Бассейн с тильдой суинтон

«Большой всплеск»: эротический триллер с Тильдой Суинтон и Рэйфом Файнсом

Станислав Зельвенский – об итальянском ремейке фильма «Бассейн», сделанном режиссером фильма «Я — это любовь».

На острове Пантеллерия, что между Сицилией и Тунисом, рок-звезда Марианна Лейн (Тильда Суинтон), Дэвид Боуи в юбке, проводит лето со своим молодым возлюбленным Полом (Маттиас Схунартс). После операции на голосовых связках она временно не может разговаривать, но это им, кажется, особенно не мешает.

Тут, однако, на остров прилетает Гарри (Рэйф Файнс), музыкальный продюсер, бывший любовник Марианны и бывший лучший друг Пола: шесть лет назад он, собственно, их и свел. С ним — невесть откуда взявшаяся дочь по имени Пенелопа (Дакота Джонсон), нахальная блондинка лет двадцати. Гостям довольно очевидно не рады, но они чувствуют себя как дома: отец нарезает круги вокруг Марианны, дочка флиртует с Полом.

Картина Дэвида Хокни «Большой всплеск» — калифорнийский бассейн с брызгами от только что прыгнувшего в воду человека, поп-артовая симфония цвета и геометрии — появилась в 1967 году, совсем незадолго до фильма Жака Дере «Бассейн». Полвека спустя они вновь встречаются в работе итальянца Луки Гуаданьино, который название и, вероятно, какое-то настроение позаимствовал у англичанина, а персонажей и сюжет — у француза. Гуаданьино, киновед по образованию, документалист, рекламщик, работающий в сфере моды и предметов роскоши, прославился несколько лет назад небесспорным, но очень ярким фильмом «Я — это любовь» с той же Суинтон, который четко обозначил его приоритеты: южный мелодраматизм наотмашь, секс, смерть, фэшн, кулинария, снова секс и в то же время идеологическая, политическая повестка. Если Соррентино — новый Феллини, то Гуаданьино, видимо, новый Бертолуччи.

«Бассейн» начинался с запоминающейся сцены — относительно целомудренной, но совершенно порнографической по накалу — в которой Роми Шнайдер просит Алена Делона почесать ей спинку. Суинтон и Схунартс сразу переходят к делу, а потом еще отправляются на пляж барахтаться в грязи — это здорово сделано, особенно момент с тенью самолета, но сразу видна проблема: Схунартс — харизматичный артист и, вероятно, привлекательный мужчина, но все-таки совсем не Ален Делон (от делоновского Жан-Поля остался Пол). Суинтон, конечно, тоже не Шнайдер, но ей это и не нужно, у нее другая, переписанная роль, которая ложится на нее идеально: редкая современная актриса может так выразительно молчать. Схунартс же формально ровно делоновский персонаж с минимальными изменениями: неудавшийся писатель, который зарабатывает в издательстве, стал документалистом и вместо того, чтобы снимать свой фильм, батрачит на Виктора Косаковского (sic). Оставили даже попытку самоубийства в прошлом. И способность бельгийца тащить на себе фильм вызывает вопросы.

Гуаданьино, однако, проблему эту решает, незаметно разжаловав Пола из родственника мистера Рипли в свиту Суинтон и перенеся центр тяжести на Гарри. В оригинале его скучновато играл Морис Роне, здесь это неожиданная и фантастически эффектная работа Рэйфа Файнса. Безусловно, в ней силен элемент цирка, но это цирк шекспировской пробы. Гарри, моложавый бородач с серпом и молотом на груди, и жить торопится, и чувствовать спешит: он тараторит за четверых (что в этой компании несложно), готовит, разливает, поет, грубит, красуется, очаровывает, но в основном бесит и в целом производит впечатление человека, прущего напролом и вслепую, — при этом, как позже станет ясно, он единственный на острове точно знает, чего хочет, трагический по-своему герой в царстве лицемеров. Когда Гарри, в прошлом записывавший The Rolling Stones, отчаянно пляшет на крыше под «Emotional Rescue», имитируя Джаггера, и бегает без штанов, с ужасом вспоминаешь, что этого человека десятилетиями заставляли играть чопорных британцев при галстуке.

Читайте также:  100 метровый плавательный бассейн

Безупречный вкус Гуаданьино во всем, что касается нарядов и интерьеров, к счастью, не распространяется на его манеру рассказчика — в ней ровно столько вульгарности, чтобы оживить полусонный, холодный, несмотря на солнце, воду и бронзовые тела, материал «Бассейна». Это страстное, грязное, озорное кино, в котором буржуазное томление духа и плоти заслуженно лишено романтического флера. С безличного Лазурного Берега итальянец перенес действие на вулканический остров, где природа при всей своей живописности не слишком дружелюбна: к дому еще до появления Гарри и Пенелопы ежедневно приползают змеи, а о лежащие повсюду камни легко разбить машину или пораниться, что герои регулярно и делают, когда не ранят друг друга. И конечно, близость Пантеллерии к Африке тоже имеет значение. «Бассейн», снимавшийся сразу после мая 1968-го, не подавал виду, но этот май укоризненно стоял за воротами виллы в Сен-Тропе, пока герои в дизайнерских купальных принадлежностях лениво выясняли, кто кого больше хочет. Гуаданьино делает нынешний кризис с мигрантами фоном и даже элементом истории, пусть и не самым тонким образом и рискуя быть обвиненным в цинизме, но во всяком случае расставляя нужные акценты. Уроки этой картины, может быть, достаточно очевидны — не надо дразнить бутылкой завязавших алкоголиков, не надо путешествовать по Италии со взрослыми дочерьми, ни в коем случае не надо спать с рок-звездами — но что поделать, если все мы снова и снова совершаем эти ошибки.

Источник

Рецензия на фильм «Большой всплеск»

Международный ремейк французской криминальной мелодрамы 1960-х, который стоит посмотреть лишь ради феерической игры Рейфа Файнса

Рок-звезда Мариэнн (Тильда Суинтон) и ее бойфренд-фотограф Пол (Маттиас Шонартс) живут на вилле на итальянском острове Пантеллерия. После того как Мариэнн сорвала голос, врачи сделали ей операцию, и теперь женщине временно запрещено говорить. Поэтому тихая жизнь вдали от прессы и поклонников кажется звезде наилучшим выходом из положения. Внезапно на остров прилетает Гарри (Рейф Файнс), бывший продюсер и бойфренд Мэрианн. Он привозит с собой взрослую дочь Пенелопу (Дакота Джонсон), о существовании которой узнал лишь два года назад. Мужчина почти что напрашивается в гости, и вскоре становится ясно, чтобы он прибыл, чтобы вернуть Мэриэнн. Хотя Гарри некогда сам «передал» свою пассию Полу, теперь он уверен, что это была величайшая ошибка его жизни. В то время как Гарри старается вновь очаровать Мэриэнн, Пенни в открытую заигрывает с Полом, и тот, кажется, готов завязать интрижку.

Кадр из фильма «Большой всплеск»

Эпидемия ремейков ширится. Она уже захватывает не только коммерческий кинематограф, но и артхаус, где вроде бы постановщики должны стремиться сказать что-то свое, а не пытаться на новый лад повторить чужое кино. Но, оказывается, артхаусные амбиции перед этой эпидемией бессильны. По крайней мере в случае итальянского постановщика Луки Гуаданьино, который известен на Западе по мелодраме 2009 года «Я – любовь», где Тильда Суинтон сыграла русскую женщину, вышедшую замуж за состоятельного миланского промышленника.

Кадр из фильма «Большой всплеск»

«Большой всплеск» – преимущественно англоязычная международная лента, основанная на французской картине 1969 года «Бассейн». Фильм Жака Дере не считается нестареющей классикой, но его помнят, поскольку главные роли в нем исполнили потрясающе сексуальные Ален Делон, Роми Шнайдер и Джейн Биркин. Действие фильма развивалось посредине лета, и ведущие актеры не упустили ни одного шанса непринужденно раздеться и позагорать или искупаться. В 1969 году, когда эротика и порнография еще не были так легко доступны, как сейчас, это само по себе приковывало внимание к экрану и компенсировало медлительность сюжета, который лишь через полтора часа после начальных титров оправдывал жанровое определение «криминальная драма» (или даже «детектив», хотя это уже с большой натяжкой).

Кадр из фильма «Большой всплеск»

Гуаданьино в интервью настаивает, что его ленту нужно считать «вольным ремейком», но на деле «Большой всплеск» устроен точно так же, как «Бассейн». Это тоже не статичная, но тягучая и медлительная мелодрама, которая в последние тридцать минут (картина длится два часа) внезапно принимает криминальный оборот. Соответствует французскому оригиналу и психологический рисунок действия – альфа-самец пытается отбить у бета-самца свою прежнюю самку (простите за вульгарный язык, но иначе тут не скажешь), а тот, в свою очередь, присматривается к соблазнительной дочери альфа-самца, которая явно не прочь закрутить роман с взрослым мужчиной.

Читайте также:  Угольные бассейны азиатской части россии

Кадр из фильма «Большой всплеск»

Другое дело, что бельгиец Шонартс, британка Суинтон и американка Джонсон не так завораживающе эротичны, как их французские предшественники, а о Файнсе и говорить не приходится. Вместо супермодельного сексапила персонажи пытаются покорить друг друга и зрителей своими яркими натурами. Файнс выкладывается на 300%, изображая гиперактивного и напористого продюсера-кокаинщика, который то устраивает на тихой вилле героев буйную вечеринку, то танцует до упаду, то зажигает в караоке, то безо всякого стыда купается голышом, а Суинтон во флешбэках поет на студии и выступает на стадионном концерте. Герои Шонартса и Джонсон, однако, столь же эффектного апгрейда не получили, и потому они несколько теряются на фоне Гарри и Мариэнн. Впрочем, эта потерянность психологически убедительно сводит их вместе, так что ее в недостатки картины не записать.

Кадр из фильма «Большой всплеск»

К сожалению, и без того не слишком сильное кино разваливается в концовке, когда оказывается, что «Большой всплеск» – не самодостаточный откровенный портрет нравов богемной интеллигенции, а политическая картина на актуальную тему миграции из Африки и Азии. Мол, как можно бояться преступников и подонков из других стран, если в любом «чинном и благородном» европейце прячется негодяй, который в любой момент может вырваться наружу? С этой моралью можно соглашаться или не соглашаться, но очевидно, что столь значимый поворот темы нельзя приберегать для последних минут картины. Если хочется поговорить о европейцах и мигрантах, то надо посвящать этому все кино. Тем более когда режиссер – итальянец по отцу и алжирец по матери, который провел первые годы жизни в Эфиопии. Гуаданьино же разрушает художественную цельность «Всплеска» ради выразительной, но плоской и короткой отписки.

Напоследок надо отметить запоминающийся саундтрек ленты, а также операторские и монтажные «фокусы», расцвечивающие начало повествования, когда его драматургический маховик еще только раскручивается. Но тут тоже не все гладко. С музыкой режиссер переборщил, и она порой не дополняет изображение, а доминирует, стягивая на себя все зрительское внимание. Операторские же трюки пропадают в тот самый момент, когда начинает казаться, что это часть стиля всей картины. Куда лучше было бы, если бы Гуаданьино использовал их с начала и до конца, а не только в ранних сценах.

Источник

Большой всплеск

В центре повествования кумир миллионов, настоящая звезда и любимица публики Марианна Лэйн. Она – известная на весь мир рок-дива. Но в результате неприятного инцидента, Марианна вынуждена прервать концертную деятельность. Чтобы восполнить потерянные силы она решается отправиться в долгожданный отпуск со своим молодым человеком.

Релаксация на юге Италии, на тихой и отчужденной загородной вилле, проходит как нельзя лучше, но идиллию прерывает появившийся друг и по совместительству экс-бойфренд Марианны – Гарри. Вместе с мужчиной на курорт пожаловала молодая и очень сексуальная Пенелопа — дочь Гарри. Теперь парам предстоит выяснить, чего стоят их отношения если в них добавить хаотичные события. Романтическая драма, медленно уступает свое место психологическому триллеру. Жизнь на отделенной вилле заиграет новыми красками. Ревность участников накаливает обстановку до предела, а результатом таких встреч станут людские жертвы.

Большой всплеск – это современное переосмысление нестареющей классики кинематографа Бассейн, вышедшей в 1969 году. При этом, назвать картинку полноценным ремейком нельзя, ведь схожие сценарные ходы на самом деле поднимают совершенно разные проблемы. Собрав внушительный актерский состав из представителей Голливуда, таких как Тильда Суинтон (Константин, Окча, Да здравствует, Цезарь!), Рэйф Файнс (Гарри Поттер, Список Шиндлера) и Дакоты Джонсон (50 оттенков серого), автор фильма впечатляющим образом сумел запрятать глубинные смыслы и моральные дилеммы, в витиеватый сценарий Большого Всплеска.

Читайте также:  Что нужно для домашнего бассейна

Источник

Рецензия: «Большой всплеск» с Тильдой Суинтон

Легендарная рок-дива Марианна Лэйн (Тильда Суинтон) проводит каникулы со своим любовником Полом (Маттиас Шонартс) подальше от суеты, на итальянском острове Пантеллерия. Тут белое солнце, голубой бассейн, поездки на пикник, яростный тихий секс: Марианна недавно перенесла операцию на связках, и теперь должна молчать, чтобы не потерять голос. Наверное, так для рок-звезды и выглядит рай: голубое небо, пустота и тишина. И никто не требует автограф. То ленивое хрупкое счастье, которое бывает только летом, когда вокруг нет людей, а привычный мир вот-вот разлетится вдребезги.

Идиллию разрушает — как будто камень бросили в воду — бывший любовник Марианны и нынешний друг, музыкальный продюсер Гарри (Рэйф Файнс). Является он не один, а со своей юной дочерью — а, может, вовсе и не дочерью — Пенелопой (Дакота Джонсон). Она уже почти взрослая, это ее дело, кого выбирать себе в отцы. Четверо вальяжных интеллектуалов собираются под жарким солнцем — верный знак, что пора начинать вечеринку.

Французскую классику 1969 года, «Бассейн» Жака ДереВне закона», «Умирают только дважды») переделывали не единожды — раз от раза меняя месседж и концепцию. Его картина была эротической зарисовкой о женщине и обиженном альфа-самце. У Франсуа Озона через тридцать лет получился совсем другой «Бассейн» — сон о том, на что способна писательница, чтобы выйти из творческого кризиса. Итальянец Лука Гуаданьино, который не очень любит французский оригинал, сделал поп-арт-триллер о людях, у которых есть история в прошлом и которые продолжают творить ее в настоящем.

«Большой всплеск» — это название знаменитой картины художника Дэвида Хокни. «Мне потребовалось две недели, чтобы написать всплеск воды, который длится всего две секунды», — говорил автор холста. Весь фильм Гуаданьини — длящаяся секунда, круги по водной глади, пекло уходящих каникул. Его не интересует, что случится с героями потом, ему важно, что происходит в эту минуту. Это картина не идей, а настроения, музыки, бликов.

Если у Дере главным магнитом был герой Алена Делона, сумрачного ловеласа, то фильм Гуаданьино закручивается водоворотом вокруг Марианны — сгустка тишины посреди бесконечных разговоров, караоке-песен и альбомов The Rolling Stones. Два самых известных фильма итальянского постановщика можно назвать «Голая Тильда Суинтон» и «Голая Тильда Суинтон-2»: неотразимая в любовной лихорадке фильма «Я — это любовь», она и в «Большом всплеске» является центром вселенной, который собирает энергию вокруг себя — и отдает зрителям сторицей.

Актриса сама придумала Марианну — нервную, странную, поющую шепотом и беззвучно отвечающую на вопросы. Ее рок-дива, по признанию Суинтон, — смесь Дэвида Боуи, Пи Джей Харви и Крисси Хайнд, вокалистки The Pretenders. Героиню окружает шум и воспоминания о нем, которые прерывает только герой Рэйфа Файнса. В противоположность ей, он болтает без умолку, поет, танцует сам с собой и с целым миром. Даже обидно, что этих фантастических монстров рок-н-ролла сотрет с лица земли молодая шпана в лице Дакоты Джонсон, звезды «50 оттенков серого».

Гуаданьино говорит, что «Большой всплеск» — это лучший в его карьере опыт работы с актерами. Стиль режиссера идеально подходит для летнего триллера, пусть и не слишком глубокого. Камера словно нехотя подглядывает за героями, то и дело отвлекаясь, отворачиваясь, пропуская что-то важное. Женщины завораживают красотой, заставляют вспомнить о настоящем, не пародийном гламуре золотого века кино. А мужчины, глядя на этих прекрасных созданий, живут так, будто все глубже погружаются в темную воду. Лука Гуаданьино, кстати, не умеет плавать.

«Большой всплеск» (A Bigger Splasj) / Италия, Франция 2015 г. 125 мин. Режиссер: Лука Гуаданьино. В ролях: Тильда Суинтон, Маттиас Шонартс, Рэйф Файнс, Дакота Джонсон, Коррадо Гуццанти, Алессандро Феррара. В прокате с 9 июня («Экспонента»)

Источник

Оцените статью