Бассейн океана западной сибири

Климат и внутренние воды Западной Сибири

Климат Западной Сибири – характеристика и особенности

Климат Западной Сибири отличается достаточно суровыми условиями. Так если сравнить его с климатом Русской равнины, то последний существенно мягче. Если же сравнивать его с климатом всей остальной Сибири, то наоборот, его можно назвать более щадящим, мягким. В Западной Сибири господствует климат континентальный. С каждой сотней километров, удаляющей нас от холодных льдов Северного Ледовитого океана, возрастает континентальность климата. Огромная равнина, расстилающаяся с севера на юг, весьма отличается в погодных условиях в разных областях. Здесь редко наблюдается высокая облачность и работа циклонов, как следствие здесь более активна солнечная радиация.

Западная Сибирь находится на огромном расстоянии от Атлантического океана. В силу этого, арктические воздушные массы практически не оказывают своего влияния на климат. А вот то, что равнина открыта с севера и юга и преобладающий равнинный рельеф дают меридиональный перенос. Как следствие температурные колебания значительно нивелируются. На климате Западной Сибири сказывается такой фактор как наличие огромного количества болот, озер и лесов. Южные области равнины пока находятся под гнетом Азиатского максимума, обеспечивающего холодные, но почти малоснежные зимы.

Карское море и полуострова это зона влияния пониженного давления. Она распространяется вплоть до Исландского минимума. На территории всей равнины довлеют ветры с юга, температура же достигает до – 55 градусов. Это на севере, на юге же всего на 5-10 градусов меньше.

Юго-запад Сибири область более теплая. А вот в районы севера довольно часто проникают циклоны, поэтому, чем дальше двигаться на восток, тем более низкими будут показатели январской температуры.

На западе более тепло. Так в предгорьях Урала температура достигает -22 градусов, тогда как в низовьях Енисея будет холоднее на 7 градусов.

Арктический фронт приносит бурную, для данных мест работу циклонов. Так циклоны полярного фронта приносят бураны, снежные бури, которые особенно активны в северных районах, а также в районах юга лишенных обильной растительности. Почти пять месяцев Западная Сибирь покрыта снежным покровом. Так на севере снег не тает около 270 дней, а вот на юге на 100 дней меньше. Так же различна и толщина снежного покрова. Самый мощный слой снега наблюдается в лесной зоне, там он доходит до 60 см. В тундре осадков уже меньше – 40 см, в степи и вовсе всего около 25 см. Холоднее всего на полуострове Ямал, в его северных областях. Там температура июля всего +4 градуса. В районе Полярного круга уже на 10 градусов теплее. В южных районах, как правило, температура июля это +22 градуса.

В Западной Сибири время осадков это лето. Чаще всего они выпадают в июле и августе. Суточное количество осадков довольно скудное — около 10 мм. Хотя иногда бывают и ливни. Западная Сибирь это царство вечной мерзлоты. Она сохраняется благодаря континентальному климату, господствующему на территории. На севере Западной Сибири вечная мерзлота имеет наибольшую толщину – до 600 м. По мере продвижения к Сибирским Увалам, мерзлота приобретает двуслойность, появляются талые воды, которые отделяют ее от реликтового слоя. Чем дальше на восток, тем менее становится высокой температура мерзлых грунтов, тем становятся они сильнее, мощнее, обильнее.

Западная Сибирь и ее реки

Земля Западной Сибири чрезвычайно богата водами. Это относится как к подземным, так и поверхностным водам. В Западной Сибири множество самых различных водоемов: рек, озер, болот, родников. В недрах земли таятся грунтовые воды и артезианские бассейны. Если собрать воедино протяженность всех сибирских рек, то получится четверть миллиона километров. При этом большинство рек принадлежит к бассейну Оби. Лишь три реки, расположенные на севере впадают в море. Это реки Таз, Пур и Надым.

Есть реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока. Расположены они на Ишимской, Кулундинской и Барабинской равнинах. Эти реки существуют лишь в дождливые сезоны, летом же они высыхают. Более всего рек наблюдается в лесоболотной зоне Приуралья.

Самые значительные реки Западной Сибири это Обь, Иртыш и Енисей. Все они имеют небольшой продольный уклон, отличаются не быстрым, спокойным течением. Реки текут по широкой пойме, отличаются извилистостью, большим количеством протоков и рукавов. Подпитываются реки за счет разных источников. Их питание это и талые и дождевые воды, воды болот, а также грунтовые воды. Однако все же чем дальше двигаться с севера на юг, тем более основой можно назвать снеговую подпитку. Ежегодно в начале лета происходят половодья. Они длятся несколько месяцев на всех реках Западной Сибири, исключая южные реки. Разлив половодий неравномерный, так на Оби он не более 12 м, а вот на Енисее достигает 18 м. Отличительная особенность половодий рек Западной Сибири это быстрый подъем и удержание воды. Это объясняется рельефом, который замедляет обратный отток воды. Что касается ледостава, то его длительность колеблется от 8 месяцев на северных реках до 5 месяцев на южных реках. Исключение составляют низовья Оби и Енисея, где его длительность всего 1 месяц. Все крупные реки Западной Сибири удобны для прохождения судов.

Обь – это наиважнейший водный путь всей Западной Сибири. Это одна из крупнейших рек мира. Обь несет свои воды более 3500 тыс. километров. Ее годовой сток это 400 куб. км. Лишь Енисей и Лена могут похвастаться с ней водоносностью. Впадает Обь в Карское море.

Читайте также:  Как устроен песчаный фильтр для бассейна

Обь имеет несколько крупных притоков – Ишим, Иртыш, Чулым, Кеть, Васюган.

Также в Западной Сибири расположена часть бассейна Енисея. Эта река имеет начало в горах Тувы и заканчивает свой путь в Карском море. Енисей в отличие от Оби имеет крутые пороги и есть места, где его течение быстро и бурное. В большей части это относится к среднему течению Енисея, а вот в низовьях река течет плавно и спокойно. Длина Енисея более 4 000 тыс. км, а годовой сток составляет 625 куб. км. Это позволяет назвать Енисей самой многоводной рекой нашей страны.

Внутренние воды Западной Сибири

Среди внутренних вод Западной Сибири главенствующее место занимают озера, которых имеется больше чем 1 млн. Они покрывают площадь в 100 тыс. кв. км. Такое уникальное количество озер объясняется равнинным рельефом территории, а также небольшой дренированностью. Озера находятся в различных местах: в долинах рек, равнинах. Примечательно, что наименьшее количество озер расположено в южной части Западной Сибири. Вода в этих озерах характеризуется большим содержанием соли. Чаны – это самое большое озеро в Западной Сибири. Оно постоянно уменьшается в размерах. Так еще 100 лет назад его площадь составляла 8 тыс. кв. км. Теперь же это всего 2 тыс. кв. км. Но, несмотря на это его глубина довольно значительна – 10 м.

Вся Западно-Сибирская равнина это артезианский бассейн, который состоит из нескольких, менее крупных бассейнов. Например, таких, как Тобольский, Иртышский, Чулымский, Обский, Барабинско-Кулундинский. Отличительной особенностью этих бассейнов можно назвать то, что воды в них расположены на разных глубинах и основные массивы расположены в мезокайнозойских отложениях. Кроме того, воды отличаются сильным засолением, особенно в южных и западных районах. Это объясняется повышенной испаряемостью, замедленной циркуляцией вод.

Главная особенность Западной Сибири это огромное количество болот. Если говорить в среднем, то заболоченность составляет 30%, но в таких районах как Полесье, Сургутская низина уровень заболоченности доходит до 80%. Здесь же расположено и самое большое в мире болото – Васюганское. Его площадь составляет 53 тыс. кв. км.

Болота образовались и продолжают существовать в силу нескольких причин:

  • Преобладание равнинной территории;
  • Несущественная дренированность;
  • Многомесячное половодье;
  • Многолетняя мерзлота

Источник

Внутренние водные пути Сибири

В Сибири, бедной путями сообщения вообще, водные пути имели и будут иметь чрезвычайно важное значение. Всё прошлое Сибири: её завоевание, колонизация, развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства, тесно связано с сибирскими реками, обширнейшая сеть которых покрывает всю её территорию.

Общая характеристика

Все внутренние водные пути Сибири входят в состав пяти главных бассейнов: Обского, Енисейского, Байкальского, Амурского и Ленского.

Реки Обского, Енисейского, Байкальского бассейнов орошают Западную и Среднею Сибирь и в качестве водных путей для многих районов (Нарымский, Сургутский, Обдорский, Туруханский и др.) являются основной связью с культурными и промышленными центрами. Главные из этих рек — Иртыш, Енисей, Обь — служат удобными и дешевыми подъездными к железной дороге путями из широких хлебородных степей средней и южной полосы Сибири; части этих же рек, на севере от железнодорожной магистрали, вместе с своими многочисленными притоками, глубоко врезающимися в лесные массивы, составляют прекрасную сеть естественных путей для вывоза древесины в пункты потребления. Верховья Иртыша, Енисея, Селенги, проникая в глубь Северо-Западного Китая и Монголии, дают возможность установить дешевую водную связь Сибири с пограничными округами этих стран; мощные многоводные низовья сибирских водных магистралей, вливающиеся в Северный Ледовитый океан, дают выход Сибири и Уралу на внешние мировые рынки (Северный Морской Путь).

Равнинный характер рельефа западной и центральной части Сибири предопределяет тихое, медленное течение имеющихся там рек.

Для судоходства и сплава водные пути Обского, Енисейского и Байкальского бассейнов до сих пор, в достаточной степени, ещё не использованы. Многие, вполне пригодные для судоходного сообщения, реки (Ангара, Нижняя Тунгуска, Чёрный Иртыш, Верхний Енисей и др.) до сего времени коммерческим судоходством не эксплуатируются, на других не менее крупных реках (Тавда, Кеть, Чулым, Конда и др.) судоходство совершается нерегулярно. Ещё в меньшей степени сибирские реки использованы для сплава. Огромная сеть мелких второстепенных рек, доступных для сплава леса, по разным причинам (слабое развитие лесной промышленности, ненаселенность берегов и др.) не используются для этой цели.

Судоходные качества рек Западной Сибири весьма разнообразны. Наиболее крупные из них, начинающиеся в горных хребтах, протянувшихся по русско-китайско-монгольской границе (Иртыш, Енисей), в верховьях — порожисты, каменисты и для судоходства в естественном состоянии мало или совсем не пригодны. По выходе из гор на равнину они становятся спокойнее, многоводнее и в большей степени могут быть использованы для судоходства, но и здесь последнее встречает ещё препятствия, в особенности серьезные в меженное время. Только на нижних участках глубокосидящие суда могут плавать в течение всей навигации, почти не испытывая затруднений. Неодинаковые судоходные качества сибирских рек и их отдельных участков создают различные условия и для эксплоатации, что вынуждает судоходство иметь разный флот, не только для таких непохожих одна на другую рек, как Иртыш и Енисей, но даже для нижнего и верхнего участков каждой из них.

Распределение водных путей по территории Западной Сибири нельзя признать особенно удачным и соответствующим потребностям отдельных районов в путях сообщения. Правда, сеть судоходных и сплавных рек прорезает всю территорию Западной Сибири, в особенности среднюю и северную её части. Притоки крупнейших водных артерий, разветвляясь в западных и восточных направлениях, подходят к богатейшим рудным и каменноугольным месторождениям (Томь), достигают золотоносных районов (Енисей) и на западе доходят до горных заводов Урала (Тура, Сосьва). Но при этом наименее пригодные для судового плавания участки рек протекают в наиболее заселённых и богатых по природным условиям районах, здесь имеется интенсивно работающее судоходство и довольно развитый сплав. И, наоборот, низовые участки, удобные и безопасные для судового плавания, используются для последнего в слабой степени и совершенно не знают сплава; прилегающие к ним огромные по площади районы слабо развиты в промышленном отношении и недостаточно населены.

Значительно понижает полезность западно-сибирских рек, как путей сообщения, ещё разобщенность систем рек Оби, Енисея и озера Байкала, а также меридианальное направление главных водных магистралей. Эти два условия не дают возможности установить непрерывное водное сообщение в направлении основного грузопотока Западной Сибири — с востока на запад и обратно.

В силу своего естественного положения западно-сибирские реки вынужденно превращаются в подъездные пути к железной дороге: с юга из хлебородных и сырьевых, а с севера из лесных, рыбных и пушных районов.

При отмеченных неблагоприятных свойствах сибирские реки обладают и многими положительными качествами: они многоводны, широко раскинуты по территории страны и, главное, имеют непосредственную связь с открытым Северным Ледовитым океаном; эта связь с морем, открывая сибирскому сырью выход на заграничные рынки, придаёт особо важное значение сибирским водным путям, надолго закрепляя их ближайшее участие в экспортно-импортных операциях Сибири через порты побережья Северного Ледовитого океана. Общее протяжение водных путей в Обском, Енисейском и Байкальском бассейнах, по имеющимся данным, исчисляется в 77.000 километров, из которых на 30.563 км возможно судоходство, а на 29.687 км только сплав; эти цифры далеко не точны, т.к. судоходные и сплавные качества многих рек до сих пор до конца не выяснены.

Кроме зарегистрированных и вошедших в приведенные цифры в Сибири имеется ещё целый ряд рек, общим протяжением в десятки тысяч километров, по которым возможен сплав, а может быть и судоходство.

Бассейн Иртыша

Бассейн Иртыша, являющийся частью Обского бассейна, имеет площадь в 1.550.000 км2. Эта огромнейшая площадь, расположенная между 47 и 62° с. ш., чрезвычайно разнообразна по своим природным условиям. Она включает в себя песчаные пустыни и хлебородные степи, горные массивы и урманные леса. Пестрота природных условий вносит большое разнообразие в формы хозяйства тех районов, по которым протекает Иртыш; здесь мы встретим и скотоводческое хозяйство и возделываемые трактором поля и сравнительно развитые в промышленном отношении пункты с значительным рабочим населением.

Нажмите на картинку что-бы открыть в полном размере

Вид на Иртыш с моста им. 60-летия Победы в Омске. Фотография от 18 августа 2013 года.

Состав из баржи и толкача на Иртыше. Вид с Иртышской набережной.

По условиям судоходства, по значению в качестве пути сообщения Иртыш не везде одинаков. Верховья его изобилуют препятствиями для судоходства, низовья — глубоки и доступны всю навигацию для крупных судов на полной осадке: в одних частях он интенсивно используется для судоходства (Усть-Каменогорск—Семипалатинск), в других же пока совершенно заброшен (Чёрный Иртыш).

Из притоков Иртыша используются для судоходства: Тобол и входящие в его систему: Тура, Тавда, Сосьва и Лозьва, затем Конда, Ишим, Тара, Шиш, Уй и Туй. Общее протяжение всех судоходных путей Иртышского бассейна 9.322 км и сплавных — 10.283 километров. Наиболее оживлённый сплав на верхнем участке Иртыша от пристани Гусиной до Семипалатинска, затем на Туре (выше Тюмени), по Тавде, Сосьве, Шишу, Тую, Ую и другим более мелким рекам.

Обский бассейн

Обский бассейн (без бассейна реки Иртыша) занимает огромную площадь от южных склонов Алтая, где берут начало реки, составляющие Обь, и до берегов Северного Ледовитого океана, куда она впадает.

Главной рекой Обского бассейна является Иртыш — приток Оби, с общим протяжением, считая от истока Чёрного Иртыша, около 4.500 километров.

Природные условия Обского бассейна так же разнообразны, как и бассейна Иртыша. Общее протяжение Оби от слияния рек Бии и Катуни до впадения в Обскую губу (мыс Ямсалэ) 3.635 километров.

Состав из баржи и толкача на Оби; фотография от 19 июня 2004 года.

На всем этом протяжении Обь судоходна в течение всей навигации. Наиболее интенсивное судоходство на верхнем участке Оби — Бийск—устье Томи, средняя и нижняя части для судоходства использованы в слабой степени.

В состав Обской речной сети входит (без Иртыша) 9.929 км судоходных и 7.334 километров сплавных путей. Из судоходных притоков Оби используются а) для постоянного судоходства: Чарыш, Томь, Чулым, Иртыш; б) для случайных нерегулярных рейсов: Бия, выше Бийска, Чая, Кеть, Вах, Тым, Васюган, Северная Сосьва, Юган, Щучья, Казым. Сплав развит по Бии, верхней Оби, Томи, Чулыму и их мелким притокам.

Енисейский бассейн

Енисейский бассейн охватывает огромнейшую по площади полосу Средней Сибири. С запада к Енисейскому бассейну примыкает бассейн Оби и река Таз, с востока в южной части с ним непосредственно (Ангарой) связан бассейн озера Байкал, а северная часть соприкасается с бассейном Лены и несколькими второстепенными реками, впадающими в Севеный Ледовитый океан. (Пясина, Хатанга, Оленек и др.).

Общий характер и природные условия Енисейского бассейна отличаются разнообразием. Южные безлесные степи с скотоводческим хозяйством сменяются труднопроходимыми горными цепями, богатыми золотом и другими полезными ископаемыми, дальше на север тянутся широкие хлебородные минусинские равнины, издавна густо населённые, ещё дальше на тысячи километров протянулась сибирская тайга, с огромнейшими запасами леса высоких сортов (Ангарские), с рассыпанными по ней золотыми месторождениями (Южная и Северная Енисейская тайга) и, наконец, на Крайнем севере — тундра, таящая в себе ещё не тронутые человеком богатые залежи каменного угля и других ископаемых.

Сеть водных путей бассейна Енисея имеет общее протяжение: судоходных 8.984 км и сплавных 9.955 км, всего 23.424 километров (с несудоходными и несплавными). Основная артерия бассейна Енисея, образовавшись на территории Республики Тыва из двух рек Бей-Кем и Ха-Кем, пригодна для судоходства от места слияния этих рек до впадения в Северный Ледовитый океан, т.е. на протяжении 3.604 километров.

Условия судоходства по Енисею весьма разнообразны. В верхней части (выше Красноярска) река допускает плавание судов на осадке (в межень) не выше 1,25 метров, в средней (Красноярск—Енисейск) 1,8—2,5 метров, в нижней (Енисейск—устье Курейки) 3,6 метров и ниже до Усть-Енисейского порта 6,5—7,5 метров. На протяжении около 600 км от Усть-Енисейского порта вверх по Енисею могут подниматься морские пароходы на осадке до 7 метров.

Из судоходных притоков Енисея наиболее крупные: Ангара, Нижняя Тунгуска, Средняя Тунгуска, Туба, Курейка и др. Судоходство но этим рекам или очень слабо развито, или только ещё начинает организовываться. Сплав ведётся по всему верхнему Енисею от истоков до Красноярска и по притокам: Усу, Абакану, Мане, Тубе и др. В большом масштабе намечается сплав по Ангаре, в районе которой имеются огромные запасы лесов высокого качества.

Байкальский бассейн

Байкальский бассейн составляет часть Енисейско-Ангарского бассейна, с которым он непосредственно связан Ангарой. Сеть водных путей, связанных с Байкалом, состоит из 2.498 километров судоходных путей и 2.045 сплавных.

Судоходство по всей огромной площади Байкала (33.000 км2) может совершаться без всяких затруднений, благодаря большим глубинам озера. Фактически озеро в судоходных целях используется очень слабо. Селенга, впадающая в Байкал, верхней частью входит в состав Монголии. Выше государственной границы она считается пригодной для судоходства до устья ЭгинГол (280 км); правый приток Селенги — Орхон также пригодна для судоходства в течение всей навигации до устья Иро (62 км). И Селенга и Орхон в пределах Монголии для коммерческого судоходства использованы в весьма малой степени. Из остальных притоков Байкала заслуживают внимания Баргузин и Нижняя Ангара, обе они пригодны, после некоторых технических работ для судоходства; по Баргузину оно организовано с 1928 года.

Ленский бассейн

Ленский бассейн занимает огромнейшее пространство в Северо-Восточной Сибири. Реки бассейна своими верховьями на юге подходят близко к Байкалу, на восток к Охотскому морю и на запад сближаются с притоками Енисея. Большая часть бассейна находится на территории Якутии.

Реки Ленского бассейна имеют чрезвычайно важное значение. На них опирается вся местная промышленность и торговля. По водным путям развозятся все товары к горным промыслам, разбросанным по Алдану, Витиму и другим рекам, по ним же поддерживается связь Якутии с центрами России. Они также ведут на севере к Северному Ледовитому океану, через который может быть установлена, хотя и весьма трудная, связь с портами Дальневосточным краем и на востк, к более доступному Охотскому морю. Успешно выполняя все внутренние перевозки, реки Ленского бассейна, изолированные от других речных систем.

Для судоходства из рек Ленской системы используется, главным образом, река Лена (на протяжении 4.668 км), затем Витим (533 км), Алдан с Маей и Учуром (2.525 км) и другие. Всего эксплуатируется судоходством в Ленском бассейне 8.350 километров. Наиболее интенсивное судоходство на участке Лены от Качуга до Витима (1.250 км) и по реке Витиму, от устья до Бодайбо (293 км).

Судоходные условия рек Ленского бассейна в общем благоприятны, за исключением их верховьев и в частности верхней Лены, где на участке Качуг — Усть-Кут судоходство возможно лишь самую большую воду; остальное время навигации здесь широко развит сплав.

Большое значение для Якутии и Алданского золотопромышленного района имеет судоходство по Алдану и его притокам; Алдан доступен для прохода судов до устья реки Селихдара; верховья Алдана и его приток подходят близко к Амурской железной дороге, с которой возможно установить связь по грунтовым путям.

Амурский бассейн

Амурский бассейн большой своей частью входит в состав Дальневосточного края и меньшей (правый берег) принадлежит Китаю.

Амур, образующийся из Шилки и Аргуни имеет протяжение до впадения в Тихий океан 2.894 километров. На всём этом протяжении Амур вполне судоходен в течение всей навигации.

Река Амур и озеро Кизи; фотография с Международной космической станции от 6 июля 2018 года.

Из остальных рек бассейна используется для судоходства: Шилка от Кокуй (406 км), Аргун (600 км), Зея, Уссури, Сунгари и др. Сплав ведётся как по Амуру, так и по его притокам.

Реки Амурского бассейна в экономической жизни Дальневосточного края имеют очень большое значение, особенно в низовой части Амура. Многие из рек Амурского бассейна в настоящее время для судоходства не используются вследствие малонаселенности орошаемых ими районов и слабого развития местной промышленности.

В северной части Сибири имеется ещё целый ряд рек, не входящих в состав перечисленных бассейнов, а именно: Таз, Пясина, Хатанга, Анабара, Яна, Оленек, Индигирка, Колыма и другие. Большинство из них судоходны, но до сих пор слабо эксплуатируются.

Источник

Оцените статью