- Плавание для особых детей — ДЦП
- Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.
- ЧТО ТАКОЕ ДЦП?
- ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
- КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?
- КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?
- МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН
- Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП
- Методика аквареабилитации для детей с ДЦП
- курсовая моя 1.doc
Плавание для особых детей — ДЦП
Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.
Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.
ЧТО ТАКОЕ ДЦП?
Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.
Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).
ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.
Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.
КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?
Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:
- Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
- Упражнения на растяжку.
- Упражнения на преодоление сопротивления.
- Плавание.
- Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.
Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?
При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78
МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН
Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:
- Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
- Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
- Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
- Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.
Источник
Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП
Саталкина Ольга Алексеевна
Конспект занятия по плаванию для детей с диагнозом ДЦП
Цель занятия – дать возможность ребенку активно двигаться в непривычной для него среде, почувствовать свободу движения;
Задачи:
Научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения.
Обучать легкому, свободному передвижению в воде;
Обучать выдоху в воду и погружению лица;
Развивать речь используя небольшие стихи;
Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия;
Укреплять мышечный корсет.
Ход занятия
Ходьба по коврикам здоровья (для профилактики плоскостопия и осанки)
Упражнение в положении сидя возле стены на скамейке «Балерина» — сгибание и разгибание стоп (фиксировать каждое положение);
Сжимание и разжимание пальцев ног;
Круговые движения стопами по максимальной окружности;
Упражнение «Хвостик рыбы» сидя возле стены. Пятки и носки вместе. Развести и свести носки;
Упражнение сидя на скамейке- «Катание мяча» (руками и ногами «Катится колючий ежик»).
(Спуск в воду по одному)
Упражнение на дыхание в коктейльную трубочку, глубокий вдох через нос, выдох через рот, «Пузыри».
Пальчиковая гимнастика с карандашом в руках «Добываем мы огонь»:
Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь. Палочку сейчас покрутим и огонь себе добудем.
Ходьба по периметру бассейна: по одному, в парах. По диагонали.
Упражнения с гимнастической палкой:
1. И. п. руки с палкой внизу. 1-поднять палку вверх, 2-опустить;
2. И. п. палка на плечах. 1-наклон туловища с палкой вперед, 2-вернуться в и. п:
3. И. п. стоя, палка внизу. «Полощем белье»;
4. Дыхательное упражнение: вдох над водой, выдох в воду «Песенка рыбке».
Ребенок на спине, голова на плече или руках инструктора, сгибать и разгибать колени, отталкиваясь от бортика.
Ребенок на воде, на груди, держится за поручень. 1- подтянуться к поручню, согнуть руки в локте, 2- выпрямить руки, расслабить плечи;
Упражнение сидя на ногах инструктора — работа ног кроль, вверх-вниз;
Упражнение лежа на груди возле поручня- работа ног кроль, вверх-вниз;
Приседания. Ребенок держится за поручень. Присесть, зафиксировать положение, встать;
Самостоятельное плавание с игрушками на круге;
Упражнение на расслабление мышц «Звезда на груди и спине», в плавательном круге, с помощью инструктора.
Игра «Шла купаться черепаха». Дыхательное упражнение.
Конспект интегрированного занятия по плаванию «По морям, по волнам» Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию «По морям, по волнам» (средняя группа) Программное содержание: 1. Продолжать закаливать.
Конспект открытого занятия по плаванию «Раз-два-три, плыви!» для детей подготовительной группы Цель: — привитие интереса к занятиям плаванием. — способствуя формированию здорового образа жизни, развивать физические способности у детей.
Конспект занятия по плаванию для детей первой младшей группы Конспект занятия по плаванию для детей 1-ой младшей группы Время занятия: 15 мин. Цель: формирование основных плавательных умений. Задачи:.
Конспект тренировочного занятия по плаванию КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮТема: обучение скольжению в плавании. Цель: формирование потребности в систематических тренировках.
Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы. Цель: — прививать интерес к занятиям плаванием, способствуя формированию.
Конспект занятия по плаванию «Подводный мир» для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию «Подводный мир» для детей подготовительной группы Цель: — привитие интереса к занятиям плаванием. — способствуя.
Конспект занятия по плаванию в младшей группе Конспект занятия в младшей группе Вводно – подготовительная часть 1. Построение в одну колонну друг за другом. 2. Ходьба шагом.
Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе Конспект занятия по плаванию «Плавание различными способами (кроль на груди и спине, дельфин, плавание под водой) в подготовительной группе.
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга» Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе.
Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.
Источник
Методика аквареабилитации для детей с ДЦП
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа
Краткое описание
Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………. 23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31
Вложенные файлы: 1 файл
курсовая моя 1.doc
Все это показывает на необходимость занятий гидрореабилитацией для детей с детским церебральным параличом.
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с ДЦП
Помимо общих требований к плавательным бассейнам, таким, как нескользкое напольное покрытие, бассейны для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности.
Оздоровительный бассейн для детей с ДЦП имеет размеры 4м х 7м, зеркало воды 28 кв.м., глубина от 1,4м до 1,7м. Помещение, в котором проводится занятие с ребенком, должно быть светлым, проветренным, теплым, температура воздуха 23-25°С, температура воды 32-35°С. [4] Занятия могут поводиться в ваннах и специализированных бассейнах для занятий ЛФК. К воде, для занятий с грудными детьми предъявляются те же требования, что и для питьевой. Не рекомендуется применять раствор хлора из-за повышенной чувствительности детей и возможности возникновения аллергической реакции. Занятия проводятся методистом ЛФК курсами по 15-20 занятий на курс лечения, с перерывами между курсами в 3-4 месяца.
Оптимальный режим занятий гидрореабилитацией
Продолжительность занятия (мин)
Температура воды (°С)
Более низкая температура воды возбуждает ребенка и может усиливать спастику, а более высокая – уменьшать двигательную активность ребенка. При подборе дозирования упражнений в температурном режиме необходимо ориентироваться на самочувствие ребенка, его настроение и место процедуры в общем курсе реабилитации. [20]
Непосредственно перед занятием гидрореабилитацией в зале ЛФК или в зале «сухого плавания» при бассейне могут проводиться подготовительные, имитационные и специальные лечебные упражнения. Значительная часть их выполняется в исходном положении лежа или сидя, поэтому зал должен быть оснащен поролоновыми матами, гимнастическими скамейками. Гимнастические стенки и перекладины необходимы для выполнения упражнений в висе.
В бассейне обязательно должны работать специалисты, прошедшие соответствующую подготовку: врач, инструктор-методист по плаванию и реабилитолог.
На всех занимающихся должны быть заведены медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики занятий.
Посещение бассейна лицами с отклонениями в состоянии здоровья осуществляется с помощью партнеров. Партнерами могут быть прежде всего родители, студенты кафедр плавания и адаптивной физической культуры.
Первый приход в бассейн является стрессом, поэтому реакция ребенка в данном случае может меняться от пассивного, подавленного состояния до состояния возбуждения, со склонностью к паническим реакциям. Перед первым контактом с обучаемым тренер должен предварительно познакомиться с родителями и получить от них всю необходимую информацию о ребенке.
Знакомство должно происходить в спокойной обстановке, настраивая ребенка на положительное эмоциональное общение. Тренер не должен повышать голос и делать резкие замечания и движения в отношении к обучаемому.
Вход в воду. Перед обучением в воду занимающиеся должны обойти ванну бассейна, ознакомиться с оборудованием и инвентарем. Сесть на бортик поработать ногами, смочить водой руки, ноги, лицо, шею, плечи.
В зависимости от физических возможностей вход и выход из воды могут осуществляться с помощью одного или двух партнеров либо самостоятельно.
Вход в воду с помощью двух партнеров осуществляется следующим образом:
- Пододвинуть коляску как можно ближе к бассейну и поставить ее на тормоз;
- Убрать подлокотники и подножку;
- Партнерам встать с двух сторон от кресла;
- Партнеры наклоняются, приседая, для того чтобы ребенок смог положить руки на плечи партнерам; затем партнеры крепко берут друг друга за руки под коленями и за спиной;
- Контролирую положение ребенка, партнеры его приподнимают;
- Партнеры аккуратно переносят ребенка к бортику бассейна и опускают на специальный мат;
- Один из партнеров входит в воду и подтягивает ребенка за ноги, другой, поддерживая за подмышки, подталкивает его в воду.
Вход в воду с помощью одного партнера осуществляется следующим образом:
- Партнер наклоняется к ребенку, который обхватывает его за шею;
- Партнер приподнимает ребенка, обхватывая его за спину;
- Партнер разворачивает ребенка и плавно опускает его на мат;
- Партнер помогает ребенку подвинуться к краю мата, входит в воду сам и поддерживая занимающегося за подмышки помогает ему войти в воду.
Самостоятельный вход в волу осуществляется следующим образом:
- Ребенок наклоняется и касается мата вначале одной, затем двумя руками;
- Опираясь на руки, ребенок опускается на колени;
- Ребенок переходит в положение полулежа на боку, помогая руками передвинуть ноги;
- Ребенок опускает ноги в бассейн;
- Ребенок опускается в бассейн из положения лежа на груди.
При выходе из воды действия выполняются в обратном порядке. [16]
При составлении программ по гидрореабилитации нужно обязательно учитывать общие методические принципы, которые позволяют обеспечить высокую эффективность лечебного действия упражнений в воде: своевременное (раннее) начало реабилитационных мероприятий, комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм), индивидуализацию программы ( в зависимости от возраста, характера заболевания, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т.п.), адекватность и постепенность нарастания нагрузки, системность воздействий (тщательный подбор упражнений и последовательность их выполнения), цикличность, регулярность воздействия и его длительность, применения новых и разнообразных упражнений, использование методов контроля.
Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положения (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбирается оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активностью больного.
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП
В настоящее время накоплен большой материал по разработке новых средств и методик обучения двигательным действиям посредством занятий гидрореабилитацией. Одним их них таких методик является аквареабилитация, основанная на врожденной способности ребенка свободно двигаться в воде, использовать воду как пространство для жизни и развития.
При контакте с водой ребенок рефлекторно затаивает дыхание и совершает плавательные движения. При определенной тренировки он начинает самостоятельно нырять и плавать еще до того, как научиться стоять на ногах и ходить. Эти способности заложены в ребенка настолько прочно, что сохраняются даже при очень серьезных травмах мозга, когда практически полностью утрачивается контроль над движениями. При тяжелых двигательных расстройствах ребенок не способен держать голову, самостоятельно сидеть и стоять, но погрузившись в воду, он начинает согласованно грести руками и ногами. Для того чтобы эти рефлекторные движения стали настоящим плаванием также нужна специальная тренировка.[23]
Также как и грудной ребенок, ребенок с двигательными нарушениями способен быстрее научиться плавать, чем ходить. Тренировка нырятельного и плавательного рефлексов дает мощный импульс к восстановлению и развитию ребенка. Адаптация к воде позволяет ребенку восстановить навыки, необходимые для того, чтобы научиться ходить. Ребенок, который не способен стоять на суше, гораздо быстрее обучается этому в воде.
По мере тренировки простые рефлекторные движения развиваются в более сложные. После того, как навык будет достаточно сформирован — окрепнут соответствующие группы мышц, суставы, связки и сухожилия, движения можно перенести на сушу в условия большей нагрузки на двигательный аппарат. [23]
Уникальная особенность методики в том, что ныряя, ребенок тренирует дыхание, от которого зависит мышечный тонус и общая энергетика организма, Дыхание становиться глубоким и спокойным, от этого снижается напряжение мышц всего тела, движения становятся более мягкими и точными. Кратковременные погружения в воду и кратковременные задержки дыхания повышают функциональные возможности дыхательной системы. Тренировка дыхательного аппарата позволяет снизить тонус дыхательной мускулатуры и избежать в дальнейшем ее перенапряжения. [20]
Прежде чем ребенок начнет нырять, его необходимо обучить правильному дыханию. В этом помогают упражнения, которые носят в основном игровой характер.
Упражнение 1. Просим сделать вдох, задержать дыхание и надуть щеки. Можно сопроводить комментарием: « Надуй щеки, как у хомячка!» Сначала сами показываем ребенку, выразительно выполняем вдох, раздуваем щеки и звучно выдыхаем. Побуждаем ребенка выполнить действие фразой « А ты так можешь?» Если у ребенка получается, то обязательно подкрепить успех похвалой. Следует выполнять примерно 4-5 раз, до того момента, когда ребенок правильно освоит упражнение.
Упражнения 2. Это упражнение выполняется в тесной взаимосвязи между педагогом и учеником. Ребенок выполняет вдох, надувает щеки, а преподаватель или родитель нажимает на щечки ребенка. Неожиданный выход воздуха доставляет ребенку массу приятных ощущений. Выполнять 4-6 раз, в игровой форме.
Упражнение 3. «Окно и дверь». В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — нос, а «дверь» — рот. Ребенок совершает медленный вдох через «окно», потом медленный выдох через «дверь». Выполнять 4-6 раз. Затем «окно и «дверь» меняются местами.
Упражнение 4. «Воздушный шарик». В этом упражнении ребенок должен надуть воздушный шарик. Замечательно, если шарик будет со свистком. Тогда ребенок оценит плоды своего труда не только визуально, но и сможет услышать их. Для начинающих следует надувать один шарик. На последующих занятиях целесообразно увеличивать количество шариков постепенно.
Упражнение 5. «Подводные пузыри». Ребенку необходимо сделать глубокий вдох ртом и полный выдох в воду через пластмассовую трубку. Пузыри будут сигнализировать о правильном выполнении упражнения. Постепенно укорачивать трубку, приближая тем самым лицо ребенка к воде. Кульминацией является опущенное лицо в воду. Количество повторений этого упражнения зависит от индивидуальной подготовленности ребенка. Начинающим следует выполнять с 3-5 раз.
Это своеобразная дыхательная гимнастика, которую ребенок способен выполнять даже тогда, когда произвольный контроль над своими действиями у него еще не сформирован. [13]
При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Для детей первых месяцев жизни температура воды не должна превышать температуры тела и не снижаться форсировано на протяжении года. До 1 месяца температура воды должна составлять 36,0 — 36,3°С, а в 4-5 месяцев – 34,5 – 35,0°С. Температура воды в бассейне, где плавают дети старше 3 месяцев, не должна быть ниже 33 — 34°С. Для детей школьного возраста она может быть на уровне 29 — 30°С. [5]
Плавание в теплой воде оказывает благотворное действие, снижая мышечный тонус, тем самым освобождая его руки и ноги. Но самое главное способствует активным движениям пораженных конечностей. В этом помогает особый метод ныряния, заключающийся в том, что тренер погружает больного ребенка под воду и задерживает его на 5-10, и даже 15 секунд. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд. Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. [24] Гипоксия, которая наступает при этом, является сигналом опасности в ЦНС, откуда мощным пучком импульсы поступают в мышцы конечностей, в том числе и на пораженные, вызывая их сокращение и тем самым активные движения. У ребенка возникает так называемая двигательная буря, когда в движение приходят все конечности, даже если они до того времени были неподвижными. Раз за разом повторяя этот прием, можно добиться возникновения активных движений в пораженной конечности. А в дальнейшем применение массажа, в том числе точечного, а также подводного душа-массажа дает положительный результат. Эта методика «задержка ребенка под водой» впервые предложила профессор К.А.Семенова.
Источник