- Приложение N 7. Положение об организации деятельности медицинского пункта объекта спорта
- Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
- Главные изменения
- 1. Новая классификация бассейнов
- 2. Строгий выбор технологии обеззараживания
- 3. Уровень свободного и связанного хлора
- 4. Допустимые уровни химических веществ
- Бассейн с мед кабинетом
- Медицинский кабинет при спортивном учреждении
Приложение N 7. Положение об организации деятельности медицинского пункта объекта спорта
Приложение N 7
к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе
при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях
и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
утв. приказом Министерства здравоохранения РФ
от 1 марта 2016 г. N 134н
Положение
об организации деятельности медицинского пункта объекта спорта
1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности медицинского пункта объекта спорта.
2. Медицинский пункт объекта спорта (далее — Медпункт) организуется на объектах спорта, спортивных сооружениях, в местах проведения тренировочных мероприятий и спортивных соревнований.
3. Медпункты по функциональному назначению могут организовываться отдельно для спортсменов, зрителей и других клиентских групп спортивных соревнований.
4. В Медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.
5. Количество Медпунктов при проведении спортивных мероприятий определяется их организаторами по предполагаемому объему оказания медицинской помощи исходя из вида спорта, количества спортсменов, зрителей и иных участников, предполагаемых видов заболеваний и травм.
6. Медпункты могут организовываться в местах проведения тренировок и в местах непосредственного проведения соревнований.
7. Для организации работы Медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
8. Медпункт должен быть приспособлен для оказания медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
9. Медпункт для спортсменов осуществляет следующие функции:
оказание медицинской помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при заболеваниях и травмах;
оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, в том числе по профилю «лечебная физкультура и спортивная медицина» спортсменам и приравненному к ним персоналу;
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
проведение дополнительных медицинских осмотров спортсменов в тех видах спорта, где это регламентируется правилами проведения соревнований;
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки спортсменов в соответствующие медицинские организации;
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований;
другие мероприятия, в соответствии с медицинскими правилами и регламентами международных спортивных организаций.
10. Медпункт для зрителей, специалистов, работающих со спортсменами, организаторов, персонала спортивных сооружений осуществляет следующие функции:
оказание медицинской помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
оказание первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях и травмах;
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших в соответствующие медицинские организации;
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований.
11. Численность медицинских работников Медпункта (для спортсменов, для зрителей) определяется в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского пункта объекта спорта, согласно приложению N 9 к Порядку.
12. Медпункты оснащаются в соответствии с рекомендуемым стандартом оснащения медицинского пункта объекта спорта, согласно приложению N 8 к Порядку.
13. Медпункты обеспечиваются связью с организаторами спортивного мероприятия, главным врачом соревнований, службой скорой медицинской помощи, другими службами, участвующими в организации спортивного мероприятия.
14. Медпункты представляют отчеты о своей деятельности главному врачу соревнований, а также осуществляют ведение учетной и отчетной документации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник
Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
С 01 января 2021 года введены в действие новые санитарные правила по плавательным бассейнам, которые отменяют собой ранее действовавший СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» и СанПиН 2.1.2.1331-03 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков».
Новые Санитарные правила СП 2.1.3678-20 распространяются на организации, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг – и в том числе на общественные плавательные бассейны и аквапарки (Глава 6 Правил).
Помимо отмененных СанПиН специалисты бассейновой отрасли активно пользуются еще двумя документами:
Статус этих стандартов не изменился – они по-прежнему действуют, но в отличие от санитарных правил, их требования не являются обязательными. Поэтому, очевидно, что по тем положениям, где будет возникать противоречие между ГОСТ и новыми СП приоритет будет отдаваться последним.
Главные изменения
Большинство положений новых правил не противоречит ранее существовавшим нормативам, но есть ряд важных дополнений и изменений в части водоподготовки и обеззараживания воды бассейнов, которые мы считаем нужным отметить.
1. Новая классификация бассейнов
Санитарные правила вводят расширенную классификацию бассейнов и требования к их устройству (Приложение 4 СП 2.1.3678-20):
Виды бассейнов
Площадь зеркала воды, м2
Температура воды, °C
Площадь зеркала воды на 1 чел в м2, не менее
Время полного водообмена, час, не более
(ванна 33,3 * 21 м)
(ванна
50 * 25 м
50 * 21 м
25 * 25 м
25 * 21 м
25 * 16 м)
Оздоровительное плавание (индивидуальные и групповые занятия)
Развлекательно-игровые бассейны с аттракционами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
гидроаэромассажные бассейны типа «джакузи», ванны с сидячими местами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
0,8 м и не менее
0,4 м/чел.
Охлаждающий, контрастный бассейн или бассейн для окунаний
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, (глубиной до 0,6 м)
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Эта классификация отличается от той, что представлена в ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности. И как было отмечено выше, приоритет отдается той, что теперь указана в СП.
2. Строгий выбор технологии обеззараживания
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
3. Уровень свободного и связанного хлора
Требование к остаточному содержанию свободного и связанного хлора звучит так:
«6.2.20. При хлорировании воды уровень свободного (остаточного) хлора должен быть не менее 0,3 мг/л (для комбинированного метода очистки — не менее 0,1 мг/л), связанного хлора — не более 0,2 мг/л, а водородный показатель (pH) должен быть в диапазоне 7,2-7,6.»
В отличие от ранее существовавших требований, новый СП ограничивает только нижний предел концентрации свободного хлора, одновременно вводя ограничение по связанному хлору – который ранее не входил в перечень контролируемых показателей.
4. Допустимые уровни химических веществ
Прямых указаний по допустимым уровням содержания других химических веществ в воде бассейна в новых СП нет, а п. 6.2.27 содержит следующее:
«6.2.27. В процессе эксплуатации бассейна пресная или морская вода, находящаяся в ванне, должна соответствовать гигиеническим нормативам.»
На какие в таком случае ориентироваться значения, и о каких гигиенических нормативах идет речь в п. 6.2.27?
И тут появляется второй документ, который был утвержден 28 января 2021 и вступает в силу с 01.03.2021г. – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Этот огромный документ (почти на 500 стр.) создан в рамках «законодательной гильотины» и призван сократить количество взаимно дополняющих, расширяющих и дублирующих друг друга бесконечных СанПиН и ГН. Своим введением он отменяет около 120 нормативных документов и, в частности, СанПиН 2.1.4.2580-10 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Новый СанПиН объединяет в себе требования к параметрам воздуха, воды, почвы, микроклимата и в том числе содержит указания по параметрам воды плавательных бассейнов и аквапарков.
Основные изменения по контролю содержания химических веществ в воде бассейнов:
Проанализировав новые требования к ПДК химических веществ, можно сказать, что основные и самые значительные изменения коснулись хлора и побочных продуктов хлорирования и связаны с печальной статистикой прошлых лет по массовым отравлениям в бассейнах:
1. Серьезное ужесточение требований по связанному хлору – 0,2 мг/л.
В ранее действовавшем СанПиН этот показатель вообще не входил в программу производственного контроля и упоминался только в п. 3.8.6 – где давался максимальный уровень 2 мг/л для бассейна после перерыва в работе. Теперь норматив стал строже в 10 раз.
2. Ужесточение требований по хлороформу – с 0,1 до 0,06 мг/л.
Ниже в таблице мы объединили все требования к воде, которые фигурировали в упомянутых выше документах, чтобы проанализировать изменения и понять, чем руководствоваться сейчас.
Как пользоваться таблицей?
- Звездочкой (*) отмечены показатели, которые входят в программу производственного контроля воды бассейнов – их содержание должно соответствовать установленному в столбце 1 или, если четкое указание отсутствует – то значению в столбце 2.
- В столбце 3 для сравнения приведены требования отмененного СанПин по бассейнам.
- В столбце 4 приведены требования действующего ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Эти требования могут применяться, если не противоречат СанПин.