Бассейн мемориального комплекса героям сталинградской битвы

Площадь Героев

Стены-руины выходят на большую площадь — самую большую площадь Мамаева кургана — Площадь Героев. Большую часть площади занимает огромный бассейн в низких гранитных берегах, символизирующий Волгу, на берегу которой насмерть стояли защитники Сталинграда. По всему периметру к нему спускаются широкие ступени, образуя импровизированный амфитеатр.

С левой стороны вдоль Площади Героев вытягивается стометровая стена-знамя, вдоль которого крупными рельефными буквами нанесена фраза Василия Гроссмана: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»

Зимний вид Площади Героев с высоты птичьего полета

Ответ на этот вопрос находится по другою сторону Озера Слез, где возвышаются шесть монументов, раскрывающих непостижимый для захватчиков феномен Сталинградской Победы — героизм, самопожертвавание, чувство долга перед Родиной.

Перед нами двухфигурные скульптурные композиции, посвященные ставшим обычными для советских солдат сюжетам. Каждая из них воссоздает конкретные эпизоды сражений — рассказывает о солдатской дружбе, о верности воинскому долгу, об истинном героизме.

«Выстояв, мы победили смерть» — солдат тяжело ранен, но даже раненый не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его, устремляясь вперед. Оба бойца готовы сражаться до конца.

«Санитарка, несущая раненого бойца» — девушка на своих плечах выносит раненого бойца с поля боя. Лицо ее полно решимости, несмотря на непосильную тяжесть груза.

«Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец» — скульптурная композиция рассказывает о подвигах моряков в Сталинградской битве. Боевой товарищ погиб, и моряк, собрав последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.

«Солдат, поддерживающий раненого командира» — композиция посвящена героизму командиров, не покидающих поле боя до последнего вздоха. Поддерживаемый боевым товарищем, тяжело раненый командир до последней минуты руководит боем.

«Раненый боец и воин, подхватывающий из его рук знамя» — знаменосец убит, но боевое знамя подхватывает товарищ.

«Крах фашизма» — закономерный итог: два воина разных поколений уничтожают свастику и огромную извивающуюся гидру – символы фашизма.

В основе всех композиций – контраст двух фигур: стоящей и лежащей, напряженной, устремившейся вперед и поверженной, клонящейся вниз.

«Бессмертный полк» на Площади Героев

На Площади Героев, способной вместить большое количество народу, проводятся различные массовые мероприятия. Именно на Площади Героев проходил митинг-открытие мемориального комплекса, здесь принимают присягу военнослужащие, проходят патриотические мероприятия, проводятся акции «Свет Великой Победы» и «Завтра была война».

Акция «Свет Великой Победы» на Площади Героев

В день Победы воды Озера Слез покрыты цветами и ветвями сирени, на ступенях «амфитеатра» посетители Кургана отдыхают перед дальнейшей дорогой к «Родине-матери» — мимо подпорной стены, сквозь Зал Воинской Славы.

Источник

Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане

Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу же по окончании боевых действий. С 1945-1955 гг. в стране проводился конкурс на его проект и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич.

Авторский коллектив памятника:

Главный скульптор:
Е. В. Вучетич.

Главный архитектор:
Я. В. Белопольский.

Архитекторы:
В. Л. Демин, Ф. М. Лысов.

Читайте также:  Небольшой пруд с каскадом

Скульпторы:
М. С. Алешенко, В. Е. Матросов, Л. М. Майстренко, А. А. Мельник, В. А. Моргунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков.

Руководитель инженерной группы:
академик Н. В. Никитин.

Строительство мемориала велось около 9 лет, торжественно открыт 15 октября 1967 года.

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал местом самых тяжелых и кровопролитных боев. Он являлся ключевой позицией в обороне города. На фронтовых картах обозначался как Высота 102,0. Расположенный в центре города, он занимал господствующее положение: сверху хорошо были видны переправы, промышленные объекты, железнодорожный вокзал, речной порт, просматривались также Волга и Заволжье, где располагались в те дни резервы, штабы и госпитали наших войск.

В боях на Главной высоте России, как ее стали называть, принимали участие более 36 частей и соединений. По 10-12 раз в день враг атаковал советские позиции. Бывали дни, когда его вершина несколько раз в день переходила из рук в руки. 135 дней здесь не утихали бои. Командующий 62-й армией, в дни битвы на Волге генерал-лейтенант, В. И. Чуйков в своей книге «Сражение века» писал: «Противник понимал, что завладев Мамаевым курганом, он будет господствовать над городом, заводскими поселками и над Волгой. Для достижения этой цели он не жалел ни сил, ни средств. Мы, в свою очередь, решили во что бы то ни стало удержать Мамаев курган. Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника, и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости». 26 января 1943 г. Мамаев курган был полностью освобожден от врага.

После того, как смолкли бои, склоны кургана были сплошь усеяны осколками мин, бомб, снарядов, земля была начинена кусочками смертоносного металла. На каждом квадратном метре можно было обнаружить от 500 до 1250 осколков.

Создавая известный мемориал, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить; ощутить на себе атмосферу боевых действий великой битвы на Волге, дать возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.

Мемориальный комплекс представляет собой ряд архитектурно- пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала. Он представляет собой высшую форму монументального искусства.

В основном все скульптурные композиции выполнены в железобетоне. Тротуары и площади замощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу.

Композиционным центром комплекса является скульптура «Родина-мать зовет!». Статуя господствует над городом и видна на десятки километров.

Величественный монумент создавался в течение трех лет. По первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко.

Автор комплекса Евгений Вучетич продолжал творческий поиск, и в конце концов появилось новое решение — динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда — все это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и страстный призыв к наступлению, к освобождению своего Отечества. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф. М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героического пафоса, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса».

Читайте также:  Крупнейший буроугольный бассейн восточной сибири

Общая высота скульптуры с мечом — 85 метров. Общий вес сооружения — 8 тыс. тонн.

Источник

Площадь Героев мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в г.Волгограде

  • Теги:
    • Памятник воинам 1939-1945,
    • Памятники,
    • Скульптура (Изваяние)

Оценка: +5 / 1 участник / 1 рекомендация / (+0) (-0) качество

  • Российская Федерация › Волгоградская область › Волгоград

Миновав « Стены-руины » , лестница приводит посетителей мемориала на Площадь Героев. Большой бассейн в её центре размером 26,6 м на 86 м символизирует воды Волги, неистребимость жизни, торжество над смертью и разрушением.

С левой стороны от бассейна находится Стена-Знамя длиной 112 м и высотой 8 м. На полотнище каменного стяга начертаны слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Справа — шесть монументальных двухфигурных скульптурных композиций, каждая из которых в художественной форме раскрывает героику подвига защитников Сталинграда. Все скульптурные группы высотой 6 м, выполнены из монолитного железобетона, установлены на облицованные гранитом постаменты 2,4х2,4х1 м. В этих композициях обобщён подвиг всех, кто сражался за Сталинград. Это памятник рядовым и полководцам, мужчинам и женщинам — всем, кто участвовал в героической обороне. Для скульптур характерны напряженность в лицах и телах фигур, острые линии, порыв и движение. Каждая из статуй изображает отдельный эпизод из жизни военного Сталинграда: будто молчаливо говорят нам о дружбе и воинском долге, о решительности перед лицом смерти, и героизме.

В основу шести эпизодов легли подлинные факты, истинные события Сталинградской битвы:
1. «Солдат, поддерживающий раненого товарища» — первая из шести композиций. Скульптурная композиция изображает двух воинов-защитников Сталинграда. Один из них тяжело ранен, но не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его, в другой руке он держит автомат. Оба воина готовы защищать родную землю, даже ценой собственной жизни.»Выстояв, мы победим!» — главная идея монумента.


(источник фото)

2. «Девушка-санитар, несущая раненого бойца» . Монумент посвящён вкладу женщин в победу на фронтах Великой Отечественной войны.Молодая девушка-санитарка, согнувшись под непосильной ношей, на своих плечах выносит раненого солдата с поля боя. Санитарки, рискуя своими жизнями, помогали раненым и уносили их с поля боя. Примером женского героизма в битве под Сталинградом может послужить подвиг девятнадцатилетней санитарки 269-го стрелкового полка 10-й дивизии войск НКВД Ани Бесчастновой. Во время уличных боёв в городе Аня вынесла с поля боя 50 раненых бойцов и командиров, а когда враги окружили подразделение, она заменила пулемётчика и сражалась с врагом.

В сражениях за Сталинград участвовали тысячи женщин. Они были не только медицинскими сёстрами, санитарками, врачами, но и зенитчицами, связистками, лётчицами и воевали наравне с мужчинами.


(источник фото)

3. «Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец». Монумент посвящён подвигу моряков в годы Великой Отечественной войны.Скульптура изображает морского пехотинца, бросающийся с двумя связками гранат под гусеницы танка противника, рядом с ним — раненый солдат.

Читайте также:  Фильтры для дачных прудов

Прототипом скульптору послужил матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха, который 2 октября 1942 года, объятый пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджёг его. Здесь же, на Мамаевом кургане, лежит мемориальная плита, посвященная памяти М.А. Паникахи.


(источник фото)

4. «Солдат, поддерживающий раненого командира» . Монумент иллюстрирует, как в годы Великой Отечественной войны рядовые бойцы и командующий состав плечом к плечу встали на защиту Отечества. Скульптор изобразил тяжело раненого командира, до последнего не покинувшего поля боя. Солдат поддерживает тяжело раненого офицера, который продолжает руководить боем. Сюжет основан на многочисленных примерах из истории войны, когда командиры не покидали полей сражений и солдат до последних минут своих жизней.


(источник фото)

5. «Раненый боец и воин, подхватывающий знамя». Монумент изображает, как солдат спасает знамя, подхватив его из рук упавшего раненого воина-знаменосца, и идёт в бой. Солдаты берегли знамя полка как величайшую ценность. Его защищали ценой собственных жизней, но не сдавали врагу.


(источник фото)

6. «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру». Шестая композиция символизирует Победу под Сталинградом и крах фашизма, как закономерный результат героической борьбы советского народа: два советских воина уничтожают фашистскую гидру и разламывают свастику, низвергая их в пучину волжских вод. Плечом к плечу сражались люди разных поколений и вместе они одержали верх над фашизмом.


(источник фото)

Завершает площадь стена с текстами-выписками из Приказов Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина и замурованной капсулой с обращением к потомкам.

Всего их пять, по ним можно проследить этапы великого подвига советских солдат в битве за Сталинград и узнать некоторые имена героев.
1. «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия.
Верховный Главнокомандующий И. Сталин».
2. «Сегодня, 2 февраля 1943 года, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию фашистских войск в районе Сталинграда. Раздавлен последний очаг сопротивления противника. Историческая битва завершилась полной победой наших войск. Таков исход одного из самых крупнейших сражений в истории».

3. «В боях отличились войска генералов:
Батова П.И., Борисова М.Д., Галанина И.В., Жданова А.С., Кузнецова В.И., Лелюшенко Д.Д., Малиновского Р.Я., Плиева И.А., Попова М.М., Райнина Е.А., Романенко П.Л., Толбухина Ф.И., Труфанова Н.И., Харитонова Ф.М., Чистякова И.М., Чуйкова В.И., Шапкина Т.Т., Шумилова М.С.
Танковые и механизированные корпуса генералов: Баданова В.М., Богданова С.И., Буткова В.В., Волкова М.В., Вольского В.Т., Кравченко А.Г., Павлова П.П., Полубоярова П.П., Родина А.Г., Ротмистрова П.А., Руссиянова И.Н., Свиридова К.В., Танасчишина Т.И.
Лётчики генералов: Красовского С.А., Руденко С.И., Хрюкина Т.Т.
Речники волжской флотилии контр-адмирала Рогачева Д.Д.».
4. «Осуществление плана Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и разгрому сталинградской группировки войск противника проходило под командованием командующего Юго-Западным фронтом генерала Ватутина Н.Ф., командующего Сталинградским фронтом генерала Ерёменко А.И., командующего Донским фронтом генерала Рокоссовского К.К., командующего Воронежским фронтом генерала Голикова Ф.И., под общим руководством представителей ставки Верховного Главнокомандования генерала Жукова Г.К., генерала Василевского А.М. Артиллерийским наступлением руководил представитель ставки генерал Воронов Н.Н. Действиями авиации — представители ставки генералы: Новиков А.А., Голованов А.Е., Фалалеев Ф.Я.».
5. «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»

Источник

Оцените статью