ОКА — могучая река или зеница ока.
Есть в центральной части России замечательная река — ОКА. с не менее замечательными ПриОкскими просторами. Неоднократно описанными Великими мастерами поэзии. НО. мало кто знает, что эти самые ПриОкские просторы — являются колыбелью земли Русьской.
Начнём наш экскурс в древнейшую историю Русо-Ариев с формулировок:
ОКА – поток, большая вода. Ещё одно обозначение слова «ОКА» – Всевидящая река, как «Око РА». На Финском языке Слово «Йокка» – большая река. Но, название Большой Могучей реки «ОКИ», имеет чисто Арийское происхождение, о чём говорит присутствие Бога РА. Вообще, слово «Ра» подходит и как к названию Оки, как и к названию Волги, ибо, когда-то давно, это была одна Могучая река впадающая в Азовское море, а страна, располагавшаяся в Волго-Окско-Донском междуречье, называлась – Артания. Там, где сейчас Ока впадает в Волгу, было всё наоборот, Волга впадала в Оку, далее Ока впадала в Азовское море, а не в Каспийское (как современная Волга), а в том месте где сейчас Волго-Донской канал, Дон впадал в Оку. Всё это очень ярко отражено в Древнерусских Сказаниях и Былинах. Да к тому же, весьма логично объясняет ту лёгкость, с какой в древности Русы-Арии попадали в Тьмутаракань (на Синем море), и далее в Чёрное (Русское море).
Теперь рассмотрим этот термин с точки зрения наших Предков Ариев: в переводе с Древнерусского слово «ОКА» определяет – могучую всевидящую реку. Однако, изначальное Арийское название реки Оки происходит от слова – «Око» (глаз), в сакральном значении «Всевидящего Ока» (Око РА), как реки, по берегам которой жили Русо-Арийские племена, зорко следившие за всем, что происходило на водной глади их Родной реки, ревностно охраняя свои Родовые Жилища и не допуская к себе Чужаков. На Санскрите слово «Окас» – это жилище, приют, убежище, родина. Думаю что нет более смысла искать подходящие слова и сравнения для определения Родины Ариев, тем более что ПриОкские земли издревле назывались – «Резань» (Кусок Родной земли). Резань, в разной транскрипции, может звучать, как: Арзава, Арсава, Арсания, Артань, Ар-Ръшань, Ръшань, Расань, Разань, Резань, Рязань или просто страна – Артания, что не меняет сути определения в значении Родины Русов-Ариев, которые разбрелись по Миру в поисках лучшей доли, но не утратив своего самоназвания – Расены (Разены). Бассейн реки Оки Арийскими племенами (бежавшими с Севера от Великого Оледенения примерно 12 000 лет тому назад) был выбран не случайно.
Волго-Окско-Донской регион представлял собой некий остров (островом у наших предков именовался кусок земли омываемый со всех сторон водой, в том числе и реками), имеющий удобную широко разветвлённую водно-транспортную структуру. Эта земля обладала всем необходимым для комфортного проживания и воспроизводства потомства, став новым очагом Русо-Арийской культуры и возрождения генофонда человечества Белой Расы. Река Ока сыграла исключительно важную роль для развития всего центрального региона Руси, став главной водно-транспортной артерией прилегающих к ней земель до «Самого Синего моря» (Тьмутаракань, Тамань). При этом, значение названия реки соответствовало её особой роли Глаза, на широких просторах которой, с высоких берегов Оки можно было на большом расстоянии заметить любого непрошенного гостя. Отсюда слово – Окоём! Помимо прекрасного обзора, свою роль играли и ловушки фарватера, и змеиные ловушки, надёжно охранявшие прибрежные земли от посторонних глаз. Те немногие Враги, попадавшие в подобные ловушки и сумевшие уцелеть, рассказывали об этом «Змеином царстве» такие небылицы, что надолго отбивали охоту чужакам заплывать в ПриОкские края. Полноводная Всевидящая река, местами переходящая в болотистые топи, лесные непроходимы дебри, стала естественным домом-крепостью для жителей «Змеиного царства» на целые тысячелетия. Именно отсюда, примерно в VII тысячелетии до нашей эры, Арийские племена «Расенов», под предводительством Русича-Рада (Раджа, Рама), отправились на Юг, дойдя до берегов рек Инда и Ганга (Позднее в древней Индии возник посвящённый Раме эпос – «Рамаяма»). ПриОкские земли стали своего рода генетическим заповедником для Арийской Расы, став впоследствии инициирующим началом дальнейших Арийских миграционных волн, расплывшихся по Миру в период VII – I тысячелетия до нашей эры. Окская культура и эзотерика занимают уникальное место в мифологии многих народов Мира, проявляясь в мифах, легендах, обрядах и сказания. Только через призму Арийского мировоззрения можно воссоединить в одно целое обрывочные, смутные и искажённые образы прошлого.
Артания упоминается Арабским путешественником Абу Хамид Ал-Гармати, который является одним из немногих мусульман сумевших совершить в 1150 году переход через эту страну из Булгар в Киев, а до того 15 лет живший в Саксине (бывший Хазарский город Итиль). Вот что он пишет о своём интересном путешествии:
«Расстояние между Саксином и Булгаром составляет 40 дней пути по реке. Булгар – очень большой город дома в нём построены из сосны, а стены из дуба. Здесь длинный день и короткая ночь, а жара более сильная чем где-либо в мире, но ночи прохладны, здесь надобно иметь много одежды… Здесь я услышал об области Арсу, где охотятся на бобров, горностаев и белок… Я видел жителей этой Арской земли – краснощёкие, голубоглазые и белокуры, одеты в льняные одежды и меховые шкуры… Когда я поехал в страну Славян (Киев), то выехал из Булгара и плыл на корабле по реке Славян (Оке), а вода её чёрная, как вода моря Мраков, она будто чернила, но притом сладкая, хорошая, чистая. В ней нет рыбы, а есть большие чёрные змеи, одна на другой, их больше чем рыб, но они не причиняют никому вреда. И есть в ней животное вроде маленькой кошки с чёрной шкуркой, и зовут это животное водяным соболем, его шкуры вывозят в Булгар и Саксин… Когда я прибыл в эту страну, то увидел что она обширна, обильна мёдом, пшеницей, ячменём и очень большими яблоками, лучше которых нет во всём мире… Меж собой рассчитываются они беличьими шкурками… Восемнадцать шкурок стоят один серебряный дирхем… За одну шкурку дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине… Этот народ, в отличие от Славян бреет бороды… И охотится на бобров… Я оставался у них длительное время, страна их безопасна… И нет у них религии, они почитают некое дерево, перед которым кладут земные поклоны… А у Славян строгие порядки. Если кто нанёс ущерб другому, или его сыну, или скоту, или нарушил законность каким-нибудь образом, то берут с нарушителя некоторую сумму денег. Если у него их нет, то продают сыновей и дочерей за его преступление. А если нет у него семьи, то продают самого. Славяне храбры, в религии придерживаются Византийского толка Несторианского Христианства… И вот прибыл я в город Славян, который называется – «Куйав» (Киев). В нём тысячи Магрибцев, по виду Тюрков, говорящих на Тюркском языке, известны они в этой стране под именем – «Беджнак»… И встретил я человека из Багдадцев… Я устроил этим мусульманам пятничное моление научив их хутбе…».
На Тюркском языке «Аршан» – ключ, родник, источник чистой воды, а «Орта» – середина (земли). У Арабов «Ортанчи» – средний. У Хеттов «Араш» – дерево. На Древнерусском языке слово «Арса» обозначает – можжевельник (священное для Русо-Арийского народа дерево), а «Арта» – это божественность. Исходя уже даже из этих Древнерусских определений, можно говорить, что страна Артания (Арсания, Аршания) – это Божественная земля Русо-Ариев, находящаяся посередине Рассеи, где растут Священные Леса и бьют Чистые Родники, оставшиеся в генетической Памяти разошедшегося по Миру Народа из Рода Великой Белой Расы.
А теперь познакомимся поближе с культурным наследием Расенов и значением — «Зеница Ока».
На берегах реки Оки было много Городов, отсюда ещё одно название страны Артании — Гардарика. Давайте узнаем поподробнее откуда такое название. ГАРДАР – святилище родового огня, вместе со всеми постройками и обслугой. «ГАР-ДАР» – дарующий огонь. Родовой Гардар возводился в устье реки, где находилось место энергетической силы (Белый Столб), и где обязательно должен быть сильный родник, ведь каждый источник нёс в себе энергетический заряд «Белого Столба». В таком месте и ставился храм с деревянной шатровой крышей в виде трёхгранной пирамиды. Строение было не только местом поклонения огню, но и являлось духовным храмом Рода. В центре помещения ставился дубовый столб – служащий Пальцом (от слова Палить), для возжигания ритуального Родового Огня. Пол в помещении храма был сделан из белой глины. Вокруг пальца в полу монтировали три магических кольца (Сутуги), возрастающие по диаметру от центра к периферии. Ближе к центру кольцо было – золотое, второе – серебряное, а наружное – медное. Это кольцо обладало неведомой силой, препятствующей достижению центра не посвящёнными в тайны магии людям. Только Жрицы Огня Гары могли входить в этот магический круг, дабы передать другим племенам возрождённый на пальце огонь, воспылавший от «Зеницы Ока» (подобный Обряд до сих пор существует у Христиан в Священной Земле). Дарители оставляли свои подношения храму огня у таинственного круга первого внешнего кольца Сутуги, так как не могли переступить через магический обруч. Тело дарителя неожиданно начинало сотрясать в конвульсиях, была резкая боль в желудке, а кого-то и тошнило. По этой причине Дары оставлял у входа в Храм, перед первой Сутугой. Зачарованный неприступностью и таинством магического круга, даритель лишь мог восхищаться и трепетать перед стоящими внутри Сутуги посвящёнными Духа Огня. Во время грозы зона «Белого Столба» становилась смертельно опасной, излучая конусообразное свечение, так как из-под пальца нередко вырывались шарообразные сгустки энергии, именуемые – «РасСея» (Свет Энергии Ра).
Огонь в Родовом Гардаре обновлялся два раза в год – в период весеннего и осеннего равноденствия. Он добывался жрицей огня Гарой от Солнца при помощи «Зеницы Ока» (крупная собирающая линза из хрусталя). Солнце, ровно в полдень, через специальное отверстие в крыше храма, своими лучами попадало вовнутрь помещения, где Жрица преломляла его через «Зениц» на специально приготовленную кладь на пальце, под хоровое пение прислуги Гардара. Происходило возгорание топлива, повергавшее в трепет присутствующих представителей разных племён, которым впоследствии раздавались тлеющие угли от нового огня. Огонь разносился по своим общинным столбам представительницами племён. В повседневной жизни жрица огня носила «Зениц Ока» в специальной дорогой оправе на челе. Вновь образовавшимся племенам огонь дарили Несуны (Данки Гардара). Скончавшуюся жрицу огня Гару укладывали в ёмкость, сделанную из глины и заливали раствором извести, затем этому саркофагу придавали форму раковины (грабы). Отсюда слово: Гроб. С наружной стороны Гроба вырубался текст, нёсший в себе сокровенные знания, полученные жрицей из Мира Духа (как Горечь познания Сути). Отсюда мифическое название Гроба – «Камень Бел-Горюч» (символизирующий горючие слёзы по усопшей).
Источник
Древние поселения в верховьях Оки
Стоянка первобытного человека
Орловский край был заселён с незапамятных времён. Наиболее ранние стоянки первобытных людей, выявленные на орловской земле, относятся к IV тысячелетию до н. э. На территории Глазуновского района Орловской области следы пребывания древнего человека обнаружены в долине Оки, близ села Тагино.
У Тагино, где долина Оки значительно расширяется и представляет обширные заливные луга, с восточной стороны расположено большое плато, возвышающееся над уровнем воды более чем на 30 метров. От плато в речную долину вдаётся высокая гряда, состоящая из трёх холмов, соединённых между собой перемычками. Длина этой своеобразной «плотины», вытянувшейся с севера на юг, составляет около 250 метров, а наибольшая ширина доходит до 55 метров. Общая площадь гряды около трёх гектаров. Русло реки прежде проходило у самого основания плато, делая у гряды петлю и омывая её с трёх сторон. На этих высоких холмах, недоступных весеннему половодью, с глубокой древности селились люди. Река служила им естественной защитой и от зверя, и от непрошеных гостей.
О существовавшем здесь древнем поселении говорят дошедшие до наших дней старинные названия холмов: один из них, северный, известен у местного населения под названием Острог, другой, южный, носит название Курган.
Курган — место стоянки первобытного человека.
Здесь в разные годы проводили раскопки многие ученые-археологи. Впервые детальное обследование Тагинского поселения провёл в 1907 году И.Е. Евсеев, член Императорского Московского археологического общества. Позднее в верховьях Оки работали экспедиция Государственного Исторического музея под руковод-ством М.В. Фехнер (1952 г.) и две экспедиции Института археологии АН СССР (Т.Н. Никольская, 1973 г., и И.К. Фролов, 1975 г.).
На Кургане археологи обнаружили скребки, изготовленные из колотого и остро оббитого камня, кремнёвые ножи и наконечники, изделия из кости (наконечник копья и вилка с двумя зубцами), а также остатки посуды из невымешанной и неочищенной глины, грубо вылепленной от руки, без гончарного круга[i]. Эти находки свидетельствуют о стоянке первобытного человека эпохи неолита — позднего каменного века.
Поселение древних охотников
Три тысячи лет тому назад, после освоения местным населением варки железа из болотных руд, на верхней Оке начинается ранний железный век. На месте заброшенной стоянки первобытного человека близ села Тагино вновь возникло поселение. Об этом говорят обнаруженные на Кургане фрагменты керамики, относящиеся ко второй половине I тысячелетия до н.э.[ii] Найденные среди углей и золы рога оленя свидетельствуют о том, что здесь поселились охотники.
В этот период на обширных просторах Восточно-Европейской равнины, тесня и сменяя друг друга, расселялись многие народы, не оставившие в истории практически никаких сведений о себе. Лишь немногочисленные археологические находки да скудные сообщения древнегреческих историков дают представления об их культуре.
О происхождении народа, жившего в то время в верховьях Оки, нет единого мнения. Одни учёные считают, что это были балты, по мнению других — племена лесостепных скифов или родственных им народов. Так, по утверждению Геродота, в 4000 стадиях[1] к северу от Чёрного моря жили меланхлены — «не скифского племени, но вели жизнь и имели обычаи такие же, как скифы». Многие исследователи полагают, что правобережье верхней Оки занимали будины, также описанные Геродотом. Причём об этнической принадлежности будинов идут споры: одни считают их финно-угорским народом — предками мордвы, другие — племенем иранского происхождения. Часть населения у будинов вела кочевой, а часть — оседлый образ жизни. По мнению В.М.Неделина, выявленное в селе Тагино поселение было основано будинами, жившими в верховьях Оки с VII века до н.э. до рубежа тысячелетия.[iii]
Таким образом, в Тагино имеются два археологических памятника седой старины: стоянка первобытного человека и более позднее поселение второй половины I тысячелетия до н.э. Следует отметить, что эти два поселения, совпадающие по местоположению, но разнесенные во времени на многие века, часто отождествляют. В большинстве книг по истории Орловской области указывается только один памятник, чаще всего первый — неолитическая стоянка.
Поселения вятичей
Далекие наши предки, древние славяне, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, пришедших 4 тысячи лет тому назад из северного Причерноморья в Центральную и Восточную Европу. В эпоху Великого переселения народов (IV — VII вв. н. э.) славяне расселились по обширной территории от Эльбы на западе до Приднестровья на востоке, вторглись на Балканский полуостров, заняли земли по юго-западному побережью Балтийского моря и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Впоследствии под ударами многочисленных врагов, прежде всего германских племен, славяне потеряли часть территории. Испытывая с запада сильное давление, они имели единственный путь для дальнейшего расселения — обширное малозаселённое пространство Восточно-Европейской равнины.
Осевшие на новых местах племена разрастались, увеличивалось число родовых линий, которые всё больше расходились, родственная связь между ними ослабевала, возникала борьба за старшинство в племени. Внутренняя вражда приводила к отторжению некоторых родов, и они вынуждены были искать прибежище в других землях. Заселение нашего края славянами было связано с упомянутыми обстоятельствами. В «Повести временных лет» летописец рассказывает о том, что у ляхов (западных славян) были два брата — Радим и Вятко. Выделившись из племени, оба брата со своими родами ушли на восток. Радимичи сели на Соже, а Вятко увёл свой род далее, на Оку, поскольку земли по Десне, лежащие между Сожью и Окой, уже были заняты северянами. Обосновавшихся на Оке славян стали называть вятичами, по имени их родоначальника.
В VIII — XI вв. соплеменники легендарного Вятко, закрепившись на верхней Оке и её притоках, постепенно продвинулись вниз по течению до реки Москвы, а также заселили верховья Дона. Вся эта обширная территория получила название «страны вятичей».
Первоначально у вятичей не было городов. Защитой им служили болота и дремучие леса. Каждая родовая община жила обособленно в своей деревне. Жилища вятичей представляли собой землянки, обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Река, помимо удовлетворения бытовых нужд, давала пропитание, служила защитой от врагов и являлась основной дорогой среди труднопроходимой местности. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
В наших местах следы пребывания вятичей обнаружены на берегах Оки. Первые описания городищ, выявленных на Оке, относятся ко второй половине XIX века, когда заметно возрос интерес к памятникам старины. В ту пору ещё достаточно ясно просматривались контуры древних поселений, не тронутых ни плугом, ни окопами военного времени. Всё, что было на поверхности земли, время беспощадно уничтожило, но оставались следы рвов и валов, окружавших средневековые деревни. На археологической карте того времени на территории теперешнего Глазуновского района значилось три городища: близ Богородского, в Захаровке и в Тагино. Сохранились их краткие описания, составленные на основе опросных листов, собранных волостными правлениями.
«Городок при селе Богородицком — Верхней Слободе (по левую сторону военно-просёлочной дороги, при р. Руде), в трех верстах от него и в 20 саженях от берега Оки, на крестьянской земле. Длина его 210 саженей, ширина с востока 10, а с запада 95 саженей, форму имеет треугольную. Поверхность холмистая, поросла травой… Помещается на низком, болотистом месте, по левую сторону Оки. Внешних укреплений, рвов и валов нет. Въезд с востока от реки».
«Городок близ Захаровки (или Новой Руды), ниже её по Оке на 2 версты, по правую сторону той же дороги. Длина до 120 саженей, ширина в южной части до 60, а к северу сужается до 5 саженей, отвесная вышина 10 саженей. Форма длинная, яйцевидная. Помещен на низменном берегу Оки. С юга и запада окружён валами, а с севера рекою. Рвов и входа нет. На поверхности выкопано несколько ям глубиной от 1 до 3 саженей»[2].
«Городок близ с.Тагина (на военно-просёлочной дороге), в имении графа Чернышёва-Кругликова… В северной части окопан канавой, длиной 30 саженей, шириной 2 аршина. Поверхность ископана ямами глубиной от 1 до 2 саженей»[iv].
И. Е. Евсеев, обследовавший указанные поселения, к своему удивлению, не обнаружил городища в д. Захаровке. Этому он дал довольно любопытное объяснение. «По моему мнению, — писал он, — городище Богородицкое находится на земле села Богородицкого, но на поле между этим селом и деревней Захаровкой и даже стоит ближе к Захаровке, чем к Богородицкому. Сельские старосты того и другого селения сочли это городище своим, дали в этом смысле свои показания с весьма приблизительными описаниями, и в волости к действительно существующим прибавили и фантастическое городище»[v]. Попытки найти Захаровское городище предпринимались и позднее. Так, в 1952 году М.Ф.Фехнер и Ф.В.Успенская произвели разведывательные раскопки на правом берегу Оки в местечке, известном у местного населения под названием Родин бугор (южнее Захаровки). Однако и на этот раз культурный слой не был обнаружен[vi].
Археологические обследования, проведённые близ с. Богородского, подтвердили наличие здесь селища. Датируется оно XII — XIII вв. К этому времени относится расцвет материальной и духовной культуры вятичей, связанный с интенсивным развитием ремесла и торговли. В этот период возникло наибольшее количество сельских поселений, основная часть которых были неукреплёнными.
На территории Глазуновского района наиболее детально изучено Тагинское городище — самое южное на земле вятичей (далее, за водоразделом, жили северяне). Собственно, здесь обнаружено два славянских поселения — городище и селище, расположенные в 250 метрах друг от друга на той самой гряде, где прежде была стоянка первобытного человека. Городище находилось на Остроге, селище — на Кургане.
Остатки рва, окружавшего острог.
Острог представляет собой холм высотой около 30 м с крутыми склонами и небольшой площадкой на вершине (30 м Х 40 м). В прошлом Острог окружал ров, следы которого просматриваются до настоящего времени. Лет 25 назад вершина была свободна от лесной растительности и была покрыта пышным травяным ковром; теперь же её полностью заняли молодые деревца и кустарник.
Учитывая малые размеры Тагинского городища, оно, вероятнее всего, служило небольшой родовой крепостью, которую использовали как склад припасов на случай недорода или стихийного бедствия, а также как убежище от врагов.
Поверхность Кургана дважды распахивалась: в конце XIX века[3] и в 30-е годы прошлого столетия, при проведении коллективизации. При распашке находили различные изделия из железа (кинжалы, ножницы, кодык, тереза-безмен и др.), а также большое количество обломков глиняных сосудов, изготовленных на гончарном круге. Много посуды было из белой глины, залежи которой по сей день находятся рядом с селищем, на соседней гряде. Горшки хорошо, до звона, были обожжены в горне.
При проведении раскопок обнаружили остатки жилищ, в одном из которых, напротив входа, располагался развал печи с большим количеством золы и костями животных. Здесь же лежали куски истлевшей полотняной материи. На полу и под очагом находилось много черепков.
Следует отметить, что остатки глиняной посуды — керамики — позволяют специалистам датировать время её производства. Для каждого времени были характерны свои особенности: способ изготовления, форма, орнамент. Керамика, найденная в различных частях гряды, свидетельствует о том, что наши предки жили здесь, начиная с прихода вятичей в Х веке по XVII век включительно. О продолжительном существовании поселения говорит и толщина культурного слоя, достигающая местами 120 см.
Волок в верховьях Оки
В древности главными путями сообщения на Руси являлись большие и малые реки. Реками ходили войною, по рекам вели торговлю. Конные повозки стали распространяться лишь с XI века. До этого, да и в дальнейшем тоже, основными средствами перевозки грузов были ладьи и челны. На водоразделах между судоходными реками существовали волоки, где кратчайшим путём перетаскивались (переволакивались) по суше суда и грузы с одной реки на другую.
При переходе с Волги на Днепр чаще всего использовались волоки, расположенные в Смоленском княжестве. Так, муромский князь Глеб Владимирович в 1015 году, отправляясь из Мурома в Киев, выбрал обходной путь: Ока — Волга — Возуза — волок — Днепр. Видимо, это было связано с беспокойным характером вятичей, живших на верхней Оке; даже Владимир Мономах, один из самых воинственных князей, считал путь «сквозь вятич» нелёгким и небезопасным.
Существовало несколько путей от Оки к Дону; один из них проходил по территории Орловской области: Ока — Зуша — волок — Любовша — Сосна — Дон.[4]
Обширное Черниговское княжество, раскинувшееся от Днепра до Коломны, для осуществления экономических связей должно было иметь свои внутренние пути сообщения. Подавляющее число черниговских городов располагалось на реках, так что из одного города в другой можно было пройти водой. Единственным препятствием был водораздел между бассейнами Оки и Десны, преодолеть который можно было через волоки. Некоторые исследователи полагают, что один из таких волоков находился в верховьях Оки. Следует отметить, что прямых летописных свидетельств тому нет, но существуют некоторые косвенные доказательства.
Когда-то, в ледниковый период, огромные языки льда продвинулись далеко на юг по долинам Днепра и Дона, огибая Среднерусскую возвышенность. Территория Орловской области (за исключением её северной части) была свободна от ледяного панциря, и сегодняшняя возвышенность оказалась в действительности дном глубокой впадины, окруженной с запада, севера и востока высокими (до 200 метров) обрывами края ледника. При таянии ледника сток вод на север в долине Оки оказался закупоренным льдами, и талая вода через водораздел стала уходить в систему реки Десны. В дальнейшем на водоразделе осталось много озёр, одно из которых, самое обширное, располагалось в несколько пониженной седловине на границе современных Орловской и Курской областей. Это доисторическое озеро, получившее название Самодуровского (по расположенному поблизости селу), с течением времени разделилось на ряд мелких озёр, которые ещё упоминались в географических обзорах начала XVII века.
Следы Самодуровского озера сохранялись до недавнего времени в виде заболоченной низменности, осушенной в результате мелиоративных работ. На месте озера образовался сплошной торфяник, в толще которого берут своё начало четыре реки: две текут на север — Ока и ее приток Бобрик, другие две, Снова и Свапа, несут свои воды в противоположную сторону — к Сейму. Вполне возможно, в далёком прошлом эти реки вытекали из одного озера, и их непосредственная связь могла сохраниться ещё во времена Киевской Руси. Это обстоятельство делает вероятным торговый путь из Десны в Оку через волок, расположенный в верховьях Оки. Учёный В. Н. Хитрово по этому поводу писал: «Здесь самые недвусмысленные указания на старинную связь вод Оки и Бобрика с водами Сновы и Свапы, притоков Сейма. Здесь-то существуют указания на старинный волок ладей или челнов от верховьев Оки на Свапу»[vii]. Косвенным доказательством существования торгового пути служат также найденные в наших краях древневосточные монеты.
Вдоль Оки вплоть до ее самого верхнего течения располагался ряд сельских поселений вятичей. Естественно, жители этих поселений не могли жить обособленно. Чтобы приобрести соль, металлические изделия и другие жизненно важные товары, необходимы были сношения с торговыми городами. Своих городов у вятичей первоначально не было; ближайшим крупным центром ремесла и важным торговым перекрестком являлся Курск, основанный в Х веке. Нет сомнения в том, что вятичи поддерживали с Курском постоянную связь. Правда, город располагался за водоразделом, и для доставки товаров приходилось пользоваться волоком и малыми реками.
Писатель В. Д. Иванов, перечисляя волоки Черниговского княжества, среди них называет и волок в верховьях Оки: «Весной купцы, одолев переволоку из Донца в Сейм, под Курском поднимались Тускорью, а в верховье Тускори переваливали в Оку. Навстречу им тянули купцы, направляющиеся на юг»[viii]
Считается, что Ока от истока на протяжении 60 верст (до Орла) никогда не была судоходной из-за мелководья. Разумеется, мелководье значительно затрудняло передвижение в верхнем течении рек. Однако следует учитывать некоторые обстоятельства. Во-первых, в старину широко использовались челны. Эти маленькие узкие лодки выдалбливались или выжигались из цельного куска дерева, затем распаривались на кострах для придания им нужной формы. Большие челны сколачивались из досок. На челнах можно было сравнительно близко подплывать к истокам рек.
Во-вторых, раньше реки были полноводнее, особенно весной, после схода снега, и осенью, в период дождей. Помелели реки в результате вырубки обширных девственных лесов; по мнению В.П.Семёнова-Тянь-Шанского, к началу XX века в бассейне верхней Оки осталось 4% лесного массива, существовавшего до начала хозяйственной деятельности человека[ix].
Весенный разлив на Оке у села Тагино.
Наконец, поскольку наиболее доступной дорогой в то время была водная — в данном случае Ока, — вятичи, очевидно, селились лишь там, где русло реки позволяло провести челны. Как уже отмечалось, самые южные поселения вятичей выявлены у с. Богородского и с. Тагино. Таким образом, Ока в прошлом была «судоходной» до Тагинского городища, где русло ее заметно расширялось вследствие впадения в неё на небольшом протяжении сразу нескольких притоков: речек Тагин (Литобеж), Свинка, Бобрик, Тагинка, Воронец и многочисленных мелких ручьёв.
Ока при впадении в неё речки Бобрик у с. Тагино. Поздняя осень.
Примечания
[3] Граф Чернышёв-Кругликов распахал Курган под бахчу, где пытался выращивать арбузы, правда, безуспешно.
[4] В Новосильском районе есть речка Переволочная, через которую проходил этот путь.
[iii] Неделин В.М. Орел изначальный. Орёл, 2001.
[iv] Материалы для истории и статистики Орловской губернии, т.1.
Орёл, 1877.
[v] Евсеев И.Е. Исследование городищ и курганов в бассейне верхнего (орловского) течения реки Оки и её притоков. М., 1908.
[vi] Архив Института археологии РАН, № 757,Фехнер М.В., 1952.
[vii] Природа Орловского края, под редакцией В.Н.Хитрово. Орёл, 1925.
[viii] Иванов В.Д. Русь Великая: Роман-хроника. Тула, Приок. кн. изд-во, 1993.
[ix] Россия, полное географическое описание нашего Отечества, под редакцией В. П. Семёнова-Тянь-Шанского. Т.II. СПб., 1902.
Источник