскажем немного позже.

Надо признаться, что на тот момент времени, давний друг по гимназии Александра Бенуа Константин Сомов был самым высокооплачиваемым художником России, да и — по слухам — отличался нетрадиционными взглядами на дружбу с мужеским полом.

В живописи этот художник оставил след разработкой собственного стиля в портрете и изящном пейзаже.

Изображение маскарадов, фонтанов в цветах, статуй,»мушек» и дорогих платьев, мир рококо требовал другой техники воспроизведения: бледной гуаши, прозрачной пастели и тонких акварелей.

Так вот, первым делом наша компания решила заехать в город Париж. Бенуа мечтал о знакомстве с местными представителями академического искусства, однако, при встрече был ими быстро разочарован. Оставив эту затею, художник решает искать себя, прорубая акварельным штрихом путь к вершинам творчества. Во многом поиски его стиля определяет и культура Франции. Посещая Лувр, Александр Николаевич знакомиться с полотнами Камиля Коро и Оноре Домье. Они помогают сформировать более полное представление автора об атмосфере французских вечеров и оставляют неизгладимый след восторга в его душе.

Помимо именитых и авторитетных авторов, Бенуа вплотную знакомиться и с «радикальными экстремистами», импрессионистами на выставке современного искусства. Негласное прозвище «Саша Акварель» Александр Николаевич получает именно в кругу новых собратьев по кисти, с творчеством которых находит много общего и созвучного с ним, но и здесь он остается недоволен. Ему не нравится тот скрытый смысл, который спрятан на полотнах. По тем же причинам Бенуа не видит вдохновения и в символистах. Почти потеряв надежду, Александр Николаевич обращает свое внимание ко французской архитектуре. Вдоволь нагулявшись по тесным улочкам и кабачкам Парижа, маэстро едет в Версаль, и влюбляется в эту королевскую деревушку.

В тот момент его охватило чувство дежавю, он словно «когда — то это переживал». Ощущение заката величавой культуры было чрезвычайно созвучно путешествию художника.

Больше всего его поразил грандиозный дворец, который являлся настоящим памятником классицизма.

Позже, впечатления Бенуа переродятся в крупный альбом акварельных изысков, которые мастер назовет весьма лаконично – «Версаль», в них встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля — Солнце.

Источник

Об экспонате

Король Франции Людовик XIV, вошедший в историю как «король-солнце», возвел недалеко от Парижа грандиозный Версальский дворец, ставший резиденцией французских правителей. Русский художник Александр Бенуа создал большие циклы работ, посвященные Версалю ХVII века: «Последние прогулки Людовика», «Версальская серия».

Бенуа писал серии на основе наблюдений натуры, под влиянием старинных гравюр, а также мемуаров, стихов и других литературных источников. Художник неоднократно бывал во Франции и еще в первый приезд в Париж выполнял зарисовки с натуры, которые затем легли в основу серии работ. Он изображал роскошные архитектурные ансамбли и парки с их грандиозностью и изяществом. В Версале художник открыл для себя красоту архитектуры, он запечатлевал ее в смешанной технике, используя акварель, гуашь, темперу и пастель.

В версальские серии входила и представленная на выставке изящная акварель «Версаль. Фонтан детей». Александр Бенуа запечатлел самое таинственное и поэтичное время года — осень. На листе изображен круглый фонтан, расположенный в северной части Версальского парка. Осенний вечер. Закатное солнце золотится у горизонта и отражается в водной глади бассейна. По дорожке прогуливаются дама с господином в одеждах эпохи Людовика ХIV. Фонтан украшают бронзовые путти — декоративные фигуры мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса. Фигуры детей словно ожили и с любопытством обернулись в сторону прогуливающихся.

Источник

Бенуа версаль у фонтана

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Версальский парк и Александр Бенуа.

Логично после посещения Во-ле-Виконта поехать в Версаль и сравнить прообраз и развитие французского сада в исполнении одного и того же ландшафтного дизайнера Андре Ленотра. Тогда, конечно, его дизайнером никто не называл, он был садовник из семьи садовников.
Версальский дворец встречает туристов золотыми решетками.


В парк можно попасть и через другие входы с нижних уровней.
Версаль — самый известный королевский дворец и парк, его копировали многие монархи мира , в том числе и наши в Петергофе, Петр Первый, живший в Большом Трианоне в мае 1717 года, вдохновлялся французским великолепием.

На парке Версаля учились и осваивали садово-парковое искусство, это классический французский парк с жесткой геометрией дорожек, стремлением к симметрии, подстриженными деревьями и кустарниками. В этом парке можно увидеть и величественные эспланады и уютные боскеты, луга и кусочки леса, фонтаны и скульптуру, партеры и цветники, оранжерею для экзотических растений. Он должен был удовлетворить любой вкус и , в первую очередь, королевский. Король -Солнце, Людовик Четырнадцатый создал памятник себе и миф о самом блестящем французском короле Франции.

Начиная с 1661 года природный ландшафт и существовавшие там сады начали преобразовываться в роскошный парк. Ленотр творчески использовал неровности почвы, в парке появились террасы, аналогичные Во-ле Виконту, которые прибавили торжественности дворцу, если смотреть со стороны парка, а со стороны дворца открывались бесконечные перспективы водной глади Гранд канала и садовые угодья.

Планировка сада с того времени очень мало изменилась.

Сад поддерживается в том виде, в котором он существовал столетия назад.

Дворец, строительство которого началось в 1668 году, вырос вокруг старого охотничьего домика Луи 13го, 1623 года постройки.

Луи Лево пристроил павильоны, образовавшие двор, Жюль-Ардуэн Мансар добавил крылья и Зеркальную галерею, затем часовню.

Уже при Людовике 15ом в 1770 году было построено здание Оперы. Кроме дворца в дальнем краю парка были построены замки Большой и Малый Трианон. Большой Трианон, построенный в 1687 году, служил местом уединения Людовика 14го с фавориткой мадам де Монтенон. Малый, 1762 года постройки стал местом отдыха Людовика 15го и любимым замком Марии-Антуанетты. Вокруг Версаля вырос город ремесленников, работавших на нужды короля.
После казни королевской четы во время революции в 1801 году дворец стал музеем, в 1979 — объектом, охраняемым Юнеско.
Художник Александр Бенуа писал Версаль и на его картинах и акварелях Версаль предстает таким , каким был при Людовике 14м.

Версаль Бенуа загадочен, в полусумраке гуляют то ли живые люди, то ли призраки былого.

Бенуа хорошо передает масштаб парка, его пространственные соотношения.

Причем передает даже не реальные соотношения, а ощущения от пространств парка.
Даже зима в Версале, довольно редкая со снегом, им нарисована.


Удивительно, что Версаль нашел свое воплощение в работах русского художника и не вдохновил французских.
Прогулка престарелого короля по своему любимому парку .

Надо сказать, что когда мы были здесь в первый раз в январе месяце, парк был пустынен и возвращались мы из него уже в сумраке. Во дворце горели окна и можно было представить себе, как там гуляют призраки былого. Легко.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • Дракончики. (7)
  • Новогодние приметы. (5)
  • Музыка: гусли, флейты, народные инструменты. (3)
  • *** (3)
  • Детское: ангелочки, феечки. (0)
  • 23 февраля; 8 марта. (26)
  • David Garrett (0)
  • Аватарки. (0)
  • Австралия. Новая Зеландия. (48)
  • Австрия.Германия.Швейцария.Бельгия.Нидерланды (311)
  • Аквариум. (8)
  • Америка. (190)
  • Анимированные картинки и смайлики (8)
  • Антикварное. Винтажное. Старинные книги. Посуда. (49)
  • Аргентина. Бразилия. (21)
  • Арктика, Антарктика. Гренландия. (7)
  • Армения. Грузия. Азербайджан. (21)
  • Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена. (477)
  • Аудиокниги. Книги. Радиоспектакли.Библиотеки. (915)
  • Африка (76)
  • Аэропорты. Порты. Вокзалы. Станции. (6)
  • Бабочки. Насекомые. Лягушки.Ящерицы. Макрофото. (73)
  • Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели. (72)
  • Белочки,зайчики,ежики,хомячки,морские свинки,мышки (125)
  • Бисероплетение. Плетение. Цветы. Вышивка лентами. (11)
  • В лучах рассвета и заката.Луна.Звездопады.Затмения (45)
  • Варенья, джемы. Фруктово-ягодные заготовки. (44)
  • Весна. (288)
  • Водопады.Гейзеры.Пещеры.Каньоны.Вода.Ледники.Скалы (122)
  • Волки. (74)
  • Вся наша Россия. (623)
  • Вторые блюда. Каши.Завтраки. (305)
  • Выпечка.Тесто. Запеканка. (1214)
  • Вязание. (204)
  • Гонконг. (6)
  • Города мира, деревни, пейзажи городские и сельские (1633)
  • Города России, деревни, пейзажи городские и сельск (475)
  • Грибы. (61)
  • Дельфины. Киты. Касатки. (4)
  • Десерты. Сладости. Кремы для тортов. Из молока. (204)
  • Дети в живописи. (366)
  • Дети.Школа. Девушки. Выпускницы. Молодежь. (23)
  • Дикие кошки: барсы, тигры, леопарды, львы. (175)
  • Диснейленд и аквапарки. Аттракционы. (2)
  • Для детей. (о детях) (170)
  • Для кошек и собак. (2)
  • Дождь,снег,туман,свет в лучах, иней, лед, капли. (35)
  • Дома,домики.Дача,сад,огород,агроуход.Двор.Дизайн. (231)
  • Домашние животные. (107)
  • Драгоценности. Бижутерия. Камни. Минералы. (437)
  • Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. (123)
  • Друзьям. Дружба. (7)
  • Европа. (179)
  • Женский образ.Счастье, любовь, настроение, эмоции. (1009)
  • Живопись. Иллюстрации. Акварель. Искусство. Выстав (7322)
  • Животные. Зоопарки. (349)
  • Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи. (519)
  • Здоровый образ жизни. Домашняя аптечка. (307)
  • Здоровье.Красота.Советы.О продуктах и растениях. (206)
  • Землетрясения,наводнения,вулканы,тайфуны,грозы. (7)
  • Зима. (683)
  • Игрушки. Авторские работы. Музеи игрушек. (49)
  • Из книг. Литературное. Театральное. О художниках (1687)
  • Из мяса, курицы и рыбы. (310)
  • Изделия из полимерной глины и холодного фарфора. (3)
  • Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания.. (30)
  • Иконы. Молитвы. Библейские сюжеты. Таинства. (120)
  • Имена (0)
  • Индия.Непал.Шри-Ланка.Маврикий.О-ва Индийского оке (54)
  • Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан (1178)
  • Интересные сайты, ссылки. Энциклопедии, словари. (39)
  • Искусство и музыка Китая, Вьетнама, Тайланда. (226)
  • Искусство Японии, Кореи. (99)
  • Испания. Андорра. Португалия. Мадейра. (156)
  • История вещей, событий, обычаев. Факты.Музеи. (799)
  • История.Имена в истории.События.Память.Музеи. (665)
  • Италия. Кипр. Крит. Капри. Сицилия. Сардиния. (171)
  • Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия. (12)
  • Календарь. (11)
  • Канада и Аляска. (48)
  • Канзаши.Из лент. Квилинг (0)
  • Карнавал.Фестиваль.Парад.Праздник.Игры.Спорт.Салют (4)
  • Кинотеатр.О кинофильмах.Конкурсы.Детские конкурсы (174)
  • Китай.Тибет.Монголия.Гималаи.Бутан.Корея.Бирма. (840)
  • Клипарт.Фотообои. Скрап. Картинки.Коллажи.Фоны. (51)
  • Клипы. Флеш и муз. открытки. Игры. Слайдфильмы. (103)
  • Коллекции. (0)
  • Конфеты. (11)
  • Космос. Вселенная. Астрономия.Планеты.Астрология. (38)
  • Кошки. (883)
  • Красавицы со всего света. и Индийское сари. (1)
  • Краски подводного мира.Рыбы. Ракушки. Светлячки. (31)
  • Крэйзи-квилт и шеби-шик. Пэчворк. (1)
  • Куба.Карибы.Багамы.Гавайи.Канары.Мартиника.Доминик (21)
  • Куклы.( Игрушки.) Авторские работы. (111)
  • Легенды.Мифы. Предания. Приметы. Обычаи. (132)
  • ЛЕТО*** (147)
  • Лисички. Еноты. Выдры. Барсуки. Мангусты. Сурки. (97)
  • Личное. Семейный альбом. Родня. Корни. (41)
  • Лошади. (194)
  • Мама. Материнство. (бабушки, дедушки). (43)
  • Масленица. Вербное воскресенье. Пасха. (137)
  • Маяки. Мельницы. (7)
  • Медведи. Панды. Росомахи. Коалы. (107)
  • Мексика. (21)
  • Мелодии танго, вальса.Романтические мелодии.Марши. (38)
  • Мифологическое. Античное. Ангелы, феи, эльфы. (131)
  • Мода.Стиль. Наряды. Купальники. Духи. Ароматы. (147)
  • Море. Океан. Волна. Серфинг. Парусники. (184)
  • Москва. (73)
  • Музыка для души и настроения. Релаксация. (83)
  • Музыка из кинофильмов. (14)
  • Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли. (28)
  • Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент (166)
  • Музыка: Адажио. Аллилуйя. Аве Мария. (5)
  • Музыка: аккордеон! баян. Фортепиано.Балалайка. (11)
  • Музыка: гитара, скрипка, саксофон, труба. (19)
  • Музыка: Джаз. Блюз. Баллада. (13)
  • Музыка: классика. (211)
  • Музыка: ретро. (27)
  • Музыка: Рок-н-ролл. Твист. Фокстрот. (0)
  • Мультики, музыка , видео, кино, песни для детей. (47)
  • Напитки. (124)
  • Настроения. Увлечения. Мечты.Развлечения. Игры. (45)
  • Натюрморты. Букеты. Милые вещицы. Маски (1561)
  • Небеса. (3)
  • Нежное. (0)
  • Новогодне-рождественская музыка и фильмы. Стихи. (112)
  • Новогодне-рождественские города и базары. (41)
  • Новогодне-рождественские рецептики. (24)
  • Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления (116)
  • Новогодние карнавальные костюмы. (3)
  • Новогодние поделки.Украшения.Оформления.Игрушки. (106)
  • Новогодняя анимация.Флэш,плееры,разделители.Рамочк (16)
  • Новогодняя живопись, картинки, открытки, клипарт, (347)
  • Норвегия. Швеция.Дания. Исландия. (61)
  • Ночные города..Дороги. Зеркальные отражения. (50)
  • Нужные ссылки, уроки,сайты . (компьютер, Ли.ру, и (59)
  • О войне.О победе.Память. (77)
  • Обряды.Симорон.Приметы.Суеверия.Гороскопы. (186)
  • Озера.Реки. Фьорды. Острова. Каналы. (142)
  • Омар Хайям. Ошо. Конфуций. Н.Рерих. Кипплинг. (10)
  • Оперы. Мюзиклы. Оперетта. Цирк.Вокализ. (40)
  • Оптические иллюзии. (0)
  • Осень. (445)
  • Открытки и картинки С Днем Рождения! (2)
  • Открытки, картинки. (66)
  • Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. (115)
  • Пасхальные идеи и поделки. Открытки, живопись. (67)
  • Первые блюда (125)
  • Песни, исполнители, сборники, группы (Зарубежное). (112)
  • Песни, исполнители,сборники, группы ( Наше.) (243)
  • Петушиный двор. (43)
  • Плейкасты. Мои плейкасты. Плееры. Плейлисты. (14)
  • Подарки.Поделки, украшения, импровизации.Увлечения (82)
  • Позитив от животных и не только. (74)
  • Полезные свойства трав, деревьев,сборы чайные,ягод (56)
  • Полезные советы. (674)
  • Прикладное искусство, творчество мастеров.Выставки (194)
  • Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики. (3130)
  • Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. (492)
  • Птицы. (660)
  • Путешествия. Земля. (2709)
  • Радуга.Северное сияние.Звездопад.Млечный путь. (2)
  • Размышления. Разное. (332)
  • Разные праздники.Памятные даты.Народный календарь. (299)
  • Рамочки.Кнопочки. Баннеры. Разделители. (17)
  • Религии.Святые.Церковь.Православие.Библейские сюже (231)
  • Религиозные праздники и дни. (123)
  • Ретро. (41)
  • Рецепты. Меню. Кулинарные секреты.Дизайн еды. (460)
  • Родной край. Мой город. (1)
  • Рождество. (0)
  • Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка. (63)
  • Рукоделие . Декор. Идеи к праздникам.Интерьер. (56)
  • Русалка. (0)
  • С Днем Рождения. (18)
  • Салаты. Закуски. Бутерброды. Паштеты. (954)
  • Санкт-Петербург и его окрестности. (87)
  • Святой Валентин (день влюбленных). (0)
  • Семейное. Родство. Предки. Свадебное.Обычаи. (102)
  • Сергей Рахманинов. (7)
  • Сказочное. Детское.Наивное.Детские игры, забавы. (297)
  • Сны. Ночь. Спокойной ночи. Колыбельные. (19)
  • Собаки. (381)
  • Совы. (71)
  • Соленья. Маринады.Заморозки.- Заготовки. (101)
  • Соусы, кетчупы, специи, пряности,подливки, майонез (86)
  • Статуэтки. Фигурки. Шкатулочки. Часы. Посуда. (365)
  • Стихи.Сонеты.Баллады.Колыбельные.И стихи-детям. (658)
  • Схемы. (391)
  • Таиланд.Вьетнам. Камбоджа. Мьянма. Сингапур. Лаос. (78)
  • Танцы. Балет.Театр. (52)
  • Татьянин день (5)
  • Тихий океан. Острова в Тихом океане. (5)
  • Торты. (73)
  • Транспорт. (Машины, корабли, самолеты) Дороги. (13)
  • Турция.Египет.Эмираты.Афганистан.Иран.Ирак.Сирия (83)
  • Тюлени. Морские котики.Нерпы. Пингвины. Выдры. (22)
  • Украина, Беларусь, Прибалтика.Молдова. (49)
  • Уроки. Помощь. (61)
  • Уход за волосами, прически. (3)
  • Уход за собой. (22)
  • Уютный дом. Декор. Интерьер дома, в саду, в офисе. (225)
  • Фарфор. Керамика. Стеклянные фантазии. Хрусталь. (175)
  • Филиппины. Индонезия. Малайзия. Бали. Ява. (30)
  • Фонтаны. Фонари. Скамейки. Лазерные шоу. (4)
  • Фото.Компьютерная графика.Цифровая живопись. (9)
  • Фотографии (мои, семейные, личные) (40)
  • Фотошоп,фоторедакторы,фотоаппарат.Футажи.Видео. (14)
  • Франция. Монако. (151)
  • Фруктово- ягодно- овощное. (76)
  • Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме. (160)
  • Храмы. Соборы. Монастыри. Церкви. Часовни. (323)
  • Цветущие:Сакура.Багульник.Сирень.Черемуха.Сады. (55)
  • Цветы комнатные. Советы по цветоводству. (51)
  • Цветы. Растения. Легенды о цветах. Всё о цветах. (555)
  • Цитаты, мудрости, высказывания, афоризмы, заповеди (169)
  • Чайно- кофейное. (104)
  • Часики, эпиграфы, календари , таймеры, погода. (4)
  • Черно-белое фото и черно-белый рисунок карандашом. (28)
  • Шитье. Переделки. Вышивка. (66)
  • Школьно-дошкольное. Тем, кто хочет учиться, все зн (88)
  • Шляпки. Тюрбан. Чалма. Головные уборы. (2)
  • Шоколад. (4)
  • Шотландия. Великобритания. Ирландия. (159)
  • Этикет.Психология.Культура.Воспитания.Отношения.Те (119)
  • Юмор. Приколы. Позитив. Веселое настроение. (93)
  • Юридическая помощь. Консультации. (1)
  • Япония. (56)
Читайте также:  Время наполнения бассейна формула

Поиск по дневнику

Статистика

1922 Из альбома «Версаль». Бенуа Александр Николаевич

1922 Из альбома «Версаль». Бенуа Александр Николаевич

Bo4kaMeda


01. Бенуа Александр Николаевич
Альбом «Версаль»
Обложка 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (200 х 290)
РГБ

Версаль – бывшая резиденция французских королей, грандиозный дворцово-парковый ансамбль, построенный в 1661-1666 для «короля-солнце» Людовика XIV. Строительством руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а парк создал Андре Ленотр. Архитектура и парки Версаля были любимой темой Бенуа. По 8-10 часов он рисовал в парках, затем дома приводил свои работы в порядок и создавал композиции на темы из жизни XVIII века.



02. Бенуа Александр Николаевич
Вид из окон аттика дворца
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (150 х 220)
РГБ.


«О Версале я слыхал и виды его видел еще в раннем детстве, но познакомился я с ним ближе, когда мне было 13 лет и когда я украдкой зачитывался томиками Александра Дюма, наполнявшими запретные для меня задние ряды отцовской библиотеки. До тех пор Версаль был одной из бесчисленных диковин заграницы, с этого же момента я открыл в себе, что связан с ним какой-то личной связью, что он мне «родной» … И то же ощущение чего-то лично близкого, давно знакомого, «родного» я почувствовал в еще большей степени, когда впервые наяву ступил на хрусткий гравий садовых площадей и улиц Версаля, когда меня овеяла его суровая, как морской воздух, атмосфера, пронизываемая неустанными ветрами, когда передо мной во все стороны раскинулись безграничные, опять-таки как море, пространства…».

Бенуа А. Н. «Версаль».
Вступительная статья. Петербург, 1922. С.11.

Читайте также:  Коттедж с подогреваемым бассейном



03. Бенуа Александр Николаевич
Вид с эспланады дворца в сторону Большого Канала
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография
230 х 320 (130 х 230)
РГБ.


«Когда в нелюдный день выходишь на дворцовую эспланаду и перед глазами во все стороны раскрываются безграничные пространства, и все, что обнимает глаз, является одним стройным целым, одной исполинской архитектурой, то невольно каждый раз захватывает дух и овладевает то чувство, которое, вероятно, владело греками в Олимпии или в Дельфах. Окружаешься, окутываешься «божественным». И идея «царственности» несомненно присуща этому целому».

Бенуа А. Н. «Версаль».
Вступительная статья. Петербург, 1922. С.14.



04. Бенуа Александр Николаевич
Бассейн Нептуна
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (140 х 220)
РГБ.

«Версаль был предназначен для того, чтобы вещать о величии короля, но если вслушаться в его нашептывание, то легко различите нечто совершенно иное – символ веры о человеческом величии вообще, догму разлитой во всем мироздании красоты, догму осознанной человечеством красоты».
Бенуа А. Н. «Версаль».
Вступительная статья. Петербург, 1922. С.14.



05. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau» в майский вечер
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (125 х 225)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Версаль прекрасен весной, особенно в яркие апрельские дни, когда свежая, еще не вполне налившаяся шелковистая листва клубится сверкающими на солнце массами, отливая белизной своего обильного цветения».
Бенуа А. Н. «Версаль».
Вступительная статья. Петербург, 1922. С.15.



06. Бенуа Александр Николаевич
Латона. Майский дождик
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (130 х 210)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «По мере того как аллеи освобождаются от пришлого люда, призраки возвращаются в свои владения. Особенно их много в тех рощицах, которые по сторонам аллей замкнуты со всех сторон трельяжами. Иногда в сумерки, когда запад сияет холодным серебром, когда с горизонта медленно наползают сизые тучи, а на востоке потухают громождения розовых апофеозов, когда все странно и торжественно затихает и затихает настолько, что слышно, как падает лист за листом на груды опавшего убора, когда пруды кажутся подернутыми серой паутиной, когда белки носятся как безумные по оголенным верхам своего царства и раздается преднощное карканье галок – в такие часы между деревьями боскетов то и дело мерещатся какие-то не живущие уже нашей жизнью, но все же человеческие существа, пугливо и любопытно наблюдающие за одиноким прохожим».
Бенуа А. Н. «Версаль».
Вступительная статья. Петербург, 1922. С.17.



07. Бенуа Александр Николаевич
Спуск у «Parterre du Nord»
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография.
230 х 320 (155 х 215)
РГБ.

«Весной … по чисто вымытой дождями лазури несутся радостные облака; в «Партере Севера» распускаются, точно перистые султаны, кусты розовато-голубой персидской сирени, дети на не слишком жгучем солнце резвятся с особой легкостью, наполняя зеленые, еще полупрозрачные залы визгом и носясь в своих светлых платьицах между грядами крепких и ярких тюльпанов».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.15.



08. Бенуа Александр Николаевич
Грот Аполлона
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография
230 х 320 (175 х 225)
РГБ.

«Вот Феб, располагающийся на покой в прохладе грота. Неземной красоты юноша протягивает к омовению свои уставшие члены, девушки окружают его с сосудами воды и елеев, тем временем как распряженных коней поят тритоны».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 19.



09. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография. 230 х 320 (145 х 220)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Версаль — храм, Версаль достоин быть местом паломничества. Но, подобно всякой другой святыне, и Версаль имеет свои периоды, когда посещение его и пребывание в нем особенно благотворны, когда божества, живущие в нем, особенно щедры на расточение имеющейся в их распоряжении благодати…».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.14.



10. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография
230 х 320 (135 х 240)

«Тишина и пустынность будней (в Версале) дают воображению сосредоточиться, они не мешают процессу «проявления» лучшего из того, что было в прошлом, и это лучшее, как видение, постепенно проступает на фоне реальных форм. Как-то особенно трогает при этом мысль, что все, что видишь, когда-то служило таким же фоном для пестрой суеты канувших в вечность поколений. В эти дни Версаль есть Версаль – место, не имеющее себе равного в мире, некий исполинский храм под открытым небом…».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.13.



11. Бенуа Александр Николаевич
Один из бассейнов «Parterre du Nord»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (160 х 230)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Вот мраморные времена года, среди коих так величественно жмется от холода титанический старец, в котором Жирардон олицетворил зиму; вот мраморные страны света и среди них удивительная Африка со слоновой мордой в виде головного убора; вот мраморы «часов дня» со знаменитой, точно издающей мягкий утренний свет статуей – «Point du Jour»; вот бронзовые боги главных рек Франции с их притоками; они все расположились вокруг двух больших прудов перед дворцом, они лежат полные царственного величия в непринужденных позах, а рядом с ними малолетние крылатые гении возятся с цветами, ракушками, плодами и морскими чудищами».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.18.



12. Бенуа Александр Николаевич
Спуск у «Parterre du Nord»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (135 х 210)
РГБ

А. Н. Бенуа о Версале: «Осенью Версаль представляется самым роскошным и великолепным, и то, что в этом торжестве есть нечто погребальное, и радостность бесконечно разнообразных зрелищ сочетается с какой-то печалью прощания, лишь способствует особому выявлению его чар. В эти дни и призраки оживают».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.16.



13. Бенуа Александр Николаевич
Пирамида летом
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (160 х 230)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Вот причудливая «Пирамида» — род большой кондитерской «штуки», в которой три подноса вместо сладких рогулек поддерживаются раками, дельфинами и амурами и у подножия которой кружатся парни с рыбьими хвостами».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 18.



14. Бенуа Александр Николаевич
Вид на дворец от «Parterre d`eau»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (150 х 235)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Версаль учит, что Grand Ciecle достоин называться подлинно классическим временем. Его боги и идеи многих его аллегорий (когда они далеки от эфемерных интересов политики) – не взятая напрокат ветошь античности и гуманизма, но нечто самобытное, могучее, дышащее жизнью… И в целом Версаль – не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой. Это монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединенным человеческим усилиям для общих целей».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.14.

Читайте также:  Сколько инструкторов должно быть бассейн



15. Бенуа Александр Николаевич
Спуск к дороге в Сен-Сир
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (150 х 230)
РГБ


16. Бенуа Александр Николаевич
Осенний день у бассейна Аполлона
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (160 х 230)
РГБ.

«С последних дней ноября до марта, за редкими исключениями, Версаль прекрасен спокойной красотой; тут он классичен, тут он дает посвященным особый душевный мир, тут он тихий, несколько угрюмый и печальный, но истинный гигантский храм под открытым небом».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.17.



17. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau». Ноябрь
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (125 х 240).
РГБ


18. Бенуа Александр Николаевич
«Carrefour des Philosophes» зимой
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (160 х 230)
РГБ.

«Но любимыми моими статуями остаются «философы» у перекрестка, носящего их имя- «Carrefour des Philosophes», и 4 статуи божеств покровителей времен года. Статуи философов, в сущности, и не статуи. Лебрен, гениальный распорядитель всего этого «вечного спектакля», пожелал, чтобы этих мудрецов художники изваяли в виде герм; они лишены ног и вместо таковых их соединяют с землей массивные стелы. Но, быть может, именно благодаря этой странности, вид у этих мраморных мудрецов исполнен особого и как бы трагического достоинства. Они кажутся выросшими из почвы и связанными с ней неразрывными корнями. И тем более скорбным кажется их взор, ищущий разгадки бытия, тем героичнее представляется их упорное и несбыточное желание добиться этой разгадки». Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.19.



19. Бенуа Александр Николаевич
Венера. Зимний вечер
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография.
230 х 320 (130 х 225)
РГБ.

«Остальное все благородно серого тона. Особой красочной прелестью пленяют в зимние дни и бронзы. Зимой и летом они убираются рефлексами и контррефлексами. Солнце, падая на края и выдающиеся части, зажигает на них искры, и разбрасывает в разные стороны хитрые световые сплетения; иное неожиданно загорается рубином, в другом месте светится изумруд, а там звучный и яркий сапфир. В зимние дни этих оргий не встретишь; все гаснет, все становится сдержаннее, но насколько же впечатления от этих скромных симфоний волнуют глубже, нежели от тех эффектных. Доминирует зелень и черноватая синева чудесно разложившейся патины, но в глубоких впадинах точно задержались лучи Феба, и в их мгле таясь тлеют золото и пурпур…».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 20.



20. Бенуа Александр Николаевич
Лестница к террасе дворца
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография
230 х 320 (140 х 240)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «… но все же как ни прекрасна осень в Версале, прекраснее ее зима. Тут он пустеет уже совершенно. Еще кое-какие ребятишки и няньки застревают в защищенном с трех сторон «Parterre du Nord», но на всем остальном пространстве его неисходимых парков в иные дни не встретишь ни души. Все пусто, и, благодаря этому, все наполняется завороженностью и той тишиной, которая царит лишь в очень древних и очень почитаемых соборах. Этому настроению способствуют ароматы – то горьковатые, то сладкие, напоминающие кадильный дух и источаемые тлеющими листьями, мхом, стрижеными буксусами и кипарисами, а также сырой, местами вспаханной для будущих насаждений, землей».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.17.



21. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau». Зимний вечер
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (130 х 220)
РГБ.

«Бывает, что в эти дни он покрывается белым покровом снега, среди которого только чернеют куски бронзовых статуй, да вода бассейнов и каналов, отражающих мрак зимнего небосклона. Такие снежные дни очень красивы и поэтичны. Но не о них я думаю, когда говорю о зимнем Версале».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С.17.



22. Бенуа Александр Николаевич
«Parterre d`eau» под снегом
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография
230 х 320 (120 х 245)
РГБ.

А. Н. Бенуа о Версале: «Каждое из божеств времен года расположилось на островках бассейнов, занимающих углы большого квадрата, две стороны которого тянутся параллельно главной аллее – знаменитому tapis vert, поперечные две – параллельно фасаду дворца. Справа находится – Флора – Весна и Церера – Лето; слева Бахус – Осень и Сатурн – Зима. Каждое божество окружено ребятишками-гениями. Когда-то берега бассейнов были изукрашены свинцовыми скульптурами, изображавшими у Весны массивные гирлянды цветов, у Лета – снопы, у Осени – гроздья винограда, у Зимы – голые скалы, но эти украшения уже в XVIII веке были заменены простыми каменными бордюрами, и, пожалуй, это только выгодно для центральных скульптур, которые являются шедеврами лучших мастеров Grand Siecle`a».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 20.



23. Бенуа Александр Николаевич
Пирамида под снегом
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография.
230 х 320 (140 х 120)
РГБ


24. Бенуа Александр Николаевич
«Bassin des marmousets» зимой
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография
155 х 210 (230 х 320)
РГБ


25. Бенуа Александр Николаевич
Фонтан Бахуса зимой
Из альбома «Версаль» 1922
Бумага, литография
230 х 320 (155 х 125)
РГБ.

«Зимой стоит обойти и всех богов воды, лесов и полей, разбросанных по садам Версаля. Летом – они садовые украшения, и их высокие художественные достоинства не сразу оцениваешь. Кажется, точно такие же статуи стоят всюду, и не для того, чтобы их индивидуально разглядывали, а для того, чтобы они «оживляли пейзаж». Напротив, зимой, когда ум как-то помимо сознания встревожен всей картиной окружающей смерти, то невольно глаз ищет напоминаний жизни, и он находит их в этих неподвижных, но одаренных вечной жизнью существах. Принято говорить, что Версаль – музей французской скульптуры, и, действительно, это музей бесподобный, ибо, за малыми исключениями, здесь что ни изваяние, что ни отливок, то шедевр, то рожденное для данного места и все еще полное трепетной жизненности существо!».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 18.



26. Бенуа Александр Николаевич
Общий вид на дворец с дороги в Сен-Сир
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография.
230 х 320 (135 х 220)
РГБ

«Но еще более я жалею о том, что не спустился по лестницам «в сто ступеней» к монументальным воротам на большую дорогу, что не вышел за них и не дошел до своего любимого Курциуса, одиноко скачущего над каменным пламенем среди пригорка, с которого открывается самый внушительный вид на дворец, на его террасы и сходы, на исполинское зеркало «Piece des Suisses»! Оттуда Версаль производит «наиболее вавилонское» впечатление. Оттуда, кроме садов и дворца, видишь часть прижавшегося к ним города, видишь громождения «служб», «министерств» и «казарм», видишь целый мир, необычайно стройный, уравновешенный – какую-то «идеальную civitas», в которой кажется, что жизнь должна протекать в величавом покое, в достойных занятиях, в невозмутимой тишине, вдали от нужды, от распрей и суеты…».
Бенуа А. Н. «Версаль». Вступительная статья. Петербург, 1922. С. 21.



27. Бенуа Александр Николаевич
Общий вид от «Курциуса»
Из альбома «Версаль» 1922 г.
Бумага, литография
230 х 320 (155 х 220)
РГБ.

printsmuseum

.

Источник

Оцените статью