Бассейн (1968)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Премьера в Москве — сентябрь 1991 г.
Экранизация романа Жана-Эммануэля Конила.
«Игра в кошки-мышки» — как правильно было замечено в одном французском видеосправочнике о сюжете фильма.
Молодая пара — Марион (Роми Шнайдер) и Жан-Поль (Ален Делон) — проводит отпуск на Лазурном побережье. Время словно остановилось вслед за солнцем, застрявшим в небе. Свежую струю в их повседневное существование вливает парочка гостей — бывший любовник хозяйки дома Харри и его восемнадцатилетняя дочь Пенелопа. Страсти накаляются до тех пор, пока, наконец, утром в бассейне не обнаруживается труп несчастного балагура Харри.
Источник
Фильм «Бассейн»: четверо у воды
La piscine (фильм 1969г, режиссер Жак Дере)
На шикарной вилле близ Сен-Тропе нежится влюбленная парочка, то ныряя в бассейн, то выныривая в постель.
Марианна (Роми Шнайдер) и Жан-Поль (Ален Делон) пару лет как вместе, и никто не нарушает их уединения, кроме приходящей служанки. Телефонный звонок от старого друга прерывает идиллию — он едет с дочерью мимо виллы и принимает приглашение.
Наши герои настолько размякли от жары и неги, что даже одеться не считают нужным — принимают гостей в полотенце и рубашке поверх купальника. Вот вам двойной бурбон (одеколона мы не потребляем), вот комнаты, вот бассейн, оставайтесь.
Гости не просто друзья. у Гарри (Морис Рене) когда-то была связь с Марианной, а сейчас он возит по Лазурному берегу вдруг обретенную дочь 18 лет.
Дочь Пенелопа (Джейн Биркин) не отвечает на здрасьте, сквозь огромные очки смотрит на всех как на недоразумение, медленно шагает длинными тонкими ножками по краю бассейна и высокомерно соглашается уделить свое внимание райскому уголку.
А Жан-Поль хватает ее за руку при первой же возможности и уточняет, достигла ли она совершеннолетия, ибо намерения его конкретны. Потому что он не только ревнует возлюбленную к прежней привязанности, но и всегда открыт для новых возможностей.
Я, конечно, уважаю, когда актеры излишне не хлопочут лицами, но при всей моей уверенности в том, что здесь все мастера кинематографа, их замедленные и скрытые эмоции кажутся чересчур выверенными. Камера останавливается на каждом лице подолгу, и застывшая мимика порой тревожит.
Это не касается интимных сцен между Марианной и Жан-Полем до момента прибытия гостей. Между ними все как положено — тепло, еще теплее, горячо. Но если Роми Шнайдер забывает о себе и отдается Делону, как будто не было у них разлуки и ее попытки суицида, то Делон все время кажется оценивающим себя — как я выгляжу в этом ракурсе? я достаточно хорош? зеркальце есть?
Не менее важно для Жан-Поля произвести впечатление на гостей. Показать, что Марианна — его. Что Пенелопа тоже будет его, если он захочет. И Марианна отпускает его, почувствовав и первое, и второе. Да, в ней есть эта жертвенность. Она согласна и котомочку собрать, и уйти в чисто поле, лишь бы ему стало хорошо. И будет любить его дальше без ответа. Но не только жepтвенность, а еще и достоинство. Без всяких сцен, без намеков, без ненависти к сопернице. Может, так бы все и вышло. Если бы Гарри не перебрал и не начал скандала. Если бы Жан-Поль не вышел из себя ровно так, как положено перверзному нарциссисту.
Сцена выхода из себя, конечно, впечатляет. Методично, механически, почти бесстрастно и упорно.
И в итоге, вот незадача, все повернулось так, как лучше для Марианны. Ну и что, что он это сделал. Соперники устранены. Улики тоже.
Источник
Провокация на Лазурном Берегу: 50 лет «Бассейну» Жака Дере
Сен-Тропе, вилла с огромным бассейном, томная пара — писатель Жан-Поль Леруа и его подруга, «женщина с прошлым», Марианна — знойное, тревожное спокойствие. Открывающая сцена являет зрителю игривую страсть, за блаженным фасадом которой таится нечто пугающее. Ревность, манипуляции и старые добрые абьюзивные отношения, о которых в 1960-е не рассуждали так отчаянно, как в наши дни, но которые сложно упустить из виду теперь, пересматривая «Бассейн».
Мелодраматическое и эротическое начало ко второму акту перетекает в детективную новеллу без карающего правосудия, перешагнув через двойную сплошную неловкого убийства. Действующие лица теряют свою привлекательность, растворяются в сомнениях и грехах, оставляя зрителя наедине с проблемой. Как оценить все эти поступки? Чью сторону принять?
Криминально-любовный треугольник, исполненный Делоном, Шнайдер и Морисом Роне, уникален. За каждым персонажем влачится история: хмурый Жан-Поль переживает творческий кризис и вымещает свой вскипающий темперамент на внешне спокойной и всепрощающей Марианне, Гарри, их старый приятель и бывший любовник Марианны, тщеславно рассказывает о своих композиторских успехах, лихачит на Maserati Ghibli, расхваливает юную дочь (ясноокая Джейн Биркин) и закатывает неуместную вечеринку.
Коктейль настроений то горчит, то обжигает. Особенно если помнить обстоятельства, которые остались за кадром. Роман Делона и Шнайдер к моменту начала съемок потерпел крах, но на экране словно развернулась их драма из реальной жизни. Этот иллюзорный союз породил в прессе массу домыслов о воссоединении самой знаменитой кинопары XX века, только чуда не произошло.
Даже без этого контекста на площадке было довольно жарко: Серж Генсбур нервной чайкой кружил неподалеку, стараясь уберечь свою возлюбленную Джейн Биркин от чар соблазнителя Делона.
В последний съемочный день пришли полицейские с целью допросить Делона по «делу Марковича» — телохранитель и по совместительству дублер актера был убит в Эланкуре при загадочных обстоятельствах. «Бассейн» еще в процессе производства оброс скандалами и слухами, что только поспособствовало его успеху.
Лазурный Берег, неровно, но смело воспетый Жаком Дере под аккомпанемент Мишеля Леграна и старания художника по костюмам Андре Куррежа, навсегда утратил атмосферу чистейшей беззаботности и заполнился свинцом скрытых эмоций.
Дере — ветеран криминально-детективного жанра во французском кинематографе, был доверенным режиссером Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо. Делон, который снялся в девяти лентах постановщика, говорил: «Дере — режиссер, с которым мы удивительно близки».
Хотя режиссерская карьера Дере совпала с французской новой волной, он стремился к жанровому кино, призванному развлекать, а не делать политические или художественные заявления. Детективные триллеры были его стезей: «Я всегда выступал защитником триллеров, потому что это зрелище высочайшего уровня».
«Бассейн», благодаря сложной повествовательной структуре, тонко сплетенному сценарию и, безусловно, художественным и операторским решениям, оказался самым выдающимся произведением Жака Дере. Несмотря на дальнейшую фильмографию режиссера, с обилием популярных лент о честных полицейских на амбразуре проплаченной гангстерской реальности, Дере запомнился миру искусства и моды именно «Бассейном» со сверкающим дуэтом Делона и Шнайдер.
Повторить шедевр Дере пытались Франсуа Озон («Бассейн», 2002) и Лука Гуаданьино («Большой всплеск», 2015). Первый выпустил вольный ремейк трагедии под белым жаром французского юга. Второй же более детально воссоздал атмосферу картины 1969 года, впрочем, не избежав искушения снабдить героев несколько отличными от оригинального сюжета историями. И перенес действие на юг Италии.
Ни Озон, ни Гуаданьино не намеревались пойти след в след за Дере, и их работы оттого получились самобытными, хотя и лишенными важной составляющей первого «Бассейна» — ритмической недосказанности, что расходится кругами по прозрачной голубой воде.
Фильму как нельзя лучше подходит слово «провокация». Она звучит в репликах героев, определяет их поведение и, конечно же, относится к образам, которые мы видим на экране: от крошечных платьев Пенелопы (Джейн Биркин), рубашек, расстегнутых почти на все пуговицы, до сцены, где Марианна (Роми Шнайдер) просит своего бывшего возлюбленного Гарри (Морис Роне) застегнуть крючок ее откровенного платья.
Над костюмами к «Бассейну» работал Андре Курреж, один из самых значимых дизайнеров 1960-х, чьи работы неизменно ассоциируются с футуризмом. В картине нет вещей, имеющих отношение к космической моде, впрочем, пересечения с коллекциями Куррежа 1968, 1969, да и 1970 годов явно прослеживаются в образах Марианны. Ее белые трапециевидные платья с контрастным кантом выглядят как цитата одной из коллекций Куррежа того времени.
Между тем в «Бассейне» находится место и другим модным кодам конца 1960-х — начала 1970-х, которые очень нелегко увязать с эстетикой, в которой работал Курреж. Например, Жан-Поль (Ален Делон) носит плавательные шорты в турецкий огурец. Согласитесь, куда больше этот узор, также известный как пейсли, ассоциируется с итальянским брендом Etro. В одной из самых напряженных сцен картины Марианна появляется в длинном, салатового оттенка платье с психоделическими узорами. Наряд напоминает работу другого итальянского дома — Emilio Pucci. Героиня Роми Шнайдер вообще любит зеленый и все его проявления, например, выходит на завтрак в неоновом мини-платье (такое, кстати, прекрасно вписалось бы и в современный контекст).
Любопытно рассматривать образы героев в сценах, где они проводят время непосредственно у бассейна. Купальные костюмы тут меняются так же часто, как и другие предметы гардероба. В первые же минуты фильма Марианна переодевается из черного бикини в слитный белый купальник. Жан-Поль предпочитает шорты до середины бедра, непременно яркие, украшенные броскими узорами. Его антипод Гарри напротив выступает сторонником сдержанного гардероба, даже если речь идет об отдыхе у бассейна, он носит шорты в темной палитре и единственный в фильме надевает халаты после купания. Впрочем, и ему не чужда провокация: например, все его рубашки непременно полупрозрачные.
Персонаж, который особенно выделяется в картине своей манерой одеваться, — Пенелопа. По сути, мы видим гардероб самой Биркин: мини-платья, кружево кроше, белые футболки, заправленные в свободные, обрезанные джинсы, вельветовые брюки, ну и, разумеется, плетеную корзину, появляющуюся на экране дважды: в самом начале, когда Пенелопа только приезжает в дом Марианны и Жан-Пьера, и когда девушка идет к самолету в конце картины.
Очень интересны со стилеобразующей точки зрения две сцены — спонтанная вечеринка, организованная Гарри в доме друзей, и его похороны. Образы участников траурной процессии мало отличаются от тех, что мы видели на вечеринке, а некоторые персонажи и вовсе появляются в тех же вещах. Тут можно рассмотреть много интересных и модных в ту пору вещиц: пояса-цепочки, тонкие рубашки, завязанные под грудью и оголяющие живот, различные цветочные принты, все то же кроше, потрясающее платье Марианны, расшитое мелкими пайетками, лакированные сапоги на низком каблуке (притом что действие протекает на летнем Лазурном побережье). Здесь же мы видим и модные пятиконечные стрижки, внедренные Видалом Сассуном. Пенелопа надевает на похороны отца черное трикотажное платье, но настолько короткое, что все происходящее меньше всего ассоциируется с трагедией.
Несмотря на обилие, если не сказать переизбыток очень интересных и красивых образов, прекрасно отображающих тренды своей эпохи, главной «героиней» фильма становится рубашка. «Бассейн» — настоящая ода этому предмету гардероба. Ее носят абсолютно все персонажи, то накинув на обнаженное тело, расстегнув почти все пуговицы и подвернув рукава, то используя ее в качестве пижамы и халата после купания. Причем важно отметить, что одежда в фильме несет не только эстетическую функцию, но в конечном счете влияет на сюжет картины. Ведь именно на рубашке Гарри и обрывается расследование убийства. Его гардероб настолько нейтральный и однотипный, что никто не может вспомнить, какого же цвета рубашка была на нем в злополучный вечер.
Образы «Бассейна» — понятие в моде настолько устоявшееся, что несколько лет назад видеоряд из фильма даже стал основой рекламы мужского парфюма Dior Sauvage.
Источник
drugoe_kino
ДРУГОЕ КИНО
Смотрим. Пишем. Обсуждаем.
Четыре угла ревности
Режиссер: Жак Дере
В ролях: Ален Делон, Роми Шнайдер, Морис Роне, Джейн Биркин
Есть такой жанр в кино, называется: «Любовь в хорошем доме с плохим концом». Так вот, «Бассейн» — он примерно об этом и есть. Изнеженные французы под палящим Солнцем предаются разложению и плетут между собой нехитрый любовный четырехугольник. В советское время их бы заклеймили развращенной буржуазией, праздно проводящей время, и думающей о всяких глупостях. Небось, после двух норм у станка любой Ален Делон ничем бы не отличался от Гоги, Гоши, Юры, словом, от идеала нормальной рабочей советской женщины. Которая втихаря все равно посматривала «Бассейн», где Роми Шнайдер в миниатюрном черном бикини и Ален Делон со своими нечеловечески голубыми глазами.
Итак, богатый особняк, хозяева которого укатили в неведомые дали, пустив пожить и предаться неге двух своих друзей Жан-Поля и Марианну. Естественно, те начали расслабляться, благополучно обрастая мхом, преимущественно с северной стороны, и тратя силы исключительно на то, чтобы добраться до бассейна и, поплавав, снова завалиться на шезлонг загорать. Так бы все, наверное, и продолжалось, если бы в гости к Жан-Полю и Марианне не заехал бы его давний друг и ее бывший любовник Гарри, захвативший с собой симпатичную дочь восемнадцати лет.
Фильм оказывается полон намеков, многозначительных взглядов, заигрываний и прочего флирта, который вроде бы ничего не значит, но этот легкий стук по нервам слово бесконечный надоедливый дождь. Сам не знаешь, когда сорвешься, и натворишь дел в припадке ревности. Бытовая драма плавно перетекает в ленивый, разомлевший на южном солнце детектив, но затем стремительно возвращается назад, потому что это не история о том, как один уставший инспектор расследовал дело о трупе в бассейне. Скорее, это история о том, что богатые тоже плачут, а за высокими заборами роскошных особняков не укрыться от жестокой, разъедающей душу ревности.
Источник