Бассейн упражнения с детьми дцп

Плавание для особых детей — ДЦП

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.

Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.
Читайте также:  Полиэтиленовые покрытия для бассейнов

Источник

Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП

Саталкина Ольга Алексеевна
Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП

Цель занятия – дать возможность ребенку активно двигаться в непривычной для него среде, почувствовать свободу движения;

Задачи:

Научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения.

Обучать легкому, свободному передвижению в воде;

Обучать выдоху в воду и погружению лица;

Развивать речь используя небольшие стихи;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия;

Укреплять мышечный корсет.

Ход занятия

Ходьба по коврикам здоровья (для профилактики плоскостопия и осанки)

Упражнение в положении сидя возле стены на скамейке «Балерина» — сгибание и разгибание стоп (фиксировать каждое положение);

Сжимание и разжимание пальцев ног;

Круговые движения стопами по максимальной окружности;

Упражнение «Хвостик рыбы» сидя возле стены. Пятки и носки вместе. Развести и свести носки;

Упражнение сидя на скамейке- «Катание мяча» (руками и ногами «Катится колючий ежик»).

(Спуск в воду по одному)

Упражнение на дыхание в коктейльную трубочку, глубокий вдох через нос, выдох через рот, «Пузыри».

Пальчиковая гимнастика с карандашом в руках «Добываем мы огонь»:

Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь. Палочку сейчас покрутим и огонь себе добудем.

Ходьба по периметру бассейна: по одному, в парах. По диагонали.

Упражнения с гимнастической палкой:

1. И. п. руки с палкой внизу. 1-поднять палку вверх, 2-опустить;

2. И. п. палка на плечах. 1-наклон туловища с палкой вперед, 2-вернуться в и. п:

3. И. п. стоя, палка внизу. «Полощем белье»;

4. Дыхательное упражнение: вдох над водой, выдох в воду «Песенка рыбке».

Ребенок на спине, голова на плече или руках инструктора, сгибать и разгибать колени, отталкиваясь от бортика.

Ребенок на воде, на груди, держится за поручень. 1- подтянуться к поручню, согнуть руки в локте, 2- выпрямить руки, расслабить плечи;

Упражнение сидя на ногах инструктора — работа ног кроль, вверх-вниз;

Упражнение лежа на груди возле поручня- работа ног кроль, вверх-вниз;

Приседания. Ребенок держится за поручень. Присесть, зафиксировать положение, встать;

Самостоятельное плавание с игрушками на круге;

Упражнение на расслабление мышц «Звезда на груди и спине», в плавательном круге, с помощью инструктора.

Игра «Шла купаться черепаха». Дыхательное упражнение.

Конспект интегрированного занятия по плаванию «По морям, по волнам» Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию «По морям, по волнам» (средняя группа) Программное содержание: 1. Продолжать закаливать.

Конспект открытого занятия по плаванию «Раз-два-три, плыви!» для детей подготовительной группы Цель: — привитие интереса к занятиям плаванием. — способствуя формированию здорового образа жизни, развивать физические способности у детей.

Конспект занятия по плаванию для детей первой младшей группы Конспект занятия по плаванию для детей 1-ой младшей группы Время занятия: 15 мин. Цель: формирование основных плавательных умений. Задачи:.

Конспект тренировочного занятия по плаванию КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮТема: обучение скольжению в плавании. Цель: формирование потребности в систематических тренировках.

Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы. Цель: — прививать интерес к занятиям плаванием, способствуя формированию.

Конспект занятия по плаванию «Подводный мир» для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию «Подводный мир» для детей подготовительной группы Цель: — привитие интереса к занятиям плаванием. — способствуя.

Конспект занятия по плаванию в младшей группе Конспект занятия в младшей группе Вводно – подготовительная часть 1. Построение в одну колонну друг за другом. 2. Ходьба шагом.

Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе Конспект занятия по плаванию «Плавание различными способами (кроль на груди и спине, дельфин, плавание под водой) в подготовительной группе.

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга» Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе.

Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.

Источник

Особенности организации и проведения занятий по обучению плаванию лиц с ДЦП

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 14.03.2021 2021-03-14

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Т. Н. Особенности организации и проведения занятий по обучению плаванию лиц с ДЦП / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79173/ (дата обращения: 09.06.2021).

Читайте также:  Бассейн каркасный 10 кубов размеры

В статье авторы рассматривают вопросы методики обучения плаванию лиц с ДЦП.

Ключевые слова : плавание, лица с ДЦП, особенности методики обучения

Плавание широко применяется в системе оздоровления, особое место занимает в системе реабилитации и адаптации лиц с ДЦП.

Воздействие водной среды на организм человека объясняется физическими и химическими свойствами воды: плотность, вязкость, сопротивление, температура, теплоемкость и теплопроводность. Состояние гидростатической невесомости тела в воде и ее выталкивающая подъемная сила создают облегченные условия для выполнения движений в воде — разгружая опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Плавание повышает функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшает чувство равновесия. Гемодинамика в воде имеет свои особенности из-за горизонтального положения тела, меньшей нагрузки из-за гидростатической невесомости, форсированного дыхания, отсутствия статического напряжения — все эти факторы облегчают регуляцию кровообращения при напряженной мышечной работе пловца. Занятия в воде повышают функциональные возможности дыхания за счет выполнения выдоха в более плотную среду (воду) и давления воды на грудную клетку при вдохе. Вода положительно влияет на нервную систему, стимулирует деятельность головного мозга, снимает умственное и физическое утомление, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. В процессе занятий плаванием формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности [2].

Всем категориям инвалидности свойственны наиболее типичные двигательные расстройства и деформации: слабость «мышечного корсета» и нарушения осанки, деформация стопы и позвоночника; гипокинезия, вынужденное снижение двигательной активности; нарушение координации движений, быстроты реакции, дифференцировки усилий, вестибулярного равновесия и устойчивости, расслабления и напряжения, ритма, темпа, что значительно снижает качество движения.

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух, глубокая чувствительность), судорожными припадками. Сочетания расстройств различны: при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства [3].

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляторной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, оказывают негативное воздействие на формирование психических функций и речи.

Формирование и проявление двигательных действий у детей с различными формами ДЦП имеют свои особенности. В первую очередь, возникают сложности с освоением главных навыков, необходимых для освоения навыка плавания — задержки дыхания на вдохе и выполнение выдоха в воду, а также выработки ритмичного дыхания при периодических погружениях в воду. Сначала выполняются обливания лица (3–4 раза с интервалом 5–10с). Первое погружение производят в момент задержки дыхания, сразу после обливания лица. В дальнейшем выполняют несколько погружений подряд (выдох-вдох на поверхности, затем погружение на 1–2с). Время погружения лица под воду постепенно увеличивается до 3-х секунд, но только в том случае, если кратковременные погружения (10–12 раз подряд) не вызывают напряжения.

Изучение подготовительных упражнений на освоение с водой идет одновременно с изучением простейших элементов техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые формируют равновесие тела в горизонтальном положении и тренируют умение напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для постановки рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела, особое внимание обращается на правильное положение головы, чтобы не нарушать горизонтальное положение тела. Скольжения на груди и на спине можно выполнять с использованием простейших плавательных движений руками без выноса их из воды. Выполнение выдохов в воду необходимо проводить после окончания любого упражнения и обязательно — в конце каждого занятия, это помогает совершенствовать дыхательную систему учеников.

Простейшие упражнения по освоению с водой (передвижения, погружения, лежание, скольжения) с детьми с церебральным параличом выполняются в воде с учетом тяжести физического и психического состояния ребенка. Со стороны тренера требуется повышенное внимание и контроль, владение различными видами поддержек и страховки. Так, например, у детей с двойной гемиплегией возможны резкие повороты головы, случайные погружения головы под воду. У детей с церебральным параличом лежание на груди с выпрямленным туловищем и конечностями вызывает значительные трудности из-за повышенной активности лабиринтного тонического рефлекса (голова наклоняется к груди, туловище сгибается, руки приводятся к груди, пальцы сжимаются в кулак, ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах с ротацией стоп внутрь). При удержании ученика в вертикальном положении тренер осуществляет поддержку головы (при свисании головы на грудь или слабых мышц шеи). Во время передвижения по дну тренер меняет положение тела ребенка (лицом, спиной, боком по направлению перемещения). При выполнении скольжений на спине или на боку обязательна поддержка головы ученика.

У лиц с диагнозом ДЦП возможны трудности с хватом руками бортика бассейна или плавательной доски, им необходима помощь и постоянный контроль тренера или помощника. Помощь тренера при освоении новых движений в воде заключается в активном разгибании спастически зажатых пальцев рук ребенка, пассивное сгибание-разгибание конечностей ученика.

Читайте также:  Как сделать уличный бассейн теплым

При гемипаретической форме паралича рекомендовано выполнение упражнений с большей нагрузкой на пораженную конечность, для этого можно использовать лопатки, ласты, резиновые амортизаторы. Рекомендуемые способы плавания — кроль на спине и способ на боку. Плавание на груди является более сложным для освоения, так как выдох в воду затруднен в силу специфики дыхания у детей с ДЦП (сложности в управлении мышцами лица). При плавании на спине дыхание не должно вызывать трудности: сначала выполняется вдох, затем движение рукой (или обеими руками) и выдох. Плавание на боку позволяет максимально эффективно задействовать здоровые (с меньшей зоной поражения) конечности и избегать полного погружения лица в воду. При гиперкинетической форме паралича желательно выполнение упражнений в теплой воде (выше 30 0 С) [1].

Освоение новых движений у детей с поражениями опорно-двигательного аппарата требует значительно большего количества времени по сравнению со здоровыми сверстниками. В связи с этим каждое упражнение предварительно многократно отрабатывается на суше в различных вариациях: по частям, в медленном темпе, с помощью тренера, самостоятельно.

При отдельных формах ДЦП (спастическая диплегия) отмечается ассиметричный шейный тонический рефлекс, когда при повороте головы и глаз в правую (левую) сторону непроизвольно разгибается правая (левая) рука, что делает невозможным захват опоры или предмета. Напротив, при сгибании руки или захвате предмета голова немедленно отворачивается в противоположную сторону, и ребенок не видит захваченный предмет. Из-за данной особенности двигательных действий возможны трудности в воде при захвате опоры (бортика, плавательной доски).

У детей с церебральным параличом вызывает трудности согласование движений руками с дыханием. Как правило, движение руками выполняется на задержке дыхания, затем следует выдох-вдох. Важно делать акцент на паузе после выполнения движений руками, для этого тренер осуществляет поддержку за пояс. Часто при попытке выполнить незнакомое движение отмечается повышение тонуса мышц туловища и конечностей, не участвующих в движении (паратомия). Данное явление у страдающих церебральными параличами зависит от тяжести формы заболевания. Поэтому схему любого движения необходимо сначала осваивать пассивно. Особенностью двигательных действий детей с диагнозом ДЦП является недостаточное задействование пораженной конечности в работу (они как бы «забывают» про нее). При плавании на боку эффективной является помощь тренера в пассивном выполнении движения пораженной конечностью. При отработке движений «нижней» рукой тренер помогает выполнить гребок, контролирует положение головы, в момент скольжения помогает выпрямить руку и удержать ее у поверхности воды до завершения гребка ногами (полного смыкания ног). При разучивании движений «верхней» рукой («нижняя» рука при этом лежит на доске) тренер удерживает ладонь ученика и помогает выполнить правильное движение. Для лучшего ощущения опоры можно использовать небольшие лопатки.

Освоение спортивной техники брасса может быть затруднительно людям с диагнозом ДЦП, так как одной из особенностей поражения опорно-двигательного аппарата является ограничение подвижности в тазобедренных суставах. В случае сохранности двигательных функций верхних конечностей основной упор делается на гребок руками, акцент делается на симметричности и вовлечении в работу обеих конечностей. После вдоха следует погружение лица в воду и допустимо выполнение двух-трех гребков руками подряд, затем следует выдох-вдох. При ограниченной подвижности в тазобедренных и голеностопных суставах одновременные гребки руками можно сочетать с попеременными движениями ногами, как в кроле на груди или одновременными ударами стопами (как в способе дельфин).

При плавании брассом на спине руки одновременно проносятся над водой как можно ближе к телу, после вкладывания рук в воду следует гребок через стороны до касания ладонями бедер. При наличии контрактур или ограниченной подвижности в суставах у детей с диагнозом ДЦП пронос рук над водой может вызывать затруднения, поэтому лучше выполнять выведение рук под поверхностью воды, затем следует гребок руками до бедер.

При работе с инвалидами следует неукоснительно соблюдать доброжелательный стиль общения, спокойствие, выдержку, терпение, готовность к любой нештатной ситуации, конфликту (из-за непонимания, неустойчивого психологического состояния, разногласий и др.). Для лучшего запоминания упражнения применяют многократное повторение отдельных элементов, опираясь на слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.

Повседневное постоянство порядка и условий проведения занятий, поведения инструктора и его требований значительно упрощают организацию учебного процесса и повышают успешность обучения.

  1. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль).
  2. Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2016. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  3. Шпак С. Л. Обучение плаванию детей с церебральным параличом. Учебно-методическое пособие / С. Л. Шпак — СПб.: ООИ Плавин, 2006. — 177 с., ил.

Источник

Оцените статью