Бассейны для занятий с детьми дцп

Гидрореабилитация: как вода помогает детям с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и после травм

Одно из направлений работы нашей школы – оздоровительное плавание. У нас есть группы для детей с искривлением позвоночника, а также индивидуальные программы по гидрореабилитации для малышей с более серьезным диагнозами. Подробно о том, что это такое и каких результатов позволяет достичь, рассказывает специалист по детской гидрореабилитации и адаптивному спорту Татьяна Гончарова.

– Что такое гидрореабилитация? С какими диагнозами работает?

– Ответ на первый вопрос лежит в самом названии техники. Под словом “гидро” принято понимать водный ресурс. “Реабилитация” означает вмешательство в физическое состояние человека какими-либо сторонними вспомогательными действиями, направленное на то, чтобы вернуть человеку здоровье, вернуть его к полноценной жизни.

По длительности и организации процесса реабилитация бывает двух видов – курсовая и пожизненная. Между ними есть большая разница. Курсовая реабилитация – это интенсивный, но кратковременный процесс, который меняет физическое состояние человека. А пожизненная, то есть постоянная реабилитация – это процесс куда более мягкий, но длительный и интервальный.

Приведу пример. Гидрореабилитация позволяет восстановиться после операций и добиться улучшений для детей с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с различными неврологическими проблемами. Если говорить о реабилитации послеоперационного периода, ее цель зачастую – вернуть подвижность какой-либо части тела. И это курс. Если же говорить о детках с ДЦП, то обращаются за постоянной помощью, чтобы сгладить острые проявления болезни. И это пожизненная реабилитация.

Вода напрямую воздействует на мышечный тонус, на спастические действия организма. Но в отличие от массажа в воде это воздействие осуществляется более мягко: ребенку не так больно, взаимодействовать с водой приятно, она помогает приспосабливаться к новым процессам, которые даются тяжело.

Допустим, ребенок не умеет ходить. Его погружают в бассейн – тело становится легче. В воде он выделяет ту группу мышц, с которой может работать, и у него появляется долгожданная свобода движений. На днях один такой ребенок сказал мне – “Татьяна, я чувствую себя, как в космосе”.

Для ребенка складывается такая картина: то, что он не может делать в повседневной жизни, он может делать в воде. И это приносит ему большую радость. Когда рад ребенок, родители тоже очень рады. И это непередаваемые эмоции.

В целом реабилитация – это жизненно необходимый процесс. Дети с особенностями развития постоянно ездят по назначению врача на определенные комплексные программы. И обязательной их частью практически при каждом выезде становится гидрореабилитация. При этом, не обязательно, что это будет плавание. Зачастую это специальный комплекс упражнений, направленный на определенную группу мышц, с которой нужно работать. Для каждого ребенка этот комплекс составляют индивидуально.

– Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?

– Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.

Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.

Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.

У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.

Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.

Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.

Читайте также:  Водяной насос для каркасного бассейна intex

Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.

Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.

Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?

– Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.

Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.

Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.

Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.

Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.

Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.

Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом.

– Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?

– Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы.

Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.

Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.

При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.

О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.

Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?

По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.

Читайте также:  Каркасный бассейн intex размер 457х122

То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата – в случае сложного диагноза.

Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.

Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.

Источник

Зачем особому ребенку плавать и с чего начать

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит , что кому-то помогло медицинская реабилитация , кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются , любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе , процедурах или аппаратах , а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха , зрения , опорно-двигательного аппарата , дети с синдромом Дауна , ДЦП и пр.

Слово « инвалид» изначально называло римских воинов , негодных к военной службе. В Европе не говорят « инвалид» об особых детях. О них говорят , что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране , победившей фашизм , не было инвалидов. Их изолировали , ссылали в специальные лагеря , «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» ( Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 ( 51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того , куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый тру д. Но ненапрасный. Плавание дает результаты , поэтому родители преодолевают болезни , пробки , неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz

Плюсы плавания

С водой ребенок приобретает уверенность и независимость

Ребенок боится воды , если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде , поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды , появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети , плохо владеющие телом , боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше , чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия , гидротерапия , водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж , лечебные ванны , плавание и пр.

Развивает мышцы и учит владеть телом

Занятия по плаванию в центре « Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы , сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел , но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы , скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее , чем на суше.

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться , скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше , чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения , тем лучше.

Укрепляет суставы

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани , мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы , сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде , его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой , которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы , чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны , например , чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например , детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках ( особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Читайте также:  Бассейн бульвар дмитрия донского для детей

Стимулирует кровообращение и мозговую активность

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать ( не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие , поэтому проныривания тренируют речь.

В воде дети , которые на суше часто дышат ртом ( дети с синдромом Дауна , астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат , а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение , что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так , читайте здесь.

Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна , ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.

На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Учит общаться в обществе и дружить

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей , его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения , которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается , потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем , например , надо спасти уточек.

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz

Почему плавание приносит не меньшую пользу , чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например , сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий , чтобы согнуть ногу. Он не ощущает , тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию , ползанию и развитию определенных навыков у особых детей

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно , а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела , он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют , им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.

Центр « Водород» дает скидку 50% особым детям

Какие справки нужны , чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов ( если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того , как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения , воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.

На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям , которые никогда не бывали в бассейне , показывают упражнения на суше.

Если посещать бассейн регулярно невозможно , родители тренируются на суше дома. Для этого они ведут дневники , которые выглядят вот так

Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс , безопасность на воде , тренировку задержки дыхания и пр.

Что взять в бассейн
О том , как собрать сумку в бассейн , читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.

Кто обучает плаванию особых детей

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку , на которой акцент делается на физиологические особенности , эмоциональное и психологическое восприятие мира , определенные комплексы упражнений.

Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации , но признаны на территории Европы , Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде , любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры , спорта и здоровья имени . Кафедра « Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой , Юлии Васильевой , Елене Ермаковой-Куклиной

Источник

Оцените статью