Бассейне учат плавать детей тренера

Учим ребёнка плавать: 4 типичных ошибки родителей

Если у вас есть ребёнок, и он до сих пор не умеет держаться на воде, скорее начинайте его учить.

Потому что когда он вырастет, то будет винить в своем «плавании топориком» именно вас. «А меня плавать нормально родители не научили. Наверно, им было на меня плевать», — скажет он когда-нибудь в баре своим тридцатилетним друзьям.

Один из первых вопросов состоит в том, с чего начать обучение. «Надо засунуть ребенка в надувной круг», — говорят одни. «Нет, надо поддерживать его за бока», — говорят другие. Профессиональный тренер по плаванию Ирина Зайцева рассказала, что родители делают не так, когда учат своих детей плавать. А также помогла разобраться в том, насколько строго всё должно быть на занятиях в бассейне, и что общего у тренера и психолога.

Читайте также :

Чего не надо делать на уроках плавания

Надевать на ребёнка резиновый круг

Круг формирует неправильное положение тела. В нём ребенок висит вертикально, а положение в воде должно быть горизонтальным. На начальном этапе лучше плавать с нарукавниками.

Использовать ласты

С ластами, конечно, намного легче плыть, но в начале обучения они портят технику удара ногой. Правильная техника: удар в воде идёт от бедра, с вытянутым носком, движения должны быть плавные и порхающие.

Учить плавать на животе

Сначала нужно учиться плавать на спине. Лёжа на спине, легче держаться на плаву. Ребёнок не боится, что ему в рот и нос попадёт вода. Можно поддерживать его за голову, живот нужно поднимать наверх, стремиться к горизонтальному положению в воде.
Можно использовать доску для плавания. Держаться за неё руками, прижимать к ней живот и правильно работать ногами.
Чтобы детям было понятней, как именно, мы используем слово «фонтан» — делаем небольшой фонтан ногами, но не с брызгами до потолка.

Игнорировать детские страхи

Типичная ситуация — папа учит сына плавать и сопровождает это дело словами: «Хватит трусить! Да чего ты боишься?! Всё с тобой будет нормально! Что ты как девчонка?». Родителям кажется, что детский страх — ерунда. Но для ребёнка это совсем не так. Вначале боятся почти все. И страх надо не игнорировать, а обманывать.

Мы даём детям побрызгаться, играем, достаем со дна бассейна игрушки, кидаем мячики в кольцо, отрабатываем звёздочки, поплавки, учимся выдыхать в воду — у кого больше пузырей. И только когда ребёнок привыкнет и перестанет бояться, его действительно начинают учить плавать.

Чем полезен тренер

Если родитель когда-то сам занимался плаванием, знает основы, и ребёнок адекватно воспринимает его как учителя, до определённого этапа можно заниматься и самостоятельно. В интернете много роликов, которые помогут справиться с этой задачей, позаимствовав какие-то идеи.

Но чаще всего, если ребёнок приходит в бассейн с мамой или папой, он воспринимает это не как тренировку, а как развлечение: «Ура! Мы будем купаться!» Поэтому лучше идти на групповые или индивидуальные занятия с профессиональным тренером.

Это может быть интересно :

Заставлять или разговаривать?

Многие тренеры и родители убеждены, что в спорте нужна строгость, жесткость и дисциплина. Ребёнок расстроен, а тренер ему: «Мне всё равно, что ты там плачешь — плыви дальше». Мне такой подход не нравится.

Бывает, ребёнок ведет себя в бассейне отвратительно. Чтобы это исправить, нужно всего лишь спросить: «Что тебя расстроило?» Детям нужно, чтобы их слушали.

Был случай, мальчик пришел на тренировку, стоит в воде, ничего делать не хочет. Я его спрашиваю, в чём дело, он отмалчивается. А потом как выпалит: «Да я сегодня хотел поспать, а мама меня разбудила, чтобы успеть в бассейн собраться, а я всю неделю не высыпался, хотел отдохнуть…» Он выговорился, увидел, что его слушают, сразу успокоился и нормально поплыл.

Если тренер в дружеских отношения с детьми, тренировки можно вести даже молча. Хватает одного взгляда, они сразу понимают, чего ты от них хочешь. Я никогда не применяю крик, какой смысл кричать? Ребята, с которыми мы занимаемся несколько лет — почти как друзья. Они приходят на тренировки, рассказывают всякую весёлую ерунду, показывают болячки, у кого зуб вывалился, кого комар укусил. Хорошие доверительные отношения.

Родителям советую прочитать книгу Адель Фабер «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Там хорошо объясняют, как то, что происходит дома, влияет на учёбу.

Тренеру нужно быть психологом

Когда я была ребёнком, и плавательная карьера могла бы только начинаться, мне запретили плавать по медицинским показаниям. Четыре года назад я начала с нуля и вернулась в этот вид спорта.

Читайте также:  Как можно сделать пруд для цветов

Проще научить того, кто тренируется вместе с тобой. Восприятие процесса, который увлекает на 200%, становится более глубоким. Дети плавают «поверхностно», и в этом есть свои плюсы — есть задание, они его выполняют. Специфика работы со взрослыми иная — большинство из них совершает слишком много мыслительных операций прежде, чем поплыть. Так что тренер — это еще и психолог.

Научить ребенка плавать можно и самостоятельно, опираясь на опыт профессиональных тренеров. Самое сложное здесь — не объяснить технику, а дотерпеть до момента, когда у ребенка получится. Без криков и упрёков. Потому что даже в таком деле, как плавание, важно следить за настроением ребёнка и слушать его.

Фотографии — из личного архива Ирины Зайцевой.

7 июня 2016, 22:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как быстро и без страха научить ребёнка плавать

О том, насколько полезно плавание для детей знает каждый родитель. Но не все догадываются как научить ребёнка плавать правильно, быстро и не причиняя лишнего стресса. Как не испугать малыша, привить любовь к воде и здоровому активному отдыху у подростка, читайте в статье. Мы рассмотрим ведущие методики, разберём ошибки, которых нельзя допускать, и после прочтения вы сможете смело приступать к практической части!

Содержание:

С какого возраста можно начинать учить ребёнка плавать?

Физиологически у ребёнка с рождения есть способность к плаванию. Находясь в утробе матери он девять месяцев «плавал» в околоплодных водах. Появившись на свет, ребёнок на инстинктивном уровне может задерживать дыхание и осуществлять гребущие движения руками. Тут, правда, есть одна особенность: если не поддерживать этот рефлекс в течение первых двух месяцев – он угасает.

В 70-е годы прошлого столетия ученые из Москвы даже проводили исследования на эту тему. Младенцы в возрасте 1-2 месяцев легко могли держаться на воде, а в дальнейшем 80 % из них демонстрировали высокую сопротивляемость к простудным заболеваниям.

Возвращаясь к вопросу о возрасте – обучение плаванию стоит начинать тогда, когда родители к этому готовы. Ведь им предстоит вместе с ребёнком преодолеть трудности, избавиться от страхов. С одной стороны, чем старше ребёнок, тем проще с ним договориться. В большинстве случаев, он сам уже осознает преимущества плавания и заинтересован в обучении.

Когда речь идёт о воспитании профессионального пловца, терять драгоценные годы не стоит. Спортивные тренеры советуют приступать к тренировкам в возрасте 4 лет. Именно в этот период отмечается естественная жажда к новому и физиологическая способность мозга быстро освоить координированные движения руками и ногами.

Как преодолеть боязнь воды?

Если ученик боится воды, не стоит его убеждать в обратном. Для достижения быстрого результата важно, чтобы занятия проходили в комфортной и безопасной обстановке. Родителям стоит направить внимание не на преодолении страха, а на создании ощущения безопасности. Сделать это можно следующим образом:

  • дать возможность привыкнуть к воде. Когда малыш осмотрится, не будет отвлекаться на новые ощущения, стоит рассказать о свойствах воды. Доступным для возраста языком расскажите, что вода при правильном положении тела будет поддерживать его на плаву, «выталкивать» на поверхность. Покажите, что мяч в воде не тонет, объясните, за счёт чего это происходит. Отсутствие страха позволит быстрее достичь желаемого результата;
  • дать почувствовать почву под ногами. Не спешите сразу заводить ученика на глубину. Уровень воды до груди – оптимальный на первых этапах обучения. Предложите будущему пловцу поиграть в игры. Хорошо помогает освоиться в воде упражнение «Фонтан»: колени слегка согнуть, чтобы губы находились в воде. В таком положении следует выдувать воздух ртом, до образования пузырей. Такое занятие непременно развлечёт ребёнка и поможет справиться с тревогой. В дальнейшем можно заходить на глубину, где уровень воды достигает ключиц.

При обучении важно соблюдать спокойствие, не торопить ребёнка, не повышать голос. Родитель должен быть «спасательным кругом», «проводником» на пути к неизведанному. Когда страх воды останется позади, приступают к обучению держаться на плаву. Оттягивать этот момент не стоит, поскольку происходит привыкание находиться в воде, касаясь дна.

Сохраняйте спокойствие и будьте уверенным проводником для ребёнка не только в обучении плаванию, но и в любой другой ситуации. Всегда знайте, где находится ваш ребёнок, и что происходит вокруг него, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему помощь или поддержку. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Бассейн или открытый водоём?

Преодолеть боязнь воды можно в бассейне. Здесь меньше пространства, комфортная температура, территория огорожена – всё это добавляет ощущения безопасности. Судя по опросам знакомых родителей – примерно половина детей успешно осваивают плавание именно в бассейне. На юного пловца не оказывают влияния посторонние отвлекающие факторы (рыбы, камни, солёная вода и т.д.). При необходимости вы можете показать ребёнку инструктора или другого работника, отвечающего за безопасность.

Прозрачная вода поможет ученику контролировать свои движения, наблюдать за положением ног, да и просто не бояться того, чего не видно в мутной речке. Обучаться плаванию в открытых водоёмах рекомендуют в возрасте не младше 4 лет. В любом случае стоит ориентироваться по ситуации и прислушиваться к состоянию ребёнка.

Основы правильного плавания в различных стилях

Независимо от возраста, в котором происходит освоение навыка, важно знать: правильное положение тела – горизонтальное с опущенным в воду лицом. Инстинктивно человеку свойственно задирать голову. Но опущенное лицо помогает удерживать баланс и препятствует переутомлению шейных позвонков при длительном нахождении в воде.

Читайте также:  Сценарий дня рождения бассейна

Такое положение повышает плавучесть и увеличивает скорость движения при любом стиле. Поэтому, когда вы учите «с нуля», лучше сразу выработать правильное положение, чтобы потом не тратить время и силы на переучивание.

Спортивное плавание выделяет 4 стиля:

  1. Батерфляй. Для детей, которые только учатся, такой стиль не подходит. Он требует больших физических усилий, отлаженной координации действий. Во время движения пловец «пролетает» над водой, делая одновременные махи руками и всплеск ногами, похожий на движения дельфина.
  2. Брасс. Руки выполняют широкие, «раздвигающие» движения, а ноги как бы отталкиваются от поверхности воды.
  3. Кроль на груди. Самый быстрый стиль: руки делают размашистые гребки, а ноги выполняют попеременные махи по типу «ножницы». Большую часть времени лицо пловца погружено в воду. В этом случае вдох происходит на повороте головы.
  4. Кроль на спине. Движения идентичны предыдущему стилю, только пловец находится на спине. Здесь явное преимущество для детей, которым не комфортно опускать лицо в воду.

Если вы не растите профессионального спортсмена, сразу приучать его к какому-то определённому стилю не стоит. В первую очередь нужно отработать дыхание, работу ног и рук.

Как научить ребёнка плавать?

Если заниматься каждый день, вполне можно достичь желаемого результата за период недельного отпуска. Есть даже экспресс-методы, разработанные опытными инструкторами, позволяющие освоить базовые движения в течение одного-двух дней. Самое главное здесь – не форсировать события и ориентироваться на степень готовности вашего подопечного.

Процесс обучения зависит ещё и от того, что вы хотите получить «на выходе»: нужно ли просто научить ребёнка держаться на плаву или сразу освоить желаемый стиль. Если вы склоняетесь ко второму варианту, профессиональные пловцы рекомендуют начинать с «кроля».

Естественно, что подбирая упражнения, важно ориентироваться на возраст ученика. Далее рассмотрим базовые техники, соответствующие возрастным физиологическим и психологическим особенностям.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Заставлять маленького, но уже человека, плавать без желания нельзя, да и не имеет смысла. В возрасте 3-4 лет ребёнок познает мир через игру. Поэтому в игровой форме можно привить малышу главные навыки, а техника плавания будет отрабатываться по мере взросления.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут освоить нужные движения:

  1. «Мельница». Исходное положение: стоя в воде по грудь, руки полусогнуты. Нужно выполнять круговые движения руками, погружая их при опускании в воду. Здесь важно сделать акцент на правильной очередности погружения: в первую очередь с водой соприкасаются кисти, потом предплечья, локти, плечи.
  2. «Ножницы». Это задание направлено на работу ног. Держась руками за бортик или дно (при небольшой глубине) ребёнку понадобится лечь на воду и делать попеременные махи ногами вверх и вниз.
  3. «Медуза». Придерживая ученика под грудь, попросите его лечь на воду лицом вниз. Шея, ноги и руки максимально расслаблены. Такое положение учит держаться на плаву и не бояться окунать лицо.
  4. «Морская звезда». Положение тела схоже с предыдущим, только руки и ноги вытянуты в стороны. Можете усложнить задание, добавив выдох в воду. Если ребёнок не готов лежать лицом вниз, можно начать упражнение с положения на спине.
  5. «Сердце». Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Попросите малыша «нарисовать» сердце, разводя руки в сторону и соединяя их внизу. Плечи и руки должны быть погружены в воду.
  6. «Лягушка». Ребёнок держится руками за взрослого, осуществляя движения ногами, как бы отталкиваясь от воды.
  7. «Прыжки» в воде. Предложите малышу присесть, а потом подпрыгнуть, делая одновременно два предыдущих упражнения. Будьте готовы оказать физическую помощь (придержать, поймать) и психологическую поддержку начинающему пловцу.
  8. «Поплавок». Исходное положение: стоя. Сделать глубокий вдох и, присев, опуститься ко дну. Предварительно скажите, что понадобится задержать дыхание. В качестве стимула для выполнения можно положить какую-то яркую игрушку на дно.

Такие тренировки помогут освоиться в воде, не плакать при попадании капель в глаза или нос. Вы можете использовать защитную экипировку: очки, шапочку и прочие аксессуары, чтобы создать ребёнку максимальный комфорт.

Если преподнести тренировки как весёлое времяпрепровождение с родителями – ребёнок с нетерпением будет ждать новых увлекательных занятий. К слову, такие занятия обеспечивают хороший психопрофилактический эффект и позволяют снять мышечное и эмоциональное напряжение.

«Академическая» методика обучения детей младшего школьного возраста

Период от 7 до 10 лет характеризуется осознанностью в выполнении упражнений. Уже не нужно выдумывать завлекающие занятия в игровой форме. Младший школьник готов учиться плавать по собственной инициативе. Конечно, родителям не стоит забывать, что мотивация в этом возрасте ещё зависит от внешних факторов. Поэтому, как и с малышами, важно создать атмосферу, стимулирующую к занятиям, вызывающую интерес и приносящую положительные эмоции. Чаще используйте похвалу и избегайте насмешек.

Теперь перейдем к практике. Поэтапное выполнение описанных ниже упражнений – гарантия, что ребёнок научится плавать:

  1. Дыхание в воду. Исходное положение: стоя, погрузив лицо в воду, руки держатся за поручни. При этом нужно выдыхать воздух носом или ртом до образования «бурления». Такие упражнения делают от 10 до 15 раз перед началом тренировки.
  2. Плавание с доской. Исходное положение: лёжа на воде, держась за доску. Руки вытянуты. Лицо опущено в воду. Перемещение вперёд осуществляется за счёт движения ног. Ноги работают от бедра, не сгибаясь в колене. Здесь важно соблюдать технику дыхания: для вдоха лицо поднимают вверх, выдох – в воду. На освоение плавания с доской может уйти от одного до нескольких занятий в зависимости от готовности вашего подопечного.
  3. «Стрела». Упражнение похоже на предыдущее, только выполняется без доски. Это задание является своеобразным тестом: если ребёнок с ним справился, значит стоит переходить к следующему этапу.
  4. Подключение рук. Тут может быть три варианта:
    • если движения ногами выполнялись в стиле брасс, то и движения руками выполняют в том же стиле. Вы получите уже «готовый» брасс, останется только оттачивать мастерство;
    • если ноги двигались кролем, допускаются «брассовые» движения руками. В этом случае ребёнок освоит технику «по-собачьи», которая интуитивно понятна и допускается на начальных этапах;
    • и третий вариант: ноги при плавании – кролем, гребки руками – тоже кролем. При параллельной тренировке дыхания в бок, ребёнок полностью освоит этот стиль.
Читайте также:  Мост через пруд дача

Конечно, говорить об идеальной технике исполнения на данном этапе ещё рано. Но ребёнок уже умеет держаться на поверхности воды и перемещаться вперёд.

Учите ребёнка плавать перед путешествием? Будьте спокойны за него не только в воде, но и на суше. Чтобы ребёнок не потерялся в чужом месте, скачайте приложение «Где мои дети» с функцией GPS и LIVE-прослушкой из магазинов AppStore и GooglePlay.

«Экспресс-вариант» для младших школьников

Если вы считаете вышеописанный способ слишком сложным или длительным (особенно, когда лето в разгаре и хочется научить свободно плавать ребёнка за считанные дни), попробуйте другой путь. Он позволит добиться результатов за короткий срок, не акцентируя внимание на отработке техники.

Суть занятий сводится к нескольким упражнениям:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки упираются в дно. 10 раз погрузить в воду лицо и расслабить мышцы шеи. Естественно, что выполнить упражнение удастся только на небольшой глубине.
  2. Выполнение тех же действий с отрывом одной руки от дна бассейна.
  3. Выполнение тех же действий с попеременным отрывом рук от дна.

Когда ребёнок освоит третье задание, попросите убрать сразу две руки. Таким способом он научится «лежать» на воде. Но это только половина дела. Дальше следует научить его передвигаться вперёд. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки плавно выпрямить вперёд. Помните, что спешка и рывки здесь ни к чему.
  2. Находясь на воде с вытянутыми руками, оттолкнуться от бортика ногами и «проскользить» вперёд. Когда это получится, добавляем движения ногами (просто шевелить ими без акцента на технику исполнения). Освоив перемещение с ногами, подключаем руки также без привязки к стилю. Пускай ребёнок двигает ими так, как ему комфортно. Единственное требование: не заводить руки за тело, чтобы можно было поднять лицо над водой без потери баланса.
  3. Подъём головы. На первых порах голову следует поднимать без вдоха. Важно отработать последовательность действий. Когда это получится, добавляем вдох над водой.

Такой метод был предложен тренером Д. Таракановым. Автор утверждает, что желаемый результат может быть достигнут всего за одно занятие.

Средний и старший школьный возраст

Обучить подростка можно с использованием методов, изложенных выше. После 12 лет детям проще выполнить описанные задания, они с легкостью усваивают инструкции. Сложности, возникающие при обучении, чаще всего, могут быть вызваны психологическими моментами:

  • сильный страх воды (как следствие неудачных попыток плавать раньше);
  • отсутствие контакта с «учителем»;
  • устойчивое нежелание учиться.

Здесь взрослому необходимо найти подход к старшему школьнику, мотивировать на получение новых навыков, продемонстрировать преимущества плавания. Как только будут установлены доверительные отношения, можно приступать к тренировкам.

Ошибки в обучении

Помимо соблюдения техники и правил, описанных выше, важно не допускать других ошибок. Отметим, чего нужно избегать во время уроков:

  • не прибегайте к экстремальным методам. Бросание в воду в надежде на врождённые инстинкты, не имеет ничего общего с обучением. Такой «дедовский» способ чреват серьёзными психологическими последствиями: от стойкой боязни воды до недоверия к родителям (многое зависит от возраста, в котором человек пережил подобную ситуацию);
  • не игнорируйте настроение своего ученика. Если он чем-то обеспокоен, встревожен или расстроен, выслушайте его и лишь потом принимайте решение о продолжении занятия;
  • не давайте негативную оценку неудачным попыткам. Акцентируйте внимание на успехах. Они обязательно есть;
  • не ждите, что детская координация движений будет идентична движениям взрослого человека. Учитывайте возрастные физиологические возможности;
  • не используйте надувные круги. Они формируют неправильную привычку вертикального положения. Чтобы обезопасить малыша и снизить нагрузку лучше использовать жилеты или нарукавники (а при возможности лучше обойтись без них вовсе).

Вот, пожалуй, и всё, что потребуется знать родителям, которые начинают осваивать профессию личного инструктора. Помогите ребёнку полюбить водное пространство, научите его базовым движениям, отработайте координацию рук, ног и правильное дыхание. Не спешите приступать к новому этапу, если ребёнок не усвоил и не закрепил приобретённые навыки. Во время занятий соблюдайте рекомендации, описанные в статье, учитывайте возрастные, психологические особенности подопечного, сохраняйте позитивный настрой и верьте в свои силы!

Источник

Оцените статью