- Лечебное плавание при сколиозе
- Врожденные заболевания
- Плавание при врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАВАНИЯ И АКВАТЕРАПИИ
- ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ ДИСПЛАЗИИ БЕДРЕННОГО СУСТАВА
- ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ
- ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ
- ПЛАВАНИЕ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ
- АКВАТЕРАПИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ
- АКВАТЕРАПИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
- КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?
- Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста методическая разработка по физкультуре по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Лечебное плавание при сколиозе
оксана умнова
Лечебное плавание при сколиозе
Сколиоз – это искривление позвоночника в прямой и боковой проекции, с торсией позвонков.
Торсия – это скручивание позвонков вокруг своей оси.
Кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе назад.
Лордоз – искривление позвоночника в поясном отделе вперед.
На занятиях по плаванию при сколиозерешаются следующие задачи:
1. Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нор-мального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела.
2. Возможное исправление деформации.
3. Воспитание правильной осанки.
4. Улучшение координации движений.
5. Увеличение силы и тонуса мышц.
6. Коррекция плоскостопия.
7. Постановка правильного дыхания.
8. Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
10. Приобретение навыков плавания – освоение плавания.
11. Развитие волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейшего лечения.
12. Эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической разгрузки.
Основные упражнения, используемые на занятиях при сколиозе:
1. Плоская спина – не рекомендуется плавание на ней:
а) «Звездочка» — положение лежа.
б) «Торпеда» – скольжение с работой.
в) Работа ног у бортика.
2. При кифозе – больше плавать на спине.
а) «Звездочка» на спине.
б) «Торпеда» – на спине.
в) Работа у бортика,стоя спиной к стене и держась за поручень:
г) Поочередное поднимание ног и одновременное стоя спиной к бортику и держась руками за поручень.
3. При лордозе в грудном отделе – плаваниена груди в полгребка без выноса рук из воды:
а) Работа рук стилем брасс.
б) Работа ног кролем, ноги вдоль туловища.
в) При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывать пенопластовую доску.
4. В промежутках между корригирующими упражнениями включать упражнения дыхание.
а) «Сделай ямку» – дуть на воду.
б) Глубокий вдох, выдох в воду (нырнуть и выдохнуть) – пускаем пузыри.
в) «Чей кораблик плывет быстрее» — дуть на пенопластовый кораблик или рыбу, догнать его до противоположного бортика бассейна.
Комплекс упражнений гимнастики после сна, с элементами оздоровительной системы М. С. Норбекова 1. «Ладошки» Мы ладошки разотрем Силу пальчикам вернем. И. п. : лежа на спине, растираем ладошки. 3-4 раза. Подготовка организма к факторам.
Консультация для родителей «Сколиоз. Профилактика нарушений осанки» Ребёнок смотрит мультики или делает уроки за письменным столом, а может, уютно устроившись в кресле, углубился в книжку или что-то мастерит.
Источник
Врожденные заболевания
Плавание при врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Вода представляет собой идеальную среду для проведения безопасных и эффективных рекреационных и лечебных процедур вне зависимости от возраста ребенка. В бассейнах медицинского центра «Аква-Доктор» проводятся занятия плаванием и акватерпией для детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
У нас проводится лечение:
- заболеваний тазобедренного сустава у детей (дисплазия, вывих, подвывих)
- врожденной кривошеи, сколиоза
- гипо- и гипер-тонуса, ДЦП
- миопатий, миодистрофий
Наиболее популярные формы акватерапии включают в себя:
- Плавание (на всех уровнях, включая обучение плаванию).
- Водная йога.
- Физические упражнения в водной среде.
- Упражнения на улучшения баланса с флотационными устройствами.
- Упражнения для дыхания.
- Упражнения для ходьбы.
Социальные игры, чтобы помочь улучшить социальное взаимодействие, зрительный контакт и спортивное мастерство.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Плавание и занятия акватерапией или лечебной физической культурой в бассейне может быть очень полезно для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Каждая программа плавания или водной терапии
подбирается индивидуально, в зависимости от медицинских потребностей ребенка. Занятия в бассейне полезны для детей даже с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как ампутации, детский церебральный паралич или параплегии.
Общие благотворные эффекты от занятий в бассейне могут включать в себя все преимущества гармоничной аэробной тренировки и дополнительные психологические и поведенческие улучшения:
- укрепляются основные и вспомогательные дыхательные мышцы,
- тренируется сердечная мышца, снижается частота пульса в покое,
- укрепляются скелетные мышцы во всем организме,
- улучшается циркуляция крови, снижается артериальное давление,
- увеличивается число эритроцитов в циркулирующей крови,
- улучшается психическое состояние, уменьшается стресс, снижается риск депрессии,
- улучшается подвижность в суставах,
- улучшается контроль за телом и за эмоциями,
- улучшается поведенческая регуляция,
- усовершенствуются навыки общения,
- осваиваются навыки релаксации.
Кроме того, нахождение в водной среде позволяет многим детям с ограниченной подвижностью ощутить свободу перемещений с помощью дополнительного флотационного оборудования (жилеты, лапша, доски для плавания и др.). Для некоторых детей это единственный шанс получить удовольствие и чувство независимости от возможности перемещаться из одного места в другое без посторонней помощи, но в безопасной среде под контролем инструктора.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАВАНИЯ И АКВАТЕРАПИИ
Водные упражнения в бассейне – это наиболее привлекательная форма лечебной физической культуры для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Плавучесть воды уменьшает влияние силы тяжести и обеспечивает поддержку вертикального положения тела во время физических упражнений. Данные свойства воды помогают детям получать больше свободы в своих движениях, чем при занятиях на суше. Вязкое сопротивление воды создает гармоничные аэробные нагрузки, предупреждает рывки и удары при выполнении упражнений, которые могут повредить суставы, мышцы и кости у детей. Занятия в теплой воде (30°-31°С) помогают мышцам лучше расслабляться, уменьшают их спастичность, увеличивают подвижность суставов.
Занятия плаванием и акватерапией улучшают дыхательные функции за счет тренировки вспомогательных дыхательных мышц, редко используемых на суше. Плавание прекрасно тренирует сердечно-сосудистую систему, способствует повышению самооценки ребенка.
ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ ДИСПЛАЗИИ БЕДРЕННОГО СУСТАВА
Дисплазия тазобедренного сустава является общим термином, используемым для описания некоторых аномалий бедра, которые приводят к неадекватному удержанию головки бедренной кости в вертлужной впадине. Мелкая вертлужная впадина, бедренная или вертлужная аберрация и смещение или отстояние головки бедренной кости являются некоторыми из этих врожденных аномалий у детей. Дисплазия тазобедренного сустава существует в двух формах: дисплазия развития бедра и врожденная дислокация бедра. Дисплазия развития создается во время повреждений во время родов у женщин с узким тазом и родовыми путями, и во время неправильного тугого пеленания младенца в течение длительного времени. Врожденная дисплазия обусловлена генетическими факторами.
Акватерапия помогает в наборе силы мышц для стабилизации сустава, в снижении избыточного веса при сопутствующем ожирении. Сильные мышцы будут действовать как амортизаторы и обеспечивают большую поддержку бедра.
Потеря веса для детей с избыточным весом может значительно снизить стресс на бедре и уменьшить боли. Также акватерапия может увеличивать эластичность соединительной ткани вокруг сустава, что также будет способствовать уменьшению болевого синдрома.
ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ
Кривошея — это состояние, определяемое ненормальным, асимметричным положением головы или шеи. Множество условий может привести к развитию кривошеи, включая мышечный фиброз, врожденные аномалии позвоночника, снижение кровоснабжения мышц, осложнения во время родов или неудачное положение ребенка внутри матки в течение последних нескольких недель беременности. Кроме того, у младенцев часто развивается кривошея в результате длительного лежания на спине, сидения в автомобильных детских креслах. При раннем выявлении кривошеи и вовремя начатом лечении до 80% детей излечиваются без долгосрочных последствий.
Акватерапия оказывает положительное влияние при кривошее, увеличивает подвижность шеи, улучшает баланс и уменьшает болевой синдром, способствуя растяжению мышц в направлении, противоположном привычному положению. С помощью акватерапии улучшается способность ребенка поворачивать голову в стороны, опускать подбородок к груди, поднимать голову и держать ее в балансе центра тяжести, занимать нормальное сидячее, вертикальное и ходячее положение.
ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ
Сколиоз – это патологическое состояние, при котором наблюдается боковое искривление позвоночника, повторяющее форму букв С или S. Чаще всего сколиоз проявляется у детей в возрасте от 6 до 15 лет. При этом диагноз более распространен у девочек. При незначительных искривлениях сколиоз никак себя не проявляет. Однако при значительной выраженности могут возникать боли в спине и, даже затруднения дыхания. Оставленный без внимания сколиоз может привести к формированию выраженного хронического болевого синдрома.
Лечебное плавание для детей со сколиозом может существенно облегчить симптомы и снизить степень искривления позвоночника. При систематических занятиях под руководством врача в течение длительного времени (от 4-х недель) акватерапия может позволить отказаться от хирургического вмешательства по коррекции сколиоза.
Для многих детей со сколиозом самым сложным аспектом является даже не уменьшение выраженности болевого синдрома или исправление косметического дефекта кривизны спины, а преодоление физических ограничений, которые налагает на их искривление позвоночника. Нахождение в воде, когда тело теряет в весе до 90%, а вода оказывает поддержку и тягучее сопротивление, позволяет выполнять движения без рывков и сотрясений, значительно снижая нагрузку на позвоночник. Также вода обеспечивает устойчивость положения тела, предупреждает падения и позволяет тренировать работу мышц. Плавание позволяет безопасно тренировать мышцы рук, ног и спины, что может улучшить общий баланс и мышечную силу.
Также плавание улучшает кровообращение в тканях организма, позволяет уменьшить мышечные спазмы, снять стресс и нервно-эмоциональное напряжение, уменьшить хронические боли или помочь лучше адаптироваться к ним. Ребенок со сколиозом, начиная заниматься плаванием, становится энергичнее и подвижнее, обретает позитивный взгляд на мир и чувство уверенности в своих силах.
При сколиозе противопоказаны стили плавания с бросковыми движениями руками и телом (брасс) и участие в соревнованиях на скорость, что может привести к развитию осложнений.
ПЛАВАНИЕ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ
Водная терапия и плавание полезны для детей с мышечной дистрофией, даже при выраженных и прогрессирующих симптомах. Теплая вода позволяет расслаблять мышцы, а плавучесть в воде помогает совершать труднодоступные на суше движения, тонизируя мышцы, улучшая их трофику. Эффект невесомости в воде дает детям с мышечной дистрофией ощущение свободы движения. Это полезно для психического развития, социализации, развития скелета, поддержания подвижности суставов. Детям с прогрессирующей мышечной дистрофией рекомендуется продолжать занятия в бассейне до тех пор, пока они в состоянии двигаться.
Дети с мышечной дистрофией не должны тренироваться до возникновения усталости и выполнять силовые упражнения – это может привести к повышенному риску дополнительного повреждения мышц, переломов костей или получения других травм.
АКВАТЕРАПИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ
Коррекция нарушений мышечного тонуса является одной из самых распространенных и сложных задач при проведении процедур детской лечебной физической культуры и физиотерапии. Мышечный гипертонус может блокировать нормальное движения у детей. Гипертонус может проявляться как спастичность, дистония, или жесткость мышц. Часто эти нарушения проявляются и совместно.
Упражнения в воде полезны и безопасны для детей с нарушением мышечного тонуса. Они обладают чрезвычайно мягким воздействием. Температура, плавучесть и вязкость воды помогают расслабить мышцы детей с высоким мышечным тонусом, которые испытывают трудности с движением.
Более прохладная вода, контрастные по температуре водные процедуры и физические упражнения в сочетании с равномерным распределением нагрузки на мышцы могут способствовать повышению мышечного тонуса у детей с гипотонией.
АКВАТЕРАПИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
Акватерапия полезна для детей с церебральным параличом (ДЦП). ДЦП – это целая группа неврологических нарушений у детей, возникающих из-за нарушений в мозговых структурах во время беременности и в первые недели жизни. Чаще всего ДЦП проявляется двигательными нарушениями, которым может сопутствовать речевые и интеллектуальные расстройства, нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не прогрессирует, но чаще всего становится причиной пожизненной инвалидизации человека.
Водная терапия дает много преимуществ при поддержке детей с ДЦП: занятия в воде позволяют обрести большую подвижность за счет уменьшения напряжения и боли в суставах и мышцах, приобрести опыт самостоятельного передвижения в безопасной среде, учиться и наслаждаться новыми навыками движения, что приводит к повышению функциональных навыков и повышению уверенности в себе.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?
Получить консультацию по записи на бесплатное пробное плавание можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78
Источник
Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре по теме
Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития и лечения сколиоза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnoe_plavanie_pri_skolioze_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №476
« ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ ПРИ СКОЛИОЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила: Вавилина Т.С.,
инструктор по плаванию
1. Объяснительная записка
2. Обзор литературы:
- Современная трактовка, этиологические факторы сколиоза
- Методы лечения сколиоза
- Лечебное плавание при начальных стадиях сколиоза
- Основные задачи физических упражнений в воде
- Требования к лечебному плаванию
- Методика лечебного плавания
- Практические навыки по технике плавания:
- Подготовительные упражнения
- Обучение технике плавания
- Корригирующие упражнения
- Комплекс корригирующих упражнений при сколиозе 1 степени
- Примерное распределение учебного материала, сколиоз 1 степени
4. Список литературы
5. Приложение 1. Диагностика усвоения учебного материала
Приложение 2. Конспекты занятий по обучению плаванию
О сколиозе люди знают давно. Существует определение этого заболевания: сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривление позвоночника по фронтальной плоскости с торсией (скручиванием в процессе роста) позвонков, ведущее к нарушению функции грудной клетки (органов) и косметическим дефектам.
Знания о сколиозе позволяют отличать сколиоз от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боковым отклонением позвоночника и исчезает в положении пациента лежа на спине или животе. Торсия позвонков отсутствует.
Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития и лечения сколиоза.
С одной стороны щажение ростковых зон тел позвоночника: режим разгрузки позвоночника; с другой – активная физическая тренировка ребенка, создание мышечного корсета. Особое место в этом процессе занимает лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, и является частью всего лечебного процесса. Правильное применение лечебного плавания возможно при условии понимания процессов сколиоза.
Современная трактовка сколиоза – это боковое искривление позвоночника с его ротацией. Сколиоз – это симптом сколиотической болезни.
Сколиотическая болезнь – это полиэтиологическое заболевание, характеризующиеся определенным симптомокомплексом морфологических и функциональных изменений позвоночника, грудной клетки внутренних органов. В сколиотической болезни симптом сколиоз является ведущим.
Сколиоз в одних случаях выступает в качестве одного из симптомов хорошо известных заболеваний, в других – практически единственным признаком, который определяет течение и тяжесть болезни.
Выявленные этиологические факторы сколиоза делятся на первичные, статико-динамические, общепатологические.
Первично-патологические факторы, вызывающие нарушение структуры и развития позвонков могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные – сколиозы на почве добавочных позвонков, синостоза ребер и аномалий в области крестцово-поясничного отдела. Приобретенные – рахитические, привычные, статические, паралитические, школьные, профессиональные, травматологические, рубцовые, рефлекторно-болевые. Сколиоз развивается после столбняка, сиригномелии.
Стато-динамические факторы приводят к развитию сколиоза в результате длительного ассиметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника (врожденное или приобретенное укорочение нижней конечности, односторонний вывих бедра, одностороннее плоскостопие).
Общепатологические факторы могут способствовать как возникновению, так и прогрессированию сколиоза. При наличии подобных факторов, снижающих сопротивляемость организма ребенка, возникает ряд благоприятных моментов, усиливающих действие основного фактора, вызывающего развитие сколиоза.
Причины возникновения сколиоза:
- Сколиозы остеопатического происхождения возникают в результате структурных изменений в самих позвонках из-за уменьшения прочности позвонков в результате общей интоксикации организма, эндокринных и обменных нарушений, или ассиметричной нагрузки, вызывающей перегрузку позвонка с одной из сторон. Искривление позвоночника начинается с ассиметрии межпозвонковых дисков.
- Сколиозы меопатического происхождения возникают в результате слабости мышечно-связочного аппарата позвоночника.
- К группе идиопатических относят сколиозы, возникающие по причине поражения нервной системы.
- К возникновению дисплатического сколиоза может привести патология головного и спинного мозга.
В лечении сколиоза применяется два основных метода: оперативный и консервативный. Первый используется, в основном, при лечении прогрессирующих и запущенных форм сколиоза, второй применяется более широко. Действенными средствами консервативного лечения являются лечебная физкультура, массаж и плавание.
Занятия в плавательном бассейне оказывают на организм ребенка разностороннее воздействие. Положительно влияют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную, нервную и сердечнососудистую системы. Занятия желательно проводить 2 раза в неделю, групповым методом. Весь курс занятий должен длиться с сентября по май и состоять из трех периодов:
- Подготовительный период – решаются задачи овладения элементами техники плавания, правильного ритмичного дыхания, закаливания организма, воспитание навыков правильной осанки, улучшение функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепление мышц. Осваивается техника плавания брассом.
- Основной период – корригирующее и стабилизирующее воздействие на искривленный позвоночник, дальнейшее укрепление мышц туловища и спины, улучшение физического развития, совершенствование функций органов кровообращения и нервной системы, закрепление навыков правильной осанки, коррекция позвоночника. Применяется плавание освоенными способами в различных сочетаниях. Применение дозированного проплывания отрезков с повышенной скоростью, ныряние в длину (повышение выносливости дыхательной мускулатуры).
- Заключительный период – возможно незначительное снижение нагрузки общего и специального характера с целью плавного перехода к уровню двигательной активности в летние месяцы.
Основные задачи физических упражнений в воде:
- Разгрузка позвоночника, создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела.
- Возможное исправление деформации.
- Воспитание правильной осанки.
- Улучшение координации движений.
- Увеличение силы и тонуса мышц.
- Постановка правильного дыхания.
- Улучшений функций сердечнососудистой и дыхательной систем.
- Закаливание.
- Приобретение навыков плавания.
- Развитие волевых качеств.
- Эмоциональная разрядка.
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное и прикладное значение. Систематические занятия способствуют воспитанию чувства коллективизма, сознательной дисциплины, организованности, настойчивости, и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков детей.
Эмоциональное значение занятий плаванием заключается в снятии психологической напряженности у больных детей. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, дыхательной мускулатуры.
Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность дыхательной мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличивает ЖЕЛ. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
Требования к лечебному плаванию:
- Подбор плавательных упражнений и стиля строго индивидуально
- Особое внимание на постановку правильного дыхания
- Предварительное освоение элементов плавания на суше
- Исключить упражнения мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его гибкость
- Исключить упражнения, вращающие позвоночник
- Исключить приспособления для пассивного вытяжения позвоночника
- Добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяжением
- Осторожно применять деторсионные упражнения в связи с тем, что их выполнение технически сложно, а неправильное выполнение принесет вред, связанный с увеличением торсии и нестабильности позвоночника.
Учитывая все требования, основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс с удлиненной фазой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом способе плавания плечевой пояс располагается перпендикулярно движению, руки и ноги работают симметрично в одной плоскости. Возможные увеличения подвижности позвоночника и вращательные движения корпуса, так нежелательные при сколиозе, при этом минимальны. При плавании же кролем на груди и дельфином во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в передне-заднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент, в связи с чем, в лечебном плавании эти способы в чистом виде не могут применяться. Однако при плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплотнение – лордоз грудного отдела, возможно ввести в комплекс работу баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды.
Дельфин недопустим при сколиозе из-за того, что толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе.
При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс с удлиненной фазой скольжения, кроль на ногах.
При сколиозе II – III степени применяются ассиметричные исходные положения. Плавание в позе коррекции после освоения брасса занимает 40 – 50% всего времени, что значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.
При сколиозе IY степени на первый план ставится задача улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а не коррекции деформации.
Применение всех видов плавательных упражнений сопровождается постановкой правильного дыхания на суше и в воде дыхательными упражнениями, дозированным плаванием с задержкой дыхания на выдохе и вдохе, с удлиненным выдохом и совершенствованием плавания.
Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чувствуют себя в воде: их действия плохо координированы, не согласованы с дыханием и направлены на то, чтобы удержать себя на поверхности воды. Результат – быстрое утомление. Поэтому, прежде чем перейти к изучению техники плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой. Это общие упражнения на погружение, всплытие, изучение правильного дыхания. Упражнения на скольжение и постановку дыхания включаются и в занятия, посвященные освоению плавательной техники.
- 1 группа – упражнения на погружение. Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Выполнение глубокого вдоха и полного продолжительного выдоха в воду.
- 2 группа – упражнение на всплывание: «поплавок», «медуза», «звездочка».
- 3 группа – упражнения на освоение горизонтального положения тела в воде. Свободно держаться на воде лежа на груди, на спине со сменой положения рук. Переворачиваться с груди на спину и наоборот.
- 4 группа – скольжение. На груди с толчка, с задержкой дыхания и выдохом, с различным положением рук.
- 5 группа – выдох в воду. Вдох на счет»1», выдох на «2, 3, 4». Стоя у бортика, приседая, в наклоне, лежа.
Обучение технике плавания:
- Техника дыхания.
- Техника движения ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.
- Согласование работы ног с дыханием.
- Техника движения руками с произвольным дыханием.
- Согласование работы рук с дыханием.
- Согласование работы рук и ног.
- Согласование работы рук и ног с дыханием.
При подборе корригирующих упражнений необходимо учитывать форму спины в сагиттальной плоскости (кифоз или лордоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на ней, а при кифозе наоборот. При лордозе в грудном отделе рекомендуют делать гребок брассом уже обычного. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают доску.
После упражнений лечебного плавания необходимо проделать дыхательные упражнения, которые активизируют функцию внешнего дыхания, а также способствуют снижению физической нагрузки.
Источник