«Река и её части»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Река и её части». УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 19.62 КБ |
Презентация к уроку | 1022.09 КБ |
Карточки для самостоятельной работы | 173.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Река и её части.
Цель: создать условия для знакомства детей с понятием «река» и её частями через работу с учебником и просмотр изображений.
Образовательная: формировать понятия пресная вода, река, исток, приток, устье, русло; формировать умение извлекать информацию из разных источников;
Развивающая: развивать экологическое мышление.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.
Познавательные: осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме; выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций; учить работать с картой.
Регулятивные: уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать и аргументировать своё предположение.
Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания;
Личностные: развивать умение бережно относиться к природе; работать по заданию самостоятельно; осуществлять самоконтроль работы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Н. Ф. Виноградова (УМК «Начальная школа 21 века»), презентация, карточки ля самостоятельной работы, шум реки.
I. Самоопределение к деятельности.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
— Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.
II. Актуализация знаний и мотивация.
— Вы видите на слайде изображения различных водоемов. Как вы думаете, что здесь лишнее?
— Как можно назвать все оставшиеся водоемы одним словом? ( пресные )
— Как вы понимаете слово «пресный»?
— Какие ещё пресные водоёмы вы знаете?
III. Постановка учебной задачи.
— Сейчас вы услышите шум одного из пресных водоемов, догадайтесь, чей он? ( шум реки )
— Правильно, это река. Хотите ли вы больше узнать о реках?
— Как думаете, о чём мы будем разговаривать сегодня на уроке?
— Какие цели мы для себя поставим?
— Тема нашего урока «Река и её части».
IV. Открытие детьми новых знаний.
— Ребята, а какие реки вы знаете?
— Знаете ли вы, какая река протекает через наш город? ( Ветлуга )
— Какие ещё реки мы можем встретить в Костромской области?
— Наша страна огромная, и на ней протекает множество рек. Ребята, посмотрите на карту рек России.
— Обь — одна из крупнейших рек России. Как же нам правильно показать её на карте? Откуда начать?
— Реки на картах начинают показывать с того места, где река берёт своё начало и ведут до того места, где река впадает в другой водоём.
— Посмотрите на карту. Река Обь берёт своё начало после слияния реки Бия и Катунь. С этого места мы и начнем показывать реку. И ведём до места, куда река будет впадать в залив, который называется Обская губа .
— А сейчас мы поработаем с вами по учебнику. Открываем страницу 88. Прочитаем о том, что же такое река.
V. Первичное закрепление.
— Ребята, что же такое река?
— Чем похожи все реки?
— А чем они отличаются?
— Что ещё интересного вы узнали о реках, прочитав текст?
— Давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 88. Что же такое исток и устье?
— Ребята, а что же ещё есть у любой реки? ( берега )
— Правильно, у реки есть два берега: правый и левый. А как же определить, где правый берег, а где левый? (Слайд 4)
— Открою вам секрет. Нужно встать по направлению течения реки. Берег, который расположен справа о вас и будет правым берегом реки. А берег, расположенный слева от вас – левый берег реки.
— Также берега можно определить и по карте. Для этого достаточно знать, где у реки исток и устье. Течение реки всегда направлено от истока к устью.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— А сейчас, ребята, мы посмотрим, как вы поняли, что такое исток и устье.
— На карточках подпишите, где у данной реки исток и устье, а также правый и левый берега.
— Проверьте себя по эталону на слайде.
— Поднимите руки те, что верно определил все части реки? Молодцы!
— В чём возникло затруднение у остальных?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
— Закрепим наши знания о реках и разгадаем небольшой кроссворд.
1. Как называется водный поток? ( река )
2. Как называется место, где река впадает в другой водоём? ( устье )
3. Как называется место, где река берёт свое начало? ( исток )
4. Как называется движение воды в реке? ( течение )
5. Какая в реках вода? ( пресная )
— Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
— Ребята, пришло время подводить итоги урока.
— Какова была тема сегодняшнего урока?
— Что нового и интересного вы узнали о реках?
— Вспомним, что такое исток и устье реки?
— Как определить, где какой берег у реки?
— А сейчас оцените свою работу на уроке. Если на уроке вы запомнили все понятия и сможете объяснить их другим, закрасьте улыбающийся смайлик. Если вы запомнили понятия, но ещё не уверены, что сможете объяснить их другим, закрасьте средний (нейтральный) смайлик. Если считаете, что запомнили ещё не все понятия, и вам нужно ещё поработать над этой темой, закрасьте грустный смайлик?
Источник
Речной бассейн
Речно́й бассе́йн – часть земной поверхности, включающая данную речную систему и ограниченная поверхностным (орографическим) водоразделом.
Следует различать понятие бассейн и водосбор реки.
Обычно водосбор (особенно поверхностный) и бассейн реки совпадают. Однако нередки случаи и их несовпадения. Так, если в пределах речного бассейна часть территории оказывается бессточной (её называют бессточной областью), то она, оставаясь частью бассейна, в состав водосбора реки не входит. Такие случаи характерны для засушливых районов с плоским рельефом. Бессточные области в пределах речных бассейнов могут иногда достигать больших площадей; как например, в бассейнах рек Тобол и Ишим (притоков р. Иртыш, входящей в речную систему Оби). В бассейне Тобола выше г. Кустаная – 16300 км 2 (>50% площади бассейна), в бассейне Ишима выше г. Акмолинска (ныне г. Астана) – 1750 км 2 (около 24% площади бассейна).
Несовпадение границ бассейна, выделяемых по поверхностному водоразделу, и границ водосбора может быть и в тех случаях, когда поверхностный и подземный водоразделы не совпадают, т.е. когда часть подземного стока либо поступает из-за пределов данного бассейна, либо уходит за его пределы.
Основными морфометрическими характеристиками речного бассейна служат: площадь бассейна; длина бассейна, обычно определяемая как прямая, соединяющая устье реки и точку на водоразделе, прилегающую к истоку главной реки; максимальная ширина бассейна, которая определяется по прямой, перпендикулярной к длине бассейна в наиболее широкой его части; средняя ширина бассейна, вычисляемая путем деления площади бассейна на его длину; длина водораздельной линии (поверхностного водораздела).
К числу главнейших физико-географических и геологических характеристик речного бассейна относятся:
- географическое положение бассейна реки на континенте, которое может быть выражено через удалённость его границ или центра (в км) от океана, широту и долготу центра и крайних точек бассейна;
- географическая (ландшафтная) зона (зоны) или высотные пояса; важно знать, например, находится ли речной бассейн в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, степи, пустыне и т.д.;
- геологическое строение, тектоника, физические и водные свойства подстилающих грунтов, гидрогеологические условия;
- рельеф поверхности бассейна (горы, возвышенности, низменности и распределение площади бассейна по высотам;
- климат (характер циркуляции атмосферы, режим температуры и влажности воздуха, количество и режим атмосферных осадков, испарение);
- почвенно-растительный покров, который можно охарактеризовать данными о доли площади бассейна (в %), занятой лесами и почвами того или иного типа;
- характер речной сети;
- наличие и особенности других водных объектов помимо рек – озёр, болот, ледников.
Важнейшая особенность любого речного бассейна – это степень его преобразования хозяйственной деятельностью. При этом следует различать искусственное преобразование поверхности бассейна (сведение лесов, распашка земель и другие агролесотехнические мероприятия, оросительные и осушительные мелиорации) и искусственное преобразование гидрографической сети бассейна реки и режима самих рек (регулирование стока, сооружение плотин и водохранилищ, каналов, шлюзов, осуществление других гидротехнических мероприятий в руслах рек, изъятие и переброска стока и др.).
Такие характеристики бассейна, как его озёрность, болотистость, лесистость и др., могут быть выражены количественно через соответствующие коэффициенты озёрности, болотистости, лесистости, вычисляемые как отношение (в %) площади, занятой соответственно озёрами, болотами, лесами к полной площадь бассейна.
Источник
Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
- Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
- Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе.
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока “Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
- Что такое река?
- Откуда берется в реке вода?
- Почему вода в реке не кончается?
- Для чего нужны реки?
- Как реки изменяют земную поверхность?
III. Совместное “открытие” знаний.
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
– Что такое течение?
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
- дождевое
- ледниковое
- подземные воды
- снеговое.
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?
+ Весной – во время таяние снегов.
Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется?
Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
V. Работа с картой.
1. Карта полушарий.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
2-й ряд: ищет реки Америки.
3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Африка: Конго, Нил.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
2. Реки Башкортостана.
– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?
– Какие крупные реки нашего края вы знаете?
Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.
Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.
Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
IX. Домашнее задание.
Всем: У. с. 104-107
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”
- Подготовить сообщение о крупных реках России.
- Выполнить макет местности, по которой протекает река
- Составить кроссворд по теме “Реки”.
Источник