НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНЫМ КУРСАМ
В Белом море продолжительность навигации зависит от ледового режима. Началом летней навигации следует считать момент, приходящийся в среднем на первую декаду мая, когда сплоченность льда становится менее 4 баллов. Окончательно море очищается от льда к 1 июня.
Концом летней навигации для судов с обычным корпусом следует считать момент появления льда в вершинах заливов, который приходится в среднем на начало ноября.
Таким образом, период летней навигации в Белом море длится примерно с 1 июня по 1 ноября, однако в отдельные годы сроки начала и конца летней навигации могут изменяться примерно на месяц в ту или в другую сторону. Зимняя навигация бывает наиболее оживленной в северной части и в Горле Белого моря с марта по май, т.е. во время зверобойного промысла. Под проводкой ледоколов плавание возможно в течение всей зимы.
В течение всего года плавание в Белом море, особенно в его северной части и в Горле, в навигационном отношении довольно сложное. Трудность плавания обусловлена в основном гидрометеорологическими факторами (штормами, сильным волнением, туманами, льдами и течениями), а также большим числом опасностей, лежащих как вблизи, так и вдали от берегов. Вследствие этого при плавании в Белом море надлежит соблюдать особую осторожность.
Плавание в Белом море осуществляется по системе разделения движения судов. Система разделения движения судов показана на картах.
Условия летнего плавания в северной части и Горле Белого моря. При плавании в ясную погоду в северной части и Горле Белого моря, особенно в районе мысов Большой Городецкий и Орлов-Терский Толстый, следует как можно чаще определять место судна, так как здесь в любое время внезапно могут появиться продолжительные туманы. При этом надлежит принимать во внимание действие приливо-отливных течений.
С наступлением тумана плавание в северной части и Горле Белого моря становится затруднительным, а иногда и опасным. Приближаясь к Терскому берегу, нельзя заходить на глубины менее 20 м, а к Зимнему берегу — на глубины менее 10 м, так как рельеф дна на подходах к ним неровный, а глубины уменьшаются резко. Входить в бухты или подходить близко к берегу во время тумана или пурги опасно; в этих случаях лучше всего выждать улучшения погоды, потому что снег здесь обычно идет недолго, «зарядами», и возможно некоторое рассеивание тумана При плавании ранней весной или поздней осенью следует учитывать, что в это время снежный покров сильно изменяет вид берегов Белого моря; если для опознания места необходимо приблизиться к берегу, то надо быть очень осторожным и измерять глубины.
Необходимо иметь в виду, что хотя главная струя приливного и отливного течений в Горле Белого моря и направлена вдоль берегов, однако приливное течение в восточной части Горла обычно прижимает суда к Зимнему берегу и только в 2 — 3 милях от берега идет параллельно ему. При этом струя приливного течения идет от острова Сосновец поперек Горла по направлению к мысу Инцы и к устью реки Зимняя Золотица, а струя отливного течения — в обратном направлении. Плавание в северной части и в Горле Белого моря осуществляется преимущественно вдоль Терского берега по так называемому Терскому фарватеру. Этот фарватер проходит недалеко от берега и является наиболее глубоководным. В отдельных случаях можно идти вдоль Канинского берега, но для этого необходимо хорошо знать местные условия плавания.
Условия зимнего плавания в северной части и Горле Белого моря. Зимой и весной плавание в северной части и Горле Белого моря затруднительно и зависит от состояния льда. Состояние льда и его дрейф определяются главным образом приливо-отливными течениями. Интенсивность и направления передвижения ледяных масс зависят также от силы и продолжительности ветров. Поэтому при плавании во льдах в Белом море нужно прежде всего учитывать направление течений и соответственно этому выбирать наиболее выгодные курсы. Нужно иметь в виду, что у мысов, где почти всегда наблюдаются периодические сжатия и разрежения льдов, можно встретить или сплошной лед, или чистую воду. Между мысами лед бывает менее сплочен, однако и чистую воду встретить здесь трудно. Ожидать вскрытия прохода, загроможденного льдами, следует только у мысов. Нужно всегда избегать пространств сплоченного льда, находящегося в спокойном состоянии, потому что здесь ожидать подвижки или разрежения льда бесполезно. Попав в такое место, следует как можно скорее выйти из него к ближайшему мысу — на течение.
В Белом море господствующие течения и рельеф дна способствуют образованию районов, где лед обычно бывает уплотнен (колоба и остроги), и районов, где лед находится преимущественно в разреженном состоянии (разделы). Так, вдоль Терского берега от реки Поной до острова Сосновец тянется Понойский колоб, а восточнее этого колоба в северной части моря располагается Моржовско-Вороновский раздел, где лед при отливном течении регулярно разрежается. Одна из острог находится в Мезенском заливе между островом Моржовец и банками Северная Сибиряков Несяк и Южная Сибиряков Несяк.
При плавании во льдах в северной части и Горле Белого моря сначала следует придерживаться тех же курсов, что и при плавании летом по чистой воде, т.е. идти из Баренцева моря Терским фарватером до островов Три Острова, а затем пробиваться к острову Моржовец.
От острова Моржовец нужно следовать на юг к Зимнему берегу Горла с расчетом пройти мыс Воронов не ближе чем в 10 милях, остерегаясь Кедовских кошек, которые нужно оставлять к востоку. Следуя вдоль Зимнего берега Горла Белого моря, можно использовать встречающиеся здесь периодические сжатия и разрежения льдов. В Двинском заливе плавание вдоль Зимнего берега возможно только при отжимных ветрах.
Мореплавателю, незнакомому с ледовыми условиями плавания, должны плавать под проводкой лоцмана.
Если нет ледоколов для проводки, то следует дождаться очищения моря от льда в ближайшем порту Баренцева моря. В случае же необходимости входа в Белое море рекомендуется идти в него после периодов южных, юго-западных и западных ветров, которые рассеивают беломорские льды и выносят их в Баренцево море.
Условия летнего плавания в заливах Белого моря. Плавание в Meзенском заливе вследствие его мелководности является довольно затруднительным, но благодаря наличию фарватеров, ведущих в реку Мезень, оно вполне безопасно при условии частых навигационных определений места судна.
В Мезенский залив ведут два фарватера. Первый фарватер ведет от мыса Конушин; он мелководен, удален от береговых ориентиров и поэтому может быть использован лишь при хорошем знании местных условий плавания. Входить в Мезенский залив рекомендуется только фарватером Южный Мезенский. Этот фарватер ведет между островом Моржовец и Абрамовским берегом; плавание по нему относительно безопасно при условии возможно частых навигационных определений места судна. При входе в Мезенский залив этим фарватером нужно учитывать, что между островом Моржовец и мысом Воронов приливное течение втягивает судно в залив, а отливное течение относит его в обратном направлении. Течения вокруг острова Моржовец и вблизи лежащих возле него банок, которых особенно много к SW и SO от острова, имеют неправильный характер. Следуя Мезенским заливом далее к устью реки Мезень, нужно наиболее мелководные места фарватера проходить в начале или в половине прилива. Проходить мелководья в полную воду крайне опасно.
При плавании по Мезенскому заливу, в особенности при входе в реку Мезень, необходимо измерять глубины.
Плавание в Онежском и Кандалакшском заливах затруднено множеством островов, банок и других опасностей. Поэтому для плавания в этих заливах требуется хорошее знание района и фарватеров или проводка лоцмана.
Условия плавания в Двинском заливе более благоприятны, чем в других заливах Белого моря. Этот залив достаточно глубоководен и навигационных опасностей вдали от его берегов нет.
Источник
Белое море открылось для грузоперевозок навигации 2022 года
24 мая в рейс из порта Архангельск назначением в портопункт Умба вышел теплоход серии «река-море» «Балтийский -108». Таким образом — начаты грузоперевозки по Белому морю в навигацию-2022.
Порт в закрытой от всех ветров бухте на Терском берегу Белого моря был незаслуженно забыт на полвека. Идею его возрождения решили реализовать местные предприниматели: сделан расчет на добычу камня из карьера, расположенного рядом с поселком, отправку щебня по морю в ближние и дальние порты Арктики. Известно, для нужд строителей и дорожников Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов необходимо тысячи и тысячи тонн щебня. До недавнего времени его поставки шли из Карелии железнодорожным или речным, и только потом морским транспортом.
Первое грузовое судно пришло в Умбу за щебнем в 2016 году, экспериментальную партию в количестве 1800 тонн ООО «Техпром» отправило в адрес Архангельского речного порта. И уже к следующей навигации грузоотправитель подготовил причал с бетонированным основанием, на крепких сваях — место швартовки судов длиной до 70 метров и с осадкой семь метров и грузоподъемностью более трех тысяч тонн. Вот уже пять лет портопункт Умба стабильно работает в период навигации; суда компаний из Архангельска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода везут щебень в Нарьян-Мар, на Варандей и Харасавей, в Сабетту.
Banchero Costa прогнозирует поставку в этом году около 69 новых танкеров суммарным дедвейтом 4,69 млн тонн.
Механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по Северному морскому пути был запущен в 2022 году.
Источник
На Беломорско-Балтийском канале открылась 90-я юбилейная навигация 2023 года
В этом году ФБУ «Администрация «Беломорканал» будет отмечать 90 летний юбилей со дня ввода в эксплуатацию канала. Беломорско-Балтийский канал соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократил путь из Балтийского моря в Белое на 4000 км. В настоящее время канал — крупнейшее межбассейновое соединение на северо-западе страны.
Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского канала; трассы Онежского озера от пунктов Вытегра и Вознесенье до Повенца (шлюз № 1 ББК), Петрозаводска, Кондопоги, о. Кижи, реки Водла, а также соединительные хода озера Выгозеро от города Сегежа до основной трассы ББК и пункта отгрузки леса в посёлке Валдай.
Беломорско-Онежский бассейн имеет свои особенности. Главная из них — это сочетание озёрных и речных условий плавания. Существенно отличаются условия выполнения путевых работ и применяемые схемы расстановки знаков навигационной обстановки. На трассе Беломорско-Балтийского канала и озере Выгозеро, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водла применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озёрах ВВП, а в Онежском озере — кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС) регион А.
Судоходные пути проходят по Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областям.
Общая протяжённость внутренних водных путей в границах бассейна составляет 3 095,5 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 1 690,5 км.
В Беломорско-Онежском бассейне внутренних водных путей при благоприятных гидрометеорологических условиях и ранним началом очищения ото льда судоходных трасс Онежского озера и р. Водла открылось судоходство с 27 апреля 2023 года. На акватории Онежского озера прошли пробные рейсы судов с ледовым классом «ОТ-2443» с «Волго-Дон-163» по маршруту Вознесенье-Роп-Ручей.
Диспетчерское регулирование движения судов, работа технологической связи и передача прогнозов погоды осуществляются с 08 час. 00 мин. 28 апреля 2023 года.
Судоходство по трассам Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей показывает динамичный рост по сравнению с показателями стартового периода навигации прошлого года.
За период судоходства с 28 апреля 2023 года по 18 мая 2023 года в Беломорско–Онежском бассейне перевезено 674,68 тыс. тонн. грузов, что на 10,1 % больше, чем в соответствующем периоде 2022 года.
По номенклатуре перевезённые грузы распределились следующим образом:
— минерально-строительные грузы – 74,1%,
— лесные – 9,0 %.
Наибольшее количество минерально-строительных грузов отправлено из портопунктов Щелейки, Роп-Ручей, Хоугуя назначением, в основном, на Москву и Нижний Новгород.
По пассажирским перевозкам на внутренних водных путях Беломорско-Онежского бассейна наблюдается небольшой рост на 8,4%, чем в соответствующем периоде 2022 года. В основном туристические направления: о. Кижи, г. Петрозаводск.
Источник