Плавание в летних оздоровительных лагерях
статья по физкультуре
Летние оздоровительные лагеря — прекрасное место отдыха для детей и подростков. Расположенные, как правило, в живописных местах, на берегах или вблизи водоемов, они оснащены различными спортивными сооружениями, в том числе купальнями, местами для купания и занятий плаванием, наливными, стационарными и сборными бассейнами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina_kseniya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Плавание в летних оздоровительных лагерях
Ключевые слова: лето, здоровье, плавание, активный отдых
Летние оздоровительные лагеря — прекрасное место отдыха для детей и подростков. Расположенные, как правило, в живописных местах, на берегах или вблизи водоемов, они оснащены различными спортивными сооружениями, в том числе купальнями, местами для купания и занятий плаванием, наливными, стационарными и сборными бассейнами.
Физкультурно-оздоровительная работа с отдыхающими в оздоровительном лагере организуется на основе их добровольного участия в различных спортивных секциях. Однако, обучение плаванию, утренняя гимнастика и закаливающие процедуры являются обязательными видами занятий, предусмотренными режимом Дня.
Процесс обучения плаванию регламентируется программами, рассчитанными на 15 и 10 занятий (соответственно для умеющих и не умеющих плавать).
Основными задачами занятий плаванием в летнем оздоровительном лагере являются:
- укрепление здоровья, закаливание, повышение уровня физической подготовленности;
- обучение жизненно важному навыку плавания и формирование интереса к систематическим занятиям плаванием;
- подготовка инструкторов-общественников и спортивных судей по плаванию из числа отдыхающих детей.
Основной формой занятий по плаванию является групповой урок продолжительностью 45 мин. В зависимости от погодных условий (особенно от температуры воды) основная часть урока, проводимая в воде, может быть различной по продолжительности — от 10 (при относительно низкой температуре) до 30 мин. При сокращении времени основной части урока увеличивается продолжительность подготовительной части — повышается объем имитационных и специальных упражнений и количество повторений общеразвивающих упражнений.
Занятия на открытых водоемах проводятся при минимальной температуре воды: для старших групп — +18°С, для младших — +20°С. Температура воздуха должна быть выше температуры воды на4-5°С.
Практика показала, что в средней полосе нашей страны, при условии теплой погоды и температуре воды 20—24°С, за одну смену удается провести 12—16 занятий.
Обучение детей плаванию и купание лучше всего проводить ежедневно с 10 до 13 часов и с 17 до 19 часов.
В зависимости от распорядка дня и графика проведения общелагерных мероприятий инструктор по плаванию составляет расписание занятий и утверждает его в администрации лагеря.
Учебные группы комплектуются по возрасту и уровню плавательной подготовленности; мальчики и девочки могут заниматься в одной группе. Численность группы — не более 15 человек.
Обучение плаванию проводит штатный инструктор, которому помогают воспитатель отряда и помощники из числа ребят, хорошо умеющих плавать.
Инструктор по плаванию составляет график прохождения учебного материала с учетом конкретных условий лагеря, количества, возраста и уровня подготовленности детей и подростков, климатических условий, места для занятий (наличие наливного бассейна и т.д.).
Обучение не умеющих плавать включает: выполнение упражнений для освоения с водной средой; изучение техники спортивных способов плавания — кроль на груди и на спине; освоение стартов; участие в соревнованиях; игры и развлечения на воде.
Предлагаемое поурочное распределение учебного материала ни в коем случае не должно быть догмой для инструктора по плаванию в его практической работе. Приведенные ниже примерные уроки являются канвой для конкретного планирования. Исходя из имеющихся возможностей и личного опыта, инструктор может заменять одни упражнения другими, упрощать или усложнять их.
Инструктору следует тщательно подготовиться к проведению первого занятия, задача которого — определение уровня плавательной подготовленности детей и подростков. Занимающихся желательно разделить на пары (для контроля друг за другом) и выполнять задания на мелком месте бассейна или вдоль берега в открытом водоеме.
Занятия в воде рекомендуется проводить в игровой и соревновательной форме — они должны доставлять детям радость и удовольствие. Это позволит занимающимся овладеть простейшими видами соревнований и правилами их проведения, а грамотная и объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов и формирования интереса к занятиям плаванием.
Наряду с выполнением упражнений в местах, отведенных для плавания, проводятся и теоретические занятия, на которых решаются задачи:
- ознакомления с требованиями безопасности на занятиях по
плаванию и во время купания - изучения основ техники спортивных способов плавания;
- ознакомления с правилами гигиены плавания и закаливания
Источник
Организация работы по плаванию в детских оздоровительных лагерях
Ежегодно для детей в летнее время планируется и проводится отдых в оздоровительных лагерях и центрах. Большинство таких лагерей расположено вблизи естественных водоемов, некоторые оснащены искусственными бассейнами. Все это создает условия для более активного отдыха и занятий, а использование водной среды, помимо оздоровительной, воспитательной и других задач, ставит задачу обучить плавать тех, кто не умеет.
При организации занятий необходимо:
1) получить разрешение санитарно-эпидемиологических органов на проведение занятий (независимо от того, естественный водоем или искусственный);
2) при выборе места занятий надо, чтобы дно водоема было чистым, пологим, имело твердый грунт;
3) выбранный участок водоема необходимо оградить поплавками, окрашенными в яркие и хорошо заметные цвета;
4) размеры участка не должны превышать 50 м вдоль берега и 20–25 м в глубину от берега, но с учетом рельефа дна и глубины водоема (при достаточно большом количестве отрядов и групп самого лагеря зона для плавания вдоль берега делится на сектора с указанными размерами);
5) скорость течения не должна превышать 10 м/мин;
6) проверять перед каждым занятием состояние дна и глубину водоема;
7) глубина для младших групп не должна превышать 130 см;
8) место для занятий должно быть оборудовано учебным и спасательным инвентарем, которые систематически проверяются;
9) во время занятий обязательно дежурство медицинского работника и спасателя в лодке;
10) до занятия и после его окончания обязательна поименная перекличка детей;
11) довести до детей правила поведения на воде и технику безопасности (запретить заплывание за ограждения, самостоятельный вход и выход из воды, подавать ложные знаки о помощи и кричать, топить друг друга, немедленно сообщить руководителю о плохом самочувствии или травме и т. д.)
В лагере в первые дни дети проходят медицинский осмотр. В каждом отряде создаются учебные группы. При комплектовании групп необходимо соблюдать следующие требования:
1) в каждой группе должно быть не более 10 человек;
2) к занятиям допускаются только дети, пошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение врача;
3) в группах должны быть дети, имеющие примерно одинаковую плавательную подготовку.
Подготовленность детей определяется на пером уроке. Занятие проводится на мелком месте. В воду входит одновременно не более двух человек. Один из инструкторов обязательно находится в воде.
Учебные группы создаются после проверки. При комплектовании инструктор делит занимающихся на группы не умеющих плавать, слабо плавающих (проплывающих 10–15 м) и умеющих хорошо плавать (проплывающих 50 м и более). При возможности рекомендуется разбить группы более дифференцировано, например, плавающих 20–30 м и т. д.
Обучение плаванию включается в план работы лагеря. Занятия проводятся в теплую погоду. Уроки плавания для детей старшего возраста проводятся при температуре воды не ниже +18°С, для остальных — не ниже +20°С. Температура воздуха при этом должна быть несколько выше. Вначале младшие школьники находятся в воде не более 5 мин, а старшие — 7–10 минут, затем продолжительность занятий увеличивается (в зависимости от температуры воды и количества пройденных уроков). При температуре +24°С и выше и соответственно высокой температуре воздуха дети после 3–4 уроков могут находиться в воде до 45 минут.
Обучение проводится под общим руководством и непосредственным наблюдением инструктора по плаванию или преподавателя физического воспитания. Занятия проводят вожатые отрядов, умеющие хорошо плавать, знающие приемы спасения утопающих и оказания первой помощи и имеющие соответствующую теоретическую подготовку. В помощь им могут привлекаться старшие школьники, умеющие хорошо плавать.
Содержание и методика занятий по плаванию определяется программой для оздоровительных лагерей. В программах обычно рекомендуется изучать кроль на груди.
В каждом оздоровительном лагере, располагающем соответствующими условиям, при благоприятной погоде и хорошей организации можно в течение одной смены провести 15–20 уроков по плаванию.
Основными документами учета работы по плаванию в оздоровительном лагере являются журнал и медицинская карта. В журнале отмечается посещаемость, успеваемость и пройденный материал. Перед окончанием каждой смены проводится водноспортивный праздник или соревнование по плаванию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Правила организации купания в детских оздоровительных лагерях
Организации, в ведении которых находятся детские оздоровительные лагеря, несут полную ответственность за сохранность жизни детей на закрепленном за ними водоеме.
Эта безопасность обеспечивается:
- выбором водоема, подготовкой места купания и оборудованием спасательного поста;
- соблюдением мер безопасности на воде;
- четкой организацией купания и обучения детей плаванию.
Поведение на пляже
Солнце, вода и золотой песок – бесценно и нет большего удовольствия в жаркий день, чем искупаться. Однако беспечное поведение на воде может привести к тяжелым последствиям. По этой причине администрация лагеря обязывает каждого сотрудника следовать следующим правилам:
- Купаться разрешается только в том случае, если на пляже находится дежурный плаврук и висит желтый флаг.
- Запрещается заплывать за буйки.
- На пляже необходимо носить головной убор и беречь себя от солнечных ожогов.
- Требуется соблюдать правила безопасности на воде, на пляже и при пользовании плавсредствами.
- Необходимо безоговорочно подчиняться плавруку. На нем лежит большая ответственность, и он нуждается в понимании и поддержке с вашей стороны. Облегчайте, а не усложняйте его работу!
- Находящиеся на пляже должны подчиняться следующим звуковым сигналам: а) 1 свисток – предупреждающий сигнал. Дается в случае нарушения правил поведения на воде и сопровождается устным замечанием плаврука. б) 2 свистка – сигнал к окончанию купания, плавания на плавсредствах (каноэ, каяках, катамаранах) и любой другой активности на воде. в) Серия из нескольких свистков или сирена – сигнал «Все внимание на плаврука». По данному сигналу прекращается любая деятельность на воде. Если сигнал сопровождается командой: «Немедленно выйти из воды!», то это сигнал опасности: все купающиеся обязаны немедленно выйти из воды.
- Если пловцу или гребцу необходима помощь, он должен привлечь к себе внимание криком о помощи или размахиванием в воздухе руками.
- Перед тем как вести младший отряд на пляж, посетите с ним санузел.
- Принимайте летний душ, возвращаясь с пляжа; смывайте с себя песок, не несите его в помещения.
- Пересчитать количество детей перед купанием, во время купания и после купания.
- Быть рядом с воспитанниками, никогда не оставлять их на пляже одних.
- Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка; плавать и играть в воде вместе с ними.
На пляже всегда есть опасность увлечься общением с другими вожатыми или сотрудниками и забыть о детях. Помните: вы отвечаете за жизнь и безопасность детей!
ВЫБОР ВОДНОГО ОБЪЕКТА, ЕГО ПОДГОТОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ
В каждом детском лагере, расположенном у водоема, необходимо заблаговременно выбрать участок для купания и обучению детей плаванию. Предусмотреть на нем строительство водной станции и пляжа, с учетом требований санитарно-эпидемиологической службы.
Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна быть не менее 5 м.кв. на одного купающегося (в купальнях – не менее 3 м.кв.).
В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок, скорость течения не должна превышать 0,5 м/сек.
Границы водоема в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого и не дальше 25 метров от мест с глубиной 1,3 м. Детские пляжи оборудуются участками для купания и обучению плаванию дошкольного и младшего школьного возраста – с глубиной не более 0,7 м; для детей старшего возраста – не белее 1,2 м. Пляж должен отвечать санитарным требованиям, огражден штакетным забором со стороны суши. Плавучие купальни надежно закрепляются и соединяются с берегом мостиком или трапом, а сходы в воду должны иметь перила.
ОРГАНИЗАЦИЯ КУПАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
Организация летнего отдыха детей включает обучение их плаванию и оздоровительное купание. За безопасность проведения этих мероприятий отвечает начальник загородной базы отдыха, начальник лагеря труда и отдыха и т.п. За безопасность детей во время занятий ответственность несет преподаватель и инструктор по плаванию.
Купание и проведение занятий по обучению плаванию разрешаются только под руководством специалистов по плаванию при обязательном контроле медицинскими работниками, группами не более 10 человек и продолжительностью не свыше 10 минут. Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно. Обучение плаванию – основная профилактическая мера по предупреждению несчастных случаев на воде. Поэтому в летних лагерях, на базах отдыха она должно иметь первостепенное значение и носить обязательный характер для всех физически здоровых, но не умеющих плавать детей.
Умеющий плавать считается учащийся без учета времени любым способом 25 метров.
В конце прохождения учебной программы проводится зачет для определения степени плавательной подготовки
Источник