Права ли администрация, сняв с работников закрытого плавательного бассейна 12% доплаты за вредные условия.
В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниями производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
К сожалению, надо признать, что правовая база повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в настоящее время крайне запутана и противоречива. Из ст. 117 ТК РФ вытекают некоторые основные элементы организационно-правового механизма установления конкретной оплаты труда работника в повышенном размере: А) перечень соответствующих работ, Б) аттестация рабочих мест, В) учет централизованного минимума (где он есть), ниже которого нельзя устанавливать оплату, Г) сама процедура определения и закрепления конкретных размеров повышения оплаты.
Предусмотренный ст. 117 Перечень до настоящего момента не утвержден, поэтому необходимо пользоваться старой советской правовой базой. В системе образования продолжает действовать Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утв. приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособазования СССР». Этим перечнем предусматриваются доплаты в размере до 12 % ставки (оклада) для работ с тяжелыми и вредными условиями труда, и до 24 % ставки (оклада) с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. В соответствии с указанным Перечнем работа по обеспечению и проведению занятий в закрытых плавательных бассейнах (п. 1.179 Перечня) дает право на получение доплаты в размере до 12 %. Что касается порядка установления указанной доплаты, то он регулируется названным Положением 1990 г. в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). В Положении предусмотрено, что доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденными Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС по отраслям народного хозяйства (приложение 2) и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью. В соответствии со ст. 117 ТК РФ, повышение производится по результатам аттестации рабочих мест. Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест, утв. постановлением Минтруда от 14.03.1997 г., при аттестации рабочего места по условиям труда, проводимой специально создаваемой в организации аттестационной комиссией, оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Результаты оценки заносятся в карту аттестации рабочих мест.
Причины, по которым могло произойти «снятие» доплаты, могли быть следующими: — плавательный бассейн, в котором Вы работаете, не относится к образовательным учреждениям, — по результатам аттестации рабочих мест.
Ваши действия в этих случаях: 1. В этом случае все равно происходит изменение определенных Вами при поступлении на работу существенных условий трудового договора (по ст. 57 ТК РФ оплата труда, в том числе надбавки и доплаты относятся к таким условиям). По общему правилу, такое изменение возможно только по соглашению сторон и в письменной форме. По инициативе работодателя, то есть в одностороннем порядке, изменение размера оплаты труда может произойти только по причинам, связанным с изменением технологических или организационных условий труда (ст. 73 ТК РФ). Если произошла реорганизация бассейна (раньше он был образовательным учреждением, а сейчас — нет), то налицо изменение организационных условий труда. Однако работодатель обязан соблюсти процедуру, установленную ст. 73 ТК РФ, то есть предупредить каждого работника персонально под расписку предупредить об изменении существенного условия трудового договора не менее чем за два месяца. Поэтому если описанные обстоятельства имели место быть, но не был соблюден этот срок, то Вы можете взыскать недовыплаченную вам надбавку за два месяца через комиссию по трудовым спорам или суд.
2. Если бассейн, в котором Вы работаете, является образовательным учреждением, но была проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой было установлено соблюдение предельно допустимых норм, то работодатель имеет право «снять» надбавку, однако опять же с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 73 ТК РФ. В этом случае он обязан обосновать причины, связанные с изменением технологических условий труда. Если надбавки Вас лишили без объяснения каких-либо причин, без проведения аттестации, то действия работодателя незаконны и Вы можете обжаловать их в суд со ссылкой на указанный выше Перечень 1990 г.
Источник
Вопрос: Устанавливается ли доплата за вредные условия труда тренеру-преподавателю в бассейне? («Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2011 г.)
Устанавливается ли доплата за вредные условия труда тренеру-преподавателю в бассейне?
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, должностными окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Для оценки условий труда в учреждении и, как следствие, установления соответствующих надбавок проводится аттестация рабочих мест.
В вопросе, относить ли работу тренера-преподавателя в бассейне к работе с вредными условиями, необходимо руководствоваться нормативными документами, не противоречащими Трудовому кодексу. На сегодняшний день таким документом является Приказ Гособразования СССР N 579*(1), которым определен конкретный перечень работ с неблагоприятными условиями. Также его можно использовать для оценки условий труда при проведении аттестации рабочих мест.
В нашем случае следует обратить внимание на п. 1.179 Приказа Гособразования СССР N 579, согласно которому обеспечение и проведение занятий в закрытых плавательных бассейнах относится к работам с тяжелыми и вредными условиями, за которые устанавливается надбавка в пределах 12%.
По нашему мнению, размер надбавки учреждение может установить самостоятельно. Согласно ст. 135 ТК РФ доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовыми договорами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством. Следовательно, если учреждение посчитает, что предусмотренная Приказом Гособразования СССР N 579 надбавка в размере 12% не соответствует риску, которому подвергается тренер-преподаватель в бассейне, то с его стороны будет правомерным увеличение этой надбавки (путем отражения в перечисленных выше документах).
Также необходимо отметить, что выплата надбавок должна производиться пропорционально отработанному времени. Это следует учитывать, если не все рабочее время работника проходит во вредных условиях.
эксперт журнала «Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение»
1 ноября 2011 г.
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2011 г.
*(1) Приказ Гособразования СССР от 20.08.1990 N 579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР».
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Источник
Бассейн вредные условия труда
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по оценке вредных и (или) опасных факторов, специфичных для сферы физической культуры и спорта (утв. Министерством спорта РФ 26 марта 2020 г.)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций по оценке вредных (или) опасных факторов, специфичных для сферы физической культуры и спорта (далее — методические рекомендации), является выделение особенностей процедур, проводимых в рамках специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) и касающихся оценки вредных и опасных факторов, специфичных для сферы физической культуры и спорта.
Задачами методических рекомендаций являются:
определение особенностей проведения процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в сфере физической культуры и спорта;
определение особенностей проведения оценки риска выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов в сфере физической культуры и спорта.
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи в работе по охране труда тренерам и спортсменам, а также экспертам и иным работникам организаций, проводящим СОУТ.
Методические рекомендации содержат особенности оценки вредных и опасных факторов, специфичных для сферы физической культуры и спорта, при этом при проведении СОУТ необходимо руководствоваться приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее — Приказ N 33н).
2. Потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы сферы физической культуры и спорта
При проведении процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в сфере физической культуры и спорта рекомендуется учитывать следующие потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы:
1. Специфика спортивных помещений, к которой относятся:
наличие опасных поверхностей (острые края, выступы);
тренировки на высоте;
ограниченное пространство (например, необходимость работать между закреплёнными частями гимнастических брусьев);
скольжение (влажные или другие скользкие поверхности);
вход и работа в ограниченных помещениях.
2. Взаимодействие спортивной среды и человеческих факторов, зависимость системы безопасности спортсмена от:
необходимости получать и точно обрабатывать информацию;
знаний и способностей тренерского персонала;
отклонений условий безопасности или изменений процедур безопасности во время занятий спортом;
пригодности средств индивидуальной защиты;
эргономических факторов (соответствие конструкции тренажеров и спортивного инвентаря антропометрическим и физиологическим показателям работника);
работа вблизи воды или под водой.
3. Психологические факторы:
нормы поведения спортсменов;
неопределенность и конфликтные ситуации;
обстоятельства, влияющие на работу и выполнение задания, принятие решений;
контроль за работой (слишком тщательный или недостаточный);
слабая мотивация соблюдать технику безопасности;
реакция в случае ЧС.
4. Организация тренировочного процесса:
факторы, определяющие тренировочный процесс (например, изменяющиеся в течение суток);
эффективная система управления и организация, планирование, наблюдение и контроль за мероприятиями по безопасности тренировочного процесса;
эксплуатация спортивного оборудования;
соответствующие мероприятия для предотвращения происшествий и аварий;
размещение тренировочного места (работа в одиночестве);
упражнения, которые связаны с неудобными движениями и (или) позами;
5. Прочие факторы:
опасность слишком низкого или высокого атмосферного давления;
плохие климатические условия;
влияние использования средств индивидуальной защиты на другие аспекты.
Для выявления указанных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в сфере физической культуры и спорта рекомендуется ознакомиться со следующей документацией (при условии ее наличия у организации, в отношении которой проводится СОУТ):
технической (эксплуатационной) документацией на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
должностными инструкциями и иными документами, регламентирующими осуществление трудовой деятельности работниками;
предложениями работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
иными документами, свидетельствующими о наличии вредных и (или) опасных производственных факторов.
Выявленные потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы в сфере физической культуры и спорта сопоставляются с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом N 33н, в целях выявления совпадений.
3. Особенности проведения процедуры оценки риска выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов в сфере физической культуры и спорта
Оценка риска представляет собой формирование представления о последствиях негативного влияния тренировочного процесса на спортсмена в определенный период времени.
Оценку риска рекомендуется осуществлять в целях:
определения опасности для здоровья работника, возникающей во время осуществления тренировочного процесса;
выбора необходимых для тренировок и соревнований спортивного инвентаря, снаряжения и оборудования;
принятия всех необходимых мер для организации безопасного тренировочного процесса;
обеспечения сохранения здоровья и повышения уровня безопасности работников при осуществлении ими трудовой деятельности.
Оценку последствий негативного влияния на спортсмена рекомендуется проводить каждый раз при проведении тренировочного мероприятия, в случае если изменились условия проведения тренировочного мероприятия, формирующие факторы риска, то есть, к примеру, появился новый спортивный инвентарь, форма, тренажер, покрытие спортивной площадки или зала, а также произошли изменения в организации тренировочного процесса.
В процессе оценки риска рекомендуется проводить консультации о потенциально вредных и (или) опасных производственных факторах с привлечением спортсменов и их тренеров с дальнейшим предоставлением им информации о сделанных выводах и проводимых защитных мероприятиях.
При проведении оценки риска под индивидуальным риском рекомендуется понимать вероятность воздействия на спортсмена потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в условиях тренировочного процесса и с учетом реальных факторов риска каждого спортсмена на конкретном этапе спортивной подготовки и (или) за период действия договора между спортсменом и организацией по спортивной подготовке на данном спортивном объекте.
Под групповым риском рекомендуется понимать вероятность воздействия на группу спортсменов потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в условиях тренировочного процесса и с учетом реальных факторов риска каждого из спортсменов на конкретных этапах спортивной подготовки и (или) за период действия договоров между спортсменами и организациями по спортивной подготовке на соответствующих спортивных объектах.
Министр спорта Российской Федерации
О.В. Матыцин
Обзор документа
Минспорт разработал рекомендации по оценке вредных и опасных факторов, специфичных для сферы физкультуры и спорта. Приведен перечень таких факторов.
При проведении оценки нельзя забывать об общих требованиях к специальной оценке условий труда, установленных Минтрудом.