Бассейны с гимнастика для детей

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» — выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Читайте также:  Растения пруда 4 класс

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Источник

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

Екатерина Бережнова
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

микрорайон Геолог, д. 15, п. Тазовский район, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629350 тел. 8(34940)2-19-20, raduga – taz@mail.ru .

Мастер — класс

На тему: «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»

Бережнова Екатерина Николаевна

Цель мастер-класса: знакомство с особенностями организации дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

1. показать значение дыхательной гимнастики как составляющей аквааэробики;

2. познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

3. обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Форма проведения мастер-класса:

практикум с презентацией.

Оборудование: пластмассовые тарелки – плоские, трубочки, манная крупа, конструктор, листки бумаги квадратные, деревянные палочки с ленточкой и на краю ленточки снежинка, пластмассовые бутылки 0,5л. наполненные водой с мылящем средством.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемое жюри! Хотелось бы с вами сегодня поговорить о дыхательной гимнастике как составляющей аквааэробики в обучении дошкольников плаванию.

2. Теоретическая часть.

В настоящее время происходит увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Слайд 2. Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально — волевых качеств, закаливанию организма.

В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками.

Слайд 3. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения рук и ног с дыханием. Слайд 4. Наиболее эффективной формой обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию, для устранения недостатков и для достижения хороших результатов является аквааэробика. Аквааэробика — выполнение различных упражнений в воде под музыку в умеренном темпе с элементами плавания, гимнастики, хореографии.

Слайд 5. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях аквааэрбикой, способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Слайд 6. Регулярные занятия в бассейне формируют правильное дыхание, развивают легкие, укрепляют дыхательные мышцы. Очень важно, что при этом одновременно происходит и закаливание организма.

Под влиянием систематических занятий плаваниему детей происходит следующее:

отчетливое урежение частоты дыхания как в покое (25 раз в минуту, так и при нагрузках (в среднем 70 раз в минуту у детей 5 – летнего возраста);

— увеличиваются резервные возможности дыхания;

— отчетливо возрастает жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) – до 1800 – 2100см кубических;

— большее количество кислорода используется из литра вентилируемого воздуха;

— возрастает кислородно-транспортная функция кровообращения;

— растет кислородная емкость легких;

— совершенствуются механизмы тканевого дыхания;

— улучшается нейрогуморальная регуляция дыхания при мышечной работе;

— обеспечивается лучшее согласование работы дыхания с мышечной и другими функциональными системами организма;

— отмечается нарастание процессов экономизации системы дыхания в условиях покоя и при стандартных физических нагрузках.

Слайд 8. Предлагаю сегодня вашему вниманию несколько интересных дыхательных упражнений, которые я использую на своих занятиях. Эти упражнения способствуют развитию жизненной емкости легких, укреплению дыхательных мышц грудной клетки. Подобные упражнения мы используем на занятиях в бассейне, в вы можете использовать на любых своих занятиях как двигательную разминку или релаксацию.

3. Практическая часть.

1. Делаем глубокий вдох и медленный выдох на пальцы рук.

2. Глубокий вдох, сильный выдох на пальцы рук так, чтобы им было прохладно (повторить 3 раза).

2. Дыханием «нарисовать» в воздухе геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

3. «Рисунок через трубочку». Представим, что трубочка — это карандаш. Делаем глубокий вдох, медленно выдыхаем, рисуя на манке, например круг, солнышко.

4. «Футбол». Из конструктора строим на противоположном крае стола ворота. Перед собой положим мячик из бумаги. Задача – забить мяч в ворота.

Читайте также:  Медный купорос бассейн концентрация

5. Аэробика с ленточками. На палочке прикреплена ленточка, на конце ленточки – снежинка. Сделать глубокий вдох. На выдохе нужно подуть на снежинку, поворачиваясь влево, вправо, в центр.

6. «Пузырьки». Сделать вдох через нос, выдох через рот в бутылочку через трубочку в воду с мыльным средством.

Слайд 9. Все эти упражнения повышают функциональные возможности дыхательной системы.

Слайд 10. Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. А сейчас я вам предлагаю оценить проведенный мастер-класс. На доске вы видите олимпийские кольца. Каждое кольцо имеет свое значение. Попрошу вас выбрать то кольцо, которое отражает ваше мнение о представленном материале. Благодарю вас за участие в моем мастер-классе.

Источник

Полный комплекс упражнений ЛФК в бассейне

Гидрокинезотерапия, аквааэробика, лечебное плавание – все эти термины подразумевают лечебную гимнастику, выполняемую в бассейне. Такой вариант ЛФК включает комплекс упражнений в воде и специальные методики плавания, оказывающие оздоравливающее воздействие на организм. Водные процедуры показаны очень разнородной группе пациентов: взрослым, пожилым людям, детям с младенческого возраста, беременным женщинам. Важно лишь правильно подобрать гимнастический комплекс и заниматься регулярно.

Общие рекомендации для занятий в бассейне

Повысить эффективность гидрокинезотерапии можно, прислушавшись к следующим советам:

  • Делать упражнения следует под контролем инструктора, имеющего специальное образование, хотя бы несколько первых тренировок;
  • Начинать и заканчивать аквааэробику нужно плаванием. Плавать можно на спине или на животе (это зависит от особенностей заболевания), не останавливаясь, 4-5 минут;
  • Между последним приемом пищи и началом тренировки должно пройти не менее получаса;
  • Температура воды может варьировать в пределах 28-30°С;
  • Общая продолжительность нахождения в воде не должна превышать 45 минут;
  • Если вы еще не научились свободно лежать на воде, то можно воспользоваться спасжилетом;
  • 5-10-минутные нагрузки должны прерываться отдыхом;
  • Нельзя выполнять резкие, быстрые движения, даже если после погружения вы чувствуете уменьшение боли и скованности. Не забывайте также, что в период лечения осторожность надо соблюдать и на суше: запрещено поднимать тяжести, работать с наклоном вперед, как, например, при пилке дров, сельхозработах;
  • После завершения сеанса желательно принять контрастный душ и попить горячего чая.

Существует четыре вида лечебной гимнастики в бассейне

  1. Дыхательная гимнастика. Показана не только при бронхиальной астме и бронхитах, но и для беременных, пациентов с расстройствами сердечно-сосудистой системы и с астенией. При погружении в воду грудной клетки вдох затрудняется, но облегчается выдох, повышается кровенаполнение легких, а дыхательная мускулатура преодолевает большее сопротивление. Все эти факторы повышают эффективность дыхательных упражнений.
  2. Пассивные тренировки. Проводятся для больных с параличами, тяжелыми суставными патологиями и скелетными травмами, для детей грудного возраста. При этом необходима помощь инструктора ЛФК: нужно держать человека выше уровня парализации и помогать ему в выполнении определенных гимнастических элементов.
  3. При активных занятиях физические нагрузки могут быть самыми разнообразными в зависимости от цели лечения. Делают упражнения на разные группы мышц, используют специальные гимнастические снаряды, чередуют упражнения в бассейне и на суше.
  4. Лечебное плавание назначают при болезнях позвоночника, неврологических расстройствах и нарушенной координации. Максимальному расслаблению мышц способствует плавание брассом или на спине. Лечебный брасс имеет некоторые технические отличия – медленный или средний темп, движения рук в горизонтальной плоскости, гребок выпрямленными руками.

Плаванием можно улучшить состояние при грыже диска на пояснице, при этом плавать разрешается как на спине в свободном стиле, так и на животе кролем.

Кому на пользу, а кому во вред

При многих заболеваниях водная физкультура помогает добиться улучшения состояния и ускорить выздоровление. Она имеет разнообразные и многочисленные показания:

  • Неврологические заболевания вследствие поражения головного, спинного мозга, периферических нервов, проявляющиеся снижением мышечной силы, высоким тонусом и атрофиями;
  • Нарушение равновесия и координации движений;
  • Болевые синдромы, связанные с патологией позвоночника (остеохондроз, грыжа межпозвонкового диска, сколиоз и другие изменения осанки);
  • Восстановительный период после операций на позвоночнике;
  • Заболевания суставов (артриты, остеоартрозы, подагра) в подостром периоде и патология сухожилий, связок и мышц (миозиты, тендовагиниты) в период ремиссии;
  • Астенизация организма – нервное истощение, повышенная утомляемость;
  • Восстановление после операций, травм, длительной болезни, когда человек вынужденно ограничивал физическую активность продолжительное время;
  • Беременность, подготовка к родам;
  • В детской практике: врожденные и приобретенные неврологические болезни (ДЦП, перинатальная энцефалопатия, полиомиелит), недостаточное физическое развитие.

Несмотря на все положительные моменты, ограничений для аквааэробики тоже немало:

  • Открытые повреждения кожных покровов;
  • Наличие венерических заболеваний, например, сифилиса, гонореи, трихомониаза;
  • Инфекционно-воспалительные болезни кожи;
  • Аллергия на хлор;
  • Воспалительные заболевания глаз и ушей;
  • Осложненное течение беременности;
  • Эпилепсия;
  • Психические расстройства;
  • Недержание мочи и кала;
  • Камни в почках или желчном пузыре;
  • Тяжелые нарушения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Синдром позвоночной артерии с обморочными состояниями;
  • Острые инфекционные процессы в организме любой локализации.

Перед посещением бассейна все пациенты обязательно должны быть осмотрены не только лечащим доктором, но и дерматовенерологом, терапевтом, врачом ЛФК для выявления возможных противопоказаний.

Читайте также:  Уличный фонтан или водопад

Подготовка к водным занятиям

Тренировки в воде имеют ряд особенностей, связанных с тем, что в водной среде уменьшается сила тяжести, и люди с тяжелыми заболеваниями могут выполнять гимнастические элементы, которые вызвали бы у них затруднения на суше. Тем не менее организму нужно подготовиться к занятиям в другой гравитационной среде.

Полное погружение туловища под воду в значительной степени облегчает нагрузку на позвоночник, но повышает сопротивление для дыхательной мускулатуры. Поэтому дыхательная гимнастика в воде более эффективна и широко применяется для лечения хронических заболеваний системы дыхания.

Прежде чем непосредственно приступать к гидрокинезотерапии, необходимо подготовить мышцы, выполнив несколько упражнений для суставов на суше. Разминку начинают с рук и плечевого пояса, затем переходят на ноги, а напоследок выполняют несколько гимнастических элементов для позвоночника и туловища.

После погружения в бассейн рекомендуется просто поплавать 5 минут в свободном темпе, чтобы адаптироваться к пребыванию в воде. Организм привыкнет к изменившемуся весу, перейдет к другому биомеханизму дыхания и будет готов к водной тренировке.

Полезное видео – Профилактика остеохондроза. 7 эффективных упражнений в бассейне

Гимнастика в бассейне для воздействия на мышцы спины, бедер и ног

Такая гимнастика широко применяется для лечения остеохондроза и его осложнений. Зайдите в бассейн поглубже, чтобы вода покрывала плечи. Так вы уменьшите статическое давление на позвоночник, увеличите расстояние между позвонками, и двигаться станет легче.

  1. Исходное положение (И. П.) тела – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед внутрь ладонями. На выдохе отклоняемся кзади, вытянутые руки заводим через стороны за спину, голову запрокидываем назад, на вдохе занимаем И. П. Внимание! Данное упражнение нужно выполнять с осторожностью при остеохондрозе шейного отдела и синдроме позвоночной артерии.
  2. Заводим за спину руки и соединяем в замок. Быстрым движением поднимаем их кверху, соединяя лопатки.
  3. Выполняем приседания с упором то на правую, то на левую ногу.
  4. Вытягиваем руки вверх и делаем наклоны корпусом попеременно вправо-влево. Затем описываем туловищем круги, прогибаясь в пояснице.
  5. Перейдите в более мелкое место, обопритесь руками о дно, ноги и корпус вытяните по поверхности воды, между голеностопными суставами зажмите резиновый мячик. Опускайте ноги с мячом ко дну, держа спину ровно.
  6. Плаваем на спине, отталкиваясь от бортиков бассейна выпрямленными ногами.

Гимнастика в бассейне для воздействия на мышцы живота

Такой комплекс специальной лечебной гимнастики направлен на проработку мышц пресса после операций на брюшной полости, беременности и родов.

  1. И. П. – стоя по плечи в воде с вытянутыми вперед руками. На вдохе нужно подпрыгнуть вверх и прижать колени к животу, на выдохе вернуться в И. П.
  2. В прежней позиции делаем махи ногами вверх, доставая ими до вытянутых рук, возвращаем ногу в исходное положение, описывая полукруг через сторону.
  3. Выполняем аналогичное задание, только ноги поднимаем перекрестно: правую – к левой руке, левую – к правой.
  4. Встаньте в позу звезды, широко расставив ноги и разведя руки. Поворачиваем корпус в стороны, не двигая тазом.
  5. Теперь наоборот: рисуем круги тазом, положив ладони на талию и прочно зафиксировав плечевой пояс.
  6. Встаем ровно, руки опущены вниз, ладони держим горизонтально. Делаем быстрые наклоны в стороны, как бы отталкиваясь руками от воды.

Гимнастика в бассейне для снижения веса и коррекции фигуры

Данные упражнения направлены на уменьшение запасов подкожного жира в наиболее проблемных местах.

  1. Встав в воде по шею, имитируйте движения рук, как в плавательном стиле «баттерфляй».
  2. Выйдите в более мелкую воду, чтобы она доставала до пояса. Бегаем на месте, высоко выбрасывая колени.
  3. Присядьте на корточки, вода должна скрывать плечи. Выпрыгивайте из воды максимально высоко. При этом вы должны чувствовать напряжение больших ягодичных мышц.
  4. Теперь усложним задание: прыгая, старайтесь повернуться вокруг своей оси.
  5. Лягте на водную поверхность, придерживаясь за бортики бассейна. Описывайте круги ногами поочередно внутрь и наружу.
  6. В том же положении выполняйте упражнение «ножницы», скрещивая ноги попеременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Расслабляющий комплекс

Он необходим для снятия спазмов при болях в спине и неврологических патологиях, а также для общего расслабления организма. После напряженного трудового дня целесообразно провести время в бассейне, уделяя внимание расслабляющим занятиям.

  1. В течение 5 минут лежим на воде в позе звезды, руками можно совершать движение вверх-вниз. Если лежать на воде без подручных средств не получается, то можно воспользоваться спасательным жилетом.
  2. Лежа на водной поверхности попеременно сводить ноги, вытягивая руки в стороны, и разводить ноги, прижимая руки к туловищу.
  3. 4-5 минут поплавать «по-собачьи».
  4. Перевернуться на спину и плавать 5 минут, делая размашистые гребки руками.
  5. Завершите занятие короткой респираторной гимнастикой, успокаивая дыхание.

Водные упражнения и плавание при болезнях опорно-двигательного аппарата, нервной, дыхательной систем, сердца и сосудов помогают быстрее восстановить нормальную работу организма. Однако подход к лечению должен быть комплексным. Водные процедуры нужно сочетать с медикаментозным лечением, массажем, физиотерапией.

Видео – Простой комплекс упражнений в воде

Источник

Оцените статью