- Лечебное плавание детей с аутизмом
- ЛФК в бассейне как метод реабилитации для детей с аутизмом
- Польза плавания при аутизме в бассейне
- Плавание для детей, страдающих аутизмом
- Акватерапия для детей с расстройствами аутического спектра
- ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
- ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАВАНИЯ И ЗАНЯТИЙ ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
- КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?
- МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН
- Океан лечит аутизм: что происходит с ребенком, поймавшим волну
- Почему плавание, серфинг и другие водные виды спорта полезны для аутистов
- Серферы для аутистов
- Как это работает
- В воде как дома
Лечебное плавание детей с аутизмом
Гидротерапия детей c расстройствами аутистического спектра (РАС) прежде всего предполагает создания условий для их комфортной адаптации во внешнем мире. По результатам исследования, проведенного Национальной ассоциации аутизма, смертность при нахождении ребенка с РАС в водной среде стоит на первом месте среди таких при несчастных случаях. В связи с тем, что чувство наступления внезапной смерти, в частности по причине утопления, у таких детей отсутствует, бассейн для детей с аутизмом стает не только желательным в плане развития физически, но и жизненно необходимым.
ЛФК в бассейне как метод реабилитации для детей с аутизмом
Деткам, имеющие подобное отклонение обычно назначают длительную терапию, которая учитывает все особенности поведения конкретного ребенка. Для них присущие проблемы с сенсорным восприятием. Это может проявляться в резких движениях, несколько пугающих простых наблюдателей.
Окунаясь в совсем другую среду, детки испытывают ни с чем не сравнимые новые эмоции, которые способствуют расслаблению организма в целом и снижению раздражительной реакции на любое вторжение в личное пространство ребенка, улучшают тактильное восприятие другого человека.
Гидротерапия для детей, предполагающая нахождения всех участников занятия в одной общей среде — бассейне, помогает сплотиться, найти новых друзей с такими же интересами и возможностями. В процессе обучения должен прослеживаться четкий алгоритм последовательных упражнений, повторяя раз за разом которые будет вырабатываться конкретное представление того, что от них требуют. Следует иметь в виду что подсознательно дети-аутисты склонны выделять в поведении другого человека ключевые моменты и копировать их, пусть даже для другого они будут обыденными и привычными. Поэтому важно вести себя уверенно и давать именно ту физическую нагрузку, которая будет полезна именно в этом случае. В ход может пойти как иллюстративный материал, так и всевозможное видео, поскольку в данном случае визуальное восприятие мира является приоритетным. Усвоение материала на слух напротив, замедляет ожидаемый результат и часто приводит к необходимости повторять пройденное и возвращаться на несколько шагов назад.
Польза плавания при аутизме в бассейне
Плавание в бассейне помогает научиться общаться с другими детьми, правильно вести себя в воде и вблизи нее, приобрести такие качества, как лидерство, уверенность в себе, сплоченность в коллективе, умение делиться игрушками. Помогает развить не менее важные социальные факторы такие, как умение контролировать свои эмоции, планомерно и обдуманно идти к своей цели, выполнять инструкции и уметь достойно переживать неудачи и разочарования.
Целебные свойства воды склонны вызывать у деток новые, ранее не знакомые им эмоции, связанные с чувством невесомости, тактильного восприятия, что в комплексе с правильными физическими нагрузками могут стать ключевыми на пути к скорейшему выздоровлению.
Источник
Плавание для детей, страдающих аутизмом
Акватерапия для детей с расстройствами аутического спектра
«Аква-Доктор Плавание» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими расстройствами аутистического спектра, в том числе — детям, имеющим инвалидность. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка и подберут оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.
ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Существуют различные методы лечения, которые могут быть использованы для помощи детям с аутизмом. Когда у ребенка диагностируется это состояние, медицинские специалисты подбирают долговременную комплексную программу терапии с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одной из наиболее эффективных форм терапии являются занятия водной терапией и плавание в бассейне. Такой вид лечения хорошо переносится детьми, потому что скорее воспринимается ими как развлечение или игра, а не как медицинская процедура. Занятие в воде и плавание играют важную роль в повышении качества жизни и активности ребенка с аутизмом. Врачи и специалисты по ЛФК используют специально разработанные упражнения в воде и занятия плаванием, чтобы помочь в восстановлении, улучшении и повышения качества основных жизненных функций ребенка с аутизмом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАВАНИЯ И ЗАНЯТИЙ ЛФК В БАССЕЙНЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Расстройства аутистического спектра проявляются широким спектром нарушений: от проблем с поведением и коммуникацией до отставания в развитии и когнитивных нарушений. Многие дети, страдающие аутизмом, испытывают существенные жизненные трудности из-за двигательных нарушений, низкой мотивации, недоверия к окружающему миру, невозможности целенаправленной деятельности.
По данным многочисленных медицинских исследований, вода является идеальной средой для занятий ЛФК для восстановления нарушенных или ограниченных двигательных функций организма ребенка. Вода обеспечивает идеальную среду для облегчения движений, помогая снизить нагрузку от веса тела до 90%. Теплая вода уменьшает явления психологического стресса, позволяет лучше расслабить мышцы и избавиться от мышечных спазмов и блоков. Хроническая недостаточность физических упражнений может быть одной из причин, по которой дети с аутизмом имеют больший риск страдать от избыточной массы тела. Занимаясь физическими упражнениями в воде, ребенок с расстройством аутистического спектра может поверить в собственные возможности, научиться осознанному контролю над телом, развить мышечную силу и ловкость при играх в воде, улучшить чувство равновесия и баланса, координацию движений.
Работа с сенсорными проблемами. У детей с аутизмом часто возникают значительные сенсорные трудности. У таких детей наблюдается неадекватная сильная реакция на различные сенсорные раздражители, такие как прикосновения посторонних людей или тактильный контакт с незнакомыми предметами или текстурами.
Во время лечебных процедур в бассейне инструктор знакомит детей с различными свойствами воды, такими как ее температура, вязкость, текучесть. Дети изучают способность воды поддерживать тело на плаву, оказывать тактильное воздействие на кожу, гидростатическое давление. Знакомясь со свойствами воды, дети с аутизмом лучше познают безопасность тактильных контактов и лучше переносят их.
Улучшение социальных навыков ребенка с аутизмом. При занятиях в бассейне с другими детьми страдающий аутизмом ребенок учится общению, умению делиться своими игрушками. В совместных играх дети развивают умственные способности, учатся здоровой конкуренции и повышают уверенность в себе. Занятия в воде, благодаря атмосфере безопасности, облегчают установление зрительного контакта ребенка с инструктором и другими детьми.
Улучшение познавательных способностей. Занятия ЛФК и плавание в бассейне может помочь детям с аутизмом улучшить концентрацию и внимание. Во время занятий дети учатся концентрироваться на определенных заданиях, постепенно выполнять все более сложные задания, расширяя диапазон мобильности и подвижности. Водная терапия улучшает осознание и контроль тела, а также помогает детям учиться веселиться. Также инструктор учит ребенка контролировать поведенческие импульсы, обучает следовать инструкциям и умению переносить разочарования и неудачи.
Существует и множество других специальных приемов и упражнений ЛФК для детей с аутизмом в бассейне, о которых можно узнать, пройдя консультацию у врача лечебной физкультуры медицинского центра «Аква-Доктор».
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?
При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78
МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН
Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:
- Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
- Всем взрослым и детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): результаты анализов кал на я/г — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
- Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.
Источник
Океан лечит аутизм: что происходит с ребенком, поймавшим волну
Почему плавание, серфинг и другие водные виды спорта полезны для аутистов
Пока диагноз «аутизм» не поддается точному научному объяснению и остается набором самых разных особенностей развития, родители детей-аутистов по всему миру ищут способы сделать их счастливее, крепче и адаптировать к жизни. Много возможностей таит в себе вода — от океана до бассейна — и различные водные виды спорта.
Современная нейробиология и когнитивная психология уже добились немалого успеха в понимании того, почему пребывание в воде или рядом с ней так полезно для психического и физического здоровья человека, но некоторые чудеса воды им еще предстоит объяснить. Одно из них — это несомненное позитивное влияние воды и водных упражнений на детей-аутистов.
Этот подход не только развивает плавательные навыки маленьких пациентов, укрепляет их мускулатуру и улучшает вестибулярный аппарат, но еще и помогает детям спокойнее относиться к прикосновениям других людей, а также активнее инициировать и дольше поддерживать зрительный контакт. В Тайване было проведено исследование, показавшее, что после десятинедельной программы по плаванию дети вели себя намного лучше, были более внимательными, сконцентрированными и общительными со сверстниками.
Серферы для аутистов
Некоторые наиболее заметные изменения наблюдаются непосредственно на пляже, в волнах океана. В Дирфилд-Бич симпатичный седовласый серфер лет пятидесяти по имени Дон Райан с 2007 года реализует программу под названием «Серферы для аутистов». Профессиональные серферы и другие добровольцы встречаются примерно с двумя сотнями детей-аутистов и их родителями на пляже и целый день проводят за занятиями серфингом, паддлбордингом (катание на доске с веслом), музыкой и играми.
Дети с классическими симптомами аутизма — неспособностью сосредоточиться, ограниченными навыками общения и способностями формулировать мысли, настороженностью по отношению к окружающим, отсутствием социальных навыков и неадекватными реакциями, трудностями с формированием личностной привязанности, а также с ощущением, что они живут в своем собственном закрытом мире, с чрезмерно острой чувствительностью к свету, звукам, запахам, повторяющимся движениям, склонностью к ритуальному типу поведения — обычно боятся воды и не любят ее. Однако если их все-таки убеждают войти в океан с доской для серфинга или гребли, происходит нечто удивительное. Дети, которые редко улыбаются и мало разговаривают, на пути к берегу, оседлав волну, начинают широко и искренне улыбаться. Они словно вылезают из раковины своего внутреннего мира.
Волонтер программы Дэйв Россман говорит: «На пляже невозможно отличить аутиста от любого другого ребенка». А одна мама, участвовавшая в мероприятиях программы «Серферы для аутистов», призналась: «Я никогда не забуду радость, которую видела в тот день на лице своей дочери, и гордость, которую моя девочка испытывала, потому что оказалась достаточно ловкой и умелой для того, чтобы делать то, что она делала». В тот момент ее дочь была «не девочкой с синдромом Аспергера, а обычной семилетней девочкой, катающейся на волнах».
Как это работает
Сегодня множество теорий объясняют, почему это происходит: вода стимулирует ребенка визуальными раздражителями, тем самым удовлетворяя некоторые его сенсорные потребности; вода предлагает «безопасную и поддерживающую среду», которая окутывает тело «гидростатическим давлением» (или, как выразился один специалист в этой области, вызывая ощущение «идеального объятия»). По мнению Уильяма Гриноу из Института Бекмана при Иллинойском университете, освоение новых двигательных навыков, таких как плавание, серфинг или паддлбординг, способно оказывать «на нервную систему человека весьма разнообразное влияние, например увеличивать приток крови к участкам, где расположены важнейшие нейроны, и способствовать перестройке аномальных структур в передней части мозга.
Но и это еще не все. Серфинг может привести к истинному эмоциональному прорыву у детей-аутистов, проникнув под защитный покров, и, возможно, соединить их друг с другом и окружающим миром. Стараясь удержать равновесие на доске, ребенок становится более сосредоточенным, что надежно удерживает его внимание на настоящем моменте. По мнению нейробиолога Питера Вандерклиша, красота серфинга «словно выворачивает наизнанку фокус внимания детей-аутистов. Их будто вытаскивают из собственного внутреннего мира, убеждая жить здесь и сейчас, и все их тревоги отходят на задний план».
В воде как дома
Когда больному аутизмом японскому мальчику Наоки Хигасиде было тринадцать лет, он написал потрясающие мемуары, позже переведенные на английский язык и изданные под названием «Почему я прыгаю». В этой книге Наоки очень поэтически рассказывает о том, как влияет вода на него самого и других детей-аутистов:
В воде так тихо, в ней я чувствую себя таким свободным и радостным. В воде никто тебе не докучает; такое впечатление, что в твоем распоряжении все время мира. Ты можешь оставаться на одном месте или плавать туда-сюда; но, находясь в воде, чувствуешь себя так, будто ты заодно с ритмом времени. Вне воды на наши глаза и уши постоянно воздействует слишком много раздражителей, и невозможно предугадать, как долго будет длиться одна секунда или сколько продлится час. Мы живем вне нормального течения времени, мы не умеем самовыражаться, наши тела стремительно мчат нас по жизни. Если бы мы только могли вернуться к тому далекому-предалекому прошлому в воде, то и мы могли бы жить так же хорошо и свободно, как живет большинство из вас!
В 2012 году Кит Маллой, бывший профессиональный серфер, переквалифицировавшийся в «посла серфинга» компании Patagonia и режиссера-документалиста, снял фильм о бодисерфинге. В нем рассказывается о Доне Кинге из Каилуа и его сыне-аутисте по имени Бо. Эти двое вместе ныряют и плавают в кристально чистых водах Оаху и катаются на его волнах. «Никто на свете не улыбается так, как Бо под водой», — признается Кит.
Примерно в то же время на другом конце Тихого океана, в прибрежном городке австралийского Нового Южного Уэльса, другая супружеская пара с сыном-аутистом пребывала в полной растерянности. Кьян, восьмилетний сын Донны и Грега Эдвардс, вот уже два года не давал семье ходить на пляж. «Яркий солнечный свет, песок и ветер создают для сына сильную сенсорную нагрузку. и, когда мы везем его к океану, он чаще всего кричит и плачет, — написал Грег в письме, адресованном Киту. — Мы с женой выросли на серфинге, в воде мы чувствуем себя как в своей тарелке. Когда-то мы мечтали о том, как будем возить детей на океан и плавать, плавать, плавать».
И вот однажды, когда Грег, Донна и двое их сыновей смотрели документальный фильм Кита, родители заметили, что Кьян не может оторвать взгляда от маленького Бо Кинга, катающегося на доске. По окончании фильма мальчишка начал носиться по дому с вытянутой вперед рукой, имитируя позу бодисерфера, которого он только что видел на экране, а потом подбежал к маме и произнес: «Пляж. серфинг».
Уже на следующий день семья отправилась на океан, и Кьян сразу вошел в воду. «Тот день, как и каждый последующий, были просто замечательными, — писал Грег. —Наш сын открыл для себя океан. Сейчас он чувствует себя в воде как дома. Он становится все более уверенным в себе и с огромным удовольствием ловит свои первые волны!».
«Если вы имеете дело с аутизмом, ждите сюрпризов каждый день и каждый миг, — добавляет Донна. — Когда наш сын в воде, мы забываем о его болезни, и это просто потрясающе».
Майкл Розенталь, педиатр-невропатолог из Института детского мозга, работающий с детьми-аутистами, утверждает: «Я всегда стараюсь понять, что способно заставить таких детей почувствовать себя счастливыми и в безопасности, что может унять их тревогу. При этом важно отметить, что океанские воды оказывают терапевтический эффект на многих людей. Думаю, это относится не только к аутистам — это верно для всего человечества».
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник