Бассейны неврологии для детей

Содержание
  1. Плавание для особых детей — ДЦП
  2. Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.
  3. ЧТО ТАКОЕ ДЦП?
  4. ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
  5. КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?
  6. КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?
  7. МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН
  8. Лечебное плавание
  9. Лечебное плавание для детей до 7 лет
  10. Основные состояния и заболевания, при которых показано лечебное плавание:
  11. Каковы механизмы лечебного воздействия водной среды?
  12. Лечение заболеваний у детей с особенными потребностями
  13. Помощь при ДЦП
  14. Работа с аутизмом
  15. Допуск к лечебному плаванию
  16. Что взять с собой:
  17. Противопоказания:
  18. Комплексный подход к лечению — залог эффективности:
  19. ЛФК, массаж, физиотерапия, остеопатия
  20. Занятия с психологом и логопедом
  21. Врачи и ученые о раннем и грудничковом плавании
  22. Предыстория
  23. Почему стоит верить тем, кто ЗА
  24. О пользе плавания словами врачей и ученых
  25. Что говорят противники раннего плавания?
  26. При каких условиях занятия в бассейне приносят пользу?

Плавание для особых детей — ДЦП

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.

Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

Источник

Лечебное плавание

Лечебное плавание для детей до 7 лет

Лечение движениями в воде — любимая терапия для многих детей. Вода — интересное место для изучения мира и собственного тела, являющееся естественным мотиватором для новых достижений. В воде дети становятся более подвижными и учатся владеть своим телом. Недаром Вы часто слышите, как дети визжат, смеются и плещутся в воде с явным восторгом!

Вода предлагает им поддержку и возможность значительно преуспеть в решении задач, которые могут быть еще тяжеловаты для них на суше.
Лечебное плавание проводится по назначению врача в специальном оборудованных для каждого возраста бассейнах под непосредственным руководством опытных инструкторов. Главный залог успеха в лечении — регулярность занятий (не реже 2-х раз в неделю).

Основные состояния и заболевания, при которых показано лечебное плавание:

  • Нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус).
  • Мышечная слабость.
  • Нарушения баланса тела и осанки.
  • Избыточная масса тела и ожирение.
  • Снижение выносливости.
  • Ограниченная мобильность.
  • Последствия травм опроно-двигательного аппарата.
  • Аномалии развития конченостей
  • Миофасциальные боли.
  • Ювенильный ревматоидный артрит.
  • Последствия травмы головного мозга, позвоночника.
  • Церебральный паралич.
  • Аутизм.
  • Ювенилный диабет.
  • Бессоница, нарушения аппетита, синдром недостаточности внимания.

Каковы механизмы лечебного воздействия водной среды?

Снижение нагрузки на суставы. Выталкивающие действие архимедовой силы воды поглощает часть веса тела, что снижает нагрузку от массы тела на суставы и позволяет проводить лечебные занятия в большем объеме, чем на суше.

Сопротивление воды в сочетании с плавучестью. Вязкость воды позволяет создавать интенсивную нагрузку для скелетных мышц, сердца и дыхательной системы снижая нагрузку от веса тела, что позволяет разрабатывать суставы и тренировать мышцы даже для ослабленных маленьких пациентов.

Аэробная нагрузка. Плавание является аэробным видом тренировки, одним из эффектов которой является выраженное противовоспалительное действие. Кроме того, значительное потребление кислорода требует интенсивной работы дыхательной и сердечно сосудистой системы, что приводит к их укреплению при регулярных тренировках. Также при плавании расходуется больше энергии, чем, например, при беге. Давление воды. Создает дополнительную нагрузку на дыхательные мышцы, тренируя их и оказывает массажное воздействие на поверхность тела, улучшая кровоснабжение тканей.
Температура воды. Теплая вода способствует понижению тонуса мышц, повышению эластичности связок. Прохладная вода повышает мышечный тонус.

Мультисенсорное воздействие. Нахождение в воде одновременно стимулирует множество чувств, что приводит к развитию нейронной сети мозга ребенка и повышению ее способностей к усвоению новой информации и навыков.

«Невесомость». Свободное положение тела в водяной среде улучшает работу вестибулярного аппарата, развивает координацию и осознание своего тела и движений. Успокаивающее и медитативное ощущение невесомости, подобное нахождению «в животике» у мамы, позволяет глубоко расслабиться и восстановить душевные силы.

Лечение заболеваний у детей с особенными потребностями

В данную группу включаются дети с аутизмом, синдромом Аспергера, сенсорными расстройствами, умственными нарушениями, инвалидностью, задержками развития, с церебральный параличом и мышечной дистрофией, страдающие синдром Дауна. Всем им уникальные свойства воды позволяют работать над развитием жизненно важных навыков, где плавучесть в воде создает невиданную на суше свободу движений.

Читайте также:  Инструкции для школьного бассейна

Моторика, саморегуляция, речь, сила и координация — это всего лишь несколько областей, которые улучшются в результате лечебных занятий в воде. В процессе взаимодействия с другими людьми дети приобретают навыки межличностного общения. Они могут наблюдать за успехами других и учится, копируя их достижения, что улучшает их самооценку и дает больше самостоятельности.

Помощь при ДЦП

Оптимизация движения и функции играют центральную роль в раскрытии полного потенциала независимости ребенка с церебральным параличом, и упражнения по плаванию могут помочь в этом.
Уменьшение веса тела в воде создает идеальные условия для тренировок мышц и разработки суставов. «Невесомость» в воде позволяет пациентам плавать и плескаться, улучшая свою подвижность, выносливость, стимулируя кровообращение, отрабатывая чувство баланса и координации, заниматься правильной осанкой.

Работа с аутизмом

Одной из прекрасных форм терапии для детей с расстройствами аутистического спектра является водная терапия. Это отличный способ для них укреплять свои мышцы, что может помочь улучшить баланс тела, увеличить объем движений, справиться с нарушениями сенсорной интеграции. Плавание позволяет укрепить дыхательную мускулатуру, бороться с излишней сонливостью и избыточным весом. В воде дети отрабатывают и навыки взаимодействия с другим людьми.

Вода оказывает успокаивающее действие и помогает ребенку с аутизмом справляться с ежедневными стрессами.

Занятия в воде повышают толерантность к прикосновению, стимулируют вступление в зрительный контакт и повышают уверенность ребенка в себе.

Для достижения заметных результатов необходимы занятия 2-3 раза в неделю на протяжении как минимум 10-16 недель.

Допуск к лечебному плаванию

(направления, осмотры, справки)

Для занятий потребуется допуск врача лечебной физкультуры нашего медицинского центра, заключение от невролога и результаты УЗИ головного мозга (детям до 1 года) и анализа на энтеробиоз (действителен три месяца). Данный анализ можно сдать в нашем центре или вызвать специалиста для забора на дому.

Осмотр врачами проводится после получения результатов анализов.

Что взять с собой:

  • Многоразовые или одноразовые подгузники для купания. Смену пеленки и подгузника (детям до 3-х лет).
  • Полотенце и халат с капюшоном.
  • Сменную обувь, шапочку для купания.
  • Детям старше 3 лет иметь при себе плавки. шапочку для сауны

Противопоказания:

Акватерапия и занятия в бассейне противопоказаны при дыхательной недостаточности, инфекционных заболеваниях, инфекциях мочевыводящих путей, гепатите, кожных заболеваниях с наличием отделяемого, судорожном синдроме, эпилепсии, полинейропатии нижних конечностей, нестабильной формы стенокардии, ревматоидном артрите, гемофилии, наличии ран и повреждений кожи, трахеостомы, колостомы, недержании мочи и кала, нарушениях кашлевого рефлекса, синкопальных состояниях, тяжелых нарушениях интеллектуального развития.

Комплексный подход к лечению — залог эффективности:

Мы придерживаемся в своей лечебной работе комплексного подхода к здоровью детей, который предусматривает эффективное сочетание методов классической и натуральной медицины.
Наш центр является преемником уникальной практики, выработанной в течение почти трех десятилетий в Группе Компаний «ВИРИЛИС».

ЛФК, массаж, физиотерапия, остеопатия

Методы натуральной медицины органично дополняют друг друга, усиливая лечебный эффект. С рождения малыша ласковые и знающие руки массажиста скорректируют нарушения мышечного тонуса, а остеопатические процедуры устранят нарушения кровоснабжения внутренних органов и тканей, обеспечат нормальную физиологическую подвижность всех частей тела.

Лечебная детская физическая культура и гимнастика необходима малышам для правильного формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления осанки.
Физиотерапия позволяет достичь лучших результатов лечения с помощью воздействия природных и физических факторов, таких как свет и цвет, звук и электромагнитные поля.

Занятия с психологом и логопедом

Детский психолог помогает распознать проблемы и отклонения в развитии личности ребенка и вовремя начать коррекционную работу, чтобы помочь родителям воспитать полноценную гармоничную личность.

Детский логопед оказывает эффективную помощь в развитии речевых процессов в дошкольном возрасте, если ребенок не начал говорить вовремя или же имеет какие-либо проблемы в речи (глотает слова или буквы, неправильно произносит звуки).

Источник

Врачи и ученые о раннем и грудничковом плавании

Мы сделали обзор информационных материалов, которые можно найти в сети и которые подтверждают пользу занятий в бассейне. Справедливости ради мы включили в него и противоположное мнение. А вы делайте собственные выводы.

Предыстория

История раннего плавания в России начинается во времена Советского Союза, когда в 1978 году по указу Минздрава РСФСР в крупных городах при детских поликлиниках стали открывать бассейны для занятий с грудинками. Занятия тогда вели по инструкциям В.А.Гутермана, разработанным на основе его опыта закаливания детей плаванием в обычных поликлиниках столицы. В итоге в 1980 году работало уже 137 школ грудничкового плавания.

В это же время активная практика грудничкового плавания развернулась во Франции, ФРГ и Австралии. В конце 20-го века многие ученые и медицинские работники заинтересовались потенциалом воды в деле укрепления здоровья человека. Стали выходить многочисленные публикации на эту тему, появляться различные методики, эксперименты. Хотя масштабных исследований почему-то так и не было проведено.

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье .

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

О пользе плавания словами врачей и ученых

Приведем несколько цитат из вышеуказанных источников и выступлений других сторонников раннего плавания. Их можно найти гораздо больше, но все они говорят примерно об одном. За время, которое мы уделили поиску этих материалов, научных статей, раскрывающих негативные эффекты занятий в бассейне, нам найти не удалось.

Представлять авторов будем подробно, чтобы подтвердить их профессиональную компетенцию. Также укажем источники для желающих проверить достоверность.

Читайте также:  Чем отличается реки бассейна тихого океана от рек бассейна атлантического океана

Из лекции “Вновь о плавании грудных детей” В.А.Кондратенко (педиатр, стаж 33 года) и С.Ю.Шестаковой (педиатр, стаж 32 года) в ДГП №1 города Иркутск:

Исследованиями отечественных ученых выявлены различные положительные эффекты влияния водной среды, носящие системный характер, а именно:

  1. Вовлечение в дыхательный процесс всей легочной ткани;
  2. Рефлекторное расширение сосудов головного мозга, в ответ на повышение концентрации углекислоты в крови, в результате “затаивания” дыхания;
  3. Повышение стойкости организма к гипоксии;
  4. Облегчение периферического кровообращения;
  5. Усиление присасывающей способности грудной клетки, что облегчает приток к сердцу венозной крови;
  6. Улучшение обмена веществ и топографии жировой ткани;
  7. Ауторегуляторное формирование циркадных ритмов локомоторных функций и утреннего хронотипа активности (“жаворонки”);
  8. Синхронизация деятельности организма со средовыми факторами;
  9. Создание более высокого уровня функциональных резервов организма;
  10. Повышение общей неспецифической резистентности организма;
  11. Формирование четко выраженных поведенческих и вегетативных “предстартовых” реакций и положительного эмоционального тонуса;
  12. Тренировка систем терморегуляции.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что в течение первого года жизни, происходят: опережение до верхней границы нормы темпов линейных и весовых показателей развития; увеличение жизненной емкости легких и силовых характеристик скелетных мышц, уже через 3 месяца от начала занятий; к возрасту одного года, наряду со снижением в 1,5-2 раза общей заболеваемости, особенно резкое, 4-6-кратное, снижение показателя простудной заболеваемости; укорочение до минимальной длительности респираторных заболеваний, с редкими осложнениями бронхитом и пневмонией; значительное урежение встречаемости анемий, гипотрофии, паратрофии, аллергодерматозов, гнойно-септических заболеваний и кишечных инфекций; развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и закрепление локомоторных функций; раннее формирование речи; улучшение аппетита, дневного и ночного сна.

Все это приводит к тому, что у “плавающих” детей к возрасту одного года отмечен высокий показатель индекса здоровья, составляющий 50-60%.

Заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский, в интервью с журналистом О.Франценом.

О.Ф.: Очевидно, своеобразие развития ребенка после недельного возраста в том, что он довольно быстро изобретает новые для себя возможности. Поэтому удовлетворить его потребности в движении можно двояко: либо предоставив его самому себе, либо дав дополнительную нагрузку – специальные упражнения, спортивный снаряд в кроватке, плавание… Второй путь многих смущает. Они высказываются за естественный ход событий, протестуют против насилия над природой.

И.А.: Никого не удивляет обычный уход за младенцем, удовлетворяющий различные его потребности. Думаю, мне удалось доказать, что двигательная активность также жизненно важная потребность. А в полной мере удовлетворить ее ребенок самостоятельно не может. И если мы стимулируем активность, это никак нельзя назвать насилием над природой. Вот если нет оптимальных условий для проявления активности, тогда и следует говорить о своеобразном насилии. Но, подчеркиваю, оптимальных. Крен в другую сторону также опасен. Начну с простого. Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он старается поднимать головку. Это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляются мышцы шеи.

Наибольшие споры, конечно, вызывает раннее плавание. Никитины сожалеют о том, что не научили своих малышей плавать, так как не знали об этом новшестве. Да, их сожаление оправдано. Мы убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за Олей Скрипалевой, которая начала плавать с двух месяцев, и за Ваней Бурляевым – он приобщился к этому с девяти дней. Основная польза тут вот в чем.

Как указывалось выше, природа “предусмотрела” периодический дефицит кислорода у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какая здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не на секунду, как во сне, а на 30-40 секунд и более! Известный уже нам “пусковой механизм” заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воде лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге “ребенок-амфибия” крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни.

Статья воспитателя Н.М.Михайловой, МБДОУ №42 “Кораблик” города Йошкар-Олы “Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне” в журнале “Молодой ученый”

Таким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

…дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

— укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

— улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

— совершенствуется механизм терморегуляции;

— предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

— развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость.

…Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости.

Статья коллектива авторов Кемеровской государственной медицинской академии С.Н.Виниченко, Н.К.Перевощикова, С.А.Дракина, Н.С.ЧерныхРоль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения” для журнала “Мать и дитя в Кузбасе”, №3, 2015 год. Представляет собой обзор 50-ти научных источников

Ребенок совершает плавательные движения при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

…При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно сосудистой системы. Циклические движения, давление воды на подкожно венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры при функциональных заболеваниях сердечно сосудистой системы.

У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает.

…При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности, нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым, создаются благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

…Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений осанки детей (сколиозов, кифозов), а так же тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича. Систематические занятия плаванием положительно влияют на рост детей. Объяснить это можно тем, что в воде позвоночник ребенка частично разгружается от давления массы тела, что способствует росту тела в длину, формируется правильная осанка, укрепляется опорно двигательный аппарат и развивается координация движений.

…Систематические занятия плаванием повышают силу и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение, быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и, тем самым, совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Читайте также:  Рисуем пруд с лягушкой

Дети до 7 лет быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому в обучении плаванию дошкольников допустимы кратковременные нагрузки с частыми перерывами. Больше утомляет детей однообразная де ятельность, требующая точности движений, по этому обучение в воде строится на основе подвижных игр. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, яркая образность подвижных игр помогает освоить наиболее трудные упражнения. В ряде исследований показана особая роль движений в плавании и игр в воде для развития познавательных процессов, критического мышления, восприятия, воображения, оптимизирует развитие умственной работоспособности и реализацию творческих потенциалов личности. Улучшение эмоционального фона, настроения способствует укреплению психологического здоровья детей.

Плавание – универсальное средство закаливания. … Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным за болеваниям. Замечено, что если у “плавающих” малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Гигиеническая значимость плавания заключается в улучшении кожного дыхания, активизации деятельности различных внутренних органов.

Статья И.Н.Пушкаревой (кандидат биологических наук, доцент, зав.кафедрой теоретических основ физического воспитания УГПУ), К.А.Смецкой (доцент кафедры физического воспитания УГПУ), В.Ф.Коротких (кандидат педагогических наук, первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области) “Инновационные методы в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста” в журнале “Педагогическое образование в России”, №9, 2015 год

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способствующие оздоровлению детей, укреплению их нервной системы. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

В связи с этим основными задачами процесса обучения становятся:

  • формирование навыков плавания;
  • воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека
  • укрепление и охрана физического здоровья детей.

…Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию, как: аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание, синхронное плавание.

Что говорят противники раннего плавания?

Найти информацию о вреде раннего плавания не так-то просто. Исследований, подтверждающих эту гипотезу, не больше, чем исследований о пользе занятий в бассейне. На просторах рунета нам попались только два ресурса, которые активно агитируют родителей не водить детей на такие занятия. Мы не будем их называть. Но оба ресурса не имеют отношения к научной или медицинской деятельности, а представляют собой объединения тренеров по плаванию. Представители одного из них, несмотря на свою позицию, тем не менее и сами практикуют индивидуальные занятия с детьми до 4 лет.

Разберем их основные аргументы.

Раннее плавание – это не плавание, а купание, это не спорт.

Но ведь мы и не говорим о спорте, а скорее о полезной для организма физической активности.

Отсутствует научное обоснование пользы раннего плавания.

Да, масштабных исследований нет, но есть локальные и множество научных работ.

Отсутствуют профессиональные методики подобного обучения.

Методик существует множество. Единого универсального метода обучения раннему плаванию пока действительно нет. С детьми, в том числе в нашей школе, занимаются индивидуально тренеры с высшим образованием и специализированными курсами подготовки.

Раннее плавание формирует неправильное положение тела в воде, при переходе в большой бассейн ребенка придется переучивать.

С вопросом на эту тему мы обращались к нашему тренеру по грудничковому плаванию Татьяне Гончаровой. Ее комментарий:

“Я смотрю на это несколько иначе. Приобрести правильное положение тела в воде можно в любом возрасте. Когда ребенка приводят в бассейн, родители не просят, чтобы из него сделали олимпийского чемпиона. Они хотят, чтобы он был здоровым. Например, у ребенка повышенная активность, он плохо спит, мало кушает. Его ведут в бассейн, чтобы он нормализовал свой режим, снизил свою физическую активность, немного устал на тренировке, развил свои мышцы.

Но это не значит, что если у вас стоят спортивные задачи, то нужно ждать, когда исполнится 5-6 лет. Раннее плавание помогает ребенку осознать, нужно ли ему это, нравится ли. Дети которые плавают с самых ранних лет, физически более подкованные, чем те, кто приходит в 7 лет и осваивает плавание с нуля. Плюс – любой ранний спорт воспитывает в ребенке дисциплинированность, способность быстрее принимать решения.”

Существует вероятность вредных для здоровья последствий – астма, аллергия, стресс, эпилепсия, простудные и инфекционные заболевания.

Здесь часто ссылаются на выступления трех человек.

Первый – профессор, доктор биологических Сергей Савельев . В своих интервью он часто повторяет: Вредно учить детей сначала плавать, а потом ходить. Потому что, когда формируется мозг у маленького ребёнка, если его научить сначала плавать, у него возникнут устойчивые связи между центрами, характерными для управления движениями в воде. А когда его будут потом заставлять учиться ходить, он будет уже ходить не за счёт архаичных древних центров вестибулярного аппарата, а за счёт коры, и будет разсогласование. Такие дети, особенно городские, часто кончают эпилептогенными состояниями, тяжёлыми нервными расстройствами.”

Но судите сами. Каким образом 30 минут плавания в день могут помешать остальным 23,5 часам на суше сформировать у младенца правильные нейронные связи? Научных работ и исследований, подтверждающих эту гипотезу, нигде не приводится.

Второй человек, профессор, доктор медицинских наук Галина Козловская в своей статье ”Не делайте из малыша Ихтиандра!” приводит целый перечень причин, по которым считает раннее плавание противоестественной практикой. Но как нам видится, ее предостережения адресованы к тем, кто практикует фанатичный подход. Мы такой цели не ставим. Насильственный подход к обучению не разделяем. Напротив, призываем вас к осознанности и умеренным нагрузкам.

Аргументы, схожие с аргументами Козловской приводятся в статье тренера международного уровня, научного руководителя Галины Елтонской “Обучение детей плаванию” . Статья также носит характер теоретических рассуждений, подкрепленных выборочной статистикой по беседам со ста мамами, практикующими раннее плавание. Тем не менее свое критическое выступление Елтонская заканчивает подтверждением того, что плавание полезно при серьезных отклонениях в работе ЦНС, но после консультации с врачом. Выходит что детям, имеющим более слабое здоровье, плавание показано, а тем, у кого оно крепкое – нет? Странно.

Что мы можем сказать? Да, для занятий в бассейне существует ряд противопоказаний. А где их нет? Именно поэтому мы допускаем к ним только по предъявлению справки педиатра о здоровье ребенка. И снова повторим, занятия в Aqualastica ведут квалифицированные тренеры с высшим образованием. C маленькими детьми мы работаем индивидуально. И здоровье ребенка находится не только в зоне ответственности тренера, но и в зоне ответственности родителя. Если вы видите, что вашему ребенку не подходит плавание, мы не станем настаивать на продолжении тренировок или по желанию скорректируем программу занятий.

При каких условиях занятия в бассейне приносят пользу?

Практически каждое выступление в защиту или против грудничкового и раннего плавания завершается перечнем условий, при которых оно все-таки приносит пользу.

Например, в упомянутой выше лекции “Вновь о плавании грудных детей” говорится:

Основные принципы успешного обучения грудничковому плаванию, следующие:

  • создание положительных эмоций и комфортных для ребенка условий;
  • соблюдение регулярности и постепенности занятий;
  • наличие уверенности в положительных результатах;
  • проведение “пятнышка закаливания”;
  • обеспечение родительского и врачебного контроля.

Соблюдение первого пункта защищает ребенка от стресса. Соблюдение второго позволяет грамотно рассчитать нагрузку, не переутомить малыша. Четвертый пункт – залог правильно проведенных процедур закаливания организма, формирования иммунитета, подготовки малыша к смене температурного режима в бассейне. Пятый пункт – это ваша и наша ответственность и осознанность в работе с грудничком или ребенком дошкольного возраста. И третий – это к вопросу о том, что “спокойна мама – спокоен малыш” и работе со своим подсознанием.

К этому списку стоит добавить наличие квалифицированного тренера и бассейна, отвечающего СанПиН.

В школе плавания Aqualastica мы соблюдаем все принципы успешного обучения. Вы можете нам доверять. Запишитесь на пробное занятие, посмотрите своими глазами и примите собственное решение.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать на форумах 🙂

Источник

Оцените статью